Определение №б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 063/01/10-412/2020 О НАРУШЕН... от 5 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 063/01/10-412/2020
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
К РАССМОТРЕНИЮ

05 июня 2020 г.                                                                                                                 г. Самара
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…>

УСТАНОВИЛ:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) поступило заявление ИП <…>
о действиях ООО «ЭкоСтройРесурс», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением путем навязывания невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), не соответствующих требованиям действующего законодательства.
Согласно доводам заявителя, заключение договора ООО «ЭкоСтройРесурс» по форме, не соответствующей форме типового договора, свидетельствует о злоупотреблении доминирующим положением путем навязывания невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, что приводит к ущемлению интересов потребителя в сфере предпринимательской деятельности. По мнению заявителя, вышеуказанные действия (бездействие) являются нарушением антимонопольного законодательства.
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505 (далее – Правила коммерческого учета).
В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона об отходах региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. 
В силу части 2 статьи 24.7 Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно части 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм действующего законодательства, собственники ТКО имеют обязанность заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, а региональный оператор не вправе отказать в заключении таких договоров.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» утверждена типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Указанным постановлением также утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, определяющие, в том числе, порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8(4) Правил обращения с ТКО основанием для заключения договора является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8(11) Правил обращения с ТКО потребитель в случае поступления в его адрес 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанных со стороны регионального оператора обязан в течение 15 рабочих дней со дня их поступления их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации в соответствии с пунктом 8(11) Правил обращения с ТКО.
В соответствии с пунктом 8(14) Правил обращения с ТКО региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
Согласно пункту 8(15) Правил обращения с ТКО в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Исходя из изложенного, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается на условиях типового договора и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
При этом, в случае не урегулирования возникших между сторонами разногласий, касающихся условий договора, договор считается заключенным на условиях типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Включение региональным оператором в договор условий, отсутствующих в форме типового договора и не согласованных с потребителем, может быть признано навязыванием невыгодных условий договора.

Как следует из представленных документов и сведений, ИП <…>
осуществляет деятельность по розничной торговле непродовольственными товарами (торговля обувью и изделиями из кожи) в специализированных магазинах, а именно, в нежилом помещении по адресу: г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 16. 
Вышеуказанное помещение ИП <…> занимает на основании договора аренды от 10.02.2020 г. № 09-2020/Т, заключенного между ИП <…>и <…>. Площадь данного помещения согласно условиям данного договора составляет 450 м².
11.02.2020 г. ИП <…> направил в адрес ООО «ЭкоСтройРесурс» заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Заявка на заключение договора принята ООО «ЭкоСтройРесурс» к рассмотрению.
18.02.2020 г. ООО «ЭкоСтройРесурс» подготовлен и направлен в двух экземплярах проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 15.02.2020 г. № ТКО-16379 в адрес ИП <…>, что подтверждается письмом регионального оператора от 18.02.2020 г. № 14817. 
20.02.2020 г. проект договора от 15.02.2020 г. № ТКО-16379 получен ИП <…>, что подтверждается соответствующей отметкой на сопроводительном письме регионального оператора от 18.02.2020 г.
ИП <…> в адрес ООО «Экостройресурс» был направлен протокол разногласий к указанному договору с условием об исключении пунктов № 1, 6.1, 6.2, 7.1, 8, 9, 9.1, 10, 12.6, 12.7, 13.1, 13.3, 14.5, 14.8-14.15, 16.1, 25-25.5.4, а также изменении условий договора, предусмотренных пунктами 6, 28.
Исключение вышеуказанных пунктов из договора от 15.02.2020 г. № ТКО-16379, а также внесение изменений в соответствующие пункты договора ИП <…> мотивировал тем, что данные условия не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, а именно, договор ООО «ЭкоСтройРесурс» от 15.02.2020 г. № ТКО-16379 не соответствует форме типового договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (далее – форма типового договора).
В ответ на протокол разногласий ООО «ЭкоСтройРесурс» направило в адрес ИП <…> письмо от 27.03.2020 г. с приложением протокола рассмотрения разногласий от 20.03.2020г., в соответствии с которым настаивает на включении в договор спорных пунктов в редакции регионального оператора.

По результатам рассмотрения заявления ИП <…> Самарским УФАС России в соответствии с положениями части 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) ООО «ЭкоСтройРесурс» выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением путем навязывания ИП <…>невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Вместе с тем, ООО «ЭкоСтройРесурс» не выполнено предупреждение Самарского УФАС России о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Таким образом, признаки нарушения антимонопольного законодательства могут быть установлены в случае злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в результате которого наступают или могут наступить неблагоприятные последствия в виде ограничения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
ФАС России письмами от 26.09.2011 № ИА/36399 и от 24.12.2012 № ИА/43953/12 даны разъяснения, касающиеся установления обстоятельств, связанных с навязыванием контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Согласно указанным разъяснениям, при решении вопроса о том, содержится или нет в действиях (бездействии) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта нарушение статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольными органами должно быть определено:
- совершены ли данные действия (бездействие) в допустимых пределах осуществления гражданских прав;
- налагаются ими или нет на контрагентов такого субъекта неразумные ограничения, устанавливаются ли в результате их осуществления необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Пределы осуществления гражданских прав установлены статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действия (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей). Самостоятельным итогом злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением может быть ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности.
Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа) был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с ТКО в границах зоны своей деятельности (которая приравнивается к региональным границам Самарской области).
По результатам проведенного анализа установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» занимает доминирующее положение на данном товарном рынке с долей 100%.
Имеющиеся документы и сведения свидетельствуют о навязывании ООО «ЭкоСтройРесурс» ИП <…> невыгодных для него условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Документы и сведения, представленные заявителем, подтверждают причинно-следственная связь между действиями ООО «ЭкоСтройРесурс» и наступлением последствий в виде ущемления интересов заявителя.
При указанных обстоятельствах Самарским УФАС России в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39, частью 8  статьи 39.1, частями 8, 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан приказ Самарского УФАС России о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 15.07.2019 г. № 85 в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,
руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 063/01/10-412/2020 к рассмотрению на «07» июля 2020 года в 10 часов 30 минут по адресу: Самарское УФАС России, г. Самара, ул. Ерошевского, 3А, 4 этаж.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 063/01/10-412/2020 в качестве:
- заявитель – ИП <…> (<…>);
- ответчик – ООО «ЭкоСтройРесурс» (ул. Победы, д. 14, оф. 1, г. Самара, 443083, ИНН: 6316186232).  
3. ООО «ЭкоСтройРесурс» представить в срок до «26» июня 2020 года следующие документы и сведения:
3.1. Надлежащим образом заверенные копии документов, содержащих переписку между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ИП <…> по вопросу заключения договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО (письма, протоколы разногласий, обращения, иные документы), а также документы, подтверждающие отправку и получение вышеуказанных документов;
3.2. Надлежащим образом заверенные копии документов, выставляемых ООО «ЭкоСтройРесурс» в адрес ИП <…> за коммунальную услугу по обращению с ТКО в период с 10.02.2020 г. по настоящее время;
3.3. Надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих оказание ООО «ЭкоСтройРесурс» услуг по обращению с ТКО для ИП <…> (акты оказанных услуг, универсальные передаточные документы, иные документы);

3.4. Иные документы и сведения, необходимые, по мнению ООО «ЭкоСтройРесурс», для рассмотрения дела, по существу.

4. ИП <…> представить в срок до «26» июня 2020 года следующие документы и сведения:
4.1. Общие сведения об организации по форме согласно Приложение № 1;
4.2. Учредительные документы ИП <…> в действующей редакции;
4.3. Сведения о юридических и физических лицах, входящих с ИП <…> в одну группу лиц в соответствии с приказом ФАС России от 20.11.2006 г. №293 по форме согласно Приложению №2;
4.4. Сведения о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой ИП <…>, в период с 01.01.2020 г. по настоящее время;
4.5. Надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих право владения/пользования/распоряжения объектом недвижимости, находящимся по адресу: 445047, г. Тольятти, ул. Льва Яшина, д.16 (свидетельство о праве собственности, договор аренды/пользования иные документы со всеми приложениями); 
4.6. Надлежащим образом заверенные копии заявок ИП <…> о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направленных в адрес ООО «ЭкоСтройРесурс», со всеми приложениями, а также с приложением документов, подтверждающих отправку заявок индивидуальным предпринимателем и получение писем региональным оператором. В случае отсутствия заявок, необходимо указать на это письменно.
4.7. Надлежащим образом заверенные копии документов, содержащих переписку между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ИП <…> по вопросу заключения договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО (письма, протоколы разногласий, обращения, иные документы), а также документы, подтверждающие отправку и получение вышеуказанных документов;
4.8. Надлежащим образом заверенные копии договоров (в том числе проекты договоров) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ИП <…>;
4.9. Надлежащим образом заверенные копии документов, выставляемых ООО «ЭкоСтройРесурс» в адрес ИП <…> за коммунальную услугу по обращению с ТКО в период с 10.02.2020 г. по настоящее время;
4.10. Надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих оказание ООО «ЭкоСтройРесурс» услуг по обращению с ТКО для ИП <…> (акты оказанных услуг, универсальные передаточные документы, иные документы);
4.11. Иные документы и сведения, необходимые, по мнению ИП <…>, для рассмотрения дела, по существу.

Примечание. Согласно статье 43 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
В силу части 2 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией.
Обращаем внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Приложение: на 2 листах в 1 экз.


Председатель Комиссии                                                                                        <…>


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны