Решение №5737/8 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-348/2021 от 7 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-348/2021

07 июня 2021 г.                                                                                                                                       г. Самара

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:    
Председатель Комиссии –   <…>;
            Члены Комиссии –   <…>,
                                                <…>,
рассмотрев дело № 063/05/5-348/2021, возбужденное в отношении <…> по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г № 38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»), 
в присутствии представителя: 
заявителя – ООО «Свет» (445045, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Громовой, д. 33, стр. 2, комната 33 ОГРН 1176313071659, ИНН 632102172368, дата внесения в ЕГРЮЛ записи – 21.08.2017, наименование регистрирующего органа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган – 443112, г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2а), представитель по доверенности – <…>, лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором № 44312358170293 и атрибутом «вручение адресату 14.05.2021г.»; списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 06.05.2021г., чеком ККМ от 06.05.2021г.;
в отсутствии представителя:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – <…> (<…>), лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается списком № 1 внутренних почтовых отправлений от 06.05.2021г., чеком ККМ от 06.05.2021г., отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 44312358170309, с пометкой «неудачная попытка вручения 07.05.2021г.»,
заинтересованного лица – ———
эксперта –  ———
переводчика –  ———


УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) поступило заявление ООО «Свет» о факте нарушения законодательства РФ о рекламе, выразившемся в распространении недобросовестной рекламы (вх. № 1157 от 15.02.2021 г.), в том числе перенаправленное Прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти (вх. № 1619 от 02.03.2021 г.).
Согласно заявлению ООО «Свет», в социальной сети ООО «В Контакте» 09.02.2021 г. в 17:03 был размещен видеоролик в группе (сообществе) «Натяжные потолки Тольятти | FORTUNA CEILINGS» (https://vk.com/potolokigrup163) под названием «Световые линии 2500 рублей это по Вашему дорого???» (https://vk.com/video-160312419_456239215). Данный видеоролик был снят в магазине «МегаСВЕТ», расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводское шоссе, д.10.
В видеоролике имеется фрагмент следующего содержания: «Вот представьте к примеру люстру за 60 тысяч рублей, вы ее вешаете в свое большое помещение, в зал. Или же представьте освещение будет у вас за 60 тысяч рублей, к примеру, там 25 метров световых линий. Чувствуете разницу? Освещение, которое устанавливаем мы и ленты светодиодные, которые использует наша команда, они достаточно долговечны. Освещение это не декоративное, это освещение основное идет», а также фрагмент такого содержания: «Наша команда устанавливает световые линии за 2500 рублей за погонный метр, и я часто слышу такое выражение, что это по-вашему дорого. Я сейчас нахожусь в магазине и смотрю ценники. Люстра 59500 рублей – это что такое? Это что за цены? О боже! За что? За что такие цены? 61670 рублей, ни к чему не подходи, такие цены просто! 39900 рублей за люстру – за что? За что? Тут такой диапазон. Люстры, конечно, они все современные, красивые. Но есть одно «НО» - 92660, это фиаско!».
Группа (сообщество) «Натяжные потолки Тольятти | FORTUNA CEILINGS» размещает информацию о деятельности группы компаний FORTUNA CEILINGS, контактные данные, в том числе адрес сайта  https://fortuna-ceiling.ru и телефон для консультаций +7(902)- <…>. Выложенный в данной группе (сообществе) видеоролик состоит из повествования лица о преимуществах и выгоде работать с его компанией, а в качестве аргументов он проходит внутри магазина «МегаСВЕТ» и приводит цены на различные осветительные приборы с посылом «Это что за цены?»
В рамках рассмотрения заявления в адрес ООО «Свет» (исх. № 2569/8 от 15.03.2021 г.) было направлен запрос о предоставлении сведений и уведомлении о продлении срока рассмотрения заявления на один месяц. В ответе на запрос (вх. № 2466-з от 23.03.2021 г., вх. № 2557-з от 29.03.2021 г.) ООО «Свет» предоставило сведения о рекламодателе, рекламопроизводителе, рекламораспространителе – <…> (<…>).
Самарским УФАС России в рамках рассмотрения заявления был осуществлен запрос в адрес ПАО «ВымпелКом» (исх. № 2683/8 от 16.03.2021 г.) о принадлежности номера телефона +7(902)- <…>, указанного в группе (сообществе) «Натяжные потолки Тольятти | FORTUNA CEILINGS». В ответе на запрос ПАО «ВымпелКом» (вх. № 2465/ДСП-з от 23.03.2021 г.) предоставило сведения о выделении 18.02.2019 г. абонентского номера +7(902)- <…> на основании договора об оказании услуг связи «Билайн» № 712614260 <…> (<…>).
Также Самарским УФАС России был осуществлен запрос в адрес ООО «ТаймВэб.Домены» (исх. № 2934/8 от 23.03.2021 г.) о всех контактных данных администратора доменного имени https://fortuna-ceiling.ru. В ответе на запрос ООО «ТаймВэб.Домены» (вх. № 2785-з от 06.04.2021 г.) сообщило, что администратором доменного имени fortuna-ceiling.ru является <…> (<…>).
Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В рассматриваемом видеоролике объектом рекламирования являются осветительные приборы (в частности, люстры, световые линии).
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В представленных фрагментах видеоролика присутствует некорректное сравнение рекламируемого товара (освещения, световых линий) лицом, представляющим группу компаний FORTUNA CEILINGS, с находящимися в обороте товарами (люстрами), представленными в магазине «МегаСВЕТ».
Согласно пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В рассматриваемых фрагментах видеоролика выделяются преимущества рекламируемого товара (освещение, световые линии), которые проявляются в более выгодном ценообразовании «2500 рублей за погонный метр» и делается акцент «Освещение это не декоративное, это освещение основное идет», перед находящимися в обороте товарами (люстрами), которые реализуются продавцом в магазине «МегаСВЕТ».
Как указано в пункте 29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Таким образом, видеоролик с повествованием лица, представляющего группу компаний FORTUNA CEILINGS, содержит признаки нарушения пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 1 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 настоящего закона.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, Комиссия Самарского УФАС России возбудила производство по делу № 063/05/5-348/2021 по признакам нарушения рекламного законодательства.
Определением о возбуждении дела № 063/05/5-348/2021 и назначении дела к рассмотрению (исх. № 3864/8 от 16.04.2021г.) ООО «Свет» было надлежащим образом уведомлено о рассмотрении дела 06.05.2021 г., что подтверждается списком почтовых отправлений № 1 от 19.04.2021 г., чеком ККМ от 19.04.2021 г., отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44312358048561 с атрибутом «вручение адресату 23.04.2021». 
<…> согласно определения о возбуждении дела № 063/05/5-348/2021 и назначении дела к рассмотрению (исх. № 3864/8 от 16.04.2021г.) необходимо было представить документы и сведения, необходимые для рассмотрения данного дела 06.05.2021 г., о чем он также был надлежащим образом уведомлен, что подтверждается списком почтовых отправлений № 1 от 19.04.2021 г., чеком ККМ от 19.04.2021 г., отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44312358048561 с атрибутом «вручение адресату почтальоном 20.04.2021».
В соответствии с Указом Президента РФ от 23.04.2021г. № 242 «Об установлении на территории РФ нерабочих дней в мае 2021 г.» с 04 по 07 мая 2021 г. были установлены нерабочие дни. В соответствии с данным Указом, Комиссия Самарского УФАС России определила отложить рассмотрение дела № 063/05/5-348/2021, назначив его рассмотрение на 27.05.2021 г.
Согласно пункта 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020. № 1922 (далее – Правила), дело рассматривается антимонопольным органом в течение одного месяца со дня его возбуждения. В исключительных случаях срок рассмотрения дела может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на два месяца. Месячный срок рассмотрения дела № 063/05/5-348/2021 истекал 16.05.2021 г. Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 31 Правил Комиссия Самарского УФАС России определила продлить срок рассмотрения дела № 063/05/5-348/2021 на два месяца.
Определением о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № 063/05/5-348/2021 (исх. № 4492/8 от 06.05.2021г.) <…> и ООО «Свет» были уведомлены, что подтверждается списком почтовых отправлений № 1 от 06.05.2021 г., чеком ККМ от 06.05.2021 г., отчетами об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами № 44312358170309 (атрибут «неудачная попытка вручения 07.05.2021» <…>) и № 44312358170293 (атрибут «вручение адресату 14.05.2021» ООО «Свет»).
В связи с непредставлением документов и сведений от <…> согласно определению (исх. № 3864/8 от 16.04.2021г.), Самарским УФАС России был осуществлен запрос в адрес отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области (исх. № 4590/8 от 11.05.2021г.) об информации по адресу места регистрации/проживания (пребывания) гражданина <…>. В своем ответе отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области (вх. № 4044-з от 21.05.2021г.) представил сведения, что <…>, 26.05.1989 г.р., зарегистрирован по месту жительства 15.01.2013 г. по адресу: Самарская область, Центральный район, г. Тольятти, ул. Комсомольская, д.167, кв.42.
На основании изложенного Самарское УФАС России осуществляло уведомление <…> надлежащим образом именно по месту регистрации и жительства: <…>. 
Одновременно с этим, стоит отметить первоначальное получение определения от 16.04.2021 г. № 3864/8 лицом, что подтверждает отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44312358048561 с атрибутом «вручение адресату почтальоном 20.04.2021». 
Заслушав объяснения ООО «Свет», рассмотрев материалы дела № 063/05/5-348/2021, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке. 
Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, видеоролик «Световые линии 2500 рублей это по Вашему дорого???» (https://vk.com/video-160312419_456239215), размещенный в группе (сообществе) социальной сети «В Контакте» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (в частности, люстры, световые линии).
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В представленных фрагментах видеоролика присутствует некорректное сравнение рекламируемого товара (освещения, световых линий) лицом, представляющим группу компаний FORTUNA CEILINGS, с находящимися в обороте товарами (люстрами), представленными в магазине «МегаСВЕТ».
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.
Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов (группы лиц), при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В свою очередь, хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммер-ческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. Данное понятие закреплено пунктом 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции».
В материалах дела и в ходе слушания Комиссии Самарского УФАС России не представлена информация, сведения, документы, подтверждающие наличие конкурентных отношений между ООО «Свет» и физическим лицом <…>.
Следовательно, Самарское УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях <…> признаков нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В рассматриваемых фрагментах видеоролика выделяются преимущества рекламируемого товара (освещения, световых линий), которые проявляются в более выгодном ценообразовании «2500 рублей за погонный метр» и делается акцент «Освещение это не декоративное, это освещение основное идет», перед находящимися в обороте товарами (люстрами), которые реализуются ООО «Свет» в магазине «МегаСВЕТ». 
Кроме того, имеется также фрагмент такого содержания: «Наша команда устанавливает световые линии за 2500 рублей за погонный метр, и я часто слышу такое выражение, что это по-вашему дорого. Я сейчас нахожусь в магазине и смотрю ценники. Люстра 59500 рублей – это что такое? Это что за цены? О боже! За что? За что такие цены? 61670 рублей, ни к чему не подходи, такие цены просто! 39900 рублей за люстру – за что? За что? Тут такой диапазон. Люстры, конечно, они все современные, красивые. Но есть одно «НО» - 92660, это фиаско!».
В представленных дополнениях ООО «Свет» пояснило, что торговая площадь магазина «МегаСВЕТ» составляет 1300 кв.м. Товары, в том числе осветительные электроприборы, размещены в торговом зале по ценовой категории, то есть от минимальной до максимальной цены, в возрастающем порядке. Цены на осветительные электроприборы варьируются в диапазоне от 1500 до 100000 руб. 
<…> в рекламном видеоролике акцентирует внимание на категорию товаров с максимальными ценами, оставляя при этом товар с минимальными ценами «за кадром».
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Таким образом, принимая во внимание пояснения ООО «Свет», Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о нарушении пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» <…>.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение   пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламодатель.
<…> является рекламодателем указанного видеоролика, что подтверждается материалами дела, в том числе:
1. Дополнения к заявлению ООО «Свет» № 7 от 25.03.2021 г.;
2. Сведения, представленные ООО «ТаймВэб.Домены» № 03-02/49/21-д от 06.04.2021г.;
3. Сведения, представленные ПАО «ВымпелКом» № ЦР-04/22805 от 23.03.2021 г.;
4. Служебной запиской Самарского УФАС России от 16.04.2021г.;
5. Определением о возбуждении дела № 063/05/5-348/2021 от 16.04.2021 г.
Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о продолжении нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в действиях <…>, в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.  
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

РЕШИЛА:

1.    Признать ненадлежащей размещенную рекламу <…>  в группе (сообществе) социальной сети «В Контакте» https://vk.com/video-160312419_456239215 под названием «Световые линии 2500 рублей это по Вашему дорого???», поскольку она содержит нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2.    Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе <…> не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <…>.  

Резолютивная часть решения оглашена 27 мая 2021 г.
Решение изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 г.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии                                                                                   <…>

Члены Комиссии                                                                                               <…>

                                                                                                                         <…>
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны