Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-1149/2021 от 29 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-1149/2021

 

29.03.2022 года                                                                                                          г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ….;

            Члены Комиссии –   ….,

                                                …. (включена в состав Комиссии приказом № 96 от 09.03.2022 г. «О внесении изменений в приказ от 14.01.2021 г. № 2 «О создании Комиссии по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе»),

рассмотрев дело № 063/05/05-1150/2021, возбужденное в отношении З. А.А., М. Д.В. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно части 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г № 38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе») посредством видеоконференцсвязи, 

в отсутствии представителей:

заявителя (….), лицо уведомлялось надлежащим образом по электронной почте.

в присутствии представителя:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (), А.Т.К. (доверенность  от 30.12.2021г.), лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 80091969917351 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 02.03.2022», списком внутренних почтовых отправлений № 177 (Партия 161) от 16.02.2022 г., чеком ККМ от 16.02.2022 г., а также по электронной почте.

в отсутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламеМ.Д. В.(), лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 800991969917344 и атрибутом «вручение адресату 01.03.2022», списком внутренних почтовых отправлений № 177 (Партия 161) от 16.02.2022 г., чеком ККМ от 16.02.2022 г.

заинтересованного лица – ———

эксперта –  ———

переводчика –  ———

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступило по электронной почте заявление … (вх. № 937-гр от 31.08.2021 г.) о наличии признаков нарушения рекламного законодательства в отношении неизвестных лиц при размещении рекламных записей в социальной сети «В Контакте».

Заявитель указала, что в рекламных записях курсов использовано изображение МБОУ школа № 122 г.о. Самара. При этом школа не имеет никакого отношения к данным курсам. Поэтому такая реклама вводит в заблуждение потенциальных клиентов.

Самарским УФАС России была осмотрена рекламная запись в социальной сети «В Контакте» ..., о чем составлен акт № 1 от 01.09.2021 г.

Рекламная запить сделана с изображением школы № 122 г.о. Самара от Курсов ЕГЭ и ОГЭ LANCMAN SCHOOL Самара и содержит следующий текст: «БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ! Мы, те самые курсы САМАРЫ (»), которые с 2008 года стабильно умеем повышать успеваемость школьников 6-11 классов и готовить к ОГЭ/ЕГЭ по любым предметам на высокие баллы. И наши выпускники, которые поступили на бюджет в лучшие ВУЗы России этому доказательство! А еще мы можем помочь Вашему ребенку выбрать профессию на курсе «Профориентация»! Записывайтесь на бесплатное пробное занятие прямо сейчас – https://vk.com/app5619682-183186815 или пишите - https://vk.me/club183186815».

Данная реклама содержит признаки нарушения рекламного законодательства, а именно части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).

Самарским УФАС России была осмотрена группа в социальной сети «В Контакте», относящаяся к «Курсы ЕГЭ и ОГЭ LANCMAN SCHOOL Самара». В качестве контактных данных указан номер телефона ….

Самарское УФАС России осуществило запрос в адрес ООО «Т2 Мобайл» (исх. № 9008/8 от 03.09.2021г.) для получения сведений о принадлежности номера телефона ….

В своем ответе ООО «Т2 Мобайл» (вх. № 7578-з от 20.09.2021г., № 7667-з от 22.09.2021г.) представило сведения, что абонентский номер … закреплен за … на основании договора об оказании услуг связи.

Самарское УФАС России осуществило запрос в адрес ООО «В Контакте» (исх. № 8981/8 от 03.09.2021г.) с целью получения сведений о лице, разместившем рекламную запись в социальной сети.

ООО «В Контакте» представило ответ (вх. № 7443-з от 14.09.2021г., № 7625-з от 21.09.2021г.), что рассматриваемая спорная рекламная запись по адресу  была размещена ООО «Информпартнер». Период размещения спорной рекламной записи: с 26 августа 2021 г. по 02 сентября 2021 г.

Самарское УФАС России осуществило запрос (исх. № 9934/8 от 30.09.2021г.) в адрес ООО «Информпартнер» для установления рекламодателя спорной рекламной записи.

В связи с вышеизложенным, Самарским УФАС России усматривалась необходимость продления срока рассмотрения заявления (исх. № 9932/8 от 30.09.2021г.), о чем заявитель Б. Г.В. была уведомлена по электронной почте.

В связи с возбуждением Самарским УФАС России дела № 063/04/19.8-1019/2021 об административном правонарушении по части 6 статьи 19.8 КоАП РФ в отношении ООО «Информпартнер», принятие решение по заявлению было приостановлено 27.10.2021 г., о чем заявитель была уведомлена по электронной почте. После вступления в законную силу постановления по делу № 063/04/19.8-1019/2021 об административном правонарушении, Самарское УФАС России возобновило рассмотрение заявления 13.12.2021 г., о чем заявитель также была уведомлена по электронной почте.

ООО «Информпартнер» представило ответ (вх. № 1407/21 от 09.11.2021г.), что рекламная запись . размещалась в рамках договора № 618 оказания рекламных услуг, согласно которому заказчиком рекламы является Зимин Александр Андреевич.

Согласно пункта 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Так, рекламная запись «Курсы ЕГЭ и ОГЭ LANCMAN SCHOOL Самара» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рекламная запись сделана с целью продвижения курсов английского языка «Курсы ЕГЭ и ОГЭ LANCMAN SCHOOL Самара», которые являются платными образовательными услугами. Информация об их принадлежности или взаимосвязанности с школой № 122 имени Д. В.Г. городского округа Самара отсутствует. Так, потребители рекламы вводятся в заблуждение относительно компании «LANCMAN SCHOOL», которая использует изображение муниципального бюджетного образовательного учреждения, пытаясь привлечь внимание как можно большего количества детей и родителей, а также вызвать дополнительное доверие.

Таким образом, реклама LANCMAN SCHOOL содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных части 7 статьи 5 настоящего закона.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия Самарского УФАС России возбудила дело № 063/05/5-1149/2021 в отношении З. А.А.

Определением о возбуждении дела № 063/05/5-1149/2021 от 15.12.2021г. было назначено на 13.01.2022г. в 14.30.

З.А.А. представил пояснения (вх. № 74/22 от 10.01.2022г.), согласно которым указал, что «28» декабря 2021г. им было получено Определение УФАС по г. Самарской области о возбуждение дела № 063/05/5-1149/2021 и назначении дела к рассмотрению от 15.12.2021г.

Довожу до сведения УФАС по г. Самарской области, что между мной как Заказчиком и ООО «Информпартнер» как Исполнителем был заключен Договор на оказание рекламных № 618 от 23.08.2021г. В рамках данного договора Исполнитель обязался разместить подготовленные мной рекламные материалы в социальной сети «Вконтатке», а З. А.А. должен был оплатить соответствующие услуги.

Заключение данного договора было связано с желанием З.А.А. изучить на практике и протестировать в качестве фрилансера деятельность по продвижению и рекламе в сети интернет, в социальных сетях каких-либо товаров, работ и услуг различных хозяйствующих субъектов, с перспективой сделать такую деятельность в качестве дополнительного источника своих доходов. При этом где-то в середине августа 2021 по рекламе З. А.А. связался кто-то из представителей (не помню его имени) репетиторской школы Lancman School с просьбой помочь в организации размещения объявления в соц. сети «Вконтакте». З.А.А. сказал, что готов взяться за данную задачу «под ключ» (то есть осуществить все необходимые действия до получения конечного результата - подготовке и размещению рекламы в социальной сети), правда, никаких договоров в письменной форме в данном случае со школой не заключалось, это была устная договоренность.

Ввиду отсутствия достаточных знаний и навыков в указанной сфере по размещению рекламы в соцсети «Вконтакте» мной было принято решение заключить договор на размещение тестовой рекламы с одной из действующих рекламных компаний в своем регионе - с ООО «Информпартнер» (приемлемые условия и стоимость услуг, крупная компания, удобная локализация в Казани). Данная рекламная компания была рекомендована знакомым.

В качестве тестовой рекламы в рамках первой Заявки № 1 от 23.08.2021г. к Договору № 618 от 23.08.2021г. как рекламодателем был определен следующий текст для школы Lancman School: «БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ! Мы, те самые курсы САМАРЫ (ул. Мичурина 15, ТЦ «Аквариум»), которые с 2008 года стабильно умеем повышать успеваемость школьников 6-11 классов и готовить к ОГЭ/ЕГЭ по любым предметам на высокие баллы. И наши выпускники, которые поступили на бюджет в лучшие ВУЗы России этому доказательство! А еще мы можем помочь Вашему ребенку выбрать профессию на курсе «Профориентация»! Записывайтесь на бесплатное пробное занятие прямо сейчас – ... или пишите - ...».

Что касается размещенной в объявлении фотографии некой школы, а именно:

 

когда З.А.А. выбирал данное фото для рекламы, не думал, что это какая-то реальная школа в пригороде г. Самары, которая до сих пор существует в первозданном виде и осуществляется свою деятельность - с учетом вида, фасада здания, его рельефов, наличия большой красной звезды на вершине фасада, традиционных для советского периода железных ворот с размещенным на них картонным транспарантом с каким-то текстом - я полагал, что это некое историческое фото школы советских времен 50-60 годов 20 века, некий собирательный образ образовательного учреждения периода коммунизма - времени, когда отечественное образование считалось качественным и доступным каждому.

Вместе с тем, само по себе размещение такой фотографии в спорной рекламе не может образовывать состав правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», которая устанавливает, что «не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы»:

  • во-первых, вся необходимая информация в подготовленной мной рекламе имеется;
  • во-вторых, размещение фотографии некой школы не может вводить потребителя в заблуждение и каким-либо образом искажать смысл информации в условиях, когда рекламодатель прямо и недвусмысленно указал адрес школы Lancman School:                                  ул. ..., Т...- любой житель Самары понимает, где находится                      ... и соответствующий ....С учетом указанного, полагаю, что в рамках возбужденного производства по делу о размещении спорной рекламы в моих действиях как рекламодателя отсутствуют какие-либо нарушения положений ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

После размещения первой тестовой рекламы по Заявке № 1 от 23.08.2021 к Договору в социальной сети «Вконтакте» стал более подробно изучать данное направление рекламного бизнеса, понял, что оно для меня не так интересно и перспективно, как я изначально полагал (конкурентная среда, постоянное технологическое усложнение рекламной деятельности, трудности поиска и удержания клиентов требуют большего временного и финансового вклада, которые у меня на текущий момент отсутствуют). В итоге я принял решение прекратить с 02.09.2021г. рекламную кампанию, начатую по Заявке № 1 от 23.08.2021г. к Договору, и вообще закрыть для себя данное направление деятельности.

Определением о продлении и отложении дела № 063/05/5-1149/2021 (исх. № 185-1/8 от 13.01.2022г.) срок рассмотрения дела был продлен на 2 месяца.

Самарское УФАС России направило запрос в адрес членов Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции при Самарском УФАС России относительно использования изображения бюджетного образовательного учреждения в рекламе курсов ЕГЭ и ОГЭ Lancman School.

В период с 19.01.2022 г. по 10.02.2022 г. в рамках заочного заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Экспертный совет) на повестку было вынесено рассмотрение рекламы, распространяемой в социальной сети «В Контакте» сети Интернет по ссылке ...:

«Рекламная запить сделана с изображением школы № 122 г.о. Самара, при этом данная реклама Курсов ЕГЭ и ОГЭ LANCMAN SCHOOL Самара, которая содержит следующий текст: «БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ! Мы, те самые курсы САМАРЫ (ул. Мичурина 15, ТЦ «Аквариум»), которые с 2008 года стабильно умеем повышать успеваемость школьников 6-11 классов и готовить к ОГЭ/ЕГЭ по любым предметам на высокие баллы. И наши выпускники, которые поступили на бюджет в лучшие ВУЗы России этому доказательство! А еще мы можем помочь Вашему ребенку выбрать профессию на курсе «Профориентация»! Записывайтесь на бесплатное пробное занятие прямо сейчас – ... или пишите - h....

На повестке был задан вопрос – данный рекламный образец вводит в заблуждение потребителей относительно места оказания услуг?

В голосовании приняли участие 10 членов Экспертного совета.

В соответствии с поставленным вопросом 8 членов Экспертного совета согласились с утверждением о том, что данная реклама содержит нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно вводит потребителя в заблуждение, 2 члена Экспертного совета указали на отсутствие введения в заблуждение в рекламе.

Многие члены Экспертного совета указали на то, что спорная реклама вводит в заблуждении потребителей относительно места оказания услуг.

«Пользователя вводят в заблуждение фотографией школы, находящейся по другому адресу и, скорее всего, не имеющей отношения к данным курсам. Тем более, что курсы заявлены по адресу ... ТЦ Аквариум. Вместе с тем совпадения одной и той же фото школы на разных рекламных текстах наводит на мысль, что школа может иметь к этому какое-то отношение»;

«Да, данная реклама вводит в заблуждение потребителя относительно места проведения занятий. В тексте есть определенная не доказанная самоуверенность – прошел у нас курс и ты поступил на бюджет в ведущий вуз страны. Тоже самое касается и высоких баллов на экзаменах. Они пишут конкретно: МЫ УМЕЕМ ГОТОВИТЬ К ОГЭ/ЕГЭ ПО ЛЮБЫМ ПРЕДМЕТАМ НА ВЫСОКИЕ БАЛЛЫ»;

«Потребитель может посчитать, что курсы организованы на базе учебного заведения»;

«Реклама содержит информацию, которая вводит в заблуждение потребителей относительно места оказания услуг (при этом услуги оказываются по адресу: ул. ..., а не по адресу расположения школы № 122). Кроме того, полагаю, что реклама содержит утверждение относительно результатов занятий, достоверность которых не может быть гарантирована рекламодателем («стабильно умеем повышать успеваемость школьников 6-11 классов и готовить к ОГЭ/ЕГЭ по любым предметам на высокие баллы 100»;

«Рекламный образец вводит в заблуждение потребителей относительно места оказания услуг потому, что в рекламной записи указывается адрес курсов. Любому самарцу, даже если он не был в ТЦ «Аквариум», понятно, что на фото изображено другое здание, совершенно не похожее на какой-либо торговый центр. P.S. Безграмотный текст рекламы, предлагающей образовательные услуги, по сути является антирекламой и априори наносит ущерб возможным потребителям»;

«Данный рекламный образец действительно вводит в заблуждение потребителей относительно места оказания услуг, потому что на фото здание школы № 122. Создается впечатление, что именно там и проходят курсы»;

«Получается, что занятия проходят в здании школа № 122».

Место оказания услуг не привязано к изображенному объекту».

По итогам голосования Экспертным советом принято решение признать рекламу Курсов ЕГЭ и ОГЭ LANCMAN SCHOOL Самара, распространенную в социальной сети «В Контакте» с использованием изображения школы № 122 г.о. Самара, несоответствующей требованиям рекламного законодательства Российской Федерации.

Заслушав пояснения заявителя, З.А.А., рассмотрев материалы дела № 063/05/5-1149/2021, протокол голосования Экспертного совета, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Так, рекламная запись «Курсы ЕГЭ и ОГЭ LANCMAN SCHOOL Самара» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рекламная запись сделана с целью продвижения курсов английского языка «Курсы ЕГЭ и ОГЭ LANCMAN SCHOOL Самара», которые являются платными образовательными услугами. Информация об их принадлежности или взаимосвязанности с школой № 122 имени Д.В.Г. городского округа Самара отсутствует. Так, потребители рекламы вводятся в заблуждение относительно компании «LANCMAN SCHOOL», которая использует изображение муниципального бюджетного образовательного учреждения, пытаясь привлечь внимание как можно большего количества детей и родителей, а также вызвать дополнительное доверие.

Согласно п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые ФЗ «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Поскольку спорный рекламный образец вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно места оказания услуг действия З.А.А. содержат нарушение                 ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с ч. 6 ст.38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 указанного закона несет рекламодатель.

З. А.А. является рекламодателем указанной рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

1. Служебная записка Самарского УФАС России от 15.12.2021 г.;

2. Определение о возбуждении дела № 063/05/5-1149/2021 от 15.12.2021 г.;

3. Пояснения З. А.А. (вх. № 74/22 от 13.01.2022г.);

4. Договор оказания рекламных услуг № 168 от 23.08.2021г., заключенный с ООО «Информпартнер»;

5. Протокол голосования в рамках заочного заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Самарской области.

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

  Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

 Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Доказательства, подтверждающие нарушение требований рекламного законодательства РФ М. Д.В., в материалах дела отсутствуют.

Поскольку в настоящее время реклама не распространяется у Комиссии Самарского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п. 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу «Курсы ЕГЭ и ОГЭ LANCMAN SCHOOL Самара», распространенную З.А.А. в социальной сети «В Контакте» с использованием изображения школы № 122 г.о. Самара, несоответствующей требованиям рекламного законодательства Российской Федерации, поскольку она содержит нарушение требований ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание З. А.А. о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.                    

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения в отношении З. А.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2022 г.

Решение изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        М.А.Ш.

 

Члены Комиссии                                                                                                        Е.В. К.

 

                                                                                                                               У.А. В.

Связанные организации

Связанные организации не указаны