Определение б/н Решение по делу № 63-9085-14/8 от 3 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 63-9085-14/8

30 января 2015г.                                                                                     г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» января 2015 года

В полном объеме решение изготовлено «30» января 2015 года

    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России; - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии -     А.Р. Б., заместитель руководителя  Управления;

 

Члены Комиссии:                           М. И.А., начальник отдела контроля рекламного законодательства;                

Е.О.Ф., главный специалист-эксперт отдела контроля рекламного законодательства;                         Б. В.А., главный эксперт сектора рассмотрения обращений по вопросам обязательного страхования отдела по работе с обращениями потребителей страховых услуг Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, 

 

в присутствии представителей:

 

заявителя по делу – ООО «Росгосстрах» …..

 

ответчика по делу – СОАО «ВСК»…….

рассмотрев дело № 63-9085-14/8 по признакам нарушения СОАО «ВСК»  части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

Самарским УФАС России рассмотрена жалоба ООО «Росгосстрах» (в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Самарской области) о наличии признаков нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») в действиях СОАО «ВСК» (Самарский филиал СОАО «ВСК») (далее - Заявление).

Из заявления следует, что 27.06.2014г. на сайте www.zakupki.gov.ru был объявлен открытый конкурс на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств «ОСАГО» для нужд муниципального предприятия                    г.о. Самара «Жиллидер» - извещение № 31401291039.

В соответствии с Протоколом № 20-2014 рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 28.07.2014г. участникам конкурса были признаны ООО «Росгосстрах» и СОАО «ВСК».

Одним из критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе указан - «Цена договора».

В соответствии с Протоколом № 21-2014 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 28.07.2014г. победителем было признано СОАО «ВСК», поскольку ему был присвоен высший бал по критерию «Цена договора».

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ  об ОСАГО (в ред. от 23.07.2013 № 251-ФЗ, изменения вступили в силу с 1 сентября 2013 года) страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

При этом установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками.  Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами (п. 6 ст. 9 ФЗ-40 об ОСАГО (в ред. от 23.07.2013 № 251-ФЗ, изменения вступили в силу с 1 сентября 2013 года).  

С целью корректного расчета страховой премии, ООО «Росгосстрах  определило действующий КБМ (коэффициент бонус - малус) путем запроса по каждому транспортному средству в Единой Автоматизированной Системе РСА.

ООО «Росгосстрах» считает, что при расчете страховой премии СОАО «ВСК» преднамеренно применило понижающие коэффициенты по ряду транспортных средств, в частности КБМ (коэффициент бонус - малус), не подтвержденные данными из АИС РСА, тем самым нарушило требования Федерального закона от 25.04.20002 №40-ФЗ об ОСАГО (в ред. от 23.07.2013 N 251-ФЗ, изменения вступили в силу с 1 сентября 2013 года), а также ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», т.к. совершило действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении обязательного страхования транспортных средств.

На заседании Комиссии представитель ООО «Росгосстрах» поддержал позицию, изложенную в жалобе.

Представитель СОАО «ВСК» на заседании Комиссии (20.01.2015г.) не согласился с доводами Заявителя и пояснил, что в расчете страховой премии по всем транспортным средствам им был применен коэффициент бонус – малус, равный 0,85 согласно «усредненным» расчетам.

Рассмотрев и проанализировав материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссией установлено следующее.

27.06.2014г. на сайте www.zakupki.gov.ru был объявлен открытый конкурс на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств «ОСАГО» для нужд муниципального предприятия г.о. Самара «Жиллидер» - извещение                  № 31401291039.

В соответствии с информацией, размещенной на сайте www.zakupki.gov.ru по закупке № 31401291039 на 27.06.2014г. КБМ был равен – 1,00 по всем транспортным средствам.

04.07.2014г. в адрес заказчика - МП г.о. Самара обратился Участник закупки – ОСАО «РЕСО-Гарантия» с просьбой внести изменения в конкурсную документацию и привести документацию в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств», поскольку начальная (максимальная) цена контракта определена с нарушением действующего законодательства, а именно КБМ в конкурсной документации не соответствует КБМ единой базе РСА.

04.07.2014г. Заказчик внес изменения в расчет начальной цены договора, изменив показатель КБМ на 2,45 по всем транспортным средствам.

Из ответа МП г.о. Самара «Жиллидер» на обращение ОСАО  «РЕСО-Гарантия» следует, что в связи с тем, что Заказчик не может спрогнозировать ситуацию по ДТП на будущий период и не располагает доступом к единой базе РСА, принято решение при расчете начальной  (максимальной) цены договора применить КБМ равный - 2,45.         

В соответствии с Протоколом № 20-2014 рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 28.07.2014г. участниками конкурса были признаны ООО «Росгосстрах» и СОАО «ВСК».

Одним из критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе указана - «Цена договора». Значимость критерия – 80%.

В соответствии с Протоколом № 21-2014 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 28.07.2014г. победителем было признано СОАО «ВСК», предложившее меньшую цену договора – 237 189,78 руб. (ООО «Росгосстрах – 298 350,72 руб.»), следовательно, ему был присвоен высший бал по критерию «Цена договора», при этом СОАО «ВСК» применило коэффициент бонус-малус равный 0,85 (ООО «Росгострах» - от 0,9 до 1,55) по всем транспортным средствам.

Исходя из п. 10 протокола № 21-2014 от 28.07.2014г. оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе следует, что СОАО «ВСК» по критерию «Цена договора» получило высший бал - 80 %, предложив меньшую цену договора - 237 189,78 руб. (ООО «Росгосстрах» - 63,6 % при цене договора – 298 350,72 руб.).

По критерию «Качественные и функциональные характеристики объекта закупки» и СОАО «ВСК» и ООО «Росгосстрах» получили одинаковое количество балов – 100.

По критерию «Квалификация участника закупки …»  СОАО «ВСК» получило 21,3 балла, а ООО «Росгосстрах» - 100 баллов.

В случае, если бы СОАО «ВСК»  произвело бы расчет начальной цены договора с применением КБМ, указанного в базе РСА, то оно бы набрало меньшее количество баллов и не стало бы победителем конкурса.

Все участники конкурса ведут свою деятельность на одном товарном рынке – рынке страховых услуг ОСАГО. Подача заявок участниками конкурса свидетельствует об их желании заключить контракт с Заказчиком - МП                    г.о. Самара «Жиллидер», тем самым получить дополнительный доход для своей организации.

В рамках рассмотрения дела представителем СОАО «ВСК» представлены данные (вх. № 326-з от 20.01.2015г.) расчета КБМ по данным АИС РСА ОСАГО по состоянию на 28.07.2014г. (срок окончания подачи заявок) и 06.08.2014г. (срок начала страхования), согласно которым СОАО «ВСК» применил заниженный коэффициент бонус-малус.

В п. 3.6.1. конкурсной документации указано, что описание участниками закупки оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик , в случае если они являются предметом конкурса, осуществляется в соответствии с требованиями конкурсной документации.

Согласно п. 7.12 информационной карты конкурса начальная (максимальная) цена должна быть рассчитана тарифным методом в  соответствии с Постановлением Правительства РФ № 739 от 08.12.2005г.  

Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии со статьей 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В пункте 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» определено, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция. В соответствии с ч.9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для установления факта недобросовестной конкуренции Самарским УФАС России проанализировано наличие трех обстоятельств: первое обстоятельство -факт распространения сведений, такое распространение имело место в заявке на участие в конкурсе. Вторым обстоятельством является ложность, неточность или искажения распространенных сведений, так в приложении № 1 к заявке на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств «ОСАГО» для нужд муниципального предприятия                    г.о. Самара «Жиллидер» - извещение № 31401291039, СОАО «ВСК» применило заниженный коэффициент бонус-малус, чем занизило цену договора. Третьим обстоятельством является  вероятность причинения этими сведениями убытков хозяйствующему субъекту либо нанесение ущерба его деловой репутации – применив заниженный коэффициент бонус-малус, указав в приложении № 1 к заявке на участие в конкурсе цену договора меньше цены договора ООО «Росгосстрах», общество планировало получить наивысший бал по данному критерию, что и произошло, а также  послужило основанием для признания его победителем конкурса.

Также комиссия исследовала довод Ответчика о том, что Общество применило «усредненный» расчет.

Комиссия пришла к выводу о том, что, согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ об ОСАГО (в ред. от 23.07.2013 N 251-ФЗ, изменения вступили в силу с 1 сентября 2013 года) страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

При этом установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками.  Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами (п. 6 ст. 9 ФЗ-40 об ОСАГО в ред. от 23.07.2013 № 251-ФЗ, изменения вступили в силу с 1 сентября 2013 года).

В соответствии с п. 10.1. ст. 15 ФЗ-40 об ОСАГО (в ред. от 23.07.2013              № 251-ФЗ, изменения вступили в силу с 1 сентября 2013 года) при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Из изложенного следует, что СОАО «ВСК», применив минимальный расчет  КБМ, нарушил нормы ФЗ-40 об ОСАГО (в ред. от 23.07.2013 № 251-ФЗ, изменения вступили в силу с 1 сентября 2013 года).  

В ходе рассмотрения дела 63-9085-14/8  Комиссия пришла к выводу, что действия СОАО «ВСК» по представлению недостоверных сведений в приложении № 1 к заявке на участие в открытом конкурсе на право заключить договор на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств «ОСАГО» для нужд муниципального предприятия г.о. Самара «Жиллидер» являются недобросовестной конкуренцией, были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке по оказанию страховых услуг ОСАГО.

Недобросовестная конкуренция со стороны СОАО «ВСК» могла повлечь за собой ограничение конкурентных прав и негативные последствия для остальных участников конкурса путем получения незаконного преимущества.

Учитывая, что в заявках участников предложение по цене договора должны быть одинаковы в силу нормативного регулирования стоимости страхования, оба участника должны были получить одинаковое количество баллов по критерию «Цена договора». В указанном случае согласно протоколу № 21-2014 от 28.07.2014г. оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе победителем подлежало признать ООО «Росгосстрах».

Объяснения СОАО «ВСК» о применении «усредненных» данных, Комиссия не принимает во внимание, поскольку страховщик достаточно долго работает на данном рынке, имеет достаточный опыт по участию в конкурсах на заключение контракта и ему известны правила расчета, применимые к услугам ОСАГО. СОАО «ВСК» не применило КБМ ни из конкурсной документации, ни из АИС РСА.

Поскольку договор на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств «ОСАГО» для нужд муниципального предприятия г.о. Самара «Жиллидер» с СОАО «ВСК» не заключен, Комиссия Самарского УФАС решила не выдавать предписание.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 

Решила:

1. Признать действия СОАО «ВСК» по представлению в приложении № 1 «Расчет страховой премии» к Заявке на участие в открытом конкурсе на право заключить договор на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств «ОСАГО» для нужд муниципального предприятия г.о. Самара «Жиллидер» - извещение № 31401291039 недостоверных сведений, нарушающими пункт 1 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание по делу № 63-9085-14/8 в отношении СОАО «ВСК» не выдавать.

3. Передать материалы дела № 63-9085-14/8 должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения административного дела по статье 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии:                                                     А.Р. Б.

                                                                                             

                                                                                              И.А. М.

 

Члены Комиссии:                                                                 Е.О. Ф.

 

В.А. Б.

 

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны