Предупреждение №11566/10 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 4 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России), рассмотрев информацию, содержащую сведения о заключении администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области (далее – Администрация) договора о передаче в безвозмездное пользование объектов газового хозяйства и дополнительного соглашения к нему без проведения торгов, выявило в действиях Администрации признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

 

18.03.2010 между Администрацией и ООО «Волжская газовая компания» (далее – Общество) был заключен договор о передаче в безвозмездное пользование объектов газового хозяйства (далее – Договор).

В соответствии с пунктом 2.1 объектом договора являются объекты газового хозяйства, построенные за счет средств местного бюджета и являющиеся муниципальной собственностью.

Объекты газового хозяйства передаются в безвозмездное пользование на срок 5 лет с момента подписания акта приема-передачи (пункт 3.1 договора).

 

07.03.2019  между Администрацией и ООО «Газпром газораспределение Самара» (далее – ООО) заключено дополнительное соглашение к указанному договору, в результате которого в пункты 195-203 приложения к договору внесены изменения путем добавления пунктов с наименованием газопровода.

Таким образом, договор и дополнительное соглашение к нему заключены в отношении муниципального имущества – объектов газоснабжения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами..

Согласно пункту 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном указанной частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации. По запросу Самарского УФАС России Администрацией правоустанавливающие документы на указанные объекты муниципальной собственности не представлены. Вместе с тем, указание о принадлежности имущества имеется в пункте 2.1 Договора.

С момента вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) - 02.07.2008 года заключение договоров безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества, является нарушением требований, предусмотренных названной нормой Закона «О защите конкуренции».

При таких обстоятельствах, в действиях Администрации по заключению Договора  усматривается нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (в редакции на дату заключения договора).

 

Вместе с тем, в силу статьи 41.1. Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Договор безвозмездного пользования от 18.03.2010 заключен за пределами срока, предусмотренного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции.

Однако заключение дополнительного соглашения к данному договору совершено 07 марта 2019. Тем самым, заключение указанного дополнительного соглашения находится в пределах срока, предусмотренного ст. 41.1 Закона о защите конкуренции.

 

Дополнительное соглашение к договору предусматривает передачу объектов газоснабжения, передача которых должна осуществляться в соответствии со специальными нормами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

 

При этом в действиях Администрации по передаче объектов газоснабжения в результате заключенного дополнительного соглашения 07 марта 2019 года усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005             № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения являются, в том числе, объекты газоснабжения.

 

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере газоснабжения, и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами газоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

Важными конституционными положениями являются положения о недопущении экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2 статьи 34 Конституции РФ), которые должны учитываться при взаимодействии публичных образований с хозяйствующими субъектами. Подробные правила о конкурентных взаимоотношениях на товарном рынке содержатся в Законе «О защите конкуренции».

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения - недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями Закона «О защите конкуренции» являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статья 4 Закона «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вышеуказанные нормы законодательства приняты в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Более того, передача одной газораспределительной организации объектов газо-снабжения, расположенных на территории района, создает преимущественные условия осуществления деятельности такой организации, поскольку позволяют  обществу осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием имущества (подключать объекты капитального строительства к сети,  осуществлять передачу газа по сетям).

Так, в силу Правил подключения объекта капитального строительства к сетям ин-женерно-технического обеспечения, утвержденных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (действовали до 01.03.2014), а в последующем Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строи-тельства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, подключение (технологическое присоединение) объекта к сети газораспределения осуществляет лицо, эксплуатирующее сети инженерно-технического обеспечения, владеющее на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства. Лица, намеренные осуществить подключение (технологическое присоединением) объекта к сети газораспределения обращаются в данную организацию, которая осуществляет такое подключение  за соответствующую плату. Вместе с тем, иные хозяйствующие субъекты, намеренные осуществлять эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения на территории муниципального района, лишены возможности осуществлять подключение (технологическое присоединение) объектов к сети газораспределения и получать за данные мероприятия плату.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении от 05.04.2011 № 14686/10 по делу № А13-10558/2008, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

 

Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в передаче объектов газоснабжения в безвозмездное пользование Обществу дополнительным соглашением от  07.03.2019 к договору о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества от 18.03.2010 в нарушение порядка, установленного Законом о концессионных соглашениях, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

 В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

К договору безвозмездного пользования применяются положения главы 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 699  Гражданского кодекса Российской Федерации каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.

 

С учетом изложенного, Самарское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до 10 декабря 2019 года:

 

  1. Совершить действия, направленные на прекращение правоотношений по дополнительному соглашению от 07.03.2019 к договору № 256 о передаче в безвозмездное пользование объектов газового хозяйства от 18.03.2010.
  2. Совершить действия, направленные на возврат Администрации имущества, переданного по дополнительному соглашению от 07.03.2019 к договору № 256 о передаче в безвозмездное пользование объектов газового хозяйства от 18.03.2010.

 

 О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны