Решение №1328/7 Решение от 10 февраля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе ООО ПСК «Пульсар»
10.02.2021г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Проектно-строительная компания «Пульсар» (далее – Заявитель) на действия Государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр Спортивных мероприятий» (далее – Заказчик, ГАУ СО «ОЦСМ») при проведении Конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказания услуг по профессиональной уборке объектов ГАУ СО "ОЦСМ": ОП "Маяк", УК "МТЛ Арена", ОП "Ипподром Арена" и прилегающих к ним территорий (извещение № 32009864010, www.zakupki.gov.ru) (далее –Конкурс),
в присутствии Заявителя – <...>(доверенность); представителей Заказчика – <...>(доверенность), <...> (доверенность),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
01.02.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО ПСК «Пульсар» на действия ГАУ СО «ОЦСМ» при проведении Конкурса.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, установленные Документацией дополнительные требования к участникам закупки приводят к ограничению конкуренции.
Заказчиком предоставлены документы, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 04.02.2021 г. № 1064/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
29.12.2020г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 32009864010 о проведении Конкурса. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС: 29.12.2020г. Актуальная документация по Конкурсу (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 29.12.2020г.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупки товаров, работ и услуг государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» размещена в ЕИС 28.09.2020г.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 3.9.3 Положения о закупке 3.9.3. Заказчик вправе устанавливать к участникам закупок товаров, работ, услуг единые дополнительные требования, в том числе к наличию:
- финансовых ресурсов для исполнения договора;
- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.
Подпунктами 3, 4 пункта 9.3 Документации о Конкурсе установлены следующие дополнительные требования к участникам Конкурса:
– наличие трудовых ресурсов (наличие в штате ил на основе договоров гражданско-правового характера работников, в количестве не менее 76 (семидесяти шести) сотрудников – граждан Российской Федерации, имеющих справки об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям и имеющих личные медицинские книжки с отметками о медосмотре и профилактических прививках). Подтверждающий документ: информационное письмо участника закупки, копия штатного расписания участника закупки, копии трудовых договоров с работниками и (или) копии договоров гражданско-правового характера в количестве не менее 76 (семидесяти шести), копии справок об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям в количестве не менее 76 (семидесяти шести) справок;
– наличие соответствующих финансовых ресурсов (наличие денежных средств на счетах, денежных средств отраженных по данным бухгалтерской отчетности). Подтверждающий документ: письмо участника закупки с приложением соответствующих финансовых документов.
Приложение № 4 к Документации содержит Методику сопоставления и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право заключить договор оказания услуг по профессиональной уборке объектов ГАУ СО «ОЦСМ»: ОП «Маяк», ОП «Ипподром Арена», УК «МТЛ Арена» (далее – Методика).
Согласно пункту 1.2. Методики сопоставление и оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
- цена договора; максимальное количество баллов – «10»
- квалификация участника закупки, в том числе:
- наличие соответствующих финансовых ресурсов (наличие денежных средств на счетах, денежных средств, отраженных по данным бухгалтерской отчетности), максимальное количество баллов – «1»;
- наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов, максимальное количество баллов – «2»;
- наличие опыта работы, связанного с предметом закупки, максимальное количество баллов – «3»;
- обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и квалификация), максимальное количество баллов – «4».
Из материалов жалобы следует, что по вопросу предоставления соответствующих финансовых документов, необходимых для подтверждения соответствия участника закупки требованию о наличии соответствующих финансовых ресурсов, ООО ПСК «Пульсар» обращалось с запросом к Заказчику.
Из разъяснений Заказчика следует, что подтверждающие финансовое положение участника закупки документы установлены федеральным законодательством РФ. В зависимости от вида юридического лица, участвующего в закупке, законодательством установлены и формы подтверждающих его финансовое положение документов:
-выписка из налоговых органов о наличии счетов в кредитных учреждениях;
-выписка из кредитных учреждений о наличии остатка денежных средств на счетах;
-отчет о хозяйственной деятельности налогоплательщика;
-другие, перечень которых зависит от вида и организационно-правовой формы налогоплательщика.
Так как перечень документов установлен федеральным законодательством, то соответственно он не может устанавливаться или изменяться Заказчиком, кроме того данный перечень известен участникам закупки как субъектам бухгалтерского и налогового учета.
В связи с чем, Заказчик исходил из возможности каждого участника представить в составе заявки подтверждающие его финансовое положение документы в зависимости от организационно-правовой формы налогоплательщика и не ограничивал перечень соответствующих финансовых документов в дополнительных требованиях к участнику закупки.
В соответствии с пунктом ж части 2 Общих положений документации о закупке, подпунктом е пункта 4.1.3.2 Положения о закупке при наличии в конкурсной документации такого критерия оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника, отсутствие подтверждающих квалификацию участника документов не является основанием для отказа в допуске к участию в Конкурсе.
Таким образом, вопреки доводам Заявителя, исходя из вышеуказанных положений документации и Положения о закупке наличие справок об отсутствии судимости, а также документов, подтверждающих наличие соответствующих финансовых ресурсов участника закупки, не является условием допуска к участию в Конкурсе и в случае непредставления участником в составе заявки указанных документов, заявка участника не подлежит отклонению.
Выбор победителя Конкурса, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные критерии оценки предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Закон о закупках не обязывает Заказчика исключать из критериев оценки заявок участников такие критерии, как нестоимостные, а также допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.
Установленные Заказчиком подкритерии оценки заявок, связанные с финансовыми ресурсами, с представлением справок об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям в количестве не менее 76 (семидесяти шести) справок, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.
Сама по себе невозможность набрать участником закупки по установленным критериям и порядку оценки заявок максимального количества баллов также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Использование Заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.
Само по себе предъявление Заказчиком указанных критериев не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.
При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке Заказчика согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
В связи с чем, использование Заказчиком указанных критериев оценки заявок не может быть признано необоснованным.
Кроме того, по мнению Заявителя Договор оказания услуг по профессиональной уборке объектов ГАУ СО "ОЦСМ": ОП "Маяк", УК "МТЛ Арена", ОП "Ипподром Арена" (Приложение №2 к Извещению и Документации) не предусматривает возможности привлечения к исполнению договора третьих лиц.
Из пункта 3 части 9.3. Общих положений документации следует, что дополнительное требование – наличие трудовых ресурсов предполагает наличие в штате или на основе договоров гражданско-правового характера работников, в количестве не менее 76 (семидесяти шести) сотрудников.
Вместе с тем, согласно пункту 4.4.6.2. Положения Договор заключается на условиях, указанных в извещении, документации о закупке и заявке на участие.
Таким образом, исходя из условий документации, обязательства могут быть исполнены с привлечением работников на основе договора гражданско-правового характера.
В ходе рассмотрения жалобы, Заказчик подтвердил возможность исполнения обязательств, предусмотренных проектом договором как работниками из штата исполнителя, так и с привлечением работников на основе договора гражданско-правового характера.
При наличии вопросов относительно условий документации и проекта договора участники Конкурса вправе направить запрос о даче разъяснений.
При указанных обстоятельствах, довод Заявителя признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ПСК «Пульсар» необоснованной.