Решение №1328/7 Решение от 10 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО ПСК «Пульсар»

                                                                                                                  

10.02.2021г.                                                                                                                      г. Самара

                                                                              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>,  специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Проектно-строительная компания «Пульсар» (далее – Заявитель) на действия  Государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр Спортивных мероприятий» (далее – Заказчик, ГАУ СО «ОЦСМ») при проведении Конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказания услуг по профессиональной уборке объектов ГАУ СО "ОЦСМ": ОП "Маяк", УК "МТЛ Арена", ОП "Ипподром Арена" и прилегающих к ним территорий (извещение № 32009864010, www.zakupki.gov.ru) (далее –Конкурс),

в присутствии Заявителя – <...>(доверенность); представителей Заказчика – <...>(доверенность), <...> (доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.02.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО ПСК «Пульсар» на действия ГАУ СО «ОЦСМ» при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, установленные Документацией дополнительные требования к участникам закупки приводят к ограничению конкуренции.

Заказчиком предоставлены документы, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 04.02.2021 г. № 1064/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

29.12.2020г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 32009864010 о проведении Конкурса. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС: 29.12.2020г. Актуальная документация по Конкурсу (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 29.12.2020г.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

          Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупки товаров, работ и услуг государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» размещена в ЕИС 28.09.2020г.

          Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 3.9.3 Положения о закупке 3.9.3. Заказчик вправе устанавливать к участникам закупок товаров, работ, услуг единые дополнительные требования, в том числе к наличию:

- финансовых ресурсов для исполнения договора;

- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.

Подпунктами 3, 4 пункта 9.3 Документации о Конкурсе установлены следующие дополнительные требования к участникам Конкурса:

– наличие трудовых ресурсов (наличие в штате ил на основе договоров гражданско-правового характера работников, в количестве не менее 76 (семидесяти шести) сотрудников – граждан Российской Федерации, имеющих справки об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям и имеющих личные медицинские книжки с отметками о медосмотре и профилактических прививках). Подтверждающий документ: информационное письмо участника закупки, копия штатного расписания участника закупки, копии трудовых договоров с работниками и (или) копии договоров гражданско-правового характера в количестве не менее 76 (семидесяти шести), копии справок об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям в количестве не менее 76 (семидесяти шести) справок;

– наличие соответствующих финансовых ресурсов (наличие денежных средств на счетах, денежных средств отраженных по данным бухгалтерской отчетности). Подтверждающий документ: письмо участника закупки с приложением соответствующих финансовых документов.

Приложение № 4 к Документации содержит Методику сопоставления и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право заключить договор оказания услуг по профессиональной уборке объектов ГАУ СО «ОЦСМ»: ОП «Маяк», ОП «Ипподром Арена», УК «МТЛ Арена» (далее – Методика).

  Согласно пункту 1.2. Методики сопоставление и оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:

  1. цена договора; максимальное количество баллов – «10»
  2. квалификация участника закупки, в том числе:

  - наличие соответствующих финансовых ресурсов (наличие денежных средств на счетах, денежных средств, отраженных по данным бухгалтерской отчетности), максимальное количество баллов – «1»;

  - наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов, максимальное количество баллов – «2»;

- наличие опыта работы, связанного с предметом закупки, максимальное количество баллов – «3»;

- обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и квалификация), максимальное количество баллов – «4».

Из материалов жалобы следует, что по вопросу предоставления соответствующих финансовых документов, необходимых для подтверждения соответствия участника закупки требованию о наличии соответствующих финансовых ресурсов, ООО ПСК «Пульсар» обращалось с запросом к Заказчику.

Из разъяснений Заказчика следует, что подтверждающие финансовое положение участника закупки документы установлены федеральным законодательством РФ. В зависимости от вида юридического лица, участвующего в закупке, законодательством установлены и формы подтверждающих его финансовое положение документов:

-выписка из налоговых органов о наличии счетов в кредитных учреждениях;

-выписка из кредитных учреждений о наличии остатка денежных средств на счетах;

-отчет о хозяйственной деятельности налогоплательщика;

-другие, перечень которых зависит от вида и организационно-правовой формы налогоплательщика.

Так как перечень документов установлен федеральным законодательством, то соответственно он не может устанавливаться или изменяться Заказчиком, кроме того данный перечень известен участникам закупки как субъектам бухгалтерского и налогового учета.

В связи с чем, Заказчик исходил из возможности каждого участника представить в составе заявки подтверждающие его финансовое положение документы в зависимости от организационно-правовой формы налогоплательщика и не ограничивал перечень соответствующих финансовых документов в дополнительных требованиях к участнику закупки.

В соответствии с пунктом ж части 2 Общих положений документации о закупке, подпунктом е пункта 4.1.3.2 Положения о закупке при наличии в конкурсной документации такого критерия оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника, отсутствие подтверждающих квалификацию участника документов не является основанием для отказа в допуске к участию в Конкурсе.

Таким образом, вопреки доводам Заявителя, исходя из вышеуказанных положений документации и Положения о закупке наличие справок об отсутствии судимости, а также документов, подтверждающих наличие соответствующих финансовых ресурсов участника закупки, не является условием допуска к участию в Конкурсе и в случае непредставления участником в составе заявки указанных документов, заявка участника не подлежит отклонению. 

Выбор победителя Конкурса, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные критерии оценки предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает Заказчика исключать из критериев оценки заявок участников такие критерии, как нестоимостные, а также допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

Установленные Заказчиком подкритерии оценки заявок, связанные с финансовыми ресурсами, с представлением справок об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям  в количестве не менее 76 (семидесяти шести) справок, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.

Сама по себе невозможность набрать участником закупки по установленным критериям и порядку оценки заявок максимального количества баллов также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Использование Заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Само по себе предъявление Заказчиком указанных критериев не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке Заказчика согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В связи с чем, использование Заказчиком указанных критериев оценки заявок не может быть признано необоснованным.

 

Кроме того, по мнению Заявителя Договор оказания услуг по профессиональной уборке объектов ГАУ СО "ОЦСМ": ОП "Маяк", УК "МТЛ Арена", ОП "Ипподром Арена" (Приложение №2 к Извещению и Документации) не предусматривает возможности привлечения к исполнению договора третьих лиц.

Из пункта 3 части 9.3. Общих положений документации следует, что дополнительное требование – наличие трудовых ресурсов предполагает наличие в штате или на основе договоров гражданско-правового характера работников, в количестве не менее 76 (семидесяти шести) сотрудников.

Вместе с тем, согласно пункту 4.4.6.2. Положения Договор заключается на условиях, указанных в извещении, документации о закупке и заявке на участие.

Таким образом, исходя из условий документации, обязательства могут быть исполнены с привлечением работников на основе договора гражданско-правового характера.

В ходе рассмотрения жалобы, Заказчик подтвердил возможность исполнения обязательств, предусмотренных проектом договором как работниками из штата исполнителя, так и с привлечением работников на основе договора гражданско-правового характера.

При наличии вопросов относительно условий документации и проекта договора участники Конкурса вправе направить запрос о даче разъяснений.

При указанных обстоятельствах, довод Заявителя признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

 

          Признать жалобу ООО ПСК «Пульсар» необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны