Решение №8634/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ЗАО НПП «Геосервис» от 3 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу закрытого акционерного общества научно-производственного предприятия «Геосервис» (далее – ЗАО НПП «Геосервис», Заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания» (далее – Заказчик, ООО «СВГК») при проведении открытого тендера на право выполнения комплекса работ по установлению границ охранных зон объектов газораспределительных сетей (извещение № 32009227708, http://zakupki.gov.ru) (далее – Тендер),

в присутствии представителей: от ООО «СВГК» <...> (доверенность), <...> (доверенность), <...> (доверенность), <...> (доверенность); от АО «ВолгоНИИгипрозем» – <...> (доверенность); в отсутствие представителей ЗАО НПП «Геосервис» (надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

22.06.2020г. в Самарское УФАС России из Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области посредством электронной почты поступила жалоба ЗАО НПП «Геосервис» на действия ООО «СВГК» при проведении Тендера.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Заказчиком намеренно установлены основные и дополнительные требования к участникам закупки, а также критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие на участие в процедуре.

Заявитель считает, что установленные Заказчиком требования приводят к необоснованному сокращению числа участников и ограничивают конкуренцию.

ООО «СВГК» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Тендера. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 26.06.2020г. № 8403/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

09.06.2020г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Тендера. Актуальная документация по Тендеру (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 09.06.2020г.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе: требования к участникам такой закупки; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Разделом 2 Документации о закупке установлена Информационная карта открытого Тендера (далее – ИК). В пункте 5 ИК определены требования к участникам закупки, также установлены дополнительные (квалификационные) требования.

 

1) В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Объектами землеустройства являются территории субъектов РФ, территории муниципальных образований, а также части таких территорий. При этом зоны с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) не относятся к объектам землеустройства.

Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004г. № 190-ФЗ к ЗОУИТ относят охранные зоны, в том числе и охранные зоны газопроводов. Таким образом, требования законодательства о землеустройстве не распространяются на предмет договора (установление границ охранных зон газопроводов).

Понятие кадастровой деятельности изложено в части 4 статьи 1 Федеральный закон от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастровой деятельности), в соответствии с которым такой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.

Согласно приложению № 1 к Приказу Министерства экономического развития РФ от 23.11.2018г. № 650 графическое описание зон ЗОУИТ составляется с использованием сведений ЕГРН, Единой электронной картографической основы, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

С учетом вышеизложенного, а также поскольку в комплекс выполняемых работ, согласно описанию, указанному в пункте VII технического задания Приложения № 8 к договору, входят следующие работы:

  • подготовка заключений кадастрового инженера, а также графических описаний местоположений ЗОУИТ в виде цифрового XML документа установленного образца, содержащих распорядительные акты уполномоченного органа об утверждении охранных зон объектов газораспределительной сети на электронном носителе, заверенные УКЭП кадастрового инженера;
  • направление цифровых XML документов на электронном носителе в уполномоченный орган для внесения сведений в ЕГРН.

Соответственно, большая часть работ по договору относится к кадастровым работам и должна быть выполнена кадастровыми инженерами.

В связи с этим в Документации о закупке установлено требование к наличию кадастровых инженеров.

Согласно пояснениям Заказчика в силу большого объема работ (установления охранных зон в отношении около 6000 газопроводов протяженностью 2 500 км.) и коротких сроков их выполнения ООО «СВГК» определено установленное в Документации о закупке количество кадастровых инженеров – не менее 30. Таким образом, Комиссия Самарского УФАС России соглашается с выводом Заказчика, что предметом закупки являются работы, которые должны выполняться кадастровыми инженерами.

Вывод Заявителя об отнесении комплекса работ, направленных на внесение сведений об охранных зонах в ЕГРН, к землеустроительным работам и возможности их выполнения инженерами-землеустроителями, является ошибочным.

 

2) Статьей 29 Закона о кадастровой деятельности установлено, что кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Поскольку предметом закупки является заключение договора на выполнение кадастровых работ, соответственно, исходя из требований Документации о закупке, участник закупки должен быть членом СРО кадастровых инженеров.

Как следует из представленных пояснений по данному вопросу поступил запрос от ООО «Бюро кадастровых работ» на разъяснение Документации о закупке, и при рассмотрении данного запроса был дан аналогичный ответ.

Довод о непредоставлении информации о том, членом какого СРО должен быть участник закупки, признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.

 

3) При рассмотрении жалобы ООО «СВГК» указано, что установленные требования о подтверждении квалификации кадастровых инженеров договорами подряда, является технической ошибкой.

Единственным участником закупки ООО «ВолгоНИИгипрозем» в качестве документов, подтверждающих квалификацию работников, были предоставлены все необходимые документы, в том числе и трудовые договоры.

Наличие технической ошибки не повлияло на результаты закупки. Права и интересы Заявителя в результате указанного обстоятельства не были нарушены. Заявитель не подавал заявку на участие в закупке и не направлял каких-либо запросов на разъяснение Документации о закупке.

 

4) Поскольку, как уже указано, предметом договора является большой объем работ в отношении около 6 000 объектов протяженностью 2 500 км. на территории всей Самарской области, для подтверждения возможности своевременного и качественного выполнения работ в Документации о закупке было установлено требование о минимальной сумме ранее исполненных контрактов.

При этом, указанная в требованиях сумма не превышает максимальную стоимость договора. Кроме того, при подсчете указанной суммы могут учитываться не один, а несколько исполненных договоров на общую сумму 37 500 000 рублей. Данное требование оценивается как один из подкритериев квалификации участника.

Довод Заявителя о завышенном начислении значимости критерия о наличии опыта работы по выполнению собственными силами работ по установлению охранных зон газопроводов с общей стоимостью договоров не менее стоимости начальной максимальной цены лота 37 500 000 млн. рублей является субъективным и не может быть принят во внимание.

 

5) Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2015г. № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при осуществлении геодезической деятельности выполняются геодезические работы по определению координат и (или) высот точек земной поверхности, пространственных объектов, изменений во времени указанных координат и высот, по определению параметров фигуры Земли, ее гравитационного поля в этих целях, а также по созданию геодезических сетей (в том числе геодезических сетей специального назначения), государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей.

В содержании работ, согласно описанию, указанному в техническом задании Приложения № 8 к договору, входит выполнение работ по координированию объектов газораспределительной сети с нормативной точностью в системе координат МСК 63.

Таким образом, указанный вид работ подлежит выполнению геодезистами. Данное требование оценивается как один из подкритериев квалификации участника.

Согласно пояснениям Заказчика требования по количеству геодезистов были установлены с учетом объема и сроков выполнения работ.

Вывод Заявителя о незаконном установлении требований о наличии у участника закупки геодезистов не менее 10 человек является необоснованным.

 

6) Заказчиком указано, что дополнительное требование о наличии у участника легкового автотранспорта в количестве не менее 20 единиц, в том числе автотранспорта повышенной проходимости не менее 10 единиц, установлено с целью надлежащего и своевременного выполнения значительного объема работ в отношении объектов большой протяженности, расположенных на различных видах местности (возвышенности, лесных массивах, болотистой местности и так далее) на всей территории.

Установление подкритерия квалификации о наличии у участника закупки действующей лицензии федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии на осуществление геодезической и картографической деятельности обусловлено особенностью закупаемой услуги.

Данные дополнительные требования оцениваются как подкритерии квалификации участника, и не являются условием допуска к участию в закупке. Рассматриваемые дополнительные требования характеризуют квалификацию участников процедуры. Таким образом, установленные в Документации о закупке дополнительные требования обоснованы, соответствуют действующему законодательству, не влекут каких-либо ограничений для потенциальных участников закупки.

 

Вышеуказанные установленные Заказчиком требования, в том числе квалификационные, не являются индивидуальными и не привязаны к какому-либо участнику. Они направлены на определение потребностей Заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям и потребностям ООО «СВГК», что Законом о закупках не запрещено.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Выбор победителя Тендера, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании требований, указанных в Документации о закупке, содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

При указанных обстоятельствах установление и применение Заказчиком к участникам требований, в том числе квалификационных, отраженных в ИК, не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.

Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

Цели и задачи Закона о закупках направлены в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке указанных к участникам требований, в том числе квалификационных, могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемые требования включены в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности проводимой Заказчиком процедуры.

 

Таким образом, ООО «СВГК» в части обжалуемых действий не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении открытого тендера на право выполнения комплекса работ по установлению границ охранных зон объектов газораспределительных сетей (извещение № 32009227708, http://zakupki.gov.ru).

Доводы, указанные в жалобе ЗАО НПП «Геосервис», признаются Комиссией Самарского УФАС России необоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ЗАО НПП «Геосервис» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны