Решение №б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №063/05/5-403/2020 от 14 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №063/05/5-403/2020     

«14» сентября 2020 года                                                                           г. Самара

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:    
Председатель Комиссии –   <…>.;
            Члены Комиссии –   <…>,
                                               <…>,
                                                          
рассмотрев дело №063/05/5-403/2020, возбужденное по заявлению гр. <…> в отношении ООО «ЛЕНТА» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»),  

в присутствии представителей лиц: 
заявителя – <…> (<…>) – лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором № 44312347149446 и атрибутом «неудачная попытка вручения 26.08.2020 г»; списком внутренних почтовых отправлений №1 от 25.08.2020 г., чеком ККМ от 25.08.2020 г., а также уведомлялось о рассмотрении дела в режиме ВКС посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «ЛЕНТА» (197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 112, лит. Б, ИНН 7814148471, ОГРН 1037832048605, дата внесения в ЕГРЮЛ записи - 03.07.2017, Наименование регистрирующего органа - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу, адрес регистрирующего органа - 191124, Санкт-Петербург г., ул. Красного Текстильщика, д 10-12 лит. О) – в лице представителя по доверенности <…> (паспорт <...> доверенность <…> от 17.10.2018 г.), лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором № 44312347149439 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 31.08.2020 г.»; списком внутренних почтовых отправлений №1 от 25.06.2020 г., чеком ККМ от 26.06.2020 г., а также уведомлялось о рассмотрении дела в режиме ВКС посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела;

заинтересованного лица–  ———
эксперта –  ———
переводчика –  ———

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступило обращение гр. <…> (вх. № 1097-гр от 13.05.2020) о признаках нарушения рекламного законодательства при распространении рекламных материалов ООО «ООО «ЛЕНТА»» в ТЦ «Гудок», по адресу: 443030, г. Самара, ул. Красноармейская, 131.
Так, за совершение покупки в апреле 2020 года, кассиром магазина ООО «ЛЕНТА» заявителю вместе с чеком был выдан раздаточный рекламный материал следующего содержания: 
«СКИДКИ МАЯ Мы подготовили для вас специальное предложение и надеемся, что оно вам понравится. Ключ к дополнительным скидкам – ваша карта «ЛЕНТА». Перед вами 12 купонов, при предъявлении которых на кассе вы получите скидку. Можете использовать купоны по одному или сразу несколько. Условия использования подробно описаны ниже и на оборотной стороне купона. Приходите в «ЛЕНТУ» в мае и не забудьте взять с собой купоны и вашу карту «ЛЕНТА».
Среди данных купонов, имеется купон следующего содержания: «30% СКИДКА ТИХИЕ ВИНА красные, розовые, белые, в стекле (Россия). Кроме вермутов и игристых вин. Срок действия предложения: 01-31 мая 2020 г. ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ».
Оборотная сторона купона содержит следующую информацию: «Купон действует в магазинах «ЛЕНТА» Срок действия предложения 01-31 мая 2020 г. Максимальное количество товара со скидкой по купону в одном чеке 10 шт. Если на товар распространяется несколько скидок, покупателю предоставляется наибольшая. Скидки не суммируются. Скидка предоставляется по карте «ЛЕНТА» при наличии товара в магазине. Передайте купон кассиру вместе с товаром. Подробности на стойке «Информация» и по тел. 8-800-700-41-11 (по России бесплатно).
03.05.2020 г. в 13:58 заявителем были приобретены 3 бутылки вина Массандра «Портвейн красный южнобережный». Представив купон на скидку 30% по условиям акции «Тихие вина», кассиром и представителем стойки информации ООО «ООО «ЛЕНТА»» заявителю было отказано в предоставлении заявленной в рекламном раздаточном материале скидки. Персонал мотивировал свой отказ тем, что «портвейн не относится к тихим винам и винам вообще». 
Заявитель также оставил 03.05.2020 обращение №89 в книге жалоб и предложений. В своем ответе на обращение ООО «ЛЕНТА» сообщило, что «по условиям купонной акции, купон на скидку 30% на Тихие вина распространяется на товары категории Вина, за исключением игристых вин. Приобретенный Вами товар Портвейн красный Южнобережный относится к категории Крепленые вина (крепкий алкоголь), в связи с этим на данный товар скидка по купону не распространяется». 
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Производственно-аграрное объединение "Массандра" http://massandra.su/products/marochnye-kreplenye/64-portveyn-krasnyy-yuzhnoberezhnyy.html, Портвейн красный южнобережный – «крепкое красное вино. Выдержано в дубовой таре не менее трёх лет. Классический тип крепкого вина, вырабатывается только предприятиями объединения „Массандра" из благородных европейских сортов винограда: Алеатико, Бастардо магарачский, Саперави, Морастель. Цвет вина интенсивно-красный. Букет вина яркий, сложный, плодовый, пряный с оттенком чернослива. Вкус сложный, полный с тонами вишнёвой косточки, столь характерными для классических портвейнов. На международных конкурсах награждено 4-мя золотыми, 4-мя серебряными медалями и кубком „Гран-при". Вино вырабатывается с 1944 года. Спирт 18,0 % об., сахар 11,0 % мас.». 
В соответствии Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 8,5 (за исключением вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения) до 16,5 (за исключением столового вина) процента объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта, а также без добавления (за исключением столового вина) концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла.
В соответствии с Техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции", утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 № 98, под «тихим вином» понимается, вино, столовое вино, вино ликерное, вино фруктовое, изготовленные без насыщения диоксидом углерода. Концентрация диоксида углерода в вине тихом не превышает концентрации, равновесной атмосферному давлению. Другими словами, тихое вино – это не шипучее вино.
Согласно пункту 53 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», портвейн - крепленое вино, при производстве которого достижение типичных органолептических характеристик обеспечивается путем длительной выдержки виноматериалов в дубовой таре (для выдержанных портвейнов) или тепловой обработки в стационарных резервуарах и выдержки в условиях регулируемого кислородного режима.
Таким образом, портвейн подпадает под понятие «тихое вино».
Статья 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») определяет, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В данной рекламе объектом рекламирования является акция по покупке алкогольной продукции (красные, розовые, белые вина, в стекле (Россия), за исключением вермутов и игристых вин) и сама алкогольная продукция.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. 
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, в действиях ООО «ЛЕНТА» усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, а также части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 3, 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Самарским УФАС России было возбуждено дело №063/05/5-403/2020  по признакам нарушения законодательства о рекламе, дело было назначено к рассмотрению на 22 июня 2020 года.
Лица были уведомлены о проведении заседания посредством видеоконференцсвязи (далее - ВКС).  Самарским УФАС России были получены письменные пояснения лиц.
В назначенную дату и время представители лиц явились на заседание в формате ВКС.
Заявитель - <…>, явился на заседание в формате ВКС. Лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором 44312346092347 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 15.06.2020 г»; списком внутренних почтовых отправлений №2 от 03.06.2020 г., чеком ККМ от 03.06.2020 г., а также уведомлялось о проведении заседания в форме ВКС посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела. Лицом были представленные запрошенные Самарским УФАС России документы. 
Представители  ООО «ЛЕНТА» явились на заседание в формате ВКС в лице представителя по доверенности <…> (паспорт <...> доверенность <…> от 17.10.2018 г.), а также в лице представителя по доверенности <…> (паспорт <...> доверенность <…> от 17.09.2019 г), лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором № 44312346092330 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 09.06.2020 г.»; списком внутренних почтовых отправлений №2 от 03.06.2020 г., чеком ККМ от 03.06.2020 г., а также уведомлялось о проведении заседания в форме ВКС посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела. Лицом были представленные запрошенные Самарским УФАС России документы. 
Определением о продлении срока рассмотрения и об отложении дела от 22 июня (исх.№ 8211/8 от 23.06.2020), срок рассмотрения дела был продлен на 2 месяца, заседание было назначено на 19.06.2020г., были запрошены дополнительные документы. Лица были уведомлены о рассмотрении дела в формате ВКС.
Самарским УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации генеральному директору ГУП РК «ПАО «Массандра» (исх.№ 8241/8 от 23.06.2020). Самарское УФАС России получило ответ ГУП РК «ПАО «Массандра» (исх.№ 002-2612 от 30.07.2020 / вх.№ 7586-з от 10.08.2020). 
19.08.2020г., в назначенное время на заседание в режиме ВКС явился заявитель - <…> (<…>) – лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором 44312346249611 и атрибутом «неудачная попытка вручения 27.06.2020 г»; списком внутренних почтовых отправлений №1 от 25.06.2020 г., чеком ККМ от 26.06.2020 г., а также уведомлялось о проведении заседания в форме ВКС посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела; 
а также представитель ООО «ЛЕНТА» по доверенности <…> (паспорт <...> доверенность <…> от 17.10.2018 г.), лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором № 44312346249604 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 03.07.2020 г.»; списком внутренних почтовых отправлений №1 от 25.06.2020 г., чеком ККМ от 26.06.2020 г., а также уведомлялось о проведении заседания в форме ВКС посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела.
Определением об отложении дела от 19.08.2020 г. (исх.№10689/8 от 19.08.2020), рассмотрение дела было назначено на 31.08.2020 г. 
31.08.2020 г. Комиссией в присутствии заявителя, а также представителя ООО «ЛЕНТА» по доверенности <…> (паспорт <...> доверенность <…> от 17.10.2018 г.), в режиме ВКС, была принята резолютивная часть решения.  
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В данной рекламе объектом рекламирования является акция по покупке алкогольной продукции (красные, розовые, белые вина, в стекле (Россия), за исключением вермутов и игристых вин) и сама алкогольная продукция.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. 
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
1. В своих письменных пояснениях (вх.№ 5792-з от 18.06.2020 г.)  ООО «ЛЕНТА» отмечает, что «Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" (ТР ЕАЭС 047/2018) и Федеральный закон от 27.12.2019 N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в законную силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении спорного дела». 
Самарское УФАС России соглашается с данным доводом ООО «ЛЕНТА», а также отмечает, что Федеральный закон от 27.12.2019 N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации») вступил в силу 26.06.2020 г. ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу. В отношении правоотношений, возникших до 26.06.2020, ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после этой даты.
2. В своих письменных пояснениях (вх.№ 5792-з от 18.06.2020 г.) ООО «ЛЕНТА» также поясняет, что «в соответствии с п.11 ст.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" под «вином» понимается алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 8,5 (за исключением вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения) до 16,5 (за исключением столового вина) процента объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта, а также без добавления (за исключением столового вина) концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла. Вино с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения может иметь содержание этилового спирта не менее 4,5 процента объема готовой продукции».
Относительно алкогольной продукции, приобретенной заявителем, а именно «Массандра «Портвейн красный южнобережный», ООО «ЛЕНТА» поясняет следующее.  «Как следует из информации, нанесенной на бутылку, содержание этилового спирта в указанной алкогольной продукции (18,0% объема) превышает нормативы, установленные для вина (не более 16,5% объема). Кроме того, указанная алкогольная продукция производится с добавлением спирта этилового ректификованного из пищевого сырья, что не допускается для такого вида алкогольной продукции как «вино»».
3. В своих письменных пояснениях (вх.№ 7552-з от 10.08.2020 г.), ООО «ЛЕНТА», относительно нормативного различия понятий «вино» и «ликерное вино» сообщает следующее. «В пунктах 11 и 12.1 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - «Федеральный закон № 171-ФЗ») закреплены такие понятия, как «вино» и «ликерное вино», которые в свою очередь имеют ряд характеристик, отличающих эти два вида алкогольной продукции друг от друга.
В частности, крепость алкогольной продукции:
в «вине» допускается содержание этилового спирта от 8,5 (за исключением вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения) до 16,5 (за исключением столового вина) процента объема готовой продукции;
в «ликерном вине» содержание этилового спирта выше, от 15 до 22 процентов объема готовой продукции.
Кроме того, под «вином» понимается алкогольная продукция, произведенная без добавления (за исключением столового вина) концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла.
Под ликерным же вином, напротив, законодатель определил алкогольную продукцию, которая производится в том числе с добавлением концентрированного виноградного сусла или иного фруктового сусла, ректификованного концентрированного виноградного сусла или иного фруктового сусла.
Исходя из указанных положений Федерального закона № 171-ФЗ портвейн Массандра «Портвейн красный южнобережный» необходимо относить к виду алкогольной продукции - ликерное вино, исходя из его характеристик, указанных на этикетке».
В своем ответе на запрос (вх.№ 7586-з от 10.08.2020 г.) Самарского УФАС России ГУП РК «ПАО «Массандра – производитель портвейна «Портвейн  КРАСНЫЙ ЮЖНОБЕРЕЖНЫЙ МАССАНДРА год урожая 2015 года» подтверждает данный довод ООО «ЛЕНТА», а именно, сообщает, что «Портвейн КРАСНЫЙ ЮЖНОБЕРЕЖНЫЙ МАССАНДРА год урожая 2015 года» выпущенное до 26.06.2020 является ликерным вином с защищенным географическим указанием с добавлением ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья (специальные вина), а выпущенное после 26.06.2020 - ВИНОМ РОССИИ, поскольку произведено из собственного винограда, выращенного в Республике Крым в 2015 году».
4. Относительно понятий «тихое вино» и «вино», ООО «ЛЕНТА» в письменных пояснениях (вх.№ 7552-з от 10.08.2020 г.) отмечает, что «понятие «вино» неразрывно сопряжено с определением «тихое вино», закрепленным ГОСТ ISO 16420-2017 «Межгосударственный стандарт. Кора пробковая. Корковые пробки для тихих вин. Механические и физические требования» (введенным в действие Приказом Росстандарта от 26.01.2018 N 19-ст), согласно которому вино называется тихим, если избыточное давление углекислого газа в нем меньше или равно 0,5 бар при температуре 20 °С.
Учитывая вышеизложенное, портвейн не относится к виду алкогольной продукции «вино», определенному в Федеральном законе № 171-ФЗ, и соответственно законодательно не подпадает под понятие «тихое вино»».
По данному доводу ООО «ЛЕНТА», Самарское УФАС России считает необходимым пояснить следующее. В ГОСТ ISO 16420-2017 «Межгосударственный стандарт. Кора пробковая. Корковые пробки для тихих вин. Механические и физические требования» (введенным в действие Приказом Росстандарта от 26.01.2018 N 19-ст) не имеется «неразрывной» связи между понятием «вино» и «тихое вино», однако наряду с понятием «тихое вино» в скобках указывается понятие «неигристое вино». 
Кроме того,  в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О стандартизации») под документом по стандартизации понимается документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «О стандартизации», документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. 
Ввиду вышеизложенного, межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 16420-2017 «Межгосударственный стандарт. Кора пробковая. Корковые пробки для тихих вин. Механические и физические требования» (введенный в действие Приказом Росстандарта от 26.01.2018 N 19-ст) применяется на добровольной основе, а данное в нем определение понятию «тихое вино» не является законодательно закрепленным по состоянию на период до вступления в законную силу ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации».
В своем ответе на запрос (вх.№ 7586-з от 10.08.2020 г.) Самарского УФАС России аналогичную позицию высказал ГУП РК «ПАО «Массандра – производитель портвейна «Портвейн  КРАСНЫЙ ЮЖНОБЕРЕЖНЫЙ МАССАНДРА год урожая 2015 года». «Необходимо также отметить, что проведенная ООО «ЛЕНТА» акция «Тихие вина» с условиями следующего содержания: «30% СКИДКА ТИХИЕ ВИНА красные, розовые, белые в стекле (Россия).Кроме вермутов и игристых вин» не соответствует действующему законодательству в части классификации вин.
Ни в одном из приведенных выше нормативных документов не раскрывается термин «тихие вина».
Данное определение приводится в «Сборнике технологических инструкций, правил и нормативных материалов по винодельческой промышленности» под редакцией д-ра техн. наук, проф. Г.Г. Валуйко, Москва, Агропромиздат 1985 года на данный момент утратившим силу.
«3. Виноградные вина делятся на тихие (не содержащие избытка углекислоты) и содержащие углекислоту.»
Таким образом условия акции ООО «ЛЕНТА» основаны на несуществующей и законодательно не закрепленной в данный момент классификации вин. В то же время, если отталкиваться от классификации вин, перечисленных в «Сборнике технологических инструкций, правил и нормативных материалов по винодельческой промышленности 1985 года» произведенный ГУП РК «ПАО «Массандра» Портвейн красный Крымский 2015 года урожая относится к тихим винам, т.к. не содержит избытка углекислоты, и тем самым не является игристым, жемчужным или газированным вином».
Таким образом, ввиду того, что «Портвейн КРАСНЫЙ ЮЖНОБЕРЕЖНЫЙ МАССАНДРА год урожая 2015 года» в силу своих технических и производственных характеристик не содержит избытка углекислоты, а соответственно не является игристым (шипучим), жемчужным или газированным вином (шампанским), «Портвейн КРАСНЫЙ ЮЖНОБЕРЕЖНЫЙ МАССАНДРА год урожая 2015 года» подпадает под категорию «тихое вино». 
5. ООО «ЛЕНТА» также направило в адрес Самарского УФАС России письменные пояснения по доводам ГУП РК «ПАО «Массандра» (вх.№ 8218-з от 31.08.2020), в которых сообщает, что доводы ГУП РК «ПАО «Массандра» является «субъективным мнением производителя, не подкрепленным нормами действующего законодательства».
В связи с этим, Самарское УФАС России считает необходимым пояснить, что в рамках рассмотрения дела о признаках нарушения рекламного законодательства, вопросы относимости и допустимости доказательств разрешаются Комиссией Самарского УФАС России, рассматривающей конкретное дело.
Самарское УФАС России не соглашается с занятой позицией ООО «ЛЕНТА»  относительно «субъективности» мнения производителя, поскольку именно производитель продукта определяет его состав, технологию производства и именно производитель может достоверно ответить на вопрос о технических характеристиках своего продукта. Кроме того, позиция ГУП РК «ПАО «Массандра» по поводу отнесения своей продукции «Портвейн КРАСНЫЙ ЮЖНОБЕРЕЖНЫЙ МАССАНДРА год урожая 2015 года» к тихим винам находит свое отражение и в стандарт ГОСТ ISO 16420-2017 «Межгосударственный стандарт. Кора пробковая. Корковые пробки для тихих вин. Механические и физические требования» (введенный в действие Приказом Росстандарта от 26.01.2018 N 19-ст), на использовании которого основывает свою позицию ООО «ЛЕНТА». 
6. В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. 
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Ознакомившись с текстом рекламной акции «30% СКИДКА ТИХИЕ ВИНА красные, розовые, белые, в стекле (Россия). Кроме вермутов и игристых вин. Срок действия предложения: 01-31 мая 2020 г. ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ» заявитель, не обладая специальными знаниями в области виноделия в целом и классификации вин в частности, а также ввиду перечисления в тексте рекламной акции исключений («кроме вермутов и игристых вин»), также не являющихся «вином» в понимании ФЗ №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»,  добросовестно посчитал, что «Портвейн КРАСНЫЙ ЮЖНОБЕРЕЖНЫЙ МАССАНДРА год урожая 2015 года» подпадает под условия данной акции, поскольку не является вермутом/игристым вином и не содержит избытка углекислоты (газа).
Аналогичную позицию в ответ на запрос Самарского УФАС России высказала член Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Самарской области – специалист в области филологии и русского языка, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет» <…>  (вх.№ 8095-з от 25.08.2020).
Так, в своих письменных пояснениях <…> отметила, что словосочетание «тихие вина» является специальным термином и малоупотребительно в современном русском языке и практически не знакомо широкой аудитории. «Включая его в рекламный текст, продавцы должны были дать ссылку на значение этого термина, который оказался непонятен даже кассиру, который отказал в скидке».
Схожие позиции относительно определения понятия «тихих вин» содержатся в сети-Интернет. Так, согласно определению, данном на сайте https://winestreet.ru/, «тихие (вина) — это их (игристых вин) полная противоположность. Проще говоря — не игристые. Это такие вина, в которых отсутствует углекислый газ». «В любом случае, деление всех вин начинается именно с этого: игристое оно или тихое, а далее уже свои классификации»; согласно определению, данном на сайте https://alcomag.ua/, «Под термином «тихое вино» понимают широкую категорию вин без содержания углекислого газа, то есть, это не игристые вина. Тихие, игристые вина — это основа винной классификации. Тихое вино, в свою очередь, имеет множество ответвлений.». 
Самарское УФАС России считает, что ООО «ЛЕНТА» при составлении текста рекламной акции «ТИХИЕ ВИНА» использовало свою собственную классификацию (каталогизацию) видов алкогольной продукции, используемую в том числе на интернет-сайте ООО «ЛЕНТА» -   https://lenta.com.  (см. рис.1)

(рис. 1)
«Вермуты: Вермуты; Вино: Безалкогольные вина, Белые вина, Вина малого литража, Вино в нестандартной упаковке, Красные вина, Плодово-ягодные вина, Розовые вина; Десертные вина: Десертные и крепленые вина; Кагор; Плодово-ягодные вина; Портвейн; Игристое вино: Безалкогольные игристые вина, Белые игристые вина, Винные газированные напитки, Игристое вино в нестандартной упаковке, Игристые вина малого литража, Розовые и красные игристые вина, Шампанское; Изысканный выбор: Игристые вина, Тихие вина; Крепкий алкоголь: Виски, Водка, Джин, абсент, текила, Коньяк, Бренди, Ликеры, Настойки, биттеры, Прочие крепкие напитки, Ром, Бальзамы;  Пиво и слабый алкоголь: Безалкогольное пиво, Вкусовое пиво, Импортное пиво, Крафтовое пиво, Лицензионное пиво, Отечественное пиво, Пиво в кегах, Пиво в пластиковой бутылке, Сидры, пуаре, медовуха, Слабоалкогольные коктейли, вкусовое пиво».
Однако, в данном случае, ООО «ЛЕНТА» необходимо было указать об этом в тексте рекламной акции, чтобы не допустить введение потребителей в заблуждение. 
Исходя из вышеперечисленного, Самарское УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «ЛЕНТА», определившее объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается материалами дела, в том числе: 
1. Заявлением гр. <…> (вх.№1097-гр от 13.05.2020);
2. Определением о возбуждении дела №063/05/5-403/2020;
3. Выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ЛЕНТА»;
4. Письменными пояснениями ООО «ЛЕНТА» (вх.№ 5792-з от 18.06.2020);
5. Письменными пояснениями ООО «ЛЕНТА» (вх.№ 7552-з от 10.08.2020);
6. Ответом ГУП РК ПАО «МАССАНДРА» (вх.№ 7586-з от 10.08.2020) на запрос Самарского УФАС России;
7. Ответом <…>  (вх.№ 8095-з от 25.08.2020)на запрос Самарского УФАС России;
8. Письменными пояснениями ООО «ЛЕНТА» по доводам ГУП РК ПАО «МАССАНДРА» (вх.№8218-з от 31.08.2020)
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламодатель.
Таким образом, распространение ООО «ЛЕНТА» рекламной акции следующего содержания «30% СКИДКА ТИХИЕ ВИНА красные, розовые, белые, в стекле (Россия). Кроме вермутов и игристых вин. Срок действия предложения: 01-31 мая 2020 г. ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ» нарушает пункт 4 части 3, часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Указание в тексте рекламы исключения «кроме ликерных вин», наряду с приведенным исключением «кроме вермутов и игристых вин», а именно «кроме вермутов, игристых вин, ликерных вин», не повлекло бы за собой нарушение. 
Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
  Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы,  имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
 Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о продолжении нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «ЛЕНТА», в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.  
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламную информацию следующего содержания «СКИДКИ МАЯ Мы подготовили для вас специальное предложение и надеемся, что оно вам понравится. Ключ к дополнительным скидкам – ваша карта «ЛЕНТА». Перед вами 12 купонов, при предъявлении которых на кассе вы получите скидку. Можете использовать купоны по одному или сразу несколько. Условия использования подробно описаны ниже и на оборотной стороне купона. Приходите в «ЛЕНТУ» в мае и не забудьте взять с собой купоны и вашу карту «ЛЕНТА».
Среди данных купонов, имеется купон следующего содержания: «30% СКИДКА ТИХИЕ ВИНА красные, розовые, белые, в стекле (Россия). Кроме вермутов и игристых вин. Срок действия предложения: 01-31 мая 2020 г. ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ».
Оборотная сторона купона содержит следующую информацию: «Купон действует в магазинах «ЛЕНТА» Срок действия предложения 01-31 мая 2020 г. Максимальное количество товара со скидкой по купону в одном чеке 10 шт. Если на товар распространяется несколько скидок, покупателю предоставляется наибольшая. Скидки не суммируются. Скидка предоставляется по карте «ЛЕНТА» при наличии товара в магазине. Передайте купон кассиру вместе с товаром. Подробности на стойке «Информация» и по тел. 8-800-700-41-11 (по России бесплатно)» ненадлежащей и несоответствующей требованиям ФЗ «О рекламе». 
2. Признать в действиях ООО «ЛЕНТА» (197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 112, лит. Б, ИНН 7814148471, ОГРН 1037832048605, дата внесения в ЕГРЮЛ записи - 03.07.2017, Наименование регистрирующего органа - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу, адрес регистрирующего органа - 191124, Санкт-Петербург г., ул. Красного Текстильщика, д 10-12 лит. О) нарушение требований рекламного законодательства, установленных пунктом 4 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
3. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «ЛЕНТА» не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Резолютивная часть решения оглашена 31 августа 2020 г.
Решение изготовлено в полном объеме «14» сентября 2020 г.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                                 <…>

Члены Комиссии                                                                                             <…>

                                                                                                                           <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны