Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/28-978/2022 от 1 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

⟨…⟩

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/28-978/2022

 

01 февраля 2023 года                                                                                                        г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ⟨…⟩

 

            Члены Комиссии –     ⟨…⟩

 .,                                             

                                                  ⟨…⟩

.,            

рассмотрев дело № 063/05/28-978/2022 возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Гранд» (далее – ООО «Гранд») на наличие признаков нарушения части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 13 и 14 статьи 28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»). 

в присутствии представителя:

заявителя – Волго-Вятское ГУ Банка России (603008, г. Нижний Новгород,                               ул. Большая Покровская, д. 26) –⟨…⟩

, лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 80082380254224, атрибутом «вручение адресату почтальоном» 17.01.2023 года, чеком ККМ от 11.01.2023 года, списком внутренних почтовых отправлений № 214 (Партия 383).

В отсутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

– ООО «Гранд» ⟨…⟩

 (⟨…⟩

20), 22.01.2023 года заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие;

- ИП⟨…⟩

⟨…⟩

), отсутствует, лицо уведомлялось надлежащим образом, что подтверждается отчетами об отслеживании почтовых направлений с почтовыми идентификаторами 80082380254194 и 80082380254200, с атрибутом «неудачная попытка вручения» 12.01.2023 года;

- ИП⟨…⟩

⟨…⟩

), отсутствует, извещался надлежащим образом почтовый идентификатор 80082380254217 с атрибутом «неудачная попытка вручения» 12.01.2023 года;

заинтересованного лица –———;

эксперта –———;

переводчика –———.

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) рассматривает заявление Волго-Вятского главного управления Банка России (вх. № 14935-ДСП/22 от 07.11.2022) в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Гранд» (далее – ООО «Гранд») на наличие признаков нарушения части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006              № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

Как следует из заявления Волго-Вятского ГУ Банка России в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» одной из целей деятельности Банка России является обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Противодействие нелегальной деятельности на финансовом рынке в настоящее время является одним из приоритетных направлений работы Банка России в целях обеспечения стабильности финансового рынка Российской Федерации, защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.

Согласно данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, общество с ограниченной ответственностью «Гранд» (далее - ООО «Гранд», Общество), ⟨…⟩

. Основным видом экономической деятельности Общества является торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах (код ОКВЭД 47.79).

По имеющейся в распоряжении Волго-Вятского ГУ Банка России информации,                ООО «Гранд» осуществляет деятельность по адресам:

- Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Революционная, д. 56А;

- Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, б-р Гая, д. 14.

По адресу Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Революционная, д. 56А располагается одноэтажное административное здание. В здании располагается четыре организации, с отдельными входом-выходом. В одном из помещений находится комиссионный магазин «Ломбарджио». В помещении комиссионного магазина имеется информационный стенд «Уголок потребителя» с идентификационными данными                                   ИП⟨…⟩

), являющийся учредителем и руководителем организации ООО «Гранд» и предоставляется информация о возможности получения займа под по ставке 12% на 30 дней. При заключении сделки оформляется договор с ООО «Гранд».

По входной группе комиссионного магазина и прилегающей территории размещены рекламные баннеры следующего содержания:

- «Ломбард. Магазин. Автоломбард. Ломбарджио. Комиссионный магазин. ПОКУПКА. ПРОДАЖА. ОБМЕН. РЕАЛИЗАЦИЯ. 49-51-91».

По адресу Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, б-р Гая, д. 14 располагается многоквартирный жилой дом. В одном из помещений первого этажа многоквартирного дома находится комиссионный магазин «Ломбарджио». В помещении комиссионного магазина имеется информационный стенд с идентификационными данными                                   ИП⟨…⟩

), являющийся учредителем и руководителем организации ООО «Гранд».

По входной группе комиссионного магазина и прилегающей территории размещены рекламные баннеры следующего содержания:

- «Комиссионный магазин ЛОМБАРДЖИО, Покупка. Продажа. Trade-in. Реализация, номер телефона 8 (902) 373-35-43».

На рекламных баннерах отсутствуют сведения о лице, предоставляющем указанные услуги.

Самарским УФАС России в рамках рассмотрения данного заявления были осуществлены запросы в министерство имущественных отношений Самарской области (далее – МИО СО), Главе городского округа Тольятти, Межрайонную инспекцию ФНС                 № 21 по Самарской области, ПАО «МегаФон».

Согласно ответам поступившим из МИО СО (от 24.11.2022 вх. № 15870-ЭП/22,                        от 29.11.2022 вх. № 16103/22) следует, что сведениями о лице, разместившем рекламные баннеры по указанным адресам МИО СО не располагает. Обращений о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не поступало, разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции МИО СО не выдавалось.

В целях рассмотрения запроса Самарского УФАС России, обращение направлено в государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр размещения рекламы» (далее – ГБУ СО «ЦРР»). ГБУ СО «ЦРР» в кратчайшие сроки будет осуществлен выезд по указанному адресу, на предмет выявления рекламных конструкций, которые установлены и эксплуатируются без соответствующего разрешения, в нарушение части 10 статьи 19 ФЗ                  «О рекламе», а также принятие соответствующих мер.

Согласно ответу поступившему от Администрации городского округа Тольятти                     (от 02.12.2022 вх. № 16325/22) следует, что по адресам:

- Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Революционная, д. 56А осуществляет хозяйственную деятельность ИП⟨…⟩

);

- Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, б-р Гая, д. 14 осуществляет хозяйственную деятельность ИП⟨…⟩

).

По вышеуказанным адресам осуществляет деятельность комиссионный магазин                  ЛОМБАРДЖИО, с указанием телефонных номеров 49-51-91 и⟨…⟩

.

Оператором связи телефонных номеров 49-51-91 и +⟨…⟩

является мобильный оператор «МегаФон».

 

Согласно ответу ПАО «МегаФон» (от 23.11.2022 вх. № 15825-ЭП/22), телефонные номера⟨…⟩

 выделены абоненту⟨…⟩

 на основании договоров на оказание услуг связи от 27.06.2016, зарегистрированному по адресу: 445028, г. Тольятти, ул. Спортивная, д. 61, кв./офис 86.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013                    № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Закон № 353-ФЗ) потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 Закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Таким образом, лицо, не обладающее статусом банка или некредитной финансовой организации, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Как следует из пункта 1 статьи 358 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов должно осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями (ломбардами).

В соответствии с статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ                           «О ломбардах» (далее - Закон № 196-ФЗ) ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном цитируемым Законом                     № 196-ФЗ и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. В местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение вещей, не являющихся таковыми. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

ООО «Гранд» не имеет статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, в Государственном реестре ломбардов), не поднадзорен Банку России и не относится к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Закона № 353-ФЗ предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).

В силу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования (товару, средствам индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовителю или продавцу товара), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» разъяснено, что по смыслу статьи 2 Федерального закона № 38-ФЗ под таковой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.

Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и тому подобное).

Согласно правовой позиции, выраженной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (пункт 28), оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

На основании изложенного, а также исходя из буквального восприятия информации, размещенной по адресам:

- Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Революционная, д. 56А (по данному адресу используется рекламная конструкция с надписью: «Ломбард. Магазин. Автоломбард. Ломбарджио. Комиссионный магазин. ПОКУПКА. ПРОДАЖА. ОБМЕН. РЕАЛИЗАЦИЯ. 49-51-91»);

- Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, б-р Гая, д. 14. (по данному адресу используется рекламная конструкция с надписью: «Комиссионный магазин ЛОМБАРДЖИО, Покупка. Продажа. Trade-in. Реализация, 8 (902) 373-35-43»), указанная информация имеет, все признаки рекламы:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – «ЛОМБАРД».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 38-ФЗ ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Реклама финансовых услуг должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе (в частности, содержащимся в статьях 5, 7 Закона № 38-ФЗ), так и специальным требованиям, закрепленным в статье 28 Закона № 38-ФЗ.

Указанная выше рекламная информация имеет признаки нарушения следующих требований ФЗ «О рекламе»:

- части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой не допускается  реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Использование на рекламных конструкциях слова «ЛОМБАРД» может ввести в заблуждение потребителя, не обладающего специальными знаниями, относительно наличия у лица статуса финансовой организации, а также характера оказываемых финансовых услуг и гарантий, которые предоставляются заемщикам законодательством о ломбардной деятельности;

- пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которым не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. В данном случае отсутствие у ООО «Капитал» статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, а также отсутствие сведений о нем в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России, по мнению Волго-Вятского ГУ Банка России, может квалифицироваться как отсутствие специального разрешения, требуемого для осуществления деятельности по предоставлению займов под залог имущества;

- согласно пункту 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество);

- части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом № 353-ФЗ не допускается;

- части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Исходя из указанных норм следует, что данная реклама нарушает части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1,13,14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24-26 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Управление Самарского УФАС России возбудила производство по делу                                  № 063/05/28-978/2022 от 07.12.2022 по признакам нарушения рекламного законодательства, назначила рассмотрение дела на 27.12.2022 года.

22.12.2022 года вх. № 17464/22 ООО «Гранд» представил документы и письменные пояснения, запрошенные Комиссией Самарского УФАС России и сообщил следующее.

ООО «Гранд» ведет деятельность по розничной торговле бывшими в употреблении товарами в магазинах (///).

Рекламные конструкции, которые расположены на входных группах по адресам:

- Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Революционная, д. 56А;

- Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, б-р Гая, д. 14, ООО «Гранд» не устанавливал. Договоров с МИО СО не заключал, в ГБУ СО «ЦРР» не обращался, так как не является собственником данных рекламных конструкций.

По вышеуказанным адресам ранее находилась организация с названием                                 ООО ЛОМБАРДЖИО.

Ранее требований по демонтажу указанных рекламных конструкций в ООО «Гранд» не поступало.

На 15.12.2022 рекламные конструкции демонтированы, что подтверждается фотоотчетом.

ИП ⟨…⟩

в ответ на поступившее определение от 07.12.2022                                              исх. № 063/05/28-978/2022 пояснил следующее: в торговом павильоне по адресу:                                  г. Тольятти, ул. Революционная, д. 56а ведет деятельность общепита, в соседнем помещении располагается ООО «Гранд», отношения к данной организации не имеет, к размещению рекламных конструкций не относится. Заявил ходатайство о рассмотрении дела                              № 063/05/28-978/2022 в его отсутствие.

ИП⟨…⟩

 в ответ на поступившее определение от 07.12.2022                                              исх. № 063/05/28-978/2022 пояснил следующее: к рекламным конструкциям расположенным по адресам: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Революционная, д. 56А и бульвар Гая, д. 14 отношения не имеет. По состоянию на 15.12.2022 ИП ⟨…⟩

деятельность прекращена.

На заседании 27.12.2022 года директор ООО «Гранд» ⟨…⟩

 поддержал свои доводы, изложенные в письменных пояснениях.

В  отсутствие кворума, определением от 27.12.2022 исх. № 11442/8 срок рассмотрения дела № 063/05/28-978/2022 был продлен на 2 (два) месяца и назначено рассмотрение дела на 10.01.2023 года.

На заседании 10.01.2023 года директор ООО «Гранд» ⟨…⟩

поддержал свои доводы, изложенные в письменных пояснениях.

В отсутствие кворума, определением от 10.01.2023 исх. № 100/8 рассмотрение дела № 063/05/28-978/2022 было отложено и назначено его рассмотрение на 31.01.2023 года.

Комиссия Самарского УФАС России, всесторонне, полно и объективно изучив и проанализировав материалы дела № 063/05/28-978/2022, приходит к следующим выводам.

Основным видом экономической деятельности Общества является торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах (код ОКВЭД 47.79).

По имеющейся в распоряжении Волго-Вятского ГУ Банка России информации,                ООО «Гранд» осуществляет деятельность по адресам:

- Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Революционная, д. 56А;

- Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, б-р Гая, д. 14.

По адресу Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Революционная, д. 56А располагается одноэтажное административное здание. В здании располагается четыре организации, с отдельными входом-выходом. В одном из помещений находится комиссионный магазин «Ломбарджио». В помещении комиссионного магазина имеется информационный стенд «Уголок потребителя» с идентификационными данными                                   ИП ⟨…⟩

 (///), являющийся учредителем и руководителем организации ООО «Гранд» и предоставляется информация о возможности получения займа под по ставке 12% на 30 дней. При заключении сделки оформляется договор с                                     ООО «Гранд».

По входной группе комиссионного магазина и прилегающей территории размещены рекламные баннеры следующего содержания:

- «Ломбард. Магазин. Автоломбард. Ломбарджио. Комиссионный магазин. ПОКУПКА. ПРОДАЖА. ОБМЕН. РЕАЛИЗАЦИЯ. 49-51-91».

По адресу Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, б-р Гая, д. 14 располагается многоквартирный жилой дом. В одном из помещений первого этажа многоквартирного дома находится комиссионный магазин «Ломбарджио». В помещении комиссионного магазина имеется информационный стенд с идентификационными данными                                   ИП⟨…⟩

), являющийся учредителем и руководителем организации ООО «Гранд».

По входной группе комиссионного магазина и прилегающей территории размещены рекламные баннеры следующего содержания:

- «Комиссионный магазин ЛОМБАРДЖИО, Покупка. Продажа. Trade-in. Реализация, номер телефона⟨…⟩

».

На рекламных баннерах отсутствуют сведения о лице, предоставляющем указанные услуги.

Самарским УФАС России в рамках рассмотрения данного заявления были осуществлены запросы в министерство имущественных отношений Самарской области (далее – МИО СО), Главе городского округа Тольятти, Межрайонную инспекцию ФНС                 № 21 по Самарской области, ПАО «МегаФон».

Согласно ответам поступившим из МИО СО (от 24.11.2022 вх. № 15870-ЭП/22,                        от 29.11.2022 вх. № 16103/22) следует, что сведениями о лице, разместившем рекламные баннеры по указанным адресам МИО СО не располагает. Обращений о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не поступало, разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции МИО СО не выдавалось.

В целях рассмотрения запроса Самарского УФАС России, обращение направлено в государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр размещения рекламы» (далее – ГБУ СО «ЦРР»). ГБУ СО «ЦРР» в кратчайшие сроки будет осуществлен выезд по указанному адресу, на предмет выявления рекламных конструкций, которые установлены и эксплуатируются без соответствующего разрешения, в нарушение части 10 статьи 19 ФЗ                  «О рекламе», а также принятие соответствующих мер.

Согласно ответу поступившему от Администрации городского округа Тольятти                     (от 02.12.2022 вх. № 16325/22) следует, что по адресам:

- Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Революционная, д. 56А осуществляет хозяйственную деятельность ИП⟨…⟩

;

- Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, б-р Гая, д. 14 осуществляет хозяйственную деятельность ИП⟨…⟩

).

По вышеуказанным адресам осуществляет деятельность комиссионный магазин                  ЛОМБАРДЖИО, с указанием телефонных номеров⟨…⟩

.

Оператором связи телефонных номеров ⟨…⟩

является мобильный оператор «МегаФон».

Согласно ответу ПАО «МегаФон» (от 23.11.2022 вх. № 15825-ЭП/22), телефонные номера ⟨…⟩

на основании договоров на оказание услуг связи от 27.06.2016, зарегистрированному по адресу: 445028, г. Тольятти, ул. Спортивная, д. 61, кв./офис 86.

⟨…⟩

является директором ООО «Гранд» и соответственно использует вышеуказанные номера телефонов в целях осуществления деятельности ООО «Гранд».

В силу статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования (товару, средствам индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовителю или продавцу товара), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемой рекламной информации по адресу: г. Тольятти, бульвар Гая, д. 14 объектом рекламирования являются услуги комиссионного магазина ЛОМБАРДЖИО – покупка, продажа, trade-in, реализация. Рекламная информация: услуги ломбарда, получения займа под залог движимого имущества (антикварных вещей и ювелирных изделий) отсутствует.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (далее – ФЗ О языке) утвержден порядок норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации и определяется Правительством Российской Федерации.

Данный порядок утверждает список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (по результатам экспертизы), а также правила русской орфографии и пунктуации. Комиссией Самарского УФАС России проанализированы следующие словари:

1. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 1288 с.

2. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 794 с.

3. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 943 с.

4. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 782 с.

Согласно Грамматическому словарю русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 794 с.: словообразованными словами от слова ломба́рд являются: ломба́рдец, Ломба́рдия, ломба́рдный, ломба́рдский.

Слова «ЛОМБАРДЖИО» нет в русском языке.

Комиссия приходит к выводу, что использование слова «ЛОМБАРДЖИО», созвучного со словом «ломбард» у обычного потребителя не может вызывать ассоциацию с финансовой услугой по выдаче займов под залог имущества.

Таким образом, при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации (пункт 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

Комиссия усматривает в действиях ОО «Гранд» нарушение пункта 11 статьи 5                        ФЗ «О рекламе».

В рассматриваемой рекламной информации по адресу: г. Тольятти,                                                ул. Революционная, д. 56а объектом рекламирования являются услуги ломбарда, получения займа под залог движимого имущества (ювелирных изделий).

Реклама финансовых услуг должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе (в частности, содержащимся в статьях 5, 7 ФЗ «О рекламе»), так и специальным требованиям, закрепленным в статье 28 ФЗ «О рекламе».

Указанная выше рекламная информация имеет признаки нарушения следующих требований ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается  реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия не усматривает нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. В данном случае отсутствие у ООО «Гранд» статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, а также отсутствие сведений о ней в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России, по мнению Волго-Вятского ГУ Банка России, может квалифицироваться как отсутствие специального разрешения, требуемого для осуществления деятельности по предоставлению займов под залог движимого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Согласно статье 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

При этом, стоит отметить, что в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, статей 807, 819) и ФЗ «О потребительском кредите (займе)»  услуги по предоставлению потребительских займов не являются услугами по предоставлению потребительских кредитов и наоборот. При этом кредитором по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, а заимодавцем по договору займа - иные лица.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых, либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Учитывая, что ООО «Гранд» не относится к субъектам, имеющим специальный статус на осуществление профессиональной деятельности, что подтверждается ранее указанными материалами дела по предоставлению кредитов под залог, Комиссия усматривает нарушение части 11 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1, 13 и 14 статьи 28                     ФЗ «О рекламе».

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в действиях                                           ИП⟨…⟩

 А.С., ИП⟨…⟩

 не усматриваются признаки нарушения                                           ФЗ «О рекламе».

Представитель заявителя – Волго-Вятского ГУ Банка России в лице⟨…⟩

 – ведущего юрисконсульта Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ поддержал доводы Комиссии Самарского УФАС России, что в действиях ИП ⟨…⟩

Р.С. не содержатся признаки нарушения ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных , частями 2-8 статьи 5, статьей 7 и статьей 28  ФЗ «О рекламе».

ООО «Гранд» является рекламодателем указанной рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

1.         Заявлением Волго-Вятского ГУ Банка России от 07.11.2022                                                     вх. № 14935-ДСП/22;

2.        Служебной запиской от 07.12.2022 года;

3.         Определением о возбуждении дела № 063/05/28-978/2022 и назначении дела к рассмотрению от 07.12.2022 года;

4.        Ответами на запросы от 23.11.2022 вх. № 15825-ЭП/22, от 24.11.2022 вх. № 15870-ЭП/22, от 02 12 2022 вх. № 16325/22.

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о продолжении нарушения законодательства о рекламе в действиях ООО «Гранд», в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания. 

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Гранд» нарушившим требования части 11 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1, 13 и 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание ООО «Гранд» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Гранд».

 

Резолютивная часть решения оглашена 31 января 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме 01 февраля 2023 года.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   ⟨…⟩

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                              

                                                                                                                             

 

                                                                                                                            ⟨…⟩

Связанные организации

Связанные организации не указаны