Решение №11775/7 Решение № 323-14692-20/7 по жалобе ООО «Сибагротранс» от 18 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <....>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <....>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <....>(далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Сибагротранс» (далее – Заявитель) на ПАО «ОДК-Кузнецов» (далее – Заказчик) при проведении аукциона на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства «Строительство центра конструкторских разработок и научных исследований Публичного акционерного общества «Кузнецов», г. Самара» (извещение № 0742000000220000042, https://zakupki.gov.ru/)(далее – Аукцион).

в присутствии представителей  Заказчика – <....>., <....> (доверенность), представители от Заявителя в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи не участвовали, ходатайств не заявляли,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

04.09.2020 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Сибагротранс» на ПАО «ОДК-Кузнецов» при проведении Аукциона.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы:

1. Разъяснения положения документации об электронном аукционе размещенные в ЕИС 12.08.2020 г. в 15:30 (МСК+1) и 15:39 (МСК+1) не содержат предмета запроса, что является нарушением части 4 статьи 65  Федерального Закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

2. Заказчик не включил в документацию возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капительного строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 г. №570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 г. № 570), которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств.  

3. В составе документации отсутствует смета контракта, что противоречит Приказу Минстроя России от 23.12.2019 г. № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» (далее – Приказ Минстроя России от 23.12.2019 г. №841/пр).

4. Заказчиком установлены дополнительные требования не соответствующие Постановлению Правительства РФ от 04.12.2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление Правительства РФ от 04.12.2015 г. №99).

Заказчиком предоставлены документы, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 08.09.2020 г. № 11497/7, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

 29.06.2020 г. Заказчиком в ЕИС размещена действующая редакция извещения № 0742000000220000042 о проведении аукциона (далее – Извещение) и документация о закупке.

Предметом Аукциона в электронной форме является выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства «Строительство центра конструкторских разработок и научных исследований ПАО «Кузнецов», г. Самара».

НМКЦ: 942 634 472,40 руб.

Аукцион проведен в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Заказчик является обществом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), которое заключает гражданско-правовые договоры, применяя нормы Закона о контрактной системе, в случаях, установленных действующим законодательством.

 

1. В соответствии с частью 3 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Из материалов жалобы следует, что 12.08.2020 г. в 15:30 (МСК+1) и 15:39 (МСК+1) в ЕИС Заказчиком были опубликованы разъяснения положения документации об электронном Аукционе. Вместе с тем, указанные разъяснения не содержат предмета запроса, что нарушает пункт 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя признается Комиссией обоснованным.

Вместе с тем, установленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку сведений, подтверждающих, что вышеуказанное нарушение  повлекло нарушение прав и законных интересов третьих лиц на момент рассмотрения жалобы Заявителя не представлено.

 

2. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

Постановлением Правительства РФ 15.05.2017 г. №570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и муниципальному контрактам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

Согласно пункту 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Вместе с тем, Заказчик является публичным акционерным обществом, которое заключает гражданско-правовые договоры, применяя нормы Закона о контрактной системе в случаях установленных законом.

Таким образом, требования установленные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. № 570 не распространяются на Заказчика.

На основании вышеизложенного, довод Заявителя признается Комиссией необоснованным.

 

3. В соответствии с частью 7  статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства определена в разделе 5 Приказа Минстроя России от 23.12.2019 №841/пр.

В соответствии с пунктом 29 Приказа Минстроя России от 23.12.2019 г. №841/пр НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений (далее - подрядные работы) осуществляется в виде проекта сметы контракта в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

Из представленных материалов дела следует, что источником финансового обеспечения реализации проекта является бюджетные субсидии в соответствии со статьей 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 4.1 статьи 15 Закона о контрактной системе  при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктом 8 статьи 78 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, которым предоставлены указанные субсидии, при осуществлении ими закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона.

При указанных обстоятельствах, на Заказчика при осуществлении закупок за счет указанных средств, не распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие отношения, в части планирования закупок, товаров и услуг.

На основании вышеизложенного, довод ООО «Сибагротранс» признается комиссией необоснованным.

 

4. Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случаях установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок, заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов подтверждающих соответствие участников закупки таким требования установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99.

Согласно Документации, предметом Закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объектам капитального строительства с НМЦ, превышающей 5 млн. рублей.

Из материалов жалобы следует, что Заказчик в пункте 19.3 Информационной карты Документации установил следующие дополнительные требования к участникам закупки:

наличие за последние 3 года  до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2020 №921 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок в сфере строительства и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. N 890-р» (далее – Постановление Правительства РФ 25.06.2020 г.  №921) были внесены изменения  в пункт 2 приложения №1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99, согласно которым для выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей установлены следующие требования:

наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей.

Вместе с тем, в пункте 3 Постановления Правительства РФ от 25.06.2020 г.   №921 указано, что настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его опубликования и применяется в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления, за исключением пункта 3 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 сентября 2020 г.

Официальное опубликование Постановления Правительства РФ от 25.06.2020 № 921 было осуществлено 29.06.2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/.

Таким образом, Постановление Правительства РФ №921 применяется в отношении закупок, извещение об осуществлении которых размещены после 09.07.2020 г.

В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, Извещение о проведении Аукциона было размещено Заказчиком 29.06.2020 г.

Согласно части  1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действия. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, его прямого указания в законе.

Таким образом, Заказчик правомерно установил требование в части опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, за последние 3 года  до даты подачи заявки на участие в закупке.

При указанных обстоятельствах, Комиссия Самарского УФАС России признает  довод Заявителя необоснованным.

 

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

Связанные организации

Связанные организации не указаны