Решение №5701/8 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/16-312/2021 от 4 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/16-312/2021

04.06.2021 года                                                                                                                                     г. Самара

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:    
Председатель Комиссии –   <…>;
            Члены Комиссии –   <…>,
                                                <…>

рассмотрев дело № 063/05/16-312/2021, возбужденное в отношении ООО «Межрегиональное информационное агентство» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно статьи 16 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г № 38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе») посредством видеоконференцсвязи,  
в присутствии представителей:
заявителя – Управление Роскомнадзора по Самарской области (443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 198), лицо не явилось, уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором № 44312358287632 и атрибутом «вручение адресату почтальоном» 11.05.2021г.»; списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 07.05.2021г., чеком ККМ от 07.05.2021г.
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Межрегиональное информационное агентство» (443041, Самарская область, г. Самара, ул. Ленинская, д. 168, оф. 551-552, ИНН 6319069093, ОГРН 1026301716968, дата внесения в ЕГРЮЛ записи – 24.12.2002г., наименование регистрирующего органа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган – 443112, г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А), представитель по доверенности от 29.04.2021г. № 9 – <…>, директора ООО «Межрегиональное информационное агентство» - <…>, лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 44312358287625, с пометкой «вручение адресату 20.05.2021г.», списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 07.05.2021г., чеком ККМ от 07.05.2021г.
заинтересованного лица – ———
эксперта –  ———
переводчика –  ———

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступили материалы планового систематического наблюдения (исх. № 3300-05/63 от 20.02.2021 г./вх. № 1728 от 05.03.2021 г.), проведенного Управлением Роскомнадзора по Самарской области в отношении печатного средства массовой информации журнала «Областной журнал «Самара и Губерния» (далее – журнал) (регистрационный номер ПИ № 7 – 0669 от 22.05.2001г.), в ходе которого были выявлены признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).
Так, было установлено на странице журнала выпуска № 3 от 30.09.2020г. на обороте лицевой стороны и обороте тыльной стороны обложки, выпуска № 4 2020 от 29.12.2020 на обороте тыльной стороны обложки на материалах рекламного характера отсутствует пометка «Реклама» или пометка «На правах рекламы».
В соответствии со свидетельством о регистрации примерная тематика и специализация СМИ: история губернии, краеведение, культура, политика, экономика, поэзия, социальные вопросы.
СМИ не специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера. 
Процент рекламы должен составлять не более 45% объема одного выпуска. 
Учредителем СМИ является Общество с ограниченной ответственностью «Межрегиональное информационное агентство» (443041, Самарская область, г. Самара, ул. Ленинская, д. 168, оф. 551-552, ИНН 6319069093, ОГРН 1026301716968, дата внесения в ЕГРЮЛ записи – 24.12.2002г., наименование регистрирующего органа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган – 443112, г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А).
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке. 
Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В рассматриваемой рекламной информации объектом рекламирования в журнале «Самара и Губерния» выпуска № 3 от 30.09.2020 являются услуги «Дельта-Информ» (оборот лицевой стороны обложки), проведение международного фестиваля искусств «Шостакович» (страница 2-3), проведение фестиваля стрит-арта (страница 4-5), косметических товаров BLAGOVKUS natural cosmetics (оборот тыльной стороны обложки).  
Вместе с тем, в журнале выпуска № 4 от 29.12.2020 объектом рекламирования являются услуги PHOTOTHEATRE KHAIRUTDINOVA NATALIA, а именно фотосессия, предоставление в аренду помещений, проведение мероприятий (оборот тыльной стороны обложки).
В соответствии со статьей 16 ФЗ «О рекламе», размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке, и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Таким образом, действия ООО «Межрегиональное информационное агентство» содержат признаки нарушения статьи 16 ФЗ «О рекламе».
Самарское УФАС России, рассмотрев материалы планового систематического наблюдения Управления Роскомнадзора по Самарской области в отношении печатного средства массовой информации журнала «Областной журнал «Самара и Губерния» установила следующее. 
На странице 22-23, 88 журнала выпуска № 3 2020 от 30.09.2020 объектом рекламирования являются продажа продукции ТМ «Пирогиня» и продажа дома.
В силу статьи 16 ФЗ «О рекламе», размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
В нарушение статьи 16 ФЗ «О рекламе», ООО «Межрегиональное информационное агентство» разместило спорные рекламные образцы без пометки «реклама» или пометки «на правах рекламы».
Таким образом, действия ООО «Межрегиональное информационное агентство», содержат признаки нарушения статьи 16 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение   статьи 16 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламораспространитель.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24-26 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Самарского УФАС России возбудила производство по делу № 063/05/16-312/2021 по признакам нарушения рекламного законодательства.
ООО «Межрегиональное информационное агентство» предоставило пояснения (вх. № 4170-з от 25.05.2021г.), согласно которым указало следующее. 
На обороте лицевой стороны журнала «Самара и Губерния» выпуска № 3 от 30.09.2020г. размещена рекламная информация, содержащая услуги «Дельта Информ». 
На страницах 2-3 журнала «Самара и Губерния» выпуска № 3 от 30.09.2020г. размещена информация о проведении международного фестиваля «Шостакович». Как поясняет ООО Межрегиональное информационное агентство», данная статья была направлена на акцентирование внимания на существенные события культурной жизни города, такие как присвоение статуса Города трудовой доблести. В честь 434-го дня рождения Самары был дан старт Международного фестиваля искусств «Шостакович». 
На страницах 22-23 журнала «Самара и Губерния» выпуска № 3 от 30.09.2020г. размещена информация о продаже продукции ТМ «Пирогиня». Как поясняет ООО «Межрегиональное информационное агентство», в адрес редакции журнала обратилось ООО «Мозаика» (ТМ «Пирогиня») с просьбой разместить информацию о своей продукции и магазинах, в которых можно приобрести продукцию с существенным дисконтом.
На странице 88 журнала «Самара и Губерния» выпуска № 3 от 30.09.2020г. опубликована статья, содержащая информацию о продаже дома с указанием номера телефона. Согласно пояснениям ООО «Межрегиональное информационное агентство», одним из направлений деятельности Общества, в том числе его директора, является оказание помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В данном случае, информация была размещена в связи с поступившим обращением, содержащим просьбу о содействии в реализации дома.
На обороте тыльной стороны журнала «Самара и Губерния» выпуска № 3 от 30.09.2020г. размещена информация о косметических товарах Blagovkus natural cosmetics с указанием сайта и социальной сети в инстаграм. Указанная информация была размещена по обращению ООО «Благовкус» на безвозмездной основе.
На странице 4-5 журнала «Самара и Губерния» выпуска № 4 от 29.12.2020г. размещена информация о проведении фестиваля стрит-арта Приволжского федерального округа «ФормART» мурал «Чистый вдох». Данный стрит-объект появился в Самаре в 2020г. благодаря международному проекту Samara Ground 2020 Art Expperience и художнику Покрасу Лампасу. Таким образом, данное культурное мероприятие освещено на основе пресс-релизов Правительства Самарской области, в целях освещения культурной жизни города.
На обороте тыльной стороны журнала «Самара и Губерния» выпуска № 4 от 29.12.2020г. размещена информация PHOTOTHEATRE KHAIRUTDINOVA NATALIA о проведении фотосессий, а также предоставление в аренду помещений, осуществление мероприятий (концерты, выставки, презентации). Данная информация была размещена по обращению ИП <…> о размещении имиджевых макетов на безвозмездной основе.
Таким образом, как следует из пояснений ООО «Межрегиональное информационное агентство», целью журнала «Самара и Губерния» является освещение культурных и социально-значимых для города мероприятий, а также оказание посильной помощи малому бизнесу, в частности поддержание самарских производителей товаров и услуг
Согласно статье 16 ФЗ «О рекламе», размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
Заслушав объяснения ООО «Межрегиональное информационное агентство», рассмотрев материалы дела № 063/05/16-312/2021, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке. 
Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно статьи 16 ФЗ «О рекламе», размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке, и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Комиссия Самарского УФАС России соглашается с доводами Общества относительно размещенной информации на страницах 2-3 выпуска № 3 от 30.09.2021, 4-5 выпуска № 4 от 29.12.2021 журнала «Самара и Губерния» без пометки «реклама», поскольку указанная информация направлена на освещение культурных и социально значимых для города мероприятий. Таким образом, информация, размещенная на данных страницах, не является рекламой.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе», данный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Следовательно, материал созданный творческим трудом и содержащий в себе какую-либо информацию аналитического, обзорного характера, статистические, количественные и качественные показатели, имеющий в качестве своей цели не привлечение внимания потенциального потребителя к какому-либо товару или группу товаров, а донесение разносторонних сведений до широкого круга читателей, справочный материал и т.п. не признается рекламой в контексте Закона о рекламе.
На обороте лицевой стороны журнала «Самара и Губерния», на страницах 22-23, 88, а также на обороте тыльной стороны данного журнала размещена реклама услуг «Дельта-Информ» с указанием сайта и номера телефона, продажа продукции ТМ «Пирогиня» с указанием адресов магазинов, продажа дома с указанием номера телефона, а также предложение косметической продукции с указанием сайта и страницы в социальной сети без пометки «реклама», что является нарушением ст. 16 ФЗ «О рекламе».
Также в выпуске журнала «Самара и Губерния» № 4 от 29.12.2020 на обороте тыльной стороны размещена реклама услуг PHOTOTHEATRE KHAIRUTDINOVA NATALIA с указанием номера телефона.
Согласно Письму ФАС России от 27.02.2015 № АК/8901/15 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе» в соответствии со статьей 16 ФЗ «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
Таким образом, действия ООО «Межрегиональное информационное агентство» содержат нарушения статьи 16 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение   статьи 16 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламораспространитель.
ООО Межрегиональное информационное агентство» является рекламораспространителем указанной рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами: 
1. Письменными объяснениями от 22.05.2021г. № 4170-з;
2. Докладной запиской Управления Роскомнадзора по Самарской области» от 18.02.2021г. № 243-дн «О результатах проведения систематического наблюдения в отношении печатного средства массовой информации журнала «Областной журнал «Самара и Губерния» (реестровая запись 30.07.2018 серия ПИ № 7-0669);
3. Выпиской из реестра зарегистрированных средств массовой информации по состоянию на 18.02.2021г.;
4. Уставом редакции СМИ «Областной журнал «Самара и Губерния»;
5. Платежным поручением от 17.05.2001г. № 9; 
6. Служебной запиской Самарского УФАС России от 07.04.2021г.
Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
  Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
 Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о продолжении нарушения статьи 16 ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «Межрегиональное информационное агентство», в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.  
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-50 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей размещенную рекламу ООО «Межрегиональное информационное агентство» на обороте лицевой стороны, на страницах 22-23, 88, на обороте тыльной стороны журнала «Самара и Губерния» выпуска № 3 от 30.09.2020г. и обороте тыльной стороны журнала «Самара и Губерния» выпуска № 4 от 29.12.2020г., поскольку она содержит нарушение требований ст. 16 ФЗ «О рекламе». 
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Межрегиональное информационное агентство» не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Межрегиональное информационное агентство» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Резолютивная часть решения оглашена 26 мая 2021 г.
Решение изготовлено в полном объеме 04 июня 2021 г.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии                                                                                        <…>

Члены Комиссии                                                                                                     <…>

                                                                                                                                   <…>
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны