Заключение №б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 063/01/11-421/2019 от 21 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 063/01/11-421/2019

«21» сентября 2020 г.                                                                                                      г. Самара

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), в составе: заместителя руководителя <…>, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции <…>, специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции <…>,

рассмотрев дело №063/01/11-421/2020 по признакам нарушения ООО «АРГ» (пр-кт Степана Разина, д. 19, кв. 22, г. Тольятти, 445042, ИНН: 6321382539, ОГРН: 1156320008338), ООО «М-Строй» (бульвар Баумана, д. 14, оф. 398, г. Тольятти, 445026, ИНН: 6321241249, ОГРН: 1106320002414) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), 
в отсутствие лиц, участвующих в деле,

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явились материалы Прокуратуры Самарской области, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Из указанных материалов следует, что ООО «АРГ» и ООО «М-Строй»» заключили антиконкурентное соглашение при участии в электронных аукционах № 0842200002119000028, № 0842300004019000230.
На основании части 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции с целью установления наличия/ отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях хозяйствующих субъектов в адрес Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу, электронных торговых площадок, оператора связи, удостоверяющих центров Самарским УФАС России направлены запросы о представлении необходимых документов и сведений.
По результатам анализа полученной информации Самарским УФАС России в действиях ООО «АРГ» и ООО «М-Строй» были установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
На основании пункта 1 части 8, части 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом Самарского УФАС России от 11.06.2020 г. № 73 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «АРГ» и ООО «М-Строй» пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частями 13-15 статьи 44 Закона о защите конкуренции было принято определение о назначении дела № 063/01/11-421/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.06.2020 г. исх. № 7800/6. Указанным определением к участию в названном деле в качестве заявителя была привлечена Прокуратура Самарской области, в качестве ответчиков привлечены ООО «АРГ» и ООО «М-Строй».
Определением Самарского УФАС России об отложении рассмотрения дела № 063/01/11-421/2020 в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены ООО Универсальное предприятие «Самарадортранссигнал», ООО «Приоритет Тольятти», ООО «Стройсервис», ООО «РКС», ГКУ СО «Управление автомобильными дорогами Самарской области», Администрация городского округа Тольятти, Муниципальное казенное учреждение «Центр организации дорожного движения городского округа Тольятти».
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

1. В период с апреля 2019 г. по август 2019 года на электронной площадке АО «Единая электронная торговая площадка» (далее – АО «ЕЭТП») проведены закупочные процедуры, совместное участие в которых приняли ООО «АРГ» и ООО «М-Строй».
В соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в качестве конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчиками вышеперечисленных торгов выбран аукцион в электронной форме.
Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (часть 4 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Комиссия установила, что 22.04.2019 г. на электронной площадке АО «ЕЭТП» размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0842200002119000028 на выполнение работ по устройству технических средств организации дорожного движения. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составила 48 734 872,06 руб. Заказчиком электронного аукциона выступила Администрация городского округа Тольятти.
В целях участия в указанном аукционе подано 4 заявки. По результатам рассмотрения первых частей заявок к дальнейшему участию в торгах допущено 2 хозяйствующих субъекта (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.05.2019 г. №0842200002119000028-1).
Из протокола проведения электронного аукциона от 20.05.2019 г. №0842200002119000028-2 следует, что ценовые предложения подавались двумя организациями: ООО «АРГ» снизило НМЦК на 0,99 %, ООО «М-Строй» – на 0,5 %.
Согласно пошаговому протоколу проведения данного электронного аукциона от 20.05.2019 г. №0842200002119000028-2 в ходе торгов первое ценовое предложение в 09 час. 34 мин. было подано ООО «М-Строй» и составило     48 491 197,70 руб. Следующее ценовое предложение было подано ООО «АРГ» в 09 час. 40 мин., сумма которого составила 48 247 523,34 руб. 
По итогам торгов предложения участников были ранжированы следующим образом: 
1 место – ООО «АРГ» - 48 247 523,34 руб.
2 место – ООО «М-Строй» - 48 491 197,70 руб.
В результате торгов победителем признано ООО «АРГ», с которым заказчиком заключен государственный контракт на сумму 48 247 523,34 рублей. Снижение НМЦК по результатам закупки составило 0,99 %.

28.06.2019 г. Муниципальным казенным учреждением городского округа Тольятти «Центр хозяйственно-транспортного обеспечения» на электронной площадке АО «ЕЭТП» размещено извещение о проведение электронного аукциона № 0842300004019000230 на выполнение работ по устройству технических средств организации дорожного движения. НМЦК составила 58 054 529,73 руб.
В целях участия в указанном аукционе подано 5 заявок. По результатам рассмотрения первых частей заявок к дальнейшему участию в торгах допущено 2 хозяйствующих субъекта (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.07.2019 №0842300004019000230 -1).
Из протокола проведения итогов электронного аукциона от 22.07.2019 г. №0842300004019000230-2 следует, что ценовые предложения подавались двумя организациями из двух допущенных: ООО «АРГ» снизило НМЦК на 0,5 %, ООО «М-Строй» – на 0,5 %.
Согласно пошаговому протоколу проведения данного электронного аукциона в ходе торгов первое ценовое предложение в 10 час. 20 мин. 40 сек.  было подано ООО «М-Строй», оно составило 57 764 257,08 руб. Следующее ценовое предложение было подано ООО «АРГ» в 10 час. 32 мин. 53 сек., его сумма составила 57 764 257,08 руб.,
 По итогам торгов предложения участников были ранжированы следующим образом: 
1 место – ООО «АРГ» - 57 764 257,08 руб.
2 место – ООО «М-Строй» - 57 764 257,08 руб. 
Заказчиком подготовлен протокол подведения итогов, где в качестве победителя было указано Общество ООО «АРГ» 
В Самарское УФАС России 30.07.2019 г. поступила жалоба на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по устройству технических средств организации дорожного движения. Данная жалоба признана обоснованной в связи с чем Заказчику выдано Предписание от 06.08.2019 № 1204-7626-19/4 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. 
Муниципальному казенному учреждению «Центр организации дорожного движения городского округа Тольятти» согласно Предписанию от 06.08.2019 г. № 1204-7626-19/4 не заключать контракт по итогам проведения закупки, на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 24.07.2019 №0842300004019000230-3, Аукционной комиссии и Уполномоченному органу отменить Протокол подведения итогов электронного аукциона от 24.07.2019 №0842300004019000230-3, а также разместить в единой информационной системе информацию об отмене Протокола подведения итогов электронного аукциона от 24.07.2019 №0842300004019000230-3 и рассмотреть вторые части заявок, поданные участниками закупки на участие в Аукционе, с учетом решения № 1204-7626-19/4 от 06.07.2019г.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона 0842300004019000230-3-1 аукционная комиссия повторно рассмотрела в соответствии со статьей 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) вторые части заявок на участие в аукционе на соответствие их требованиям, установленным документацией об аукционе, а также содержащиеся в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участнике закупки, подавшем заявку на участие в электронном аукционе  и приняла решение, что вторая часть заявки ООО «АРГ» не соответствует требованиям пункта 2 части 6 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ, (пункт 8.14.3 части III Информационной карты документации об ЭА), а именно: участником в составе заявки не представлены документы, подтверждающие соответствие участника аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99 , поскольку лицо, выполнявшее в качестве субподряда отдельные виды строительных работ, не имеет надлежащего опыта строительства (капитального ремонта, реконструкции) самого объекта капитального строительства.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19.08.2019 №0842300004019000230-3-1 победителем признано ООО «М-Строй», с которым заказчиком заключен государственный контракт на сумму 57 764 257,08 руб. Снижение НМЦК по результатам закупки составило 0,5%.

2. Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «АРГ» и ООО «М-Строй» юридически являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, которые не образуют одну группу лиц в понимании статьи 9 Закона о защите конкуренции и не являются подконтрольными лицами в понимании частей 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Как следствие, на совместные действия данных Обществ распространяются запреты, установленные статьей 11 Закона о защите конкуренции. 
Как следует из материалов дела, ООО «АРГ» осуществляет свою деятельность с 2015 г., и ООО «М-Строй» с 2010 г. Названные юридические лица являются коммерческими организациями, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли в результате своей хозяйственной деятельности.
К основным видам деятельности ООО «АРГ» относятся строительство жилых и нежилых зданий (пункт 51 выписки из ЕГРЮЛ).
К основным видам деятельности ООО «М-Строй» относится 41.20 строительство жилых и нежилых зданий (пункт 51 выписки из ЕГРЮЛ).
Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «АРГ» и ООО «М-Строй» при участии в торгах на выполнение работ по устройству технических средств организации дорожного движения, проводимых заказчиками в порядке Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) действуют в условиях соглашения.
О совместной подготовке к вышеописанным электронным аукционам и участии в них в рамках достигнутой антиконкурентной договоренности свидетельствуют следующие доказательства, имеющиеся в материалах настоящего дела. 
Согласно проанализированным Комиссией документам и сведениям подача заявок ООО «АРГ» и ООО «М-Строй» на участие в торгах, подача ценовых предложений осуществлялись с использованием одного IP-адреса выхода в сеть Интернет – 81.28.172.134.
Согласно письму АО «АИСТ», представленному по запросу Самарского УФАС России, IP-адрес 81.28.172.134 закреплен за абонентом АО «АИСТ» - ООО «ПРОФТОРГ» (ИНН 6321368260).  Адрес предоставления услуг связи по доступу к сети «Интернет» - б-р Баумана, д. 14, 398, г. Тольятти, 445026. Указанный адрес является юридическим адресом ООО «М-Строй».
В соответствии с Договором №335346 об оказании услуг связи от 18.12.2014 г. между АО «АИСТ» и ООО «ПРОФТОРГ» заключен договор на предоставление услуг связи. Директор ООО «ПРОФТОРГ» является <…>.
Указанное свидетельствует о том, что самостоятельными хозяйствующими субъектами-конкурентами ООО «АРГ» и ООО «М-Строй» использовалась единая инфраструктура (принадлежащая третьему лицу – ООО «ПРОФТОРГ») для совершения юридически значимых действий: подачи ценовых предложений в ходе торгов. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае их кооперации и консолидации. При этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Вместе с тем, коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Иное противоречит принципу обеспечения конкуренции, установленному Законом о контрактной системе, и является одним из доказательств антиконкурентных договоренностей между хозяйствующими субъектами-конкурентами.
Кроме того, Комиссией проанализированы заявки, поданные ответчиками в целях участия в электронных аукционах. 
В результате анализа свойств файлов заявок указанных участников Комиссией установлено совпадение учетных записей, на которых создавались или изменялись файлы заявок ООО «АРГ» и ООО «М-Строй».
К примеру, по аукциону № 0842200002119000028 первая часть заявки ООО «АРГ»: файл создан - «PC», дата последнего сохранения – 13.05.2019 21:32. Первая часть заявки ООО «М-Строй»: файл создан — «PC», дата последнего сохранения – 13.05.2019 21:18.
Таким образом, файлы заявок ООО «АРГ» и ООО «М-Строй» редактировались под одной учетной записью – «PC» и сохранены в один день.
Согласно пояснениям ООО «АРГ» и ООО «М-Строй» заявки на участие в торгах по решению Обществ формировались и подавались через представителя, не являющегося сотрудником Обществ<…>.
Как следует из договора от 14.01.2019 г. № 02/2019, представленных в материалы дела, между <…> и ООО «АРГ» заключен договор, согласно которому <…> оказывает юридические услуги по подготовке к государственным и коммерческим закупкам, электронным аукционам, конкурсам, котировкам, а именно: заполнение первой части заявки (конкретные показатели) на аукцион в электронной форме; подготовка котировочной заявки; подготовка предложения на конкурс; подача заявки с помощью ЭЦП заказчика либо на основании выписанной доверенности, подача ценового предложения при проведении торгов (при торгах на снижение процент снижения не должен составлять больше 1 % от начальной максимальной цены контракта). При этом договор был подписан <…>.
Согласно письменным пояснениям ООО «М-Строй» от 11.06.2020 г. в целях участия в закупочных процедурах Обществом с <…> был заключен договор на оказание юридических услуг по подготовке к государственным и коммерческим закупкам в рамках которого было дано поручение на подачу заявок на электронные аукционы 0842300004019000230 и 0842200002119000028.
07.08.2020 г. ООО «М-Строй» и 10.08.2020 г. ООО «АРГ» добровольно заявили в Самарское УФАС России о заключении антиконкурентного соглашения.
Так, согласно содержанию вышеуказанных заявлений, ООО «М-Строй» и ООО «АРГ» заключили устное картельное соглашение в целях поддержания цен на электронных аукционов № 0842200002119000028, № 0842300004019000230. Данное антиконкурентное соглашение позволило выигрывать и заключать государственные контракты с минимальным снижением начальной максимальной цены государственного контракта. Данную позицию Общества устно поддержали в ходе заседания Комиссии.
Комиссией также установлено, что в ходе проведения электронных аукционов электронной торговой площадкой временно блокировались денежные средства участников торгов, в том числе ООО «М-Строй» и ООО «АРГ». Указанные действия свидетельствуют об отсутствии намерения одержать победу на торгах являются разумными и обоснованными только при наличии антиконкурентного соглашения между ООО «М-Строй» и ООО «АРГ». При этом каких-либо рациональных объяснений временного отвлечения указанных денежных средств из оборота организации, обусловленных намерением одержать победу в торгах в добросовестной борьбе с конкурентами, в материалах дела не имеется
Указанный факт позволяет судить о наличии безусловной взаимосвязи между названными субъектами, создающей им условия для заключения устных соглашений относительно тактики поведения каждого из них при участии в торгах.

3. Проведенный Комиссией анализ полученных документов и сведений показал, что Обществами выработана антиконкурентная модель поведения при участии в аукционах, направленная на поддержание цены на торгах.
Так, при участии в закупках, проведенных Администрацией городского округа Тольятти, Муниципальным казенным учреждением «Центр организации дорожного движения городского округа Тольятти», хозяйствующие субъекты делали по одному ценовому предложению. При участии в электронном аукционе № 0842200002119000028 сначала ценовое предложение подавалось ООО «АРГ». Общество предлагало поставить необходимые услуги по выполнению работ по цене, на 0,5% ниже НМЦК. Затем ООО «М-Строй» приложило ценовое предложение, на 0,99% ниже НМЦК, после чего Общества отказывались от дальнейшей конкурентной борьбы, и процедура торгов завершалась. Таким способом по результатам закупки, проведенных данными заказчиками, победа обеспечивалась ООО «АРГ». 
При участии на электронном аукционе № 0842300004019000230 ценовое предложение снижено на 0,5 %  ООО «АРГ» и ООО «М-Строй», при этом на этапе рассмотрения вторых частей заявок ООО «АРГ» признано не соответствующей требованиям. 
Проанализированные Комиссией материалы указывают на то, что ООО «АРГ» и ООО «М-Строй» фактически отказывались от конкурентной борьбы за право заключения государственных контрактов, что обусловлено наличием антиконкурентного соглашения между Обществами. Действия хозяйствующих субъектов в рамках вышеуказанных электронных аукционов были направлены на создание видимости конкурентной борьбы между ООО «АРГ» и ООО «М-Строй» с целью поддержания цены на торгах. 
Комиссия пришла к выводу о том, что ответчики осознанно отказались от конкуренции на аукционе между собой, совершая действия, направленные на исключение победы в них добросовестных участников. При этом Общества преследовали цель сохранить максимально выгодный для себя уровень цены на торгах, незначительно отличающийся от НМЦК.
Материалами дела подтверждается, что ООО «М-Строй» и ООО «АРГ» являются независимыми юридическими лицами, которые самостоятельно осуществляют предпринимательскую деятельность, являются конкурентами и, следовательно, при участии в закупочных процедурах должны обеспечивать добросовестную конкурентную борьбу за право заключения государственных контрактов. 
Принимая во внимание тот факт, что по решению ООО «М-Строй» и ООО «АРГ» торги велись одним лицом, действия ООО «М-Строй» и ООО «АРГ» в рамках электронных аукционов отвечали интересам каждого из Обществ и заранее были известны им. 
Действия ответчиков были взаимообусловлены достигнутой договоренностью, направленной на создание видимости конкурентной борьбы, в результате которой ООО «М-Строй» и ООО «АРГ» отказались от добросовестной состязательности и самостоятельных действий в ходе торгов в рассматриваемых электронных аукционах.
Цель ответчиков состояла в том, чтобы победу в электронных аукционах Общества одержали по максимально высокой цене. Одновременно Общества создавали видимость конкуренции на торгах, подавая ценовые предложения в пределах минимального «шага» аукциона. 
Комиссия пришла к выводу о том, что каждый из участников торгов которой ООО «М-Строй» и ООО «АРГ» осознанно направил заявку на участие в них, что предполагало соперничество за заключение государственных контрактов с заказчиком, однако, будучи допущенными к торгам, ответчики фактически не конкурировали между собой в целях поддержания цены в рассматриваемых электронных аукционах. Комиссией усматривается наличие заведомой осведомленности Обществ о будущих действиях друг друга при отсутствии внешних обстоятельств, обуславливающих подобное поведение при осуществлении самостоятельной хозяйственной деятельности. 
Вышеуказанные обстоятельства подтверждают, что действия которой ООО «М-Строй» и ООО «АРГ» при участии в электронных аукционах № 0842200002119000028, № 0842300004019000230, в результате которых НМЦК была снижена лишь на  0,5-0,99%, были направлены на поддержание цены на торгах.
С учетом изложенного, по результатам анализа материалов дела, Комиссия приходит к выводу о том, что соглашение, заключенное между ответчиками, имело антиконкурентный характер и было направлено на поддержание цены на электронных аукционах, то есть сохранение определенного выгодного для них уровня цены по отношению к НМЦК.

4. В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220) (далее – Порядок проведения анализа) по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном 10.10 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1статьи 11Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:
а) определение временного интервала исследования;
б) определение предмета торгов;
в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах. 
В рамках рассмотрения настоящего дела в соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа Самарским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на электронных аукционах № 0842200002119000028, № 0842300004019000230.
В соответствии с аналитическим отчетом, составленным по результатам анализа состояния конкуренции на вышеперечисленных электронных аукционах, временной интервал исследования определен периодом с 22.04.2019 г.  (дата размещения первого извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0842200002119000028) по 03.06.2019  г. включительно (дата подписания контракта № 0842200002119000028), а также с 28.06.2019 г. (дата размещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме№ 0842300004019000230) по 30.08.2019 г. включительно (дата подписания контракта №0842300004019000230).
Предметом торгов являются:
- выполнение работ по устройству технических средств организации дорожного движения (№0842200002119000028);
- выполнение работ по устройству технических средств организации дорожного движения (№0842300004019000230).
В рамках анализа состояния конкуренции на аукционе был определен состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах): в электронных аукционах № 0842200002119000028, №0842300004019000230 состав участников является идентичным: ООО «АРГ»  и ООО «М-Строй». 

5. В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции, целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. 
В силу пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение определено как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 г.) факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.
Таким образом, факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и на основании оценки совокупности косвенных доказательств.
Действующее законодательство Российской Федерации относит электронный аукцион к одной из форм торгов. Торги – это универсальная модель приобретения различного рода прав. Торги выступают специальной юридической процедурой, опосредующей процесс предоставления какого-либо права, включая право на заключение договора.
Сущность предназначения торгов определяется:
– субъективным юридически значимым интересом одного лица (продавца, действующего по поручению государства) устроить соревнование по заранее определенным правилам между двумя и более лицами (претендентами) с тем, чтобы только лишь одному из них предоставить особое право на заключение такого договора, одновременно выявив наиболее предпочтительные его условия;
– наличием двух и более претендентов, желающих заключить данный договор/ контракт и готовых к состязательности (соперничеству) друг с другом.
Состязательность (соперничество) – конститутивный признак любых торгов, объективно определяющий их сущность. В отсутствие состязательности торги утрачивают всякий смысл.
Торги являются одним из способов поиска поставщиков для государственных органов и организаций. Целью их проведения является заключение контрактов по наиболее выгодной (наименьшей) цене для заказчика.
Учитывая изложенное, каждый хозяйствующий субъект должен действовать на торгах самостоятельно, то есть вести конкурентную борьбу за право заключения контракта по результатам торгов.
Вместе с тем, имеющиеся доказательства и фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что действия ООО «АРГ» и ООО «М-Строй» на торгах были обусловлены заключенным антиконкурентным соглашением.
Из материалов дела усматривается наличие причинно-следственной связи между действиями ответчиков и негативными последствиями, направленными на поддержание цены на торгах.
Комиссия отмечает, что заключение ответчиками антиконкурентного соглашения и участие в нем привели к устранению состязательности и добросовестной конкуренции в электронных аукционах. Совокупность собранных Комиссией доказательств свидетельствует о том, что действия ООО «АРГ» и ООО «М-Строй» при участии в электронных аукционах являлись синхронными и единообразными. 
При указанных обстоятельствах, оценив все имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев устные и письменные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт заключения ответчиками антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению конкуренции и поддержанию цен на электронных аукционах № № 0842200002119000028, №0842300004019000230.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеизложенные действия ООО «АРГ» и ООО «М-Строй» следует квалифицировать по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии:                                                                                 <…>


Члены Комиссии:                                                                                               <…>

                                                                                                                            <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны