Решение б/н решение и предписание по делу № 7-10073-15/6 от 13 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Директору

ООО «Департамент ЖКХ

г. Тольятти»

П. В.И.

 

б-р Курчатова, 11, г.о. Тольятти,

Самарская область,

445036

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «05» ноября 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «12» ноября 2015 г.                                

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя управления Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Н.В. Тишиной, специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Ю.М. Ледяевой,

рассмотрев дело № 7-10073-15/6, возбужденное по признакам нарушения ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» (б.-р Курчатова, д. 11, г. Тольятти, Самарская область, 445036) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явилось обнаружение Самарским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти».

Как следует из материалов дела, на официальном сайте Общества (http://tltdgkh.ru/) в разделе «Услуги для населения и организаций» был размещен прейскурант на дополнительные платные услуги, оказываемые населению и сторонним организациям ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти».

В указанном прейскуранте Обществом предусмотрена плата следующие услуги:

- приемка в коммерческую эксплуатацию узла учета расхода воды (ДУ32 и выше), 1 узел – 1999 руб.;

- приемка в коммерческую эксплуатацию узла учета расхода холодной воды ДУ-20 и выше (установка пломбы, составление акта), 1 узел – 1601 руб.

Указанная информация с официального сайта ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» содержится в акте осмотра Самарского УФАС России, имеющегося в материалах дела.

Учитывая изложенное, в рамках полномочий, предоставленных статьей 23 Закона о защите конкуренции, Самарским УФАС России было принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан Приказ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 05.05.2015 г. № 140.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Статьей 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 

В целях установления доминирующего положения ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» Самарским УФАС России в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона о защите конкуренции, был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке предоставления коммунальной услуги водоснабжения в границах домов, находящихся в управлении Общества за 2013-2014 гг.

Указанный анализ был проведен Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа).

 

1. Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, из положений ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом включает в себя ряд услуг, оказываемых Управляющей организацией собственникам помещений в многоквартирных домах, в рамках заключенных договоров управления, в том числе – предоставление коммунальных услуг (водоснабжение/водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение).

 

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с пунктом 6 вышеназванных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Согласно подпункту «а» пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.

 

ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» заключает с собственниками помещений в многоквартирных домах договоры на управление многоквартирным домом. В соответствии с пунктом 2.1 заключенных договоров, целью договоров наряду с иными является предоставление коммунальных и иных услуг Собственнику, а также членам семьи Собственника, нанимателям и членам его семьи, арендаторам, субарендаторам и иным лицам, пользующимся помещениями на законных основаниях.

В силу пункта 6.1.3 договоров, Управляющая организация обязана от своего имени заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, в целях снабжения потребителей коммунальными услугами, производить расчеты с данными организациями, за счет средств, принятых от собственников помещений многоквартирного дома.

Согласно пункту 6.1.4 заключенных договоров, управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги Собственнику (потребителю) помещений в многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными Правительством Российской Федерации, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу, в том числе холодное водоснабжение.

Таким образом, ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» оказывает гражданам-потребителям коммунальные услуги, приобретая коммунальные ресурсы у поставщиков, а также выступая от имени и в интересах своих потребителей в отношениях с ресурсоснабжающими организациями, в рамках договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями. При этом, представляя интересы собственников помещений многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляет ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» и, являясь стороной по договору в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, Управляющая организация имеет возможность влиять на условия поставки гражданам ресурса, в том числе определять порядок приема в эксплуатацию приборов учета, которые потребители установили в своих квартирах.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, перечень которых представлен ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти», в анализируемый период исполнителем коммунальных услуг являлась именно данная Управляющая организация.

 

Из анализа положений ЖК РФ, следует, что под услугой по управлению многоквартирными домами понимаются оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицами, а также иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Вместе с тем, исходя из анализа действующего законодательства, для осуществления соответствующей деятельности по управлению многоквартирным домом, в части предоставления коммунальных услуг гражданам-потребителям, заключив договор управления, Управляющая организация становится единственно возможным поставщиком коммунальных услуг для граждан – собственников помещений в домах под управлением ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти».

Соответственно с учетом заключенных договоров управления в анализируемый период по отношению к жителям многоквартирных домов, управление которыми осуществляло ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти», данная управляющая организация являлась единственно возможным продавцом такой услуги как управление жилым фондом, а также комплекса иных услуг, оказываемых в рамках договора управления, в границах своей деятельности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, продуктовые границы рынка можно определить как рынок предоставления коммунальной услуги водоснабжения.

 

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

 

Как следует из информации, представленной ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» по состоянию на 31.12.2013 г. в управлении Общества находилось 380 многоквартирных домов, а по состоянию на 31.12.2014 г. – 832 дома (Приложения к письму ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» от 27.05.2015 г. № 3381).

Таким образом, ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» в соответствии с частью 1 статьи 161, частью 1 статьи 162 ЖК РФ в силу своего правового положения должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом и предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами для собственников многоквартирных домов, избравших в качестве способа управления управление управляющей организацией и выбравших в качестве управляющей организации ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти», данное Общество является единственным исполнителем коммунальных услуг, в том числе услуги водоснабжения.

Покупатель коммунальной услуги – водоснабжения – собственник (наниматель) помещения многоквартирного жилого дома не имеет возможности получать данные услуги за пределами многоквартирного жилого дома, в котором находится его помещение, так как водопроводные сети внутри его помещения имеют непосредственное присоединение к внутридомовым сетям конкретного многоквартирного жилого дома.

Таким образом, предоставление коммунальной услуги (водоснабжения) может быть оказано на территории того многоквартирного жилого дома, где расположено помещение покупателя услуг — собственника (наниматель) жилого помещения.

Исходя из анализа действующих нормативно-правовых актов, следует, что потребители коммунальных услуг имеют возможность получать данную услугу в границах вышеуказанного дома и не имеют этой возможности за его пределами (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, географическими границами рассматриваемого товарного рынка являются границы многоквартирных домов, управление которыми в анализируемый период осуществляло ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти».

По результатам проведенного анализа вышеуказанного рынка установлено, что доля ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» на рынке предоставления коммунальной услуги водоснабжения, географические границы которого определены соответствующими границами многоквартирных домов, управление которыми в 2013-2014 гг. осуществляло Общество, составляет 100%.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» является доминирующим.

 

2. В силу части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Положениями части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что организации, которые осуществляют снабжение водой и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Следовательно, действующим законодательством не запрещается установка приборов учета потребляемой воды с помощью любых хозяйствующих субъектов, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации  к осуществлению такой деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Таким образом, потребитель, установив в жилом помещении прибор учета потребляемой воды, обязан лишь уведомить исполнителя коммунальных услуг об этом в целях его ввода в эксплуатацию и применения расчетов оплаты за услуги водоснабжения по показателям прибора учета.

 

Согласно подпункту «г» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

Пунктами 81(8) Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

Согласно пункту 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

В соответствии с пунктом 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

 

Согласно пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Аналогичная правовая норма предусмотрена в подпункте «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктами «ж», «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан:

- принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;

- осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Согласно подпункту «и» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Учитывая указанные положения нормативных правовых актов, ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды должен осуществляться на безвозмездной основе.

Таким образом, после установки в жилом помещении прибора учета потребляемой воды, потребителю необходимо направить заявку исполнителю коммунальных услуг, о вводе в эксплуатацию данного прибора учета и применении расчетов оплаты за услуги водоснабжения по его показаниям.

 

Пункты 81(8), 81(9), 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг вступили в силу с 01.10.2013 г., в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 г. № 824 «О внесении изменений в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Таким образом, указанным постановлением Правительства Российской Федерации законодательно закреплена императивная норма, предусматривающая в обязательном порядке установку представителем исполнителя контрольных пломб на приборе учета до осуществления его ввода в эксплуатацию. При этом, опломбирование приборов учета воды производится на безвозмездной основе.

Вместе с тем, положения нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в том числе, Правила предоставления коммунальных услуг, до вступления в силу дополнительных положений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 г. № 824, не предусматривали осуществление действий по опломбированию на возмездной основе.

Таким образом, исходя из буквального содержания положений Правил предоставления коммунальных услуг, после установки прибора учета воды, собственник должен обратиться к исполнителю коммунальных услуг за его вводом в эксплуатацию. При этом, на Управляющую организацию, как исполнителя коммунальной услуги, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, для учета объемов потребления которой установлен прибор учета, возложена обязанность по опломбированию и принятию данного прибора учета в эксплуатацию на безвозмездной основе.

 

3. Из материалов дела следует, что ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 16.04.2015 г. № 18, выданной Государственной жилищной инспекцией Самарской области.

Согласно письму ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» от 27.05.2015 г. № 3381, в управлении Общества по состоянию на 31.12.2013 г. находилось 380 многоквартирных домов, по состоянию на 31.12.2014 г. - 832 дома. Объем жилищного фонда, находившегося в управлении ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти», по состоянию  на 31.12.2013 г. составляет 3 256 898,18 м2, а по состоянию на 31.12.2014 г. – 6 429 137,75 м2.

 

Как следует из материалов дела, на официальном сайте Общества (http://tltdgkh.ru/) в разделе «Услуги для населения и организаций» был размещен прейскурант на дополнительные платные услуги, оказываемые населению и сторонним организациям ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти».

В указанном прейскуранте Обществом предусмотрена плата следующие услуги:

- приемка в коммерческую эксплуатацию узла учета расхода воды (ДУ32 и выше), 1 узел – 1999 руб.;

- приемка в коммерческую эксплуатацию узла учета расхода холодной воды ДУ-20 и выше (установка пломбы, составление акта), 1 узел – 1601 руб.

Согласно письменным пояснениям ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти», представленным письмами от 27.05.2015 г. № 3381, от 11.09.2015 г. № 5749 действия по приемке в коммерческую эксплуатацию узла учета воды включают в себя: техническое обследование монтажных работ с выездом на место специалиста, функциональная проверка узла учета по техническому заданию и нормативной документации, функциональная проверка основных элементов конструкции на соответствие паспортных данных и требования нормативно-технической документации с подписанием акта допуска в коммерческую эксплуатацию. Как указывает ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти», денежные средства взимались Обществом за проведение комплекса услуг по приемке в коммерческую эксплуатацию индивидуальных приборов учета, установленных иными организациями (на основании договоров с собственниками).

Кроме того, из письма ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» от 27.05.2015 г. № 3381 следует, что заявления и обращения о приемке в коммерческую эксплуатацию узла учета расхода воды в адрес Общества не поступали.

 

В рамках рассмотрения настоящего дела на основании Приказа руководителя от 08.07.2015 г. № 253 в отношении ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» Самарским УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

По итогам проведенной проверки Самарским УФАС России составлен акт проверки № 11 от 06.08.2015 г. Акт проверки, а также документы, полученные в результате ее проведении, приобщены к материалам настоящего дела.

В рамках проверки инспекции Самарского УФАС России были предоставлены выписки из лицевых счетов ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» за 2013-2014 гг., истекший период 2015 г., платежные поручения и кассовые книги. Из содержания указанных документов следует, что ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» осуществляет взимание платы с потребителей, которым оказываются коммунальные услуги водоснабжения, за ввод приборов учета в эксплуатацию, опломбирование приборов учета.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися реестрами по оказанию платных услуг, квитанциями за 2013 г., 2014 г. и истекший период 2015 г., об оплате названными лицами указанных услуг.

Инспекцией Самарского УФАС России установлено, что при осуществлении ввода приборов учета в эксплуатацию в квитанциях об оплате оказанных услуг назначение платежа указано как «Приемка на коммерческий учет ИПУ», «Приемка в коммерческую эксплуатацию ИПУ». При проведении опломбирования приборов учета в квитанциях об оплате оказанных услуг назначение платежа указано как «Пломбировка ИПУ».

Из представленных платежных документов следует, что за размер платы за осуществление ответчиком приема в эксплуатацию установленных приборов учета воды варьировался от 250 руб. до 500 руб. Стоимость услуг по опломбированию приборов составляла от 250 руб. до 550 руб. При этом, из представленных платежных документов следует, что плательщиками данных денежных средств являлись физические лица. Таким образом, имеющимися в материалах дела документальными доказательствами подтвержден факт взимания ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» платы за ввод в эксплуатацию приборов учета воды, а также за их опломбирование с физических лиц.

Из материалов настоящего дела следует, что ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» было принято в эксплуатацию и опломбировано в 2013 году 135 приборов учета, в 2014 году – 95 приборов учета, в 2015 году – 47 приборов учета.

По итогам анализа платежных документов, полученных в рамках проведенной Самарским УФАС России проверки, установлено, что от осуществления деятельности по приему в эксплуатацию приборов учета, а также их опломбированию ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» в 2013-2014 гг. и 2015 г. был получен доход в размере 88 548,89 руб.

 

Согласно устным пояснениям представителя ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» указанный доход получен, в том числе, в результате взимания Обществом платы за опломбирование приборов учета в случае нарушения целостности пломбы по вине собственника помещения.

Вместе с тем, письмом от 12.10.2015 г. № 6426 ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» указано, что заявления об осуществлении первичного или вторичного опломбирования приборов учета в Обществе отсутствуют. Полученные в рамках проверки материалы (в том числе платежные документы) не свидетельствуют о том, что в тех или иных случаях взимание ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» платы за опломбирование установленного прибора учета было обусловлено нарушением пломбы по вине собственника помещения.

Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение требований пунктов 81(9), 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг, ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» действия по вводу в эксплуатацию приборов учета воды, а также по их опломбированию осуществлялись на возмездной основе.

Учитывая изложенное, имеющиеся в деле доказательства, не подтверждают указанных доводов Общества и не свидетельствуют о правомерности действий по взиманию платы за прием приборов учета воды в эксплуатацию и их опломбирование.

 

Вместе с тем, Комиссией установлено, что положения Закона об энергосбережении, Правил предоставления коммунальных услуг, имеющиеся в материалах дела доказательства, а также проанализированная судебная практика, указывает на то, что действия по взиманию платы за прием в эксплуатацию установленных приборов учета, а также их опломбирование являются неправомерными и не соответствуют положениям законодательства.

Фактически действия по опломбированию не являются оказанием услуг населению, а являются обязанностью управляющих организаций и производятся исключительно в их интересах с целью контроля и защиты от несанкционированного доступа к приборам учета и вмешательства в их работу. При этом, ввод прибора учета в эксплуатацию является процедурой, позволяющей потребителю коммунальных услуг осуществлять расчет за оказанные услуги по показаниям приборов учета, а не по нормативам.

Таким образом, опломбирование места установки индивидуального прибора учета и ввод прибора учета в эксплуатацию, осуществляемые исполнителем коммунальной услуги, в данном случае ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти», это обязанность исполнителя коммунальной услуги, которая должна быть осуществлена в целях контроля за расходованием коммунального ресурса.

Комиссия при рассмотрении указанного дела приходит к выводу о том, что получение владельцами индивидуальных приборов учета воды услуги по возмездному вводу в эксплуатацию прибора учета воды и его опломбированию не обусловлено заинтересованностью потребителя данной услуги.

Таким образом, при указанных обстоятельствах, учитывая положения Правил предоставления коммунальных услуг, действия ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» по взиманию платы за прием в эксплуатацию приборов учета воды, опломбирование приборов учета воды, не соответствуют действующему законодательству.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» по взиманию платы за приемку в коммерческую эксплуатацию узлов учета расхода воды, а также за их опломбирование, которые совершались Обществом в 2013-2015 гг., ущемляют интересы собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением Общества, и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При этом, поскольку информация о возмездном характере услуг по приему в эксплуатацию приборов учета воды размещена публично и доступна неограниченному кругу собственников помещений в многоквартирных домах, Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемые действия ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» ущемляют интересы неопределенного круга потребителей.

Как было установлено Комиссией, ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» в результате указанных действий получен доход в размере 88 548,89 руб. Указанный доход получен ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» в результате неправомерных действий, совершенных в нарушение положений Правил предоставления коммунальных услуг.

Таким образом, принимая во внимание доминирующее положение ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» на рынке оказания коммунальной услуги водоснабжения в границах домов, находящихся в управлении, доход от оказания услуг по приемке в коммерческую эксплуатацию узла учета расхода воды, а также их опломбированию в 2013-2015 гг., получен ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости выдачи ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

Кроме того, Комиссией установлено, что на официальном сайте Общества в сети Интернет (http://tltdgkh.ru/) в разделе «Услуги для населения и организаций» на момент принятия решения по настоящему делу также размещен прейскурант на дополнительные платные услуги, оказываемые населению и сторонним организациям, содержащий информацию о плате за приемку в коммерческую эксплуатацию узла учета расхода воды (ДУ32 и выше) и приемку в коммерческую эксплуатацию узла учета расхода холодной воды ДУ-20 и выше (установка пломбы, составление акта).

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции, не установлено. Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать доминирующим положение ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» на рынке оказания коммунальной услуги водоснабжения в границах многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества.

2. Признать в действиях ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

4. Выдать ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                       Ю.А. Клинкова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                        Н.В. Тишина

                                                                                                                               

                                                                                 

                                                                                                                                    Ю.М. Ледяева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За  невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Директору

ООО «Департамент ЖКХ

г. Тольятти»

П. В.И.

 

б-р Курчатова, 11, г.о. Тольятти,

Самарская область,

445036

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

                                                                                                                             

 

 «12» ноября 2015 г.                                                                                                        г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя управления Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Н.В. Тишиной, специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Ю.М. Ледяевой,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 12.11.2015 г. по делу № 7-10073-15/6 о нарушении ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» в срок до 04 декабря 2015 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 88 548 руб. 89 коп. (восемьдесят восемь тысяч пятьсот сорок восемь рублей восемьдесят девять копеек).

 

Указанная сумма исполняется в полном объеме на следующий счет:

Получатель:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области

ИНН 6315802344

КПП 631601001

КБК 161 116 020 100 16000 140

Р/с 40101810200000010001 в Отделение Самара г. Самара

БИК 043601001

Л/с 04421188490 в УФК по Самарской области

ОКТМО 36740000

Назначение платежа: по предписанию Самарского УФАС России по делу № 7-10073-15/6 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель комиссии:                                                                                              Ю.А. Клинкова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                                            Н.В. Тишина

 

 

    Ю.М. Ледяева

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Директору

ООО «Департамент ЖКХ

г. Тольятти»

П. В.И.

 

б-р Курчатова, 11, г.о. Тольятти,

Самарская область,

445036

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

                                                                                                                             

 

 «12» ноября 2015 г.                                                                                                        г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя управления Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Н.В. Тишиной, специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Ю.М. Ледяевой,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 12.11.2015 г. по делу № 7-10073-15/6 о нарушении ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» в срок до 04 декабря 2015 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 88 548 руб. 89 коп. (восемьдесят восемь тысяч пятьсот сорок восемь рублей восемьдесят девять копеек).

 

Указанная сумма исполняется в полном объеме на следующий счет:

Получатель:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области

ИНН 6315802344

КПП 631601001

КБК 161 116 020 100 16000 140

Р/с 40101810200000010001 в Отделение Самара г. Самара

БИК 043601001

Л/с 04421188490 в УФК по Самарской области

ОКТМО 36740000

Назначение платежа: по предписанию Самарского УФАС России по делу № 7-10073-15/6 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель комиссии:                                                                                              Ю.А. Клинкова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                                            Н.В. Тишина

 

 

    Ю.М. Ледяева

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны