Определение б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении дела №70-6565-15/6 об администр... от 29 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении дела №70-6565-15/6 об административном правонарушении

 

         27 марта 2015 г.                                                                                                                г. Самара

 

Я, начальник отдела контроля законодательства о защите конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) Тишина Н.В., рассмотрев материалы дела №70-6565-15/6 об административном правонарушении, возбужденного в отношении С.А.П., являвшегося Главой сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области в период с 22.10.2010 г. по 01.09.2014 г., по части 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом для  возбуждения дела  об административном правонарушении явилось принятие комиссией Самарского УФАС России решения от 17.10.2014 г. по делу №18-6565-14/6, которым установлен факт нарушения Администрацией сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), а также пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Самарского УФАС России, рассмотрев дело №18-6565-15/6 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

В соответствии с пунктом 23 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и мест захоронения.

Положениями части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 9 Закона о погребении определено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

  1. Оформление документов, необходимых для погребения;
  2. Предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для      погребения;
  3. Перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
  4. Погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно статье 29 Закона о погребении, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством статьями 9 и 25 Закона о погребении. Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 г. №1001 «О гарантиях прав и граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого  социального пособия на погребение. Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе  получить социальное  пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается.

Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних.

Таким образом, статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем, данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

 

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические или физические) так и специально созданные организации – специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Деятельность, связанная с погребением на коммерческой основе (за плату), что составляет более 90% общего объема услуг по погребению, должна осуществляться в условиях равной конкуренции с иными хозяйствующими субъектами, участниками данного рынка.

 

Как следует из материалов дела № 18-6565-14/6 Администрация сельского поселения Семеновка  муниципального района Нефтегорский Самарской области и ИП В.А.В. заключили Соглашение на оказание услуг по организации и обслуживанию похорон от  30.12.2013  г. (далее – Соглашение).

В соответствии с пунктом 1 указанного Соглашения  ИП В.А.В. обязуется оказывать услуги по организации и обслуживанию похорон для сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области.

Согласно пункту 3 Соглашения оплата за услуги по организации и обслуживанию похорон для сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области производится на основании счетов и прейскурантов, выставленных ИП В.А.В.

Таким образом, на основании анализа указанного Соглашения, исходя из его предмета и существенных условий, следует вывод о том,  что в рамках рассматриваемого Соглашения ИП В.А.В. является специализированной службой по  вопросам похоронного дела для сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области в понимании Закона о погребении и письма ФАС  России от 30.09.2009 г. № АК/34001. При этом указанное Соглашение носит  возмездный характер.

 

Как установлено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 

Согласно части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между органами местного самоуправления или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Ввиду того, что рынок ритуальных услуг является конкурентным, заключение Администрацией сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области Соглашения с ИП В.А.В. в области оказания ритуальных услуг (предоставления права на погребение) по наделению последнего статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела без проведения  процедуры торгов, предоставляет данному хозяйствующему субъекту преимущества по сравнению  с другими участниками рынка данных услуг, приводит к  ограничению конкуренции.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемые действия являются нарушением Администрацией сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку стороны не использовали конкурентный способ определения исполнителя по оспариваемому Соглашению, что привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг в сельском поселении Семеновка муниципального района  Нефтегорский Самарской области, а также нарушением Администрацией сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области и ИП В.А.В. части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, так как при заключении соглашения субъекты ограничили доступ  на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов.

Аналогичные выводы содержатся в решении Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2014 г. по делу № А55-9309/2014 г.

 

В соответствии с частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

 

Учитывая изложенное, рассматриваемые действия должностного лица Администрации сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области  образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ.

 

Принимая во внимание необходимость осуществления процессуальных действий, требующих значительных временных затрат по определению обстоятельств и причин совершения указанного административного правонарушения, руководствуясь частью 4 статьи 28.3, статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ, Приказом ФАС России от 19 ноября 2004 г. №180 «О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении», начальником отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России Н.В. Тишиной вынесено Определение о возбуждении дела об административном правонарушении по делу № 70-6565-15/6 и проведении административного расследования в отношении Главы сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области Студеникина Анатолия Петровича (исх. № 906/6 от 04.02.2015 г.) Одновременно истребованы необходимые документы и сведения.

В ответ на определение об истребовании Администрация сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский  Самарской области представила запрашиваемые документы и сведения. Определением от 24.02.2015 г. № 1421/6 истребованы дополнительные необходимые материалы. Определением от 04.03.2015 г. № 1746/6 срок проведения административного расследования продлен до 04 апреля 2015 г.

 

В рамках проведения административного расследования установлено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39  Устава сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области (далее – Устав) Глава поселения является высшим выборным должностным лицом поселения и наделяется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Устава установлено, что Глава поселения избирается Собранием представителей поселения из своего состава на срок полномочий Собрания представителей поселения, избирающего Главу поселения, исполняет полномочия его председателя, возглавляет Администрацию поселения.

Из материалов дела следует что, Соглашение на оказание услуг по организации и обслуживанию похорон, заключенное между Администрацией сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области и ИП В. Алексеем Валентиновичем, подписан должностным лицом Администрации сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский  - Главой Администрации С. А.П..

 

Письмом №118 от 25.03.2015 г. Администрация сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области предоставила информацию о том, что С.А.П. являвший Главой сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области скончался 24.03.2015 г.

  

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае смерти физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

 

            Таким образом, указанная информация свидетельствует о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

 

Руководствуясь статьей 24.5 и частью 6 статьи 28.7 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

Дело об административном правонарушении №70-6565-15/6, возбужденное в отношении С.А.П., являвшегося Главой сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области, возбужденное по части 3 статьи 14.32 КоАП РФ, прекратить в связи со смертью физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 3 части 1, части 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны