Решение б/н Решение по делу № 7126-11/8 ООО «ТЭСКОМ» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

29 марта 2011 г. г. Самара

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

рассмотрев дело № 7126-11/8 по признакам нарушения ООО «ТЭСКОМ» части 6 статьи 5 и статьи 8 ФЗ «О рекламе» по факту распространения на радиостанции «ЮМОР ФМ» рекламы препарата «Тонгкат Али Платинум», которая содержала фразу «Порой даже самый брутальный с виду самец не всегда по-настоящему уверен в своих силах», а также распространения рекламы препарата «Тонгкат Али Платинум» на радиостанции «Шансон» без указания сведений о продавце рекламируемого товара;

в присутствии представителей:

заявителя – отсутствует (дело возбуждено по собственной инициативе);

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель ООО «ТЭСКОМ» по доверенности № 14 от 01.02.2011 г. (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в деле имеется почтовое уведомление о вручении Определения (исх. № 1281/8 от 15.02.2011 г.) № 44309931580853);

заинтересованного лица – ———

эксперта – ———

переводчика – ———

УСТАНОВИЛА:

Согласно Акту проверки № 102/8 от 18.11.2010 г., составленному по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной с 21.10.2010 г. по 18.11.2010 г. в отношении ООО «ЮМОР ФМ»:

- Рекламный образец препарата «Тонгкат Али Платинум» «Является биологически активной добавкой. ООО «Тэском» Москва. Варшавское шоссе, дом 36, корпус 8 ОГРН 5087746139366», распространявшийся на радиостанции «ЮМОР ФМ» в поз. D в 15:33 01.10, 03.10.2010 г., в 16.33 01-03.10.2010 г., в поз. B в 12:33 с 04.10.2010 г. по 27.10.2010 г., в 13:26, 14:26 с 01.10.2010 г. по 14.10.2010 г., в 15:26 с 04.10.2010 г. по 14.10.2010 г. (всего 57 выпусков) (далее — Рекламный образец № 1), создает впечатление о том, что он обладает лечебными свойствами в части использования фразы «...Тонгкат Али Платинум обеспечит мужчине любого возраста великолепную эрекцию, поможет продлить половой акт и быстрее восстанавливаться для новой близости...», что содержит признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе»;

- Рекламный образец препарата «Тонгкат Али Платинум» «ООО «Тэском» Москва. Варшавское шоссе, дом 36, корпус 8 ОГРН 5087746139366», распространявшийся на радиостанции «ЮМОР ФМ» в 13:26, 14:26, 15:26 с 15.10.2010 г. по 26.10.2010 г. (всего 21 выпуск) (далее — Рекламный образец № 2), создает впечатление о том, что он обладает лечебными свойствами в части использования фразы «...Тонгкат Али Платинум поможет вам обрести суперпотенцию и новые сексуальные возможности в любом возрасте...», что содержит признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Кроме того, рекламный образец № 2 содержит фразу «Порой даже самый брутальный с виду самец не всегда по-настоящему уверен в своих силах», что содержит признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.

Согласно Акту проверки № 101/8 от 17.11.2010 г., составленному по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной с 22.10.2010 г. по 17.11.2010 г. в отношении ООО «Музыкальное радио» установлено следующее.

В следующих шести рекламных образцах препарата «Тонгкат Али Платинум»:

- «Сегодня людей окружает огромное количество информации, в том числе и об улучшении мужского здоровья... Препарат является биологически активной добавкой. Индивидуальные консультации и заказ препарата «Тонгкат Али Платинум» по телефону — 8 800 200 02 02, звонок бесплатный. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом» (далее — Рекламный образец № 3);

- «Скорая помощь для мужчин. Оказываем консультации по телефону — 8 800 200 02 02 — Саш, а ты чего до сих пор на работе торчишь?.. Препарат является биологически активной добавкой. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом. Индивидуальная консультация и заказ препарата «Тонгкат Али Плптинум» по телефону — 8 800 200 02 02» (далее — Рекламный образец № 4);

- «Многие думают, что в жизни ничего не бывает просто так, за все надо платить. Антидепрессанты могут вызвать тошноту, таблетки для пищеварения — головную боль, а крем — аллергическую реакцию... Препарат является биологически активной добавкой. Индивидуальные консультации и заказ препарата «Тонгкат Али Платинум» по телефону горячей линии 8 800 200 02 02, звонок бесплатный. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом» (далее — Рекламный образец № 5);

- «Скорая помощь для мужчин. Оказываем консультации по телефону — 8 800 200 02 02 — Слушай, с Пашкой что-то странное происходит, раньше ни одной юбки не пропускал, а теперь остепенился что ли... Препарат является биологически активной добавкой. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом. Индивидуальная консультация и заказ препарата «Тонгкат Али Платинум» по телефону горячей линии 8 800 200 02 02» (далее — Рекламный образец № 6);

- «Каждому из нас хочется успеха, хочется быть объектом любви и желания, именно поэтому проблемы в интимной сфере могут стать настоящей трагедией... Препарат является биологически активной добавкой. Индивидуальные консультации и заказ препарата «Тонгкат Али Платинум» по телефону 8 800 200 02 02. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом» (далее — Рекламный образец № 7);

- «Скорая помощь для мужчин. Оказываем консультации по телефону — 8 800 200 02 02. - Представляешь, Витя предложил переехать к нему... Препарат является биологически активной добавкой. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом. Индивидуальная консультация и заказ препарата «Тонгкат Али Платинум» по телефону 8 800 200 02 02» (далее — Рекламный образец № 8);

распространявшихся на радиостанции «Шансон», не указаны сведения о продавце товара, что содержит признаки нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем данной рекламы являлось ООО «ТЭСКОМ», что подтверждается следующими документами и материалами:

1) Договором на оказание услуг по размещению рекламных материалов в эфире радиопрограммы № МС-Ю-30/06-10-С от 30.06.2010 г., заключенным между ООО «ТЭСКОМ» (Заказчик) и ООО «Вещательная корпорация «Проф-Медиа» (Исполнитель), с Приложением «А», Приложением № 6 от 22.09.2010 г., согласованными рекламными образцами, актами № МС-03/10-6 от 03.10.2010 г., № МС-31/10-202 от 31.10.2010 г.;

2) Договором на оказание услуг по размещению рекламных материалов в эфире каналов радиовещания № 086-О от 10.06.2009 г., заключенным между ООО «БРЭНД МЕДИА» и ООО «ТЭСКОМ» с дополнительным соглашением № 1 от 30.12.2010 г.;

3) Письмом ООО «Музыкальное радио» (исх. № 44 от 25.11.2010 г. / вх. № 2172 от 26.11.2010 г.);

4) Указанным в рекламных образцах номере телефона 8-800-200-02-02, по которому отвечают сотрудники ООО «ТЭСКОМ».

Согласно данным документам рекламный образец № 1 распространялся в 12:30 с 04.10.2010 г. по 18.10.2010 г., с 20.10.2010 г. по 31.10.2010 г. (в качестве спонсорской рекламы), а также 01.10.2010 г. с 13:00 по 14:00 и с 14:00 по 15:00 (2 выпуска), с 04.10.2010 г. по 08.10.2010 г., с 11.10.2010 г. по 14.10.2010 г. в период с 13:00 по 16:00 по 3 выпуска в день (всего — 56 выпусков); рекламный образец № 2 распространялся 15.10., 18.10., 20-22.10., 25-29.10.2010 г. в период с 13:00 по 16:00 по 3 выпуска в день (всего — 30 выпусков); период распространения рекламных образцов №№ 3-8 — с 01 по 22 октября 2010 г.

Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Согласно пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации № 77.99.11.3.У.11729.12.09 от 23.12.2009 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, продукция биологически активная добавка к пище «Тонгкат Али Платинум» прошла государственную регистрацию, внесена в государственный реестр и разрешена для изготовления на территории Российской Федерации, ввоза на территорию Российской Федерации и оборота; для реализации населению через аптечную сеть и специализированные магазины, отделы торговой сети в качестве биологически активной добавки к пище для мужчин — источника гинзенозидов, содержащей стероидные сапонины и деценовые кислоты.

Таким образом, «Тонгкат Али Платинум» является биологически активной добавкой к пище.

В соответствии со статьей 4 ФЗ от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Следовательно, лечебными свойствами, которыми должно обладать лекарственное средство являются профилактика, диагностика, лечение болезни, предотвращение беременности.

В то же время, имеющиеся в тесктах рекламных образцов №№ 1, 2 следующие фразы: «...Тонгкат Али Платинум обеспечит мужчине любого возраста великолепную эрекцию, поможет продлить половой акт и быстрее восстанавливаться для новой близости...», «...Тонгкат Али Платинум поможет вам обрести суперпотенцию и новые сексуальные возможности в любом возрасте...» не содержат указания на профилактику, диагностику, лечение болезни, предотвращение беременности.

Таким образом, нарушение пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» в рекламных образцах №№ 1, 2 не подтвердилось.

2. Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.

Рекламный образец № 2 содержит фразу «Порой даже самый брутальный с виду самец не всегда по-настоящему уверен в своих силах! А он — уверен!», что содержит сравнение мужчин — потребителей данного товара с брутальными самцами.

В своих письменных объяснениях (вх. № 1127 от 11.03.2011 г.) ООО «ТЭСКОМ», сославшись на значение слов «брутальный» и «самец», указало следующее: «Исходя из вышеизложенного, брутальный самец — это харизматичная личность, мощный слегка прямолинейный, но обаятельный и соблазнительный самец, мужчина-защитник, мужчина, за которым его спутница будет чувствовать себя как за каменной стеной. У брутального мужчины на первом месте смелость, а не примитивные инстинкты, решительность, а не агрессивность».

Кроме того, Общество ссылается на информацию, находящуюся на интернет-сайте www.m-jornal.com: «Что такое брутальность? Прежде всего, это особый тип мужской привлекательности. Причем привлекательности внутренней, а не внешней. Расхожий образ брутального мужчины — трехдневная щетина, пронзительный взгляд, грубоватая манера общения. Все это внешнее... Брутальность можно перевести как «зверство», «скотство». Следовательно, брутальный мужчина — это мужчина, внутри которого живет зверь... Брутальный мужчина — это не только воин и самец, это еще и надежный друг, верный своему слову, надежда и опора, человек, соблюдающий внутренний кодекс чести...».

В процессе рассмотрения дела комиссией Самарского УФАС России было изучено лексическое значение слов «непристойность» и «оскорбить».

В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940; репринтовое издание М., 1995; М., 2000:

«непристойность» — крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству;

«оскорбить» — крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо.

Самарское УФАС России обратилось в Самарский общественный комитет в защиту нравственности при Самарской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата с просьбой сообщить свое мнение об использовании в данной рекламе непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений. Данный ответ был оформлен на фирменном бланке организации, с исходящим номером и подписан уполномоченным лицом.

Самарский общественный комитет в защиту нравственности при Самарской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата в своем письме (исх. № б/н от 02.03.2011 г. / вх. № 1054-з от 09.03.2011 г.) указал, что «Пусть специалисты-медики выскажутся о достоинствах и недостатках этого препарата, нас лишь не может устраивать прямое сравнение мужчин с животными-самцами. это сравнение некорректно, оно шокирует, и потому, возможно, сам ролик подпадает под определение «неэтичная реклама». А таковая реклама противоречит российскому законодательству».

В соответствии с Большим толковым словарем русского языка Института лингвистических исследований Российской Академии наук (г. Санкт-Петербург, «Норинт», 1998 г.) «Брутальный [франц. brutal — грубый, скотский] — грубый, суровый; жестокий, зверский. Б-ые нравы. Б-ая выходка»;

«самец — м. 1. Особоь мужского пола животных. С. во главе стада. 2. Мужчина как носитель мужских половых качеств (о чрезмерно чувственном мужчине). Будить в ком-л. самца.».

Таким образом, слово «брутальный» имеет ярко негативный оттенок, наделяющий носителя данного качества антиобщественными, отторгающими характеристиками. Использование данного слова при сравнении с потребителями рекламируемого товара в рекламном образце № 2 нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. Согласно части 2 статьи 497 Гражданского кодекса договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Вместе с тем, тексты рекламных образцов №№ 3-8 содержат фразу «заказ препарата… по телефону», что указывает на дистанционный способ продажи данного товара.

В соответствии со статьей 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В то же время, рекламные образцы №№ 3-8 не содержали сведений о продавце товара.

Таким образом, рекламные образцы №№ 3-8 нарушают требования статьи 8 ФЗ «О рекламе».

Как было указано выше, «Тонгкат Али Платинум» является биологически активной добавкой к пище.

В соответствии с Письмом Роспотребнадзора от 31.08.2004 г. № 0100/1130-04-32 и МВД России от 17.08.2004 г. № 1/53333 «О взаимодействии при осуществлении надзора (контроля) за производством и оборотом БАД», в котором имеется ссылка на СанПин 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», продажа биологически активных добавок дистанционным способом не допускается.

Согласно пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Следовательно, рекламные образцы №№ 3-8 нарушают требования пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, рекламные образцы №№ 2-8 биологически активной добавки к пище «Тонгкат Али Платинум» нарушают требования части 6 статьи 5, пункта 3 части 3 статьи 5, статьи 8 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5, пунктом 3 части 3 статьи 5, статьей 8 настоящего закона.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу биологически активной добавки к пище «Тонгкат Али Платинум», реализуемой дистанционным способом, распространявшуюся на радиостанциях «ЮМОР ФМ» и «Шансон», которая содержала непристойное и оскорбительное сравнение (рекламный образец № 2), а также указывала на дистанционный способ продажи товара, без указания сведений о продавце рекламируемого товара, что нарушает требования части 6 статьи 5, пункта 3 части 3 статьи 5, статьи 8 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «ТЭСКОМ» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Приобщить материалы дела к материалам дела об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2011 г.

 

Решение изготовлено в полном объеме 29 марта 2011 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны