Решение б/н Решение по делу № 73-8819-14/5 от 6 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 73-8819-14/5

г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «22» января 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «27» января 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

П. Л.Л., руководитель Управления,

В.Ю.В., начальник отдела,

Ф.И.И., ведущий специалист-эксперт,

рассмотрев дело № 73-8819-14/5 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Энерго» (443035, г. Самара, ул. Минская, д. 25) (далее – ООО «Энерго») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Ц. К.М, а также в несоответствии выданных технических условий (исх. № 418 от 04.04.2014 г.) действующему законодательству,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) поступило заявление Д. О.О.(вх. № 1007-гр от 24.10.2014 г.), действующего по Доверенности в интересах Ц.К.М., на действия (бездействие) ООО «Энерго», выражающиеся в неосуществлении мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимащих устройств, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 17 км з-да им. Масленикова, Первый лесной переулок, уч. 2.

Из заявления Ц. К.М. следует, что между Ц.К.М. и ООО «Энерго» был заключен договор о технологическом присоединении энергопринимающих устройств к электрическим сетям № 8720 от 04.03.2014 г. На основании заключенного договора ООО «Энерго» выдало Ц.К.М. технические условия присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (исх. № 418 от 04.03.2014 г.). Однако на дату обращения в Самарское УФАС России мероприятия по осуществлению технологического присоединения со стороны ООО «Энерго» не выполнены. Заявитель считает, что действия ООО «Энерго» содержат признаки нарушения статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и ущемляют его интересы.

Письмом (исх. № 7265-з от 24.11.2014 г.) ООО «Энерго» пояснило, что в связи с неисполнением Ц.К.М. обязательств, предусмотренных для заявителя по ТУ № 418 от 04.03.2014 г., а именно отказом ввести в эксплуатацию установленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств прибор учета электрической энергии, этот факт повлек собой неосуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств Цыцулина К.М. к объектам электросетевого хозяйства ООО «Энерго» в 6 месячный срок.

Приказом руководителя Управления № 347 от 11.12.2014 г. в отношении ООО «Энерго» было возбуждено дело № 73-8819-14/5.

Определением о назначении дела № 73-8819-14/5 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. № 15070/5 от 22.12.2014 г.) к участию в рассмотрении дела привлечены: в качестве Заявителя – Цыцулин К.М. (443125, г. Самара, ул. Ново-Вокзальная, д. 253, кв. 229); в качестве ответчика – ООО «Энерго» (443035, г. Самара, ул. Минская, д. 25); в качестве заинтересованного лица – Дрозд О.О. (443099, г. Самара, ул. Степана Разина, д. 101, кв. 4).

Рассмотрение дела состоялось 22 января 2014 г. В заседании Комиссии принимали участие представители ООО «Энерго» Макаров И.С. (по доверенности № 04/15 от 20.01.2015 г.), Попов Н.В. (по доверенности № 03/15 от 20.01.2015 г.), Фомкин А.Г. (по доверенности № 13/14 от 07.05.2014 г.); Дрозд Олег Олегович, действующий в интересах Цыцулина К.М. по доверенности от 01.01.2015 г.

Рассмотрев документы (материалы) дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

ООО «Энерго» является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, принадлежащими на праве собственности/владения ООО «Энерго», оказывает услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства № 482 от 31.12.2013 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области» для ООО «Энерго» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области с 01.01.2014 г.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства № 525 от 19.12.2014 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области» для ООО «Энерго» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области с 01.01.2015 г.

В части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ООО Энерго» включено в реестр субъектов естественных монополий приказом ФСТ России от 10.05.2001 г. № 29/6.

Таким образом, ООО «Энерго», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии в границах точек присоединения к электрическим сетям, принадлежащим ООО «Энерго» на праве собственности или ином установленном нормативными правовыми актами основании, на территории Самарской области.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно абзацу 4 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В соответствии с абзацами 5, 8 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения определен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Комиссией установлено, что Ц.К.М. владеет на праве общей долевой собственности земельным участком, расположенным по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 17 км з-да им. Масленикова, Первый лесной переулок, уч. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 09.09.2013 г.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявитель 26.02.2014 г. подал в адрес ООО «Энерго» заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт к электрическим сетям.

Ц.К.М. относится к категории заявителей – физических лиц с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств до 15 кВт.

04.03.2014 г. между Ц. К.М. и ООО «Энерго» был заключен договор № 8720, предметом которого является технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 17 км з-да им. Масленикова, Первый лесной переулок, уч. 2. ООО «Энерго» выдало технические условия присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (исх. № 418 от 04.03.2014 г.).

Заявитель оплатил ООО «Энерго» всю сумму за технологическое присоединение в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения № 8720 от 04.03.2014 г., что подтверждается квитанцией об оплате за технологическое присоединение № 163 от 05.03.2014 г.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В пункте 5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 8720 от 04.03.2014 г., заключенного между Цыцулиным К.М. и ООО «Энерго», срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Следовательно, в соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения и заключенным договором в отношении данного лица ООО «Энерго» обязано было осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям в срок до 04.09.2014 г.

В соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"). При этом для допуска в эксплуатацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии сетевая организация обязана в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, обеспечить приглашение субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), либо субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен указанный договор, для участия в процедуре допуска в эксплуатацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, а также иных субъектов розничных рынков, приглашение которых для допуска в эксплуатацию прибора учета является обязательным в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии. Сетевая организация несет перед заявителем ответственность за неприглашение на процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию указанных в настоящем пункте субъектов розничных рынков в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, и должна возместить заявителю расходы, понесенные им в результате применения расчетных способов определения объемов безучетного потребления электрической энергии в отношении соответствующих энергопринимающих устройств.

Письмом (вх. № 1059 от 18.04.2014 г.) Дрозд О.О., действующий в интересах Ц. К.М. по доверенности, уведомил ООО «Энерго» о том, что технические условия № 418 от 04.03.2014 г. выполнены Заявителем в полном объеме, просил провести осмотр в соответствии с разделом 9 Правил технологического присоединения и выдать акт выполнения технических условий. К указанному письму были приложены копии сертификатов соответствия.

Согласно пункту 19 Правил технологического присоединения по окончанию осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы: акт об осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон; составляют акт согласования технологической и (или) аварийной брони в соответствии с пунктом 14(2) настоящих Правил. Запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Документов, подтверждающих осуществление ООО «Энерго» технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 17 км з-да им. Масленикова, Первый лесной переулок, уч. 2, в материалы дела представлено не было.

Таким образом, ООО «Энерго» нарушило предельный срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, установленный в подпункте «б» пункта 16 Правил технологического присоединения для категории заявителей – физических лиц с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств до 15 кВт, что является нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и ущемило права и законные интересы Ц. К.М.

В письменных пояснениях (исх. № 28 от 16.01.2015 г., вх. № 338-з от 21.01.2015 г.) ООО «Энерго» указало, что не имело возможности осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств Ц. К.М. в связи с неисполнением Ц. К.М. мероприятий по технологическому присоединению, а именно обязательств по направлению письменной заявки на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии.

Данные доводы не могут быть приняты Комиссией Самарского УФАС России по следующим основаниям.

Согласно пункту 153 (1) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442 (Далее – Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии) в случае если допуск прибора учета в эксплуатацию осуществляется в процессе технологического присоединения соответствующих энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, заявка, предусмотренная пунктом 153 настоящего документа, направляется сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение, в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой (энергоснабжающей) организации), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), расчеты за электрическую энергию по которому будут осуществляться с использованием установленного и подлежащего допуску в эксплуатацию прибора учета, либо с которым собственник таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. При этом номер договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии указывается в заявке только при наличии соответствующего заключенного договора.

Сетевая организация в порядке, предусмотренном пунктом 153 настоящего документа, уведомляет в письменной форме способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию с указанием сведений, содержащихся в заявке.

Таким образом, в случае если допуск прибора учета в эксплуатацию осуществляется в процессе технологического присоединения у Заявителя отсутствует обязанность направления указанной заявки.

Кроме того, технические условия № 418 от 04.03.2014 г. не содержат требования для Заявителя по допуску прибора учета в эксплуатацию, а формулировка указанная ООО «Энерго» в пункте 11.3 данных технических условий – «учет электрической энергии выполнить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации» не соответствует и не предусмотрена Правилами технологического присоединения, а именно подпункту «в» пункта 25(1) Правил технологического присоединения, в соответствии с которыми в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил технологического присоединения должны содержаться требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Следовательно, ООО «Энерго» возложило на Заявителя требования, не предусмотренные действующим законодательством, что ущемляет прав и законные интересы Ц. К.М.

Иных причин неосуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям ООО «Энерго» не указывало и не поясняло Комиссии.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия Самарского УФАС России установила, что в действиях ООО «Энерго» содержится нарушение антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением путем неосуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Ц. К.М., а также в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения, что является ущемлением интересов Ц. К.М.

В связи с тем, что объекты Заявителя не присоединены к электрическим сетям ООО «Энерго», Комиссия Самарского УФАС России считает целесообразным выдать предписание ООО «Энерго» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции».

 

РЕШИЛА:

  1. Признать наличие нарушения в действиях ООО «Энерго» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением путем неосуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Ц. К.М., а также в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения, что является ущемлением интересов Цыцулина К.М.;

2. Выдать ООО «Энерго» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов Ц. К.М. в связи с неосуществлением мероприятий по технологическому присоединения энергопринимающих устройств Ц.К.М., расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 17 км з-да им. Масленикова, Первый лесной переулок, уч. 2, путем: совершения процедуры технологического присоединения объекта Ц.К.М. к электрическим сетям в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 не позднее 23 февраля 2015 г.

 

Председатель комиссии:                                                                            Л.Л. П.

 

Члены Комиссии:                                                                                       Ю.В. В.

 

                   И.И. Ф.

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность

Связанные организации

Связанные организации не указаны