Решение б/н Решение по делу № 7318-11/8 ООО «PR-группа Формат» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

12 мая 2011г. г. Самара

 

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: …..

 

рассмотрев дело № 7318-11/8 по признакам нарушения части 3 статьи 21, части 3 статьи 22, а также пункта 3 части 5 статьи 5, части 7 статьи 24, статьи 16 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе) по факту распространения ООО «PR-группа Формат» на территории Самарской области, а именно в журнале «Университет для гурманов» специализированный журнал для гурманов и посетителей ресторанов №5 март 2011 года.

в присутствии представителей:

заявителя – отсутствует, возбуждено по собственной инициативе;

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «PR-группа Формат» (443000, г. Самара, ул. ….., 70, литера 2, оф. 232) представитель генеральный директор …... решение №1 от 21.05.2010г.);

заинтересованное лицо – ———

эксперта – ———

переводчика – ———

УСТАНОВИЛА:

В журнале «Университет для гурманов» специализированный журнал для гурманов и посетителей ресторанов №5 март 2011 года на стр. 11 распространялась реклама алкогольной продукции следующего содержания: «Только теплые воспоминания… 332-10-10, 271-79-79 www.staraya-pristan.ru СТАРАЯ ПРИСТАНЬ Ульяновский спуск, берег Волги», с изображением девушки с наполненным бокалом вина в руке и открытой бутылкой вина на столе, без предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Часть 3 статьи 21 Закона о рекламе гласит, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

На стр. 32 также распространялась реклама алкогольной продукции, а именно водки «Русский графин» без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, что является признаком нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

На стр. 37 распространялась реклама алкогольной продукции, а именно таких наименований как «Российское шампанское премиум» (Алания, Владикавказ), «Назлы» - сухое белое вино (Азербайджан), «Баян Ширей» - полусладкое белое вино (Азербайджан), «Мадраса» - красное сухое вино (Азербайджан), «Гюзель» - красное полусладкое вино (Азербайджан), «Керасус» - ежевичное вино (Армения) без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, что является признаком нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

На стр. 43 распространялась реклама пива «Бочкарев» с использованием образов мужчины и женщины, находящихся в бане, с наполненными кружками пива «Бочкарев» в руках без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также в которой присутствует демонстрация процесса потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Таким образом, в данном рекламном образце были обнаружены признаки части 3 статьи 22, а также пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Кроме того, во всех распространенных в указанном печатном издании рекламных образцах отсутствует пометка «реклама» или «на правах рекламы».

Согласно статье 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

  1. На стр. 47 распространялась реклама Салона красоты «Ювента» следующего содержания: «ЮВЕНТА САЛОН КРАСОТЫ ул. Ново-Садовая, 14Л, т. 240-90-10 8-909-370-10-20 Консультация диетолога, Подбор специальных программ, направленных на уменьшение объемов тела Коррекция фигуры Все виды массажа Спа-капсула», в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом.

  2. В соответствии с приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №30 от 22.01.2007г. диетология, медицинский массаж относится к работам (услугам) при осуществлении медицинской деятельности.

Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, которому должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Таким образом, в рекламных образцах, распространенных ООО «PR-группа Формат», содержатся признаки нарушения части 3 статьи 21, части 3 статьи 22, пункта 3 части 5 статьи 5, статьи 16, части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

ООО «PR-группа Формат» является рекламораспространителем и рекламопроизводителем указанной рекламы, то есть лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, а также лицом, осуществившим полностью приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, что подтверждается следующими документами и обстоятельствами:

  1. Реклама базы отдыха «Верхний бор» на стр. 43 была изготовлена по договору б/н от 04.03.2011г. о размещении рекламного материала, заключенному между ООО «Верхний Бор» (Заказчик) и ООО «PR-группа Формат» (Исполнитель), согласно которому Исполнитель подготавливает рекламную информацию о заказчике, дизайн и размещает рекламные материалы Заказчика и издаваемом Исполнителем рекламно-информационном журнале «Университет для гурмана». В соответствии с соглашением о договорной стоимости и порядке оплаты, график выхода рекламы – 1 раз в номере №5 2011г.;

  2. Реклама ресторана «Старая пристань» на стр. 11 была изготовлена по договору №0001 от 12.08.2010г. о размещении рекламного материала, заключенному между ООО «Журавель-Сервис» (Заказчик) и ООО «PR-группа формат» (Исполнитель), согласно которому Исполнитель подготавливает и размещает рекламные материалы Заказчика;

  3. Реклама салона красоты «Ювента» на стр. 47 размещалась по договору о размещении рекламного материала от 16.03.2011г., заключенному между ЗАО «Салон красоты «Ювента» (Заказчик) и ООО «PR-группа Формат» (Исполнитель), согласно которому Исполнитель составляет и подготавливает рекламную информацию о заказчике, дизайн и размещает рекламные материалы Заказчика и издаваемом Исполнителем рекламно-информационном журнале «Университет для гурмана»;

  4. Реклама ресторана «Чито Грито» на стр. 37 размещалась по договору №0016 о размещении рекламного материала от 10.02.2011г., заключенному между ООО «СамараУчСнаб» (Заказчик) и ООО «PR-группа Формат» (Исполнитель), согласно которому Исполнитель подготавливает и размещает рекламные материалы Заказчика в издаваемом Исполнителем рекламно-информационном журнале «Университет для гурмана»;

  5. В выходных данных журнала «Университет для гурмана» указано наименование учредителя ООО «PR-группа Формат».

Из письменных пояснений генерального директора ООО «PR-группа Формат» (исх. б/н от 25.04.2011г./вх. от 26.04.2011г.) следует, что «на стр. 11 журнала рекламный модуль является рекламой ресторана «Старая пристань», а не рекламой алкогольной продукции… В рекламном модуле отсутствует название, вид и бренд какой бы то ни было алкогольной продукции, бутылка на фото закрыта, этикетка не видна…».

В результате рассмотрения дела Комиссией Самарского УФАС России признаки нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе не подтвердились, поскольку в рекламном образце отсутствует реклама алкоголя, в данном образце привлекается внимание к ресторану «Старая пристань».

Вместе с тем, процесс потребления алкогольной продукции (вина), в данном случае - это не только непосредственное поднесение бокала ко рту и принятие напитка, но и определенная цепь логически следующих действий, направленных на фактическое употребление вина, заключающаяся, в разлитии его по специальным бокалам, характерное держание бокала в руке.

Из указанной рекламы следует, что был изображен именно процесс потребления вина, поскольку распитие вина подразумевает, что используются бокалы определенной формы – с узким горлом. Кроме того, бокал должен быть изготовлен из стекла или тонкого прозрачного хрусталя, что и изображено в рекламе. Кроме того, в рекламном образце девушка держит бокал вина в руке и перед ней расположена тарелка с десертом, таким образом можно сделать вывод о том, что употребляется именно десертное вино, поскольку именно этот вид вина рекомендуется к десерту (информация с сайтов www..............................

В соответствии с пунктом 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 37 от 25.12.1998г., информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Согласно пункта 3 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе», «в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

Таким образом, в данной рекламе содержится нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».

По факту размещения рекламы алкогольной продукции на стр. 32 ООО «PR-группа Формат» поясняет следующее «на данной иллюстрации присутствует графин с надписью «Русский графин»… Поскольку надпись очень мала, к сожалению, мы не поняли, что бренд алкогольной продукции…».

Часть 3 статьи 21 Закона о рекламе гласит, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Таким образом, в данной рекламе содержится нарушение части 3 статьи 21 Закона «О рекламе».

Также из пояснений ООО «PR-группа Формат» следует, что «на стр. 37 журнала… размещен редакционный материал о проведении гурман-шоу «Кавказ по-самарски», которое проходило в ресторане «Чито Грито». Перечисление алкогольных напитков является частью меню дегустации, проходившей в ресторан… На данной странице отсутствует реклама алкогольной продукции…».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, перечисление наименований алкогольной продукции полностью отвечает всем юридическим признакам рекламы, она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к товарам и услугам.

Следовательно, в данной рекламе также содержится нарушение части 3 статьи 21 Закона «О рекламе».

По факту размещения рекламы Базы отдыха «Верхний бор» на стр. 43 в письменных пояснениях указано: «на данной странице размещается реклама базы отдыха «Верхний бор», на которой присутствуют несколько иллюстраций. На одной из них, относящейся к рекламе русской бани, в кадр попали кружки с надписью «Бочкарев». К сожалению, мы не усмотрели в этом факте признаки нарушения закона о рекламе…».

Из указанной рекламы следует, что был изображен именно процесс потребления пива, поскольку распитие вина подразумевает, что используется посуда определенной формы – бокалы, стаканы, пол-литровые кружки, как в данном случае, сосуд для питья должен быть сужен кверху. Кроме того, бокал должен быть изготовлен из стекла, что и изображено в рекламе (информация с сайта www://navigator.co.il).

В соответствии с пунктом 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 37 от 25.12.1998г., информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Таким образом, в данной рекламе содержатся нарушения пункта 3 части 5 статьи 5 и части 3 статьи 22 Закона «О рекламе».

По поводу наличия признаков нарушения статьи 16 Закона о рекламе ООО «PR-группа Формат» поясняет «данный журнал является рекламно-информационным (гастрономическим) изданием, т.е. реклама более 40%, о чем указано в Свидетельстве о регистрации средства массовой информации…».

Данный довод Общества подтверждается копией Свидетельства о регистрации СМИ ПИ № ТУ63-00254 от 20.09.2010г., представленным в материалы дела.

Однако, на обложке журнала «Университет для гурмана» и в выходных данных отсутствует информация о специализации средства массовой информации в качестве «рекламно-информационного» издания.

Таким образом, в рекламе, распространенной в журнале «Университет для гурмана» №5 содержатся нарушения статьи 16 Закона о рекламе.

Что касается нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе Общество указывает «на стр. 47 размещен рекламный модуль салона красоты «Ювента». К нашему величайшему сожалению, мы не заметили нарушения закона о рекламе, т.к. в данной рекламе отсутствовала информация о лекарственных препаратах и слово «медицинский»…».

В соответствии с приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №30 от 22.01.2007г. диетология, медицинский массаж относятся к работам (услугам) при осуществлении медицинской деятельности.

ЗАО «Салон красоты «Ювента» осуществляет свою деятельность на основании Лицензии на осуществление медицинской деятельности №ЛО-63-01-000957 от 20.09.2010г., выданной Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области. Согласно приложению №1 к указанной лицензии ЗАО «Салон красоты «Ювента» имеет право осуществлять доврачебную медицинскую помощь по медицинскому массажу, однако, вид работ, услуг «диетология» у данной организации отсутствует.

Частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее по тексту — ФЗ «О рекламе») установлено, что реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, которому должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006г., не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных части 3 статьи 21, части 3 статьи 22, а также пункта 3 части 5 статьи 5, части 7 статьи 7, части 7 статьи 24, статье 16 настоящего Федерального закона.

Согласно части 8 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований указанных в части 3 статьи 21, части 3 статьи 22, а также пункта 3 части 5 статьи 5, части 7 статьи 7, части 7 статьи 24, статье 16 настоящего Федерального закона в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

На рассмотрение дела Комиссией Самарского УФАС России ООО «PR-группа Формат» был представлен экземпляр журнала «Университет для гурмана» №6 апрель 2011, в котором все нарушения законодательства РФ о рекламе устранены.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «PR-группа Формат», распространенную на территории г.о. Самара, а именно в журнале «Университет для гурманов» специализированный журнал для гурманов и посетителей ресторанов №5 март 2011 года на стр. 11, 32, 37, 43, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21, части 3 статьи 22, а также пункта 3 части 5 статьи 5, части 7 статьи 7, части 7 статьи 24, статьи 16 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание ООО «PR-группа Формат» не выдавать в связи с устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России — заместителю начальника отдела контроля рекламного законодательства Артамоновой О.Н. для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2011г.

Решение изготовлено в полном объеме 12 мая 2011г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны