Решение №3120/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Флагман» от 25 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Флагман» (далее – Заявитель) на действия Куйбышевской дирекции снабжения – структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения – филиала открытого акционерного общества «РЖД» (далее – Заказчик, филиал ОАО «РЖД») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аппаратуры и запасных частей СЦБ и связи (№ 372/ОАО-ЦДЗС/20) (извещение № 32008887729, http://zakupki.gov.ru; закупка № 372/ОАЭ-ЦДЗС/20, https://223.rts-tender.ru) (далее – Аукцион),

в присутствии представителей: от филиала ОАО «РЖД» – <...> (доверенность) (до и после перерыва); Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.03.2020г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Флагман» на действия Куйбышевской дирекции снабжения – структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения – филиала ОАО «РЖД» при проведении Аукциона.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, в Документации о закупке в одно Техническое задание объединены товары, технически и функционально не связанные между собой; Техническим заданием установлена конкретная детализация поставляемого товара, которая выражается в указании конкретных наименований, марок, чертежей, технических и функциональных характеристик товара, при этом отсутствует возможность предоставить эквивалентные товары по всем позициям закупки; в Документации о закупке объект (предмет) закупки описан Заказчиком ненадлежащим образом.

Филиал ОАО «РЖД» просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 05.03.2020г. № 2272/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

17.02.2020г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 32008887729 о проведении Аукциона. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС: 20.03.2020г. Указанное извещение также размещено Заказчиком на сайте электронной площадки общества с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (закупка № 372/ОАЭ-ЦДЗС/20). Актуальная документация по Аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 20.03.2020г.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

Предметом конкурентной закупки, согласно пункту 1.2 части 1 Документации о закупке, является право заключения договора поставки аппаратуры и запасных частей СЦБ и связи. Сведения о наименовании закупаемых товаров, их количестве (объеме), ценах за единицу товара (при необходимости), начальной (максимальной) цене договора, расходах участника, нормативных документах, согласно которым установлены требования, технических и функциональных характеристиках товара, требования к их безопасности, качеству, упаковке, отгрузке товара (при поставке товара), к результатам, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, место, условия и сроки поставки товаров, форма, сроки и порядок оплаты указываются в техническом задании, являющемся Приложением № 1.1 к аукционной документации (далее – ТЗ).

 

ООО «Флагман» в своей жалобе указывает на необоснованное объединение Заказчиком товаров, технически и функционально не связанных между собой, что по его мнению нарушает статью 17 Закона о защите конкуренции.

Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет, согласно которому наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Закон о закупках не устанавливает требований и ограничений при формировании заказчиками лотов при проведении закупок. При этом филиалом ОАО «РЖД» указано, что вся продукция необходима для выполнения программ по повышению безопасности движения поездов и обеспечения надежной работы устройств автоматики и телемеханики, что указывает на функциональную и технологическую связь закупаемых товаров.

При этом признаки нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в рассматриваемом случае не усматриваются, поскольку данная норма не регулирует отношения, связанные с проведением процедур в соответствии с Законом о закупках.

 

Заявитель считает, что Техническим заданием необоснованно установлена конкретная детализация поставляемого товара, которая выражается в указании конкретных наименований, марок, чертежей, технических и функциональных характеристик товара, при этом отсутствует возможность предоставить эквивалентные товары по всем позициям закупки, что ограничивает конкуренцию.

Как следует из представленных Заказчиком пояснений, вся продукция, размещенная в ТЗ, предназначена для своевременного восстановления аппаратуры сигнализации, централизации, блокировке и связи на объектах железнодорожного транспорта. Мачты железобетонные не используются в строительстве, а идут для замены существующих мачт светофоров в период текущего и капитального ремонта устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, для бесперебойной работы аппаратуры управления стрелками и сигналами на станциях. Гарнитура предназначена для бесперебойной работы аппаратуры управления стрелками и сигналами на станциях и сортировочных горках и не являются материалами верхнего строения пути. Все кабельные муфты необходимы для текущего и капитального ремонта кабельных линий. Вся локомотивная аппаратура в аукционе, подлежащая установке на подвижном составе, входит в состав аппаратуры диспетчерской централизации, диспетчерского контроля и автоматической локомотивной сигнализации и работает в системе с напольной аппаратурой. Система светодиодная светооптическая мачтового светофора устанавливается в действующую на путях систему сигнализации и блокировки, в связи с чем не предполагает установку аналогов.

Указанные Заказчиком в ТЗ технические и функциональные характеристики товара, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика не являются индивидуальными и не привязаны к какому либо поставщику. Они направлены на определение потребностей и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям и потребностям Заказчика, что Законом о закупках не запрещено.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Установление и применение Заказчиком характеристик объектов закупки, отраженных в ТЗ, не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.

Закон о закупках предоставляет возможность целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, также предоставляет Заказчику право на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к предлагаемым объектам поставки.

Использование Заказчиком характеристик товаров, установленных в ТЗ, не является нарушением, если эти характеристики носят измеряемый характер и соответствие объекта закупки названным требованиям может быть установлено объективно.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к предмету закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к необходимому к поставке оборудованию.

Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке указанных характеристик товара могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемые требования включены в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности проводимой Заказчиком процедуры.

Согласно представленным Заказчиком при рассмотрении жалобы пояснениям, ОАО «РЖД», учитывая специфику продукции, отвечающей за безопасность движения железнодорожного транспорта, применять аналог или эквивалент, не использовав его в опытной эксплуатации именно на полигоне Куйбышевской железной дороги, не представляется возможным по множеству причин, одной из которых является несоответствие геометрических и технических параметров товара (эквивалента), предлагаемого претендентом, заявленным параметрам в ТЗ (увеличивает риск возникновения негативных последствий и событий в виде схода подвижного состава, закрытия перегона, ограничения скорости и так далее, влекущих финансовые потери общества).

Как следует из представленных филиалом ОАО «РЖД» пояснений закупаемая продукция должна взаимодействовать с товарами в системе, уже используемой Заказчиком, что не противоречит Закону о закупках.

При указанных обстоятельствах Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу, что предъявление Заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на состояние конкуренции, что опровергает доводы Заявителя.

 

Обществом также указано на ненадлежащее описание в Документации о закупке объекта (предмета) закупки, а также на поставку товара, снятого с производства.

Заявителем не доказано обстоятельство, что у потенциальных претендентов отсутствует возможность поставки товара, не представлены документы, подтверждающие указанное обстоятельство. Заказчик не располагает информацией и подтверждающими документами о снятии с производства номенклатуры, указанной в ТЗ. При этом представил Комиссии Самарского УФАС России коммерческие предложения на поставку требуемого оборудования, что указывает на возможность поставки необходимой продукции.

Требования к описанию в документации о конкурентной закупке предмета закупки установлены частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Заявителем также не представлено доказательств, подтверждающих довод ненадлежащего описания Заказчиком предмета закупки.

 

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

Обязательным условием для признания в действиях (бездействии) Заказчика нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции является наличие последствий в результате действий (бездействии) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

При данных конкретных обстоятельствах в рассматриваемых действиях Заказчика отсутствует необходимая и достаточная совокупность данных, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Возможность осуществления поставки предмета закупки предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар с указанными Заказчиком в ТЗ характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц.

 

Таким образом, Куйбышевской дирекцией снабжения – структурным подразделением Центральной дирекции закупок и снабжения – филиала ОАО «РЖД» в рассматриваемой части не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аппаратуры и запасных частей СЦБ и связи (№ 372/ОАО-ЦДЗС/20) (извещение № 32008887729, http://zakupki.gov.ru; закупка № 372/ОАЭ-ЦДЗС/20, https://223.rts-tender.ru).

Доводы, указанные в жалобе ООО «Флагман» признаются Комиссией Самарского УФАС России необоснованными.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Флагман» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны