Решение №3120/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Флагман» от 25 марта 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Флагман» (далее – Заявитель) на действия Куйбышевской дирекции снабжения – структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения – филиала открытого акционерного общества «РЖД» (далее – Заказчик, филиал ОАО «РЖД») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аппаратуры и запасных частей СЦБ и связи (№ 372/ОАО-ЦДЗС/20) (извещение № 32008887729, http://zakupki.gov.ru; закупка № 372/ОАЭ-ЦДЗС/20, https://223.rts-tender.ru) (далее – Аукцион),
в присутствии представителей: от филиала ОАО «РЖД» – <...> (доверенность) (до и после перерыва); Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял,
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
03.03.2020г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Флагман» на действия Куйбышевской дирекции снабжения – структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения – филиала ОАО «РЖД» при проведении Аукциона.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, в Документации о закупке в одно Техническое задание объединены товары, технически и функционально не связанные между собой; Техническим заданием установлена конкретная детализация поставляемого товара, которая выражается в указании конкретных наименований, марок, чертежей, технических и функциональных характеристик товара, при этом отсутствует возможность предоставить эквивалентные товары по всем позициям закупки; в Документации о закупке объект (предмет) закупки описан Заказчиком ненадлежащим образом.
Филиал ОАО «РЖД» просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 05.03.2020г. № 2272/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
17.02.2020г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 32008887729 о проведении Аукциона. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС: 20.03.2020г. Указанное извещение также размещено Заказчиком на сайте электронной площадки общества с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (закупка № 372/ОАЭ-ЦДЗС/20). Актуальная документация по Аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 20.03.2020г.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
Предметом конкурентной закупки, согласно пункту 1.2 части 1 Документации о закупке, является право заключения договора поставки аппаратуры и запасных частей СЦБ и связи. Сведения о наименовании закупаемых товаров, их количестве (объеме), ценах за единицу товара (при необходимости), начальной (максимальной) цене договора, расходах участника, нормативных документах, согласно которым установлены требования, технических и функциональных характеристиках товара, требования к их безопасности, качеству, упаковке, отгрузке товара (при поставке товара), к результатам, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, место, условия и сроки поставки товаров, форма, сроки и порядок оплаты указываются в техническом задании, являющемся Приложением № 1.1 к аукционной документации (далее – ТЗ).
ООО «Флагман» в своей жалобе указывает на необоснованное объединение Заказчиком товаров, технически и функционально не связанных между собой, что по его мнению нарушает статью 17 Закона о защите конкуренции.
Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет, согласно которому наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Закон о закупках не устанавливает требований и ограничений при формировании заказчиками лотов при проведении закупок. При этом филиалом ОАО «РЖД» указано, что вся продукция необходима для выполнения программ по повышению безопасности движения поездов и обеспечения надежной работы устройств автоматики и телемеханики, что указывает на функциональную и технологическую связь закупаемых товаров.
При этом признаки нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в рассматриваемом случае не усматриваются, поскольку данная норма не регулирует отношения, связанные с проведением процедур в соответствии с Законом о закупках.
Заявитель считает, что Техническим заданием необоснованно установлена конкретная детализация поставляемого товара, которая выражается в указании конкретных наименований, марок, чертежей, технических и функциональных характеристик товара, при этом отсутствует возможность предоставить эквивалентные товары по всем позициям закупки, что ограничивает конкуренцию.
Как следует из представленных Заказчиком пояснений, вся продукция, размещенная в ТЗ, предназначена для своевременного восстановления аппаратуры сигнализации, централизации, блокировке и связи на объектах железнодорожного транспорта. Мачты железобетонные не используются в строительстве, а идут для замены существующих мачт светофоров в период текущего и капитального ремонта устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, для бесперебойной работы аппаратуры управления стрелками и сигналами на станциях. Гарнитура предназначена для бесперебойной работы аппаратуры управления стрелками и сигналами на станциях и сортировочных горках и не являются материалами верхнего строения пути. Все кабельные муфты необходимы для текущего и капитального ремонта кабельных линий. Вся локомотивная аппаратура в аукционе, подлежащая установке на подвижном составе, входит в состав аппаратуры диспетчерской централизации, диспетчерского контроля и автоматической локомотивной сигнализации и работает в системе с напольной аппаратурой. Система светодиодная светооптическая мачтового светофора устанавливается в действующую на путях систему сигнализации и блокировки, в связи с чем не предполагает установку аналогов.
Указанные Заказчиком в ТЗ технические и функциональные характеристики товара, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика не являются индивидуальными и не привязаны к какому либо поставщику. Они направлены на определение потребностей и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям и потребностям Заказчика, что Законом о закупках не запрещено.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
Установление и применение Заказчиком характеристик объектов закупки, отраженных в ТЗ, не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.
Закон о закупках предоставляет возможность целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, также предоставляет Заказчику право на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к предлагаемым объектам поставки.
Использование Заказчиком характеристик товаров, установленных в ТЗ, не является нарушением, если эти характеристики носят измеряемый характер и соответствие объекта закупки названным требованиям может быть установлено объективно.
При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к предмету закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).
Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к необходимому к поставке оборудованию.
Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке указанных характеристик товара могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемые требования включены в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности проводимой Заказчиком процедуры.
Согласно представленным Заказчиком при рассмотрении жалобы пояснениям, ОАО «РЖД», учитывая специфику продукции, отвечающей за безопасность движения железнодорожного транспорта, применять аналог или эквивалент, не использовав его в опытной эксплуатации именно на полигоне Куйбышевской железной дороги, не представляется возможным по множеству причин, одной из которых является несоответствие геометрических и технических параметров товара (эквивалента), предлагаемого претендентом, заявленным параметрам в ТЗ (увеличивает риск возникновения негативных последствий и событий в виде схода подвижного состава, закрытия перегона, ограничения скорости и так далее, влекущих финансовые потери общества).
Как следует из представленных филиалом ОАО «РЖД» пояснений закупаемая продукция должна взаимодействовать с товарами в системе, уже используемой Заказчиком, что не противоречит Закону о закупках.
При указанных обстоятельствах Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу, что предъявление Заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на состояние конкуренции, что опровергает доводы Заявителя.
Обществом также указано на ненадлежащее описание в Документации о закупке объекта (предмета) закупки, а также на поставку товара, снятого с производства.
Заявителем не доказано обстоятельство, что у потенциальных претендентов отсутствует возможность поставки товара, не представлены документы, подтверждающие указанное обстоятельство. Заказчик не располагает информацией и подтверждающими документами о снятии с производства номенклатуры, указанной в ТЗ. При этом представил Комиссии Самарского УФАС России коммерческие предложения на поставку требуемого оборудования, что указывает на возможность поставки необходимой продукции.
Требования к описанию в документации о конкурентной закупке предмета закупки установлены частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Заявителем также не представлено доказательств, подтверждающих довод ненадлежащего описания Заказчиком предмета закупки.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
Обязательным условием для признания в действиях (бездействии) Заказчика нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции является наличие последствий в результате действий (бездействии) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.
При данных конкретных обстоятельствах в рассматриваемых действиях Заказчика отсутствует необходимая и достаточная совокупность данных, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Возможность осуществления поставки предмета закупки предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар с указанными Заказчиком в ТЗ характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц.
Таким образом, Куйбышевской дирекцией снабжения – структурным подразделением Центральной дирекции закупок и снабжения – филиала ОАО «РЖД» в рассматриваемой части не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аппаратуры и запасных частей СЦБ и связи (№ 372/ОАО-ЦДЗС/20) (извещение № 32008887729, http://zakupki.gov.ru; закупка № 372/ОАЭ-ЦДЗС/20, https://223.rts-tender.ru).
Доводы, указанные в жалобе ООО «Флагман» признаются Комиссией Самарского УФАС России необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Флагман» необоснованной.