Решение №8686/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ИП И.А.М. от 23 июля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя И.А.М. (далее – Заявитель) на действия публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Самараэнерго» (далее – Заказчик, ПАО «Самараэнерго») при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по внедрению системы электронной очереди в отделениях и ЦОКах ПАО «Самараэнерго», среди участников, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (извещение № 31908028976, http://zakupki.gov.ru; https://www.roseltorg.ru) (далее – Запрос предложений),
в присутствии представителей: от ПАО «Самараэнерго» – <...> (доверенность), <...> (доверенность), <...> (доверенность); Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял,
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
15.07.2019г. в Самарское УФАС России посредством электронной почты поступила жалоба ИП И.А.М. на действия ПАО «Самараэнерго» при проведении Запроса предложений.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, ПАО «Самараэнерго» необоснованно отклонена заявка ИП И.А.М.
Заявитель считает, что действия Заказчика способствовали препятствию к его участию в закупочной процедуре, чем ограничили конкуренцию.
ПАО «Самараэнерго» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Запроса предложений. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 17.07.2019г. № 8438/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
25.06.2019г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 31908028976 о проведении Запроса предложений. Актуальная документация по Запросу предложений (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 25.06.2019г.
Согласно данному извещению дата начала срока подачи заявок: 25.06.2019г. Дата и время окончания подачи заявок: 04.07.2019г. в 12:00 по местному времени Заказчика. Дата рассмотрения первых частей заявок: 05.07.2019г. по местному времени Заказчика. Дата рассмотрения вторых частей заявок: 08.07.2019г. по местному времени Заказчика. Дата подведения итогов: 09.07.2019г. Место рассмотрения первых частей заявок, вторых частей заявок, подведения итогов: 443079, город Самара, проезд Георгия Митирева, дом 9, корпус 1, кабинет 209. Порядок подачи заявок, рассмотрения первых частей заявок, вторых частей заявок, подведения итогов: в соответствии с Документацией о закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Самараэнерго» (№ 1140075409), утвержденного решением Совета директоров ПАО «Самараэнерго» от 20.12.2018г. № 07/398, размещена в ЕИС 21.12.2019г.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
05.07.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания постоянно действующей Закупочной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в Запросе предложений от 05.07.2019г. № 29/06 (№ 31908028976-01), согласно которому на участие в закупке подано 4 (четыре) заявки. Заказчиком присвоены регистрационные номера заявкам в соответствии с порядком поступления: 1. № 173820; 2. № 174610; 3. № 176919; 4. № 172553. Закупочной комиссией принято решение допустить к участию в Запросе предложений и признать участниками Запроса предложений участников закупки, подавших заявки на участие со следующими регистрационными номерами: 1. № 173820; 2. № 174610; 3. № 176919; 4. № 172553.
08.07.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания постоянно действующей Закупочной комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в Запросе предложений от 08.07.2019г. № 31/07 (№ 31908028976-02), согласно которому Закупочной комиссией принято решение: а) допустить к участию в Запросе предложений и признать участниками Запроса предложений следующих участников закупки: 1. № 173820 – ООО «Элеко», 2. № 174610 – ООО «Ко-Бит», 4. № 172553 – ООО «СУО Рост»; б) отклонить заявки на участие в Запросе предложений следующих участников закупки: 3. 176919 – ИП И.А.М. (на основе подпункта «а» пункта 2.9.2.3 Документации о закупке Закупочная комиссия принимает решение об отклонении заявки участника по несоответствию заявки по составу, содержанию и оформлению требованиям Документации о закупке и на основании подпункта «в» пункта 2.9.2.3 Документации о закупке Закупочная комиссия принимает решение об отклонении заявки участника по несоответствию участника закупки требованиям Документации о закупке: не представлены копии действующих удостоверений по электробезопасности, подтверждающие наличие в штате не менее 2 (двух) специалистов с группой по электробезопасности не ниже III, с обязательным указанием времени действия таких удостоверений (подпункт з) пункта 10 Информационной карты Документации о закупке и подпункт г) пункта 13 Информационной карты Документации о закупке).
09.07.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания постоянно действующей Закупочной комиссии по подведению итогов Запроса предложений от 09.07.2019г. № 32/07 (№ 31908028976-03), согласно которому победителем Запроса предложений, с которым планируется заключить договор, признано ООО «СУО Рост».
Договор с победителем Запроса предложений не заключен.
В разделе 3 Документации о закупке содержится Информационная карта (далее – ИК) для данного конкретного Запроса предложений, которая уточняет, разъясняет и дополняет положения раздела 1, раздела 2.
Пунктами 10, 13 ИК установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в Запросе предложений, а также требования к участникам закупки.
Согласно подпункту з) пункта 10 ИК участнику Запроса предложений необходимо представить копии документов, подтверждающих соответствие материально-технических, кадровых и прочих ресурсов участника закупки установленным требованиям, а именно:
- сведения о кадровых ресурсах по форме, определенной подразделом 6.4;
- копии действующих удостоверений по электробезопасности, подтверждающие наличие в штате не менее 2 (двух) специалистов с группой по электробезопасности не ниже III, с обязательным указанием времени действия таких удостоверений.
Участник закупки должен обладать опытом работы и профессиональной компетентностью, оборудованием и другими материальными возможностями, также трудовыми ресурсами, финансовыми ресурсами, иными ресурсами, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, положительной деловой репутацией: установлено:
В соответствии с подпунктом г) пункта 13 ИК в целях обеспечения выполнения требований техники безопасности на объектах Заказчика, безопасного выполнения работ, связанных с электрооборудованием и решительного исключения возможности производственного травматизма, подрядчик должен иметь в штате не менее 2 (двух) специалистов с группой по электробезопасности не ниже III, в подтверждении чего в составе заявки предоставить копии действующих удостоверений по электробезопасности, с обязательным указанием времени действия таких удостоверений.
Указанные требования Документации о закупке по представлению копий действующих удостоверений по электробезопасности, подтверждающих наличие в штате не менее 2 (двух) специалистов с группой по электробезопасности не ниже III, обусловлены целью качественного и безопасного выполнения работ, связанных с электрооборудованием и исключения возможности производственного травматизма.
Вопреки доводам жалобы, закупаемые в рамках Запроса предложений работы напрямую связаны с работами по электричеству.
Разделом 4 Документации о закупке установлено Техническое задание (в виде отдельного файла) (далее – ТЗ), которое содержит требования Заказчика к функциональным, техническим, качественным и прочим характеристикам поставляемых товаров, выполняемых работ и (или) оказываемых услуг; положения технического задания являются неотъемлемой частью условий договора, заключаемого по результатам Запроса предложений.
Так, в ТЗ установлено, что для внедрения электронной системы управления очередью в ПАО «Самараэнерго» должны быть выполнены работы по монтажу и подключению электрооборудования к электросетям переменного тока 220 Вольт. Подрядчику по соответствующему договору предстоит выполнить массу работ по прокладке электрических проводов в условиях энергонасыщенной инфраструктуры ПАО «Самараэнерго».
Заказчик не обладает возможностью проверить соответствующие необходимые теоретические знания и наличие устойчивых практических навыков работников подрядной организации, особенно на стадии закупочной процедуры. В Российской Федерации полномасштабно функционирует соответствующая система, описывающая необходимость соответствующего обучения и аттестации персонала, занятого и связанного с рассматриваемыми видами работ, то есть любому Заказчику, в том числе и ПАО «Самараэнерго», необходимо лишь потребовать наличие соответствующей, третьей в данном случае, группы допуска по электробезопасности от потенциального или реального подрядчика. Люди, которые надлежащим образом аттестованы в рамках этой системы, соответствуют требованиям, обучены, обладают знаниями и опытом, а, значит, безопасно выполнят возложенные на них обязанности и все, что требуется для проверки, это проверить наличие надлежащим образом оформленных удостоверений по электробезопасности.
Некачественно смонтированное оборудование ЭСУО представляет потенциальную, но вполне реальную угрозу не только монтажникам подрядчика, но и основному эксплуатационному персоналу ПАО «Самараэнерго» и, особенно, клиентам-потребителям.
Заказчик не может самостоятельно проверить качество выполнения элементов защитного заземления внутри регистрационного терминала ЭСУО и других его компонентов, так как они являются внутренними, а их дальнейшее вскрытие неизбежно приведет к утрате гарантийных обязательств производителя.
В описываемых условиях работы с целью качественного, а главное безопасного выполнения работ, связанных с электрооборудованием, и решительного исключения возможности производственного травматизма, специалисты подрядной организации должны обладать знаниями требований электробезопасности и допуском по электробезопасности не ниже третьей группы, которая позволяет самостоятельно производить монтаж и подключать электроустановки до 1000 вольт, также может отвечать за безопасное ведение работ в электроустановках и может быть производителем работ в электроустановках до 1000 вольт. Такими электроустановками является оборудование ЭСУО, его составляющие компоненты.
Наличие удостоверений имеет прямое отношение к ЭСУО в связи с тем, что ЭСУО состоит из электрооборудования, размещается в условиях наличия и весьма тесного соседства с другим электрооборудованием. Не менее чем два, соответствующим образом аттестованных специалиста, необходимы на случай замены по каким-либо причинам отсутствующего специалиста (отпуск, больничный и так далее).
Самарским УФАС России установлено, что в нарушение требований, установленных подпунктом з) пункта 10 ИК, заявка ИП И.А.М. не содержит копии действующих удостоверений по электробезопасности, подтверждающие наличие в штате не менее 2 (двух) специалистов с группой по электробезопасности не ниже III, с обязательным указанием времени действия таких удостоверений.
Из четырех участников рассматриваемого Запроса предложений только заявка ИП И.А.М. не содержала копии действующих именных удостоверений о допуске по электробезопасности к выполнению работ с электроустановками категории не ниже третьей не менее чем двух специалистов. Остальные три участника закупки такие документы представили.
В ходе проведения закупки ИП И.А.М. в предусмотренный срок не обращался в ПАО «Самараэнерго» с запросом о разъяснении рассматриваемых положений Документации о закупке, также не направлял жалоб на положения Документации о закупке.
Подпунктами а), б) пункта 7.1.12.5 Положения о закупке установлено, что по итогам отборочной стадии Закупочная комиссия на своем заседании в отношении каждого участника принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора и в порядке, которые установлены в Документации о закупке, по следующим основаниям:
- несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению;
- несоответствие участника требованиям Документации о закупке;
Согласно подпунктам а), в) пункта 2.9.2.3 Документации о закупке по итогам отборочной стадии Закупочная комиссия в отношении каждого участника принимает решение о допуске к дальнейшему участию в Запросе предложений либо об отклонении заявки по следующим основаниям:
- несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению требованиям Документации о закупке;
- несоответствие участника закупки требованиям Документации о закупке.
На основании изложенного, Закупочной комиссией ПАО «Самараэнерго», руководствуясь подпунктами а), в) пункта 2.9.2.3 Документации о закупке и подпунктами а), б) пункта 7.1.12.5 Положения о закупке, правомерно принято решение об отклонении заявки ИП И.А.М.
Таким образом, ПАО «Самараэнерго» не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по внедрению системы электронной очереди в отделениях и ЦОКах ПАО «Самараэнерго», среди участников, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (извещение № 31908028976, http://zakupki.gov.ru; https://www.roseltorg.ru).
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП И.А.М. необоснованной.