Решение б/н Решение по делу № 7405-11/8 ООО «СУшКА» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

10 августа 2011 г. г. Самара

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

рассмотрев дело № 7405-11/8 по признакам нарушения ООО «СУшКА» пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5, части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» по факту распространения в г. Тольятти на Южном шоссе наружной рекламы суши-бара «Сушка», содержащей фразу «Классные Sos-ki в Sush-ke» с изображением четырех девушек с обнаженными плечами, во рту у которых находятся соски, а также использовались слова на иностранном языке;

в присутствии представителей:

заявителя – ….......... — отсутствует (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в деле имеется отчет о передаче Определения (исх. № 8832/8 от 28.07.2011 г.) электронной почтой); от лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (исх. № б/н от 01.08.2011 г. / вх. № 4771-з от 02.08.2011 г.)

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «СУшКА» (445140, Самарская область, Ставропольский район, поселок Тимофеевка, ул. Обводная, 3, оф. 3, ИНН 6382059678), законные представители — учредитель ООО «СУшКА» …............. и директор ООО «СУшКА» .........(протокол общего собрания учредителей ООО «СУшКА» от 28.07.2010 г.) (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, в деле имеется отчет о передаче Определения (исх. № 8832/8 от 28.07.2011 г.) факсимильной связью);

заинтересованного лица – ———

эксперта – ———

переводчика – ———

 

УСТАНОВИЛА:

В Самарское УФАС России поступило заявление ….......... (вх. № 150 от 28.04.2011 г.) с просьбой провести проверку рекламы суши-бара «Сушка» на соблюдение законодательства Российской Федерации о рекламе.

Как сообщил заявитель, в г. Тольятти на Южном шоссе висит перетяг с надписью «классные соски в Сушке!» на фоне фотографий девушек с сосками во рту.

По мнению заявителя, «под «сосками» имеются ввиду именно девушки, а не резиновые изделия у них во рту».

Согласно информации, размещенной на сайте www.madagascartc.ru, суши-бар «Сушка» располагается в торговом центре «Мадагаскар», находящемся по адресу: г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 14. В меню данного суши-бара указаны следующие наименования: суши, роллы, горячие роллы, горячие закуски, супы, салаты, десерты, напитки, пиво, коктейли.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем данной рекламы являлось ООО «СУшКА», что подтверждается следующими документами и материалами:

1) Рекламным образцом, распространявшимся в г. Тольятти на Южном шоссе;

2) Письменными пояснениями ООО «СУшКА» (исх. № 10 от 09.06.2011 г. / вх. № 3712-з от 17.06.2011 г.);

3) Договором на изготовление рекламных перетягов № 75/и от 29.03.2011 г., заключенным между ООО «СУшКА» и ООО РПС «Миллениум», и актом № 000156 от 31.03.2011 г.;

4) Договором аренды рекламных опор № 27 от 30.03.2011 г., заключенным между ООО «МетТорг» и ООО «СУшКА», и актами № 000041 от 30.04.2011 г. и № 000086 от 15.05.2011 г.

Согласно данным документам указанная реклама распространялась по адресу: г. Тольятти, Южное шоссе № 14 с 04.04.2011 г. по 04.05.2011 г. Кроме того, согласно представленным фотографиям, данная реклама распространялась в месте нахождения суши-бара «Сушка»: г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 14, ТЦ «Мадагаскар».

Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

ООО «СУшКА» было представлено меню (каталог, ассортимент) продукции (блюд, напитков и т. д.), реализуемой в суши-баре «Сушка» (исх. № 10 от 09.06.2011 г. / вх. № 3712-з от 17.06.2011 г.). В нем содержались следующие наименования: Блюда европейской кухни, Пиво, Суши, Суши Гункан, Горячие закуски, Салаты, Супы, Десерт, Напитки, Роллы, Горячие роллы, Пицца.

Таким образом, среди ассортимента товаров и услуг, предлагаемых данным суши-баром соски отсутствуют.

Как указало Общество в своих письменных объяснениях, «Акция бренда «Классные соски в СушКЕ» проходила в период с 01.04.2011 г. по 31.05.2011 г. и была рассчитана на продвинутую молодежную аудиторию, поэтому название и дизайн соответствуют современным представлениям о вкусной и здоровой пище с молодости. Идея была в доступности донесения определенной акции бренда до целевой аудитории. А также в основе акции лежит принцип позиционирования бренда на эмоциональной основе, то есть неких положительных ощущениях и эмоций. Идея «радужных» воспоминаний и ностальгии о детстве. Она нашла отражение в уникальном названии, и в светлом, легком дизайне. В акции участвовали определенные атрибуты (соски), как элемент интерьера суши-бара, выражающий уникальную идею в привлечении молодежной аудитории».

Вместе с тем, из текста рекламы «Классные Sos-ki в Sush-ke» не следует, что соски являются лишь атрибутом акции, проводимой в суши-баре. Не указывает на это и изображение девушек с сосками во рту, которое никак не связано с детскими воспоминаниями.

Следовательно, в данной рекламе идет привлечение внимания именно к соскам, о чем свидетельствует использование прилагательного «классный», которые отсутствуют в ассортименте товаров и услуг, предлагаемых суши-баром.

Таким образом, данная реклама нарушает требования пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. В соответствии с частью 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации. Согласно подпункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в рекламе.

Однако, в рекламе суши-бара «Сушка» содержались следующие слова «Sos-ki», «Sush-ke».

Согласно части 2 статьи 3 указанного закона в случаях использования в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи, наряду с государственным языком Российской Федерации государственного языка республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка тексты на русском языке и на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво.

В рекламе аналоги на государственном языке РФ, идентичные иностранным словам, не были указаны.

В соответствии с частью 3 статьи 3 ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» положения части 2 настоящей статьи не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания.

Доказательств, подтверждающих регистрацию наименований «Sos-ki», «Sush-ke» в качестве средств индивидуализации, представлено не было.

Таким образом, реклама суши-бара «Сушка» содержит нарушения части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.

В процессе рассмотрения дела комиссией Самарского УФАС России было изучено лексическое значение слов «непристойность» и «оскорбить».

В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940; репринтовое издание М., 1995; М., 2000:

«непристойность» — крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству;

«оскорбить» — крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо.

Данная реклама содержала изображение четырех обнаженных девушек до плечей, во рту у которых находятся соски.

Самарское УФАС России обратилось в Общественную организацию «Самарская областная организация Союза Журналистов России» (исх. № 8834/8 от 28.07.2011 г.) с просьбой сообщить свое мнение об использовании в данной рекламе непристойных и оскорбительных образов.

В своем ответе Общественная организация «Самарская областная организация Союза Журналистов России» (исх. № 173 от 01.08.2011 г. / вх. № 4839-з от 04.08.2011 г.) указало следующее: «В тексте «Классные Sos-ki в Sush-ke» переплетены слова как на кириллице, так и на латинице. И это предполагает не перевод с английского, а прочтение текста как единое целое со звучанием на русском. Текст трудно назвать этичным. Второй смысл, заложенный в нем, - превалирует. Слово «Sos-ki» читается как «соска», что является вульгарно-просторечным обозначением проституток-минетчиц. В Словаре тюремно-лагерно-воровского жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы). - М.: Края Москвы, 1992. - с. 230, значение слова «соска» толкуется как «минетчица», «подруга», «сожительница».

Изображение на рассматриваемом рекламном макете обнаженных женских тел с сосками во рту как раз и приводит именно к такому прочтению и вызывает прямые ассоциации с минетом. Публичное изображение в рекламе настолько прозрачного намека на половой акт в приличном обществе недопустимо. Исходя из этого, рассматриваемый нами макет перетяга суши-бара «Sush-ki» относится к неэтичной рекламе, что вступает в противоречие с требованиями Закона о рекламе РФ, так как содержит оскорбительные слова и образы».

Данный ответ оформлен на фирменном бланке организации, с исходящим номером и подписан уполномоченным лицом.

С учетом мнений заявителя Черновой Н.Б., Самарской областной организации Союза Журналистов России, а также оценивая рекламный образец целиком (в частности, отсутствие смысловой связи между обнаженными девушками и наличием в их ртах сосках) данная реклама признана ненадлежащей, содержащей нарушение требования, установленного законодательством Российской Федерации о рекламе, а именно – часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», так как в ней использовался непристойные и оскорбительные образы и выражение.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а данная реклама напрямую затрагивает права и свободы человека и гражданина. Указанная реклама распространялась в общественных местах, была общедоступной и существенно затрагивала личные неимущественные права неопределенно большого круга лиц.

Следовательно, указанная реклама нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, реклама суши-бара «Сушка» содержит нарушения пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 и части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 3 статьи 5 и частью 6 статьи 5 настоящего закона.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу суши-бара «Сушка», распространявшуюся по адресу: г. Тольятти, Южное шоссе № 14 с 04.04.2011 г. по 04.05.2011 г., а также в месте нахождения суши-бара «Сушка»: г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 14, ТЦ «Мадагаскар», которая содержала слова на иностранном языке без использования аналогов на государственном языке Российской Федерации, непристойные и оскорбительные образы и выражение, а также содержала не соответствующие действительности сведения об ассортименте товаров, что нарушает требования пункта 3 части 3 статьи 5, части 6 статьи 5 и части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «СУшКА» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России Артамоновой О.Н. для составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения оглашена 09 августа 2011 г.

Решение изготовлено в полном объеме 10 августа 2011 г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны