Решение №10942-1/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Стальное решение» от 25 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стальное решение» (далее – Заявитель) на действия публичного акционерного общества «Сбербанк России» в лице Поволжского банка ПАО Сбербанк (далее – Заказчик, Банк) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право выполнения работ по реконструкции системы вентиляции и модернизации системы кондиционирования (ЗП – 81026117) (извещение № 32008934159, http://zakupki.gov.ru; процедура № ПВБ2020-0031(АСМП), https://utp.sberbank-ast.ru) (далее – Аукцион),

в присутствии представителей: от ООО «Стальное решение» – <...> (решение) (до и после перерывов); от Поволжского банка ПАО Сбербанк – <...> (доверенность) (до и после перерывов),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.08.2020г. в Самарское УФАС России посредством электронной почты поступила жалоба ООО «Стальное решение» на действия Поволжского банка ПАО Сбербанк при проведении Аукциона.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам, содержащимся в жалобе ООО «Стальное решение» и дополнениях, Заказчиком: неправомерно совершались действия, связанные с запросом дополнительных документов; участник ООО «Палитра» повторно неправомерно допущен к участию в Аукционе; не исполнено надлежащим образом Предписание Самарского УФАС России от 09.07.2020г. в установленный антимонопольным органом срок.

Банк просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 10.08.2020г. № 10280/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

28.02.2020г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС: 10.04.2020г. Указанное извещение также размещено Заказчиком на сайте электронной площадки закрытого акционерного общества «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (ЗАО «Сбербанк – АСТ»). Актуальная документация по Аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 10.04.2020г.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

21.05.2020г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания Конкурсной комиссии Банка от 21.05.2020г. № 38-2020-1 о результатах рассмотрения первых частей заявок (№ 32008934159-01), согласно которому подано 4 заявки: 1) 9080 – отклонена (приложение 1.1 к Документации о закупке (занижены технические характеристики)); 2) 597 – допущена; 3) 2468 – допущена; 1) 6777 – отклонена (приложение 1.1 к Документации о закупке (занижены технические характеристики)).

18.06.2020г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания Конкурсной комиссии Банка от 17.06.2020г. № 46-2020-1 о рассмотрении вторых частей заявок и проведении квалификационного отбора (№ 32008934159-03), согласно которому: заявка № 2468 ООО «Стальное решение» отклонена – пункт 3.10 Документации о закупке (раздел 2 обязательных требований); заявка № 597 ООО «Палитра» допущена до рассмотрения и сопоставления ценового предложения, поданного участником в ходе проведения торгов. Аукцион признан несостоявшимся.

08.07.2020г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания Конкурсной комиссии Банка от 17.06.2020г. № 46-2020-2 о подведении итогов (№ 32008934159-04), согласно которому Заказчиком принято решение заключить договор с единственным участником ООО «Палитра».

ООО «Стальное решение», не согласившись с действиями Банка при проведении Аукциона, 25.06.2020г. и 30.06.2020г. направило в Самарское УФАС России посредством электронной почты жалобы.

По результатам рассмотрения вышеуказанных жалоб ООО «Стальное решение» (№№ 226-12274-20/7, 228-12274-20/7) Комиссией Самарского УФАС России принято Решение от 09.07.2020г., согласно которому жалобы ООО «Стальное решение» признаны обоснованными. В действиях ПАО «Сбербанк России» в лице Поволжского банка ПАО Сбербанк, выразившихся в необоснованном допуске участника ООО «Палитра» к участию в Аукционе, установлено нарушение требований части 1 статьи 2 Закона о закупках. Также Банку выдано Предписание от 09.07.2020г. об устранении допущенных при проведении Аукциона нарушений, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Во исполнение указанного Предписания от 09.07.2020г. Заказчиком, в соответствии с Протоколом от 21.07.2020г. № 54-2020-14, отменены Протоколы от 17.06.2020г. №№ 46-2020-1, 46-2020-2.

В дальнейшем Протоколом от 28.07.2020г. № 56-2020-22 Конкурсная комиссия Банка продлила срок рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов Аукциона по 13.08.2020г.

11.08.2020г. Банком проведена процедура рассмотрения вторых частей заявок, согласно которой Заказчиком размещен Протокол заседания Конкурсной комиссии Банка от 11.08.2020г. № 60-2020-11 о рассмотрении вторых частей заявок, в соответствии с которым Аукцион признан несостоявшимся, Конкурсной комиссией Банка приняты решения:

  • заявка № 2468 ООО «Стальное решение» отклонена – пункт 3.10 Документации о закупке;
  • заявка № 597 ООО «Палитра» допущена до рассмотрения и сопоставления ценового предложения, поданного участником в ходе проведения торгов.

ООО «Стальное решение» отклонено по основаниям, аналогичным содержащимся в отмененном, в соответствии с Предписанием от 09.07.2020г., Протоколе от 17.06.2020г. № 46-2020-1, кроме того содержалось основание в части отсутствия допуска СРО, соответствующего требованиям Документации о закупке (ответственность члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам в области строительства, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым данным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств).

Согласно Протоколу заседания Конкурсной комиссии Банка от 11.08.2020г. № 60-2020-12 о подведении итогов Конкурсной комиссией Банка принято решение заключить с единственным участником ООО «Палитра» договор.

На момент рассмотрения жалобы закупка приостановлена в части заключения Заказчиком договора. Договор по результатам Аукциона с единственным участником не заключен.

 

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункт 1.3 Положения о закупке).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункту 4.1.7 Положения о закупке заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Разделом 2 Документации о закупке установлены требования к участникам закупки. К участию в закупке допускаются лица, соответствующие следующим требованиям: обязательным и дополнительным требованиям к квалификации участников.

Из раздела 2 Документации о закупке следует, что одним из обязательных требований к участникам при проведении рассматриваемой закупки является наличие у участника необходимого уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам в области строительства, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым данным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Документами, подтверждающими соответствие требованиям Банка, являются заверенные участником копии выписок о членстве в СРО в области строительства (стоимости работ по одному договору не менее начальной максимальной цены лота).

По мнению Заявителя, Банком при повторном рассмотрении вторых частей заявок неправомерно совершались действия, направленные на проверку и уточнение достоверности сведений по вышеуказанному обязательному требованию к участникам, которые повлекли преимущественные и незаконные условия для участника ООО «Палитра».

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что согласно пункту 5.8 Положения о закупке Банк вправе уточнять и проверять выполнение и соответствие участника обязательным требованиям, в том числе достоверность сведений, предоставляемых каждым участником в рамках закупочной процедуры, путем обращения непосредственно к участнику (в том числе с посещением производственных и иных помещений и территории участника) и/или к независимым открытым источникам информации, и/или внешним экспертам.

Руководствуясь вышеуказанным положением Поволжским банком ПАО Сбербанк в адрес участников Аукциона ООО «Стальное решение» и ООО «Палитра» направлены уведомления от 22.07.2020г. №№ 6991-39-исх/620, 6991-39-исх/621, согласно которым Банк указывает о несоответствии требованиям Документации о закупке представленных в составе заявок участников выписок из реестра саморегулируемой организации (а именно: отсутствует необходимый уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам в области строительства, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров).

Поволжским банком ПАО Сбербанк указанными уведомлениями предложено представить разъяснения по данному вопросу, а также у участников запрошены выписки из реестра саморегулируемой организации, соответствующие установленным в Документации о закупке требованиям.

Согласно материалам жалобы участником ООО «Палитра» в ответ на указанный запрос Банка представлена Выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 24.07.2020г. № 591, согласно которой участник подтверждает свое соответствие установленному в Документации о закупке требованию. ООО «Стальное решение» выразило несогласие с действиями Банка в части направления указанных уведомлений, содержащих запрос о представлении выписок из реестра саморегулируемой организации, о чем указало в ответном письме.

При этом в составе заявки ООО «Палитра», направленной ранее для участия в Аукционе, имелась Выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 04.03.2020г. № 172, из которой следует, что общество не соответствует установленному в Документации о закупке обязательному к участникам требованию, а именно допуск СРО не соответствует требованиям Документации о закупке.

По своей сути, Поволжский банк ПАО Сбербанк, направив вышеуказанные уведомления, предоставил ООО «Палитра» возможность представить в состав заявки документы, влияющие на соответствие общества установленному в Документации о закупке обязательному требованию. Таким образом Банком была предоставлена возможность устранить выявленные несоответствия, что не соотносится и противоречит принципам, а также порядку проведения закупки, установленному Законом о закупках и Положением о закупке.

Вместе с тем Банку было известно, что ООО «Стальное решение» не будет допущено до участия в Аукционе по причине несоответствия одновременно нескольким требованиям.

В силу части 11 статьи 3.2 Закона о закупках участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Участник любых закупочных процедур имеет право подать только одну заявку в отношении предмета закупки (по соответствующему лоту), а также изменять, дополнять или отзывать свою заявку до истечения срока подачи заявки, если иное не предусмотрено Документацией (пункт 4.2.4 Положения о закупке).

Право участника вносить изменения в заявку на участие в конкурентной закупке после окончания срока подачи заявок, а именно при рассмотрении вторых частей, Законом о закупках и Положением о закупке не установлено.

Как следует из пункта 13.2 раздела 1 Документации о закупке дата и время окончания срока подачи заявок: 15.05.2020г. 18:00 (время московское).

Вместе с тем, предоставленная Банком возможность по совершению участниками процедуры действий после окончания срока подачи заявок в части устранения выявленных несоответствий путем представления в состав заявки выписок из реестра саморегулируемой организации, соответствующих установленному в Документации о закупке обязательному требованию, противоречит указанным нормам действующего законодательства.

При рассмотрении жалобы Поволжский банк ПАО Сбербанк не обосновал необходимость уточнения и проверки выполнения и соответствия участников закупки обязательным требованиям, учитывая то обстоятельство, что в составе вторых частей заявок участников Аукциона содержались выписки из СРО, указывающие на несоответствие участников обязательным требованиям Документации о закупке.

При этом, действия Банка при рассмотрении вторых частей заявок в части запроса у участников Аукциона выписок из реестра саморегулируемой организации, соответствующих установленным в Документации о закупке требованиям, не связаны, по своей сути, с уточнением и проверкой выполнения и соответствия участников закупки обязательным требованиям, а направлены на предоставление возможности подачи дополнительных документов на этапе рассмотрения вторых частей заявок.

Вместе с тем Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что Положением о закупке и Документацией о закупке не предусмотрена возможность Банка по продлению срока рассмотрения вторых частей заявок. Поволжский банк ПАО Сбербанк, необоснованно продлив срок рассмотрения вторых частей заявок, фактически предоставил участнику ООО «Палитра» дополнительное время для внесения необходимых взносов с целью изменения документов, подтверждающих соответствие участника установленным в Документации о закупке обязательным требованиям.

При этом, для ООО «Стальное решение» представление дополнительных документов, подтверждающих соответствие обязательному требованию о наличии у участника необходимого уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам в области строительства, не оказало бы влияние на допуск, поскольку заявка данного участника отклонена и по другим основаниям. Внесение взноса для получения необходимого уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам в области строительства требует внесение денежных средств в значительном размере.

Таким образом, ПАО «Сбербанк России» в лице Поволжского банка ПАО Сбербанк в нарушение основных принципов закупки, заключающихся в равноправии, справедливости, отсутствии дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пунктом 1.3 Положения о закупке, предоставил возможность по совершению действий после окончания срока подачи заявок в части устранения выявленных при рассмотрении вторых частей заявок несоответствий установленным в Документации о закупке обязательным требованиям при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право выполнения работ по реконструкции системы вентиляции и модернизации системы кондиционирования (ЗП – 81026117) (извещение № 32008934159, http://zakupki.gov.ru; процедура № ПВБ2020-0031(АСМП), https://utp.sberbank-ast.ru).

Данный довод, указанный в жалобе ООО «Стальное решение», признается Комиссией Самарского УФАС России обоснованным.

 

Заявитель в жалобе и дополнениях указывает на неправомерный допуск и необоснованное признание Банком участника ООО «Палитра» соответствующим установленным в Документации о закупке обязательным требованиям, поскольку у участника отсутствует необходимый уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам в области строительства, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым данным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Комиссия Самарского УФАС России относительно указанного довода отмечает следующее.

Как было установлено Комиссией Самарского УФАС России ранее при рассмотрении жалоб ООО «Стальное решение» (№№ 226-12274-20/7, 228-12274-20/7), Поволжский банк ПАО Сбербанк неправомерно допустил до участия в Аукционе участника ООО «Палитра», который не соответствует обязательным установленным требованиям Документации о закупке, что отражено в Решении от 09.07.2020г.

Материалами жалобы подтверждается, что согласно данным открытых источников, а именно информации, размещенной в Едином реестре членов СРО, предоставляемом Ассоциацией «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство», на дату окончания срока подачи заявок (15.05.2020г. 18:00) у общества «Палитра» размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров (уровень ответственности): отсутствует. Размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств составляет 0.00 рублей. Указанное несоответствие общества установленным требованиям подтверждается представленной в составе заявки ООО «Палитра» Выпиской из реестра членов саморегулируемой организации от 04.03.2020г. № 172.

Вместе с тем, Банк, в соответствии с Протоколом заседания Конкурсной комиссии Банка от 11.08.2020г. № 60-2020-12 о подведении итогов, принял решение о заключении договора с единственным участником ООО «Палитра», поскольку Конкурсной комиссией Банка общество признано соответствующим установленным в Документации о закупке обязательным требованиям.

Согласно пункту 4.1.10 Положения о закупке, пункту 3.10 Документации о закупке Банк вправе не допускать к участию (исключать из состава участников, отклонять заявки участников) в закупочных процедурах участников, не соответствующих требованиям, установленным Документацией о закупке, в том числе в случае непредоставления, несвоевременного, ненадлежащего предоставления участником материалов и документов, нарушения участником предусмотренной Документацией о закупке процедуры проведения закупки, а также в иных случаях, предусмотренных Положением о закупке или Документацией о закупке.

В соответствии с пунктом 5.5 Положения о закупке участники, не соответствующие требованиям, установленным в соответствии с пунктом 5.2 Положения, а также дополнительным обязательным требованиям к участникам и продукции, установленным в Документации в соответствии с пунктом 5.3 Положения, не допускаются к участию (исключаются из состава участников, заявки участников отклоняются) в аккредитации/закупочных процедурах.

Согласно разделу 2 Документации о закупке к участию в закупке допускаются лица, соответствующие установленным Документацией о закупке требованиям.

Таким образом, ПАО «Сбербанк России» в лице Поволжского банка ПАО Сбербанк в нарушение требований, установленных частью 1 статьи 2 Закона о закупках, пунктами 4.1.10, 5.5 Положения о закупке, разделом 2, пунктом 3.10 Документации о закупке, допустил до участия в Аукционе участника ООО «Палитра», не соответствующего обязательным установленным требованиям Документации о закупке.

Данный довод, указанный в жалобе ООО «Стальное решение», признается Комиссией Самарского УФАС России обоснованным.

 

Комиссия Самарского УФАС России относительно довода Заявителя о неисполнении надлежащим образом Предписания Самарского УФАС России от 09.07.2020г. в установленный антимонопольным органом срок отмечает следующее.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Вышеуказанной нормой определен исчерпывающий перечень случаев, когда осуществляется обжалование, при этом указанный перечень не содержит основания для обжалования, связанного с неисполнением надлежащим образом предписания в установленный антимонопольным органом срок, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, данный довод Заявителя заявлен в отсутствие правовых оснований, в связи с чем признается необоснованным.

 

Учитывая установленные нарушения порядка организации и проведения Аукциона, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о выдаче предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Стальное решение» на действия ПАО «Сбербанк России» в лице Поволжского банка ПАО Сбербанк при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право выполнения работ по реконструкции системы вентиляции и модернизации системы кондиционирования (ЗП – 81026117) (извещение № 32008934159, http://zakupki.gov.ru; процедура № ПВБ2020-0031(АСМП), https://utp.sberbank-ast.ru) обоснованной в части.
  2. Признать в действиях ПАО «Сбербанк России» в лице Поволжского банка ПАО Сбербанк нарушение требований, установленных частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при проведении Аукциона нарушений.

Связанные организации

Связанные организации не указаны