Решение №6749-1/7 РЕШЕНИЕ по жалобе <...> от 30 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу <...> (далее – Заявитель) на действия Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – Минлесхоз Самарской области, Организатор торгов) при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (лот № 3, извещение № 290321/1046439/01, https://torgi.gov.ru; процедура № SBR012-2103290052, https://utp.sberbank-ast.ru) (далее – Аукцион),
в присутствии: представителя от Минлесхоза Самарской области – <...> (доверенность); в отсутствие Заявителя (надлежаще извещен, 24.06.2021г. направлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие лица),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
16.06.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба <...> на действия Минлесхоза Самарской области при проведении Аукциона.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлены Заявитель, Организатор торгов в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам поступившей жалобы, Организатором торгов в нарушение норм действующего законодательства неправомерно отказано Заявителю в участии в Аукционе по причине несоответствия заявки требованиям законодательства.
Минлесхоз Самарской области просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 21.06.2021г. № 6329/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
29.03.2021г. Организатором торгов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов размещено извещение и документация (далее – Аукционная документация) о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.
Лотом № 3 указанного извещения является лесной участок, расположенный по адресу: Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал 84, выдел 2; кадастровый номер лесного участка: 63:26:1805022:442; площадь: 0,1 га.
При проведении Аукциона Организатору торгов необходимо руководствоваться положениями Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009г. № 75, Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013г. № 528, а также иными нормативными правовыми актами.
Исследовав материалы жалобы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Самарского УФАС России установила следующие обстоятельства.
Частью 1 статьи 78 ЛК РФ предусмотрено, что решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса.
Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области подготовлен Приказ № 139 от 25.03.2021г. «О проведении аукциона на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, в электронной форме».
В силу части 1 статьи 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Согласно части 2 статьи 41 ЛК РФ при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
Частью 4 статьи 41 ЛК РФ определено, что для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам – в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Согласно пункту 2 статьи 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена пунктом 8 части 1 статьи 25 ЛК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 25 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Отсутствие такой регистрации означает невозможность лесопользования как предпринимательской деятельности.
Являясь одним из видов использования лесов, рекреационная деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с организацией отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Следовательно, арендатор по вышеуказанному договору аренды лесного участка, осуществляющий на землях лесного фонда предпринимательскую деятельность по организации отдыха и туризма, должен быть зарегистрирован в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, что является существенным условием договора аренды в силу указанных норм права.
Согласно пункту 3 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Минприроды России от 09.11.2020г. № 908, для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и (или) на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды рекреационной деятельности.
Таким образом, исходя из систематического толкования норм действующего законодательства рекреационная деятельность является предпринимательской деятельностью, и право на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в рассматриваемом случае имеют физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя.
Физическому лицу невозможно использовать лесной участок для целей рекреационной деятельности – организации отдыха, и физическое лицо не может заниматься предпринимательской деятельностью без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Частью 1 статьи 73.1 ЛК РФ предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса.
Из материалов жалобы следует, что <...> как физическим лицом была подана заявка на участие в рассматриваемом Аукционе.
Заявитель указывает, что согласно уведомлению о результатах определения участников, поступившему в личный кабинет участника торгов на ЭТП «Сбербанк-АСТ», ему было отказано в участии в Аукционе по причине несоответствия заявки требованиям законодательства. Указанные действия Организатора торгов, выразившиеся в недопущении заявки к торгам, Заявитель считает неправомерными.
Организатор торгов обосновывает свое решение тем, что <...> как физическое лицо не может быть участником торгов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для рекреационной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является нахождение заявителя – юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем – гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Организация и порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений подчинены требованиям главы 8 ЛК РФ с учетом Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 – 80 ЛК РФ, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.02.2009г. № 75 (далее – Методические указания).
В пункте 20 Методических указаний установлено, что для участия в аукционе заявитель представляет организатору аукциона (лично либо через своего уполномоченного представителя) в установленный срок заявку, содержание которой должно соответствовать требованиям настоящих Методических указаний и Лесному кодексу Российской Федерации.
В заявке на участие в аукционе указываются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение – для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства – для индивидуального предпринимателя, а также реквизиты банковского счета.
Перечень сведений о заявителе, подлежащий указанию в заявке на участие в рассматриваемом Аукционе, определен в соответствии с лесным законодательством и является исчерпывающим.
Использование леса в целях организации отдыха, указывает о коммерческом характере такой деятельности, которую могут осуществлять только лица, зарегистрированные в Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Учитывая установленные обстоятельства, отклонение Организатором торгов заявки <...> в связи с отсутствием у Заявителя статуса индивидуального предпринимателя – является правомерным.
Таким образом, Минлесхозом Самарской области не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (лот № 3, извещение № 290321/1046439/01, https://torgi.gov.ru; процедура № SBR012-2103290052, https://utp.sberbank-ast.ru).
Доводы, указанные в жалобе <...>, признаются Комиссией Самарского УФАС России необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу <...> необоснованной.