Решение №14606-1/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Хусманн Рус» от 2 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Хусманн Рус» (далее – Заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «ЭкоРесурсПоволжье» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений на право поставки оборудования для мусоросортировочного комплекса для нужд ООО «ЭкоРесурсПоволжье» (извещение № 32009642795, http://zakupki.gov.ru) (далее – Запрос предложений),

в присутствии представителей: от ООО «Хусманн Рус» – <...> (доверенность); от ООО «ЭкоРесурсПоволжье» – <...> (доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

24.11.2020г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Хусманн Рус» на действия ООО «ЭкоРесурсПоволжье» при проведении Запроса предложений.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Заказчиком необоснованно принято решение признать победителем Запроса предложений участника ООО «Экомашгрупп», Заявитель считает неправомерными действия ООО «ЭкоРесурсПоволжье», связанные с присвоением баллов участникам. Заявитель также обжалует обстоятельства, связанные с тем, что комиссия Заказчика при вскрытии заявок не огласила цену договора, предложенную участниками в заявках, а также отказала представителю Заявителя в ознакомлении с документами, представленными участниками. В жалобе Заявитель указывает, что представитель ООО «Экомашгрупп» неправомерно присутствовал при процедуре рассмотрения и оценки заявок, при этом представитель ООО «Хусманн Рус» не был оповещен о данной возможности. Заявитель обжалует, что в документации о проведении Запроса предложений отсутствует понимание и конкретика для участников процедуры.

ООО «ЭкоРесурсПоволжье» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Запроса предложений. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 27.11.2020г. № 14481/7.

01.12.2020г. от победителя Запроса предложений ООО «Экомашгрупп» поступили возражения на жалобу Заявителя, согласно которым участник просит признать жалобу ООО «Хусманн Рус» необоснованной.

01.12.2020г. от ООО «Хусманн Рус» поступило ходатайство, согласно которому Заявитель просит предоставить обществу возможность ознакомиться с заявками участников Запроса предложений, в удовлетворении которого Комиссией Самарского УФАС России принято решение отказать.

Изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Заказчика размещена в ЕИС: 21.09.2020г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

02.11.2020г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Запроса предложений. Актуальная документация по Запросу предложений (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 02.11.2020г.

 

16.11.2020г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол от 13.11.2020г. № 32009642795/1 по вскрытию конвертов с заявками, согласно которому на процедуре присутствовал представитель компании-участника Запроса предложений ООО «Хусманн Рус». На участие в Запросе предложений подано 2 заявки от следующих участников: № 1 ООО «Экомашгрупп»; № 2 ООО «Хусманн Рус». Поданные заявки соответствуют требованиям к составу и оформлению заявки.

16.11.2020г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол от 16.11.2020г. № 32009642795/2 рассмотрения и оценки заявок, подведения итогов закупочной комиссии ООО «ЭкоРесурсПоволжье», согласно которому закупочной комиссией ООО «ЭкоРесурсПоволжье» проведена оценка допущенных до дальнейшего участия претендентов на соответствие критериям, установленным в соответствии с Документацией о закупке. По результатам указанной оценки участникам присвоены следующие баллы: № 1 ООО «Экомашгрупп» – 16 баллов; № 2 ООО «Хусманн Рус» – 15 баллов. На основании результатов рассмотрения заявок комиссией принято решение признать победителем процедуры ООО «Экомашгрупп».

На момент рассмотрения жалобы закупка приостановлена в части заключения Заказчиком договора.

 

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом информационной открытости закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункт 5.1 Положения о закупке).

Как указывалось выше, обжалуемая процедура проходит в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке.

Согласно пункту 12.8.3 Положения о закупке, пункту 12.2 Документации о закупке при вскрытии конвертов с заявками комиссией в обязательном порядке объявляются:

  • наименование организации;
  • почтовый адрес участника закупки;
  • дата и время подачи заявки;
  • перечень всех входящих в состав заявки документов;
  • цена договора, указанная в заявке на участие в закупке.

ООО «Хусманн Рус» указывает, что закупочная комиссия при вскрытии заявок не огласила цену договора, предложенную участниками в заявках, отказала представителю Заявителя в ознакомлении с документами, представленными участниками, не оповестила общество о возможности присутствия при проведении процедуры рассмотрения и оценки заявок, подведения итогов, а также необоснованно допустила присутствие на процедуре рассмотрения и оценки заявок, подведения итогов, представителя ООО «Экомашрупп».

При этом, Заказчик пояснил, что при вскрытии конвертов с заявками комиссия, руководствуясь вышеуказанными пунктами, оглашала сведения, перечисленные в пункте 12.8.3 Положения о закупке, пункте 12.2 Документации о закупке.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что цена договора, предложенная участниками в заявках, содержится в Протоколе от 16.11.2020г. № 32009642795/2, размещенном Заказчиком в ЕИС. У Заявителя была возможность ознакомиться с указанной информацией. Обязанность Заказчика предоставлять присутствующим на заседаниях комиссии ООО «ЭкоРесурсПоволжье» возможность для ознакомления с документами, представленными участниками, действующим законодательством также не установлена.

В соответствии с законодательством о закупках у Заказчика отсутствует обязанность в части оповещения участников о возможности присутствия представителей на заседаниях закупочной комиссии по рассмотрению и оценке заявок, подведению итогов. Время и место проведения заседаний комиссии указано в Документации о закупке и в извещении, доступных для ознакомления неопределенному кругу лиц.

Как следует из представленных письменных пояснений Заказчика, представитель ООО «Хусманн Рус» был проинформирован о времени и месте проведения заседания комиссии по рассмотрению, оценке заявок и подведению итогов в процессе заседания комиссии по вскрытию конвертов с заявками.

Из материалов жалобы следует, что представитель участника ООО «Экомашрупп» присутствовал на процедуре заседания комиссии по рассмотрению, оценке заявок и подведению итогов процедуры. ООО «ЭкоРесурсПоволжье», допустив представителя участника ООО «Экомашрупп» до участия в процедуре заседания комиссии по рассмотрению, оценке заявок и подведению итогов процедуры, не допущено нарушения законодательства о закупках. Действующим законодательством запретов на данную возможность участников закупки присутствовать на заседаниях закупочной комиссии не установлено. Комиссией Самарского УФАС России препятствий для присутствия представителя ООО «Хусманн Рус» в заседаниях комиссии Заказчика не установлено.

Доказательств, подтверждающих нарушение в действиях Заказчика по вышеуказанным в жалобе доводам законодательства о закупках– Комиссии Самарского УФАС России не представлено.

 

Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках, пункту 12.1 Положения о закупке под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Часть 6 статьи 3 Закона о закупках, пункт 5.3 Положения о закупке гласит, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункт 5.1 Положения о закупке).

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктом 5.6 Положения о закупке установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с вышеуказанными нормами Заказчиком разработана и утверждена Документация о закупке.

Согласно пункту 12.9.2 Положения о закупке критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке входят в состав документации о закупке. Также нормой определен перечень критериев оценки.

Как следует из пункта 13.2 Документации о закупке в целях оценки заявок на участие в запросе предложений осуществляется расчет оценки каждой заявки по каждому из критериев, которые установлены в настоящей документации о запросе предложений, в соответствии с их значимостью, установленной там же. Оценки участникам запроса предложений выставляются в баллах по следующим критериям:

  1. Цена договора.
  2. Соответствие техническим требованиям и требованиям к составу заявки, изложенным в техническом задании.
  3. Срок деятельности поставщика.
  4. Наличие заключенных договоров поставки, а именно наличие заключенных договоров поставки оборудования для комплексов сортировки ТБО за период с 01.01.2020 года по дату размещения закупки.
  5. Наличие положительных отзывов.
  6. Условия исполнения договора.
  7. Наличие расширенного гарантийного срока, а именно расширенная гарантия Поставщика.

Порядком начисления баллов за критерий «Условия исполнения договора» предусмотрено, что, если участник предлагает условия исполнения договора лучше заявленных, заказчик вправе дополнительно начислить ему 1 балл к итоговой оценке (не более 1 балла).

Из материалов жалобы следует, что победитель закупки ООО «Экомашгрупп» предложил в заявке произвести оплату не позднее 9 (девяти) месяцев, вместо 6 (шести) месяцев, как было по условиям проекта договора, что улучшает условия исполнения договора. Таким образом, Заказчиком, в соответствии с Документацией о закупке, присвоен по критерию «Условия исполнения договора» победителю закупки ООО «Экомашгрупп» 1 балл.

Кроме того, из пояснений Заказчика следует, что каждый участник закупки мог улучшить любое условие договора (не только условием о сраках оплаты), указав это в своей заявке, как сделало общество «Экомашгрупп», и получив за это дополнительный балл. Данной возможностью ООО «Хусманн Рус» не воспользовалось.

При этом, ООО «ЭкоРесурсПоволжье» не применяло разные подходы к участникам при оценке заявок по данному критерию.

Также необходимо отметить, что при возникновении вопросов в части порядка оценки и сопоставления заявок по критерию «Условия исполнения договора» претенденты могли направить в адрес Заказчика запросы о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. Указанные запросы участником ООО «Хусманн Рус» направлены не были.

 

С учетом заявленного ООО «Хусманн Рус» ходатайства и доводов жалобы в части несогласия с присвоением баллов заявке ООО «Экомашгрупп» Комиссией Самарского УФАС России рассмотрены и проанализированы документы, содержащиеся в заявке победителя Запроса предложений, на предмет соответствия предъявляемым Документацией о закупке требованиям, а также баллам, указанным в Протоколе от 16.11.2020г. № 32009642795/2, начисленным по критериям в порядке, установленном Документацией о закупке. Указанная проверка также проведена в отношении заявки ООО «Хусманн Рус». По результатам проведенной проверки нарушения порядка оценки и сопоставления Заказчиком заявок на участие в закупке выявлены не были.

Таким образом, по итогам процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений закупочной комиссией ООО «ЭкоРесурсПоволжье» правомерно принято решение присвоить участникам: № 1 ООО «Экомашгрупп» – 16 баллов; № 2 ООО «Хусманн Рус» – 15 баллов.

На основании изложенного, в обжалуемой ООО «Хусманн Рус» части в действиях ООО «ЭкоРесурсПоволжье» не выявлено нарушения норм, установленных действующим законодательством, при организации и проведении Запроса предложений.

Заявителем иных доказательств неправомерности действий ООО «ЭкоРесурсПоволжье» при проведении Запроса предложений Комиссии Самарского УФАС России не представлено.

Доводы, указанные в жалобе Заявителя, признаются Комиссией Самарского УФАС России необоснованными.

 

Как следует из доводов жалобы, ООО «Хусманн Рус» также не согласно с условиями порядка оценки и сопоставления заявок, установленными Документацией о закупке.

Вместе с тем, с учетом разъяснений, содержащихся в письме ФАС России от 25.06.2019г. № МЕ/53183/19, жалоба на положения Документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 15.2 Документации о закупке в случае, если лучшие условия исполнения договора содержатся в нескольких заявках на участие в закупке, победителем признается участник закупки, заявка которого поступила ранее других из числа таких заявок на участие в закупке.

При этом, начисление дополнительного балла победителю ООО «Экомашрупп» по критерию «Условия исполнения договора» не повлияло прямым образом на победу в Запросе предложений, поскольку заявка победителя поступила Заказчику раньше, чем заявка Заявителя.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Хусманн Рус» необоснованной.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ХУСМАНН РУС"
ИНН 5003096050, ОГРН 1115003007460
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭКОРЕСУРСПОВОЛЖЬЕ"
ИНН 6324061822, ОГРН 1156313020335