Решение №5250/8 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/15-192/2020 от 24 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/15-192/2020

«24» апреля 2020 года                                                                                                                             г. Самара

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:    
Председатель Комиссии –   <…>;
            Члены Комиссии –   <…>,
                                                <…>,                                              
                                                          
рассмотрев дело № 063/05/15-192/2020, возбужденное в отношении                                ООО «Единство» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, части 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 г.                 № 38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»),  

в присутствие представителей:

заявителя – Управления Роскомнадзора по Самарской области (443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 198) – в лице представителя <…> (служебное удостоверение № 9450 от 27.09.2019), начальника отдел контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций <…>, уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом внутренних почтовых отправлений письмом с почтовым идентификатором 44312343113861 с отметкой «вручение адресату почтальоном»;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Единство» (446303, Самарская обл., г. Отрадный, ул. 1-й Северный проезд, д. 3А, ОГРН 1086372000439, ИНН 6312013040, дата внесения в ЕГРЮЛ записи – 22.08.2008, наименование регистрирующего органа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган – 443112,              г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А) – в лице представителя <…> (доверенность от 16.04.2020 б/н), <…> (решение учредителя № 1 ООО «Единство»), уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом внутренних почтовых отправлений письмом с почтовым идентификатором 44312343113854 с отметкой «вручение адресату почтальоном»;
заинтересованного лица -  ———
эксперта –  ———
переводчика –  ———


УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступили материалы планового систематического наблюдения (вх.№ 1618 от 04.03.2020 г.), проведенного Управлением Роскомнадзора по Самарской области в отношении ООО «Единство», являющегося держателем лицензии на осуществление радиовещания от 16.01.2013 серии РВ № 22737, в ходе которого были выявлены признаки нарушения ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Самарское УФАС России определило возбудить производство по делу № 063/05/15-192/2020 по признакам нарушения рекламного законодательства, назначить рассмотрение дела на 20 апреля 2020 года.
Согласно доводам заявителя, в ходе мероприятий по систематическому наблюдению Управлением Роскомнадзора по Самарской области было проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ООО «Единство» в период с 10.02.2020 по 12.02.2020 были выявлены признаки нарушения п. 2. ст.15 ФЗ «О рекламе. Так, при распространении ООО «Единство» радиоканала «Отрадный FM» объем рекламы превышает 20% от объема вещания указанного СМИ в течение суток.  Сотрудниками Управления Роскомнадзора по Самарской области было установлено, что объем рекламы, распространяемой в составе радиоканала ««Отрадный FM» составил:
1. с 10.02.2020г. (00:00) – 11.02.2020 (00:00) составляет 01:04:54 (1 час 4 минуты 54 секунды;
2. с 11.02.2020г. (00:00) – 12.02.2020г. (00:00) составляет 01:04:35 (1 час 4 минуты 35 секунд;
В соответствии с частью 2 статьи 15 ФЗ «О рекламе» в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течении суток.
Согласно письменным пояснениям, ООО «Единство» подтверждает допущенное нарушение рекламного законодательства, а также объясняет по какой причине оно произошло.  
В период с 10.02.2020 по 19.02.2020, т.е. в период планового систематического наблюдения, проводившегося на основании плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области в 2020 году, руководитель ООО «Единство», <…> находился в Самарском областном клиническом кардиологическом диспансере им. В.П. Полякова. Временно исполняющего обязанности руководителя нет. Осуществлять контроль деятельности коллектива было некому, т.к. в этот же период ведущая эфира, в лице главного редактора радиоканала «Отрадный FM». <…> находилась на больничном. В связи этим, соблюдение программной направленности радиоканала и программной концепции вещания было невозможным.
В период с 10.02.2020 по 19.02.2020, т.е. в период планового систематического наблюдения, проводившегося на основании плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области в 2020 году, вещание проводилось в автоматическом режиме. На компьютере работала программа автоматической добивки блоков «КОНВЕРТЕР», установленная в 2015 году. Задача программы автоматически загружать расписание, если оно отсутствует, добавить блоки из заданных путей к корневым папкам, откуда и выстраивалось расписание в период с 10.02.2020 по 19.02.2020.       
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение статьи 15 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламораспространитель.
В соответствии с абзацем 7 Письма ФАС России от 08.10.2015г. № АК/54867/15 «О порядке расчета объема рекламы в радиопрограммах» в случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.
Кроме того, из содержания статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» следует, что радиопрограмма представляет собой совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год. 
Под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные названным Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала, если иное не установлено данным Законом. 
Таким образом, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки. Объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера) (судебное дело № А27-22686/2015).
Данный радиоканал не является специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера.
Согласно Лицензии, рекламные сообщения и материалы распространяются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о рекламе. 
В соответствии с приложением 1 к Лицензии на осуществление радиовещания Серии РВ № 22737 от 16.01.2013 г. программная направленность радиоканала включает в себя два средства массовой информации:
- СМИ «Отрадный FM»;
- СМИ «Европа Плюс».
Согласно Лицензии РВ № 22737 от 16.01.2013 г. соотношение вещания продукции СМИ «Отрадный FM», к общему объему вещания радиоканала составляет 28 (двадцать восемь) часов в неделю.
Однако, как следует из материалов планового систематического наблюдения, а также согласно подсчетам, произведенным специалистами Самарского УФАС России на основании представленных материалов, время трансляции рекламы в сутки в радиопрограмме в период:
с 10.02.2020г. (00:00) – 11.02.2020 (00:00) составляет 01:04:54 (1 час 4 минуты 54 секунды;
с 11.02.2020г. (00:00) – 12.02.2020г. (00:00) составляет 01:04:35 (1 час 4 минуты 35 секунд;
что составляет более 20% времени вещания в течении суток. 
Кроме того, согласно подсчетам, произведенным специалистами Управления Роскомнадзора по Самарской области и специалистами Самарского УФАС России на основании материалов планового систематического наблюдения, время вещания радиопередачи «Отрадный FM» в период:
с 10.02.2020г. (00:00) – 11.02.2020г. (00:00) составляет 02 часа 6 минут 59 секунд;
с 11.02.2020г. (00:00) – 12.02.2020г. (00:00) составляет 02 часа 02 минуты 01 минута.
10.02.2020г. объем рекламы по отношению к общему объему вещания СМИ за 10.02.2020г. (02:06:59) составил 52%;
11.02.2020г. объем рекламы по отношению к общему объему вещания СМИ за 11.02.2020г. (02:02:01) составил 51%;
Таким образом, реклама, размещаемая ООО «Единство» на основании Лицензии в радиопередаче «Отрадный FM», содержит нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно части 2 статьи 15 ФЗ «О рекламе».
 ООО «Единство» является рекламораспространителем указанной рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами: 
1. Письменными пояснениями о причинах и обстоятельствах нарушения                      ООО «Единство»; 
2. Сеткой вещания СМИ «Отрадный FM» с 10.02.2020 по 12.02.2020;
3. Актом № 000017 от 18.02.2020; 
4. Платежными поручениями от 25.02.2020 № 286, от 21.08.2020 № 1068;
5. Актом систематического наблюдения в отношении ООО «Единство» от 28.02.2020 № А-63/5/18;
6. Приложением №1 к акту систематического наблюдения в отношении ООО «Единство»;
7. Приложением № 2 к акту систематического наблюдения в отношении ООО «Единство»;
8. Лицензией на осуществление радиовещания РВ № 22737 от 16.03.2013;
9. Приложение № 1 к Лицензии РВ № 22737 от 16.03.2013;
10. Приложение № 2 к Лицензии РВ № 22737 от 16.03.2013;
11. Акт мероприятия по радиоконтролю от 17.02.2020 (Техническая запись программ эфирного телевидения и радиовещания);
12. Заключением № 10 от 17.02.2020 по итогам проверки лицензионных и обязательных требований в сфере телерадиовещания, проведенной в ходе планового систематического наблюдения в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО «Единство»;
13. Приложением № 1 к Заключению № 10 от 17.02.2020; 
14. Разрешением на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 30.01.2013 № 81-13-0013;
15. Приложением к разрешению на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 30.01.2013 № 81-13-0013;
16. Справкой о результатах анализа записей эфира на частоте 99,5 МГЦ в г. Отрадный Самарской области по дням за период с 10.02.2020 (с 00:00) по 17.02.2020 (до 00:00);
17. CD-диском с записью эфира ООО «Единство»;
18. Выпиской из ЕРЮЛ в отношении ООО «Единство»;
19. Расчетами Самарского УФАС России по представленным материалам Управления Роскомнадзора по Самарской области.
   В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение статьи 15 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламораспространитель.
   Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
  Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
 Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
У Самарского УФАС России отсутствуют сведения об устранении нарушения части 2 статьи 15 ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «Единство», в связи с чем, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о наличии оснований для выдачи предписания.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 


РЕШИЛА:

1.    Признать в действиях ООО «Единство» (446303, Самарская обл., г. Отрадный,            ул. 1-й Северный проезд, д. 3А, ОГРН 1086372000439, ИНН 6312013040, дата внесения в ЕГРЮЛ записи – 22.08.2008, наименование регистрирующего органа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган – 443112, г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А).  нарушение требований рекламного законодательства, установленных частью 2 статьи 15 Федерального Закона «О рекламе», в части вещания радиоканала «Отрадный FM», а именно в превышении допустимой продолжительности рекламы в данной радиопрограмме.
2.    Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе                      ООО «Единство».
3.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Резолютивная часть решения оглашена 20 апреля 2020 г.
Решение изготовлено в полном объеме ___ апреля 2020 г.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                                     <…>

Члены Комиссии                                                                                                  <…>

                                                                                                                               <…>
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны