Решение б/н Решение от 2 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» октября 2023 г.                     г. Самара

В полном объеме решение изготовлено «02» ноября 2023 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председателя комиссии – заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок ... членов комиссии: заместителя начальника отдела контроля закупок ...., специалиста 1 разряда отдела контроля закупок ...,

рассмотрев дело № 063/01/17-636/2023 по признакам нарушения Главным управлением организации торгов Самарской области, Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Самарской области «Челно-Вершинская центральная районная больница» (далее - Заказчик)  части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании Комиссии представителей Главного управления организации торгов Самарской области – .... (доверенность), ГБУЗ Самарской области «Челно-Вершинская центральная районная больница» - ... (доверенность), ООО «Идентификация» в рассмотрении дела не участвовало, заявлено ходатайство,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Идентификация», содержащее сведения о действиях Главного управления организации торгов Самарской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по информационному сопровождению программного обеспечения автоматизированной системы  «Стационар» для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Челно-Вершинская центральная районная больница» (извещение № 0142200001323009640, https://zakupki.gov.ru/) (далее – Аукцион).

Согласно доводам Заявителя, извещение о проведении закупки и приложения к нему составлены с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а именно: установлено избыточное требование к участникам закупки о предоставлении в заявке порядковых номеров реестровых записей программного обеспечения в реестре российского программного обеспечения или реестра евразийского программного обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 года №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 1236).

Приказом Самарского УФАС России от 24.07.2023 г. № 141 возбуждено дело по признакам нарушения Главным управлением организации торгов Самарской части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 063/01/17-636/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 26.07.2023 г. № 5590/7 к участию в названном деле в качестве заявителя было привлечено ООО «Идентификация», в качестве ответчика: Главное управление организации торгов Самарской области, в качестве третьего лица: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Челно-Вершинская центральная районная больница».

Определением о привлечении в качестве ответчика по делу №063/01/17-636/2023 от 19.09.2023г. в качестве ответчика было привлечено Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Челно-Вершинская центральная районная больница», так как Заказчик самостоятельно установил в Извещении о проведении электронного аукциона запрет, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации № 1236, который привел к невозможности определения победителя по результатам Аукциона.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

18.04.2023 г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона по объекту закупки: «Оказание услуг по информационному сопровождению программного обеспечения автоматизированной системы «Стационар» для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Челно-Вершинская центральная районная больница».

Заказчиком указанного аукциона является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Челно-Вершинская центральная районная больница». Уполномоченным органом на определение подрядчика выступило Главное управление организации торгов Самарской области.

Аукцион проведен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

 

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона установлен запрет, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236.

Подпунктом «г» пункта 2 (1) Постановления №1236 определено, что для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств: оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Согласно пункту 2(2) Постановления № 1236 подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям, установленным настоящим Постановлением, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.

Аналогичное положение установлено пунктом 31 Извещения о проведении закупки.

Вместе с тем, сведения об Автоматизированной системе «Стационар» в реестре российского программного обеспечения и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют, что лишает потенциальных участников Аукциона возможности соблюдения требований, установленных Извещением о проведении электронного аукциона и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236, что в свою очередь приводит к невозможности определения победителя по результатам Аукциона.

 

Комиссия Самарского УФАС России рассмотрев материал дела установила следующее.

Согласно пункту 2.4. Порядка взаимодействия органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ, услуг для государственных нужд Самарской области, и государственных заказчиков Самарской области, их подведомственных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2013 № 843 (далее - Порядок), заказчики направляют в уполномоченный орган через ГИС «Госзаказ» заявку для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку.

В соответствии с пунктом 4.2. Порядка, заказчик при осуществлении закупок устанавливает требования к участникам закупки в соответствии с положениями Федерального закона, в том числе, запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами.

Таким образом, Заказчик самостоятельно установил в Извещении о проведении электронного аукциона запрет, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации № 1236, который приводит к невозможности определения победителя по результатам Аукциона.

 

Согласно представленным в материалы дела пояснениям Заказчика, при создании заявки в АИС «Госзаказ» Заказчиком было получено сообщение в карточке блокирующего контроля, согласно которому в разделе «дополнительные сведения» не отмечен (не проставлен) запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями , установленными статьей 14 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного Заказчиком был применен данный запрет, и заявка была направлена в Главное управление организации торгов Самарской области.

По мнению Заказчика, без установления запрета, заявка не подлежала сохранению. Никаких уведомлений от Главного управления организации торгов Самарской области в адрес Заказчика не поступало.

В материалы дела  представлены сведения согласно которым, при формировании заявки в государственной информационной системе Самарской области «Автоматизированная информационная система государственного заказа Самарской области» Заказчиком  от Главного управления организации торгов Самарской области было автоматически получено уведомление о том, что выбранные им коды ОКПД2 не позволяют установить запрет согласно Постановлению Правительства РФ №1236.

Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика с 01.07.2023г. по 11.07.2023г. государственная информационная система Самарской области «Автоматизированная информационная система государственного заказа Самарской области» была обновлена и представленный снимок экрана с сайта информационной системы сделан в новом формате, хотя заявка в Уполномоченный орган была направлена 12.04.2023г.

Доказательств, свидетельствующих о возможности функционала АИС «Госзаказ» сохранить заявку «Челно-Вершинская центральная районная больница» на проведение Аукциона при отсутствии запрета, установленного Постановлением Правительства РФ №1236 в материалах дела - отсутствуют.

Стоит отметить, что иных жалоб, заявлений о нарушении антимонопольного законодательства на действия Организатора торгов при осуществлении рассматриваемого Аукциона в адрес Самарского УФАС России не поступало.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, исходя из положений Закона о защите конкуренции, обязательным условием для признания нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции является совершение организатором торгов действий (бездействия), приводящих к последствиям, установленным статьей 17 Закона о защите конкуренции, а именно недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

В силу части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок проведения анализа) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.10 настоящего Порядка.

Пунктом 10.10 Порядка предусмотрено, что по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов.

Предметом рассматриваемого в рамках настоящего дела Аукциона является «оказание услуг по информационному сопровождению программного обеспечения автоматизированной системы «Стационар» для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Челно-Вершинская центральная районная больница».

Определение временного интервала исследования регламентировано процедурой Аукциона.

Действующая редакция извещения о проведении рассматриваемого аукциона размещена в ЕИС 18.04.2023г. 28.04.2023г., в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке и она была отклонена комиссией по осуществлению закупок, аукцион признан несостоявшимся.

Временной интервал по рассматриваемому Аукциону определен периодом с 18.04.2023г. по 28.04.2023г., с даты размещения действующей редакции извещения о проведении Аукциона до даты признания Аукциона несостоявшимся.

Исследовав все доказательства, полученные в ходе рассмотрения дела, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в материалах дела совокупности доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В отсутствие таких доказательств, Комиссия не усматривает достаточных оснований для вывода о наличии в действиях Главного управления организации торгов Самарской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Челно-Вершинская центральная районная больница» нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, принимая во внимание имеющиеся в материалах дела документы и сведения, а также письменные и устные пояснения, данные лицами, участвующими в деле, Комиссия считает, что в действиях ответчиков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции не усматривается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить производство по делу № 063/01/17-636/2023 в связи с отсутствием в действиях Главного управления организации торгов Самарской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Челно-Вершинская центральная районная больница» нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны