Решение б/н Решение по делу № 8181-11/8 ООО "Среда Обитания" от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

07 февраля 2012г.                                                                                                  г. Самара

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе  в составе: ………………..

 

рассмотрев дело № 8181-11/8, возбужденное по признакам нарушения ООО «Среда Обитания» части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в связи с размещением ООО «Среда Обитания» в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г. рекламы следующего содержания: «Внимание! Новое поступление 2011 года! «Среда Обитания» 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22...кредит* по 2% в месяц *ОАО «ОТП Банк»...», в тексте которой отсутствует часть существенной информации об условиях получения, пользования, погашения кредита

 

в присутствии представителей:

заявителя – отсутствует (дело возбуждено по собственной инициативе);

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – директор ООО «Среда Обитания»……….; извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в деле имеется уведомление №44309933604571 о вручении письма Почты России)

заинтересованные лица – представитель ОАО «ОТП Банк» по доверенности №675-6 от 11.01.2012г…………..; извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в деле имеется уведомление №44309933604618 о вручении письма Почты России);

– представители ООО «Близко Самара» на рассмотрение дела не явились; извещены о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением №44309933604496; от ООО «Близко Самара» поступили пояснения (исх. б/н от 20.01.2012г. / вх.№333-з от 23.01.2012г.), согласно которым Общество просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.

эксперта –  ———

переводчика –  ———

УСТАНОВИЛА:

29 ноября 2011г. отделом контроля рекламного законодательства Самарского УФАС России при рассмотрении дела 767-7962-11/8 был выявлен рекламный образец, размещенный в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г., следующего содержания: «Внимание! Новое поступление 2011 года! «Среда Обитания» 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22...кредит* по 2% в месяц *ОАО «ОТП Банк»...», в тексте которого не содержалась иная информация о порядке и условиях получения, пользования, погашения кредитом, а также в тексте которой отсутствовала часть существенной информации об условиях получения, пользования, погашения кредита.

ООО «Среда Обитания» является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается следующими документами и обстоятельствами:

-   Копией договора №БСМ-00196110 на оказание рекламных услуг от 25.05.2010г., заключенного ООО «Среда Обитания» (Рекламодатель) с ООО «Рекламное бюро» (Рекламораспространитель), согласно которому Рекламораспространитель принимает на себя обязательства по размещению рекламно-информационных материалов (далее - реклама) Рекламодателя в изданиях, указанных в приложениях к настоящему договору;

-   Копией Приложения от 22.04.2011г. № 12 об условиях размещения рекламы к договору №БСМ-00196110 на оказание рекламных услуг от 25.05.2010г., согласно которому определено издание, в котором размещается реклама Рекламодателя — ООО «Среда Обитания» - наименование издания «BLIZKO Ремонт, май №17 (147) от 05.05.2011г. по 20 (150) от 26.05.2011г.;

-   Рекламой ООО «Среда Обитания», размещенной в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г.

Довод ООО «Среда Обитания», указанный в Объяснениях по данному делу (исх.№1 от 13.01.2012г. / вх.№231-з от 17.01.2012г.) о том, что фраза «... кредит по 2% в месяц...» не является одним из условий получения, пользования, погашения кредита, а является наименованием кредитного договора, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Согласно сведениям, представленным ОАО «ОТП Банк» (исх.№06-15-33-07/00066 от 17.01.2012г. / вх.№218-з от 17.01.2012г. и исх.№06-15-33-07/00072 от 18.01.2012г.) Банком осуществлялось предоставление потребительского кредита по названием «продукт 2% в месяц». Для данного продукта разработаны определенные «Условия», содержащие в себе  информацию о первоначальном взносе, сроке предоставления кредита, процентной ставке и т.д.

Однако, в рекламе ООО «Среда Обитания» используется фраза «...кредит по 2% в месяц...», что формирует у потребителя впечатление о предоставлении кредита,  привлекательным условием которого является процентная ставка — 2% в месяц (то есть 24% годовых). Обратившись к «Условиям кредитного продукта «продукт 2% в месяц по потребительскому кредитованию», представленным ОАО «ОТП Банк» документов (исх.№06-15-33-07/00066 от 17.01.2012г. / вх.№218-з от 17.01.2012г.), Комиссия Самарского УФАС России установила, что годовая процентная ставка за пользование кредитом, вне зависимости от выбранного срока (от 5 до 12 месяцев) составляет от 39, 8% до 42,7% годовых.

Кроме того, согласно информации размещенной на сайте  http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=kav, в современном русском языке кавычки выполняют функцию выделения условных (собственных) наименований. Однако, при изучении рекламного образца ООО «Среда Обитания» фраза «...кредит по 2% в месяц...» не закавычена и не может рассматриваться как условное (собственное) наименование.

ОАО «ОТП Банк» в письменных пояснениях (исх.№06-15-33-07/00066 от 17.01.2012г. / вх.№218-з от 17.01.2012г.) указывает следующее: «...Распространение указанной в Определении рекламы Банком не осуществлялось. Разработка, производство и размещение рекламных материалов проводилось без согласования. Указанная реклама ООО «Среда Обитания» с банком не согласовывалась...».

Как следует из представленных ОАО «ОТП Банк» документов (исх.№06-15-33-07/00066 от 17.01.2012г. / вх.№218-з от 17.01.2012г.), запрошенных в Определении о возбуждении дела №8181-11/8 (исх.№16681/8 от 26.12.2011г.), банком осуществлялось предоставление кредитного продукта «продукт 2% в месяц» по потребительскому кредитованию. Согласно «Условиям кредитного продукта «продукт 2% в месяц по потребительскому кредитованию» продукт предоставляется на срок от 5 месяцев до 12 месяцев, в зависимости от срока предоставления кредита меняются проценты за пользование кредитом (годовых) от 39,8 % (срок 5 месяцев) до 42, 7% (срок 12 месяцев), минимальным первоначальным взносом при любом сроке пользования кредитного продукта составляет 0%, максимальный первоначальный взнос при любом сроке кредита составляет 80%, максимальная сумма кредита 300 000 рублей, минимальная сумма кредита — 2 000 рублей.

Согласно «Тарифам по потребительскому кредитованию» за выбор / изменение даты ежемесячного платежа взимается плата в размере 89 рублей, штраф за второй и третий пропуск платежа составляет 300 рублей и 900 рублей соответственно, плата за обслуживание банковского счета (начисляется ежемесячно, начиная с 3-го месяца с момента полного исполнения Клиентом всех обязательств перед Банком по кредитному договору) — 10 рублей, но не более суммы остатка денежных средств на банковском счете.

Поскольку распространенная ООО «Среда Обитания» реклама финансовой услуги — кредита, направлена на формирование у потребителей желания им воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (кредит по 2% в месяц), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой информации. Отсутствие каких - либо сведений, в том числе о сроке, размере минимального, максимального взноса, о размере неустойки, штрафных санкциях не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым банковским продуктом. Данная позиция подтверждается Постановлением ВАС РФ №15275/08 от 31.03.2009г.

В рекламе ООО «Среда Обитания» отсутствует часть существенной информации о рекламируемом кредите, об условиях его приобретения и использования и при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктами 2 и 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не достоверные сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах, а также недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Таким образом, реклама ООО «Среда Обитания» размещенная в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г., следующего содержания: «Внимание! Новое поступление 2011 года! «Среда Обитания» 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22...кредит* по 2% в месяц *ОАО «ОТП Банк»...», содержит нарушение требований части пунктов 2, 4 части 3, части 7 статьи 5, а также части 3 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных  частью 3 и 7 статьи 5, а также частью 3 статьи 28 настоящего закона.

На рассмотрении дела №8181-11/8 директор ООО «Среда Обитания»…... пояснил, что реклама с указанием на предоставление кредита носила разовый характер и в настоящее время нигде не размещается.

В подтверждение данного довода ООО «Близко Самара» (исх. б/н от 20.01.2012г. / вх.№ 333-з от 23.01.2012г.) были представлены пояснения, в которых указано: «....рекламный материал, размещенный в журнале «Ремонт BLIZKO»... выходила два раза — в №17 и №18 за 2011г....».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу ООО «Среда Обитания», следующего содержания: «Внимание! Новое поступление 2011 года! «Среда Обитания» 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22...кредит* по 2% в месяц *ОАО «ОТП Банк»...», размещенную в журнале «Ремонт BLIZKO» Самара №17 (147) от 05.05.2011г., в тексте которой содержатся не достоверные сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах, а также сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты и других условиях приобретения товара, отсутствует часть существенной информации о рекламируемом кредите, об условиях его приобретения и использования и при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы, а также в тексте которой содержатся не все условия связанные с приобретением, пользованием и погашением кредита, поскольку в ней нарушены требования пунктов 2, 4 части 3, части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2.Не выдавать ООО «Среда Обитания» предписание, в связи с устранение нарушения законодательства о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2012г.

Решение изготовлено в полном объеме 07 февраля 2012г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны