Решение №82-9085-15/8 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 82-9085-15/8 от 1 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «СК «Астро-Волга»

ул. Арцыбушевская, д. 167,

г. Самара, 443001

 

САО «ВСК»

ул. Островская, д. 4, г. Москва,

121552

 

Самарский филиал САО «ВСК»

ул. Московское шоссе, д. 4 А,

стр. 2, г. Москва, 443013                                                                                         

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

09 декабря 2015г.                                                                                                        г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» ноября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «09» декабря 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России; - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии -  А.Р. Баженов, заместитель руководителя  Управления;

 

Члены Комиссии:                             Макридина И.А., начальник отдела контроля рекламного законодательства;            

Фомина Е.О., главный специалист-эксперт отдела контроля рекламного законодательства;                          Билаш В.А., главный эксперт сектора рассмотрения обращений по вопросам обязательного страхования отдела по работе с обращениями потребителей страховых услуг Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров;

Хасаев С.Г., главный эксперт сектора по работе с обращениями инвесторов отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов, финансовой грамотности и информирования населения,

 

в присутствии представителей:

 

заявителя по делу – АО «Страховая компания «Астро-Волга» (443001,                       г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 167, ИНН 6315232133) – Гузий Елена Борисовна по доверенности б/н от 15.01.2015г., Баласанян Сусанна Суреновна по доверенности № 319 от 30.12.2015г.;

 

ответчика по делу – САО «ВСК» (121552, г. Москва, ул. Островская, д. 4, ИНН 7710026574) Мятов Алексей Юрьевич по доверенности 63 АА 2779997 от 16.01.2015г.,

 

рассмотрев дело № 82-9085-15/8 по признакам нарушения САО «ВСК»  части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Самарское УФАС России поступила жалоба (исх.  № 1515 от 30.06.2015г.) АО «СК «Астро-Волга» (далее – Заявитель) на действия САО «ВСК» в лице филиала в г. Самара (далее – Ответчик) по признакам нарушения ч.1 ст.14 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в действиях по предложению наименьшей цены для участия в открытом конкурсе (№ 0142200001315006132), и вследствие чего получение преимущества на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская станция скорой медицинской помощи» (далее – Заказчик).

Самарское УФАС России в рамках осуществления своих функций Приказом № 333 от 25.09.2015г. возбудило производство по делу № 82-9085-15/8 в отношении САО «ВСК» по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская станция скорой медицинской помощи», которые противоречат законодательству РФ и обычаям делового оборота, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам.

Из жалобы следует, что Заказчиком проведен открытый конкурс  на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ГБУЗ Самарской области «Станция скорой медицинской помощи», согласно извещению о проведении открытого конкурса   № 0142200001315006132 (далее – открытый конкурс). Согласно данному извещению, начальная (максимальная) цена контракта составляет 149 714 руб. 14 коп.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.06.2015г. для закупки № 0142200001315006132 к сроку окончания подачи заявок было представлено две заявки. Участниками были предложены следующие цены:

1.

2.

Победителем было признано САО «ВСК».

Заявитель считает, что САО «ВСК» неправомерно занизило цену контракта и, как следствие, получило преимущество перед другим участником размещения заказа.

На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представитель ответчика на заседании Комиссии нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, сославшись на письменные пояснения исх. № 772 от 05.08.2015г., пояснив, что САО «ВСК» заключило государственный контракт с ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская станция скорой медицинской помощи» по цене 145 367 руб. 15 коп. в полном соответствии с конкурсным предложением.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 22 Закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

В силу ч. 9 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и  противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция не допускается.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

САО «ВСК» Федеральной службой страхового надзора выдана лицензия С № 0621 77 от 19.01.2011г. на осуществление страхования.

АО «СК «Астро-Волга» Центральным Банком Российской Федерации выдана лицензия ОС № 2619 - 03 от 28.09.2015г. на осуществление страхования.

Таким образом, АО «СК «Астро-Волга» и САО «ВСК» осуществляют страховую деятельность, в том числе по ОСАГО и являются конкурентами на рынке оказания услуг ОСАГО.

На официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 27.05.2015г. было опубликовано извещение № 0142200001315006132, согласно которому ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская станция скорой медицинской помощи» просит оказать услуги обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств. Исходя из содержания извещения,  предметом  государственного контракта  является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии со списком транспортных средств и требованиями, приведёнными в техническом задании.  При этом важным критерием оценки заявок на участие в указанном открытом конкурсе является цена государственного контракта, предлагаемая его участниками.

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Заказчик определил начальную (максимальную) цену контракта в размере 149 714 руб. 14 коп. Заявки на участие в  открытом конкурсе подали 2 следующие страховые компании: АО «СК «Астро-Волга» и САО «ВСК». Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.06.2015г. для закупки № 0142200001315006132 участниками были предложены следующие цены: АО «СК «Астро-Волга» - 149 714 руб. 14 коп., САО «ВСК» - 145 367 руб. 15 коп.

Заявка АО «СК «Астро-Волга» была подана (28.05.2015г. в 17:00) ранее заявки САО «ВСК» (18.06.2015г. в 09:14), но в связи с тем, что САО «ВСК» была предложена цена контракта ниже цены контракта АО «СК «Астро-Волга», победителем в открытом конкурсе признано САО «ВСК».

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В силу ч. 2 ст. 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию (их минимальные и максимальные значения), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. «б»  ч. 1, ч. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО, страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в том числе, в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства. Как следует из ч. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховых тарифов.

Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Расчет страховой премии по договору ОСАГО осуществляется страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, установленными Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У, которыми установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Комиссией установлено, что при расчёте НМЦК по открытому конкурсу №0142200001315006132 САО «ВСК» допущено нарушение действующего законодательства по ОСАГО.

Расхождения в расчётах цены контракта заказчика и ответчика касаются коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО. Заказчиком  по автомобилю МАЗ 555102-223 г/н Н 420ХР (позиция 24) установлен КБМ – 0,85; ответчиком – 0,65; ЗАО «МАКС» (предыдущий страховщик) – 0,85.

Комиссия приходит к выводу, что Ответчик, располагая информацией, размещённой в техническом задании, необоснованно применил заниженный коэффициент КБМ, в связи, с чем снизил размер страховой премии, и тем самым незаконно получил преимущество перед другим участником открытого конкурса. По остальным критериям одинаковое количество балов одинаковое.

Кроме того, по критерию не связанному с ценой контракта: «Квалификация участников закупки» САО «ВСК» присвоено меньшее количество балов по сравнению с АО «СК «Астро-Волга».

В связи с чем, в случае присвоения заявке САО «ВСК» меньшего количества балов по критерию «Цена контракта» оно не стало бы победителем конкурса.        

Что касается причинения убытков добросовестному страховщику, являвшимся участником открытого конкурса, действиями САО «ВСК», следует отметить, что для квалификации действий как проявление недобросовестной конкуренции достаточно возникновения возможности причинения убытков.

Убытки в форме упущенной выгоды причинены, в том числе и АО «СК «Астро-Волга», которое в результате действий САО «ВСК» лишилось возможности заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств по итогам проведения открытого конкурса.

В соответствии с ч. 8 ст. 53 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

 Таким образом, рассматриваемые действия САО «ВСК» при участии в открытом конкурсе  на право заключения контракта на оказание услуг по ОСАГО (№ 0142200001315006132), содержат нарушение п. 1 ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в действиях по предложению наименьшей цены для участия в открытом конкурсе, сформированной в нарушение норм действующего законодательства и технического задания заказчика, являющегося неотъемлемой частью открытого конкурса, и вследствие чего получение преимуществ в открытом конкурсе на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская станция скорой медицинской помощи», что является актом недобросовестной конкуренции, противоречит законодательству РФ и причиняет убытки другому хозяйствующему субъекту.

Поскольку договор на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств «ОСАГО» с САО «ВСК» заключен, Комиссия Самарского УФАС решила не выдавать предписание.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Решила:

1. Признать действия САО «ВСК» по предложению наименьшей цены для участия в открытом конкурсе (№ 0142200001315006132), и вследствие чего получение преимущества на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская станция скорой медицинской помощи» актом недобросовестной конкуренции, а следовательно, нарушением п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции».

2. Предписание по делу № 82-9085-15/8 в отношении САО «ВСК» не выдавать.

3. Передать материалы дела № 82-9085-15/8 должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения административного дела по статье 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                        А.Р. Баженов

                                                                                                                     

Члены Комиссии:                                                                                    

                                                                                                                      И.А. Макридина

 

                                                                                                                      Е.О. Фомина

 

В.А. Билаш

 

С.Г. Хасаев

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны