Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 84-11754-15/8 от 1 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Страховая компания «Астро-Волга»,

ул. Арцыбушевская, д. 167,

г. Самара, 443001

 

ОАО «АльфаСтрахование»,

ул. Шаболовка, 31, стр. Б, г. Москва, 115162

 

ОАО «АльфаСтрахование» Самарский филиал,

ул. Мичурина, д. 78, г. Самара, 443110

 

 

                                                                                  

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

03 декабря 2015г.                                                                                                       г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» ноября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено «03» декабря 2015 года

    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России; - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

Председатель Комиссии -            А.Р. Баженов, заместитель руководителя  Управления;

 

Члены Комиссии:                         Е.О. Фомина, главный специалист-эксперт отдела контроля рекламного законодательства;

                                                         

Т.А. Симонова, ведущий специалист – эксперт отдела контроля рекламного законодательства;

 

Билаш В.А., главный эксперт сектора по работе с обращениями потребителей страховых услуг отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов, финансовой грамотности и информирования населения Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Банка России,

 

 

в присутствии представителей:

 

заявителя по делу – АО «СК «Астро-Волга» (443001, г. Самара,                                     ул. Арцыбушевская, д. 167, ИНН 6315232133), представитель по доверенности               б/н от 15.01.2015г. – Гузий Елена Борисовна, представитель по доверенности             № 319 от 30.12.2014г. – Баласанян Сусанна Суреновна;

ответчика по делу – ОАО «АльфаСтрахование» (115162, г. Москва,                          ул. Шаболовка, д. 31, стр. Б, ИНН 7713056834), представитель по доверенности б/н от 19.11.2015г. – Гостевая Ольга Анатольевна, представитель по доверенности б/н от 19.11.2015г. – Овчинникова Ирина Викторовна,

 

рассмотрев дело № 84-11754-15/8 по признакам нарушения АО «АльфаСтрахование»  части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г.                  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

Самарским УФАС России рассмотрено заявление АО «СК «АстроВолга» о наличии признаков нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006г.                 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») в действиях ОАО «АльфаСтрахование» (ОАО «АльфаСтрахование» Самарский филиал) (далее - Заявление).

Из заявления следует, что 22.06.2015г. на сайте www.zakupki.gov.ru было  размещено извещение о проведении запроса котировок  № 0342300069715000031 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности транспортных средств (ОСАГО) для нужд ГБУЗ Самарской области «Ставропольская центральная районная больница».

Из извещения следовало, что начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) была определена Заказчиком в размере 115 180 руб. 84 коп.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 29.06.2015г.  к сроку окончания подачи котировочных заявок было представлено 3 заявки. Участниками были предложены следующие цены:

  1. АО «СК «Астро-Волга» - 115 180 руб. 84 коп.;
  2. ЗАО «Московская акционерная страховая компания» - 115 180 руб.  84 коп.;
  3. ОАО «АльфаСтрахование» - 114 970 руб. 92 коп.

Победителем было признано ОАО «АльфаСтрахование», предложившее меньшую цену.

Заявитель полагает, что в действиях ОАО «АльфаСтрахование» содержатся признаки недобросовестной конкуренции.

На заседании Комиссии представители АО «СК «Астро-Волга» поддержали позицию, изложенную в Заявлении.

Представители Ответчика на заседании Комиссии (20.11.2015г.) не согласились с доводами Заявителя и пояснили, что при определении НМЦК заказчиком допущена ошибка и ОАО «АльфаСтрахование» произвело свой расчет НМЦК, применив правильные, по его мнению, коэффициенты и базовые ставки.

Аналогичные доводы изложены Ответчиком в ответе на запрос                      (исх. № 214 от 30.07.2015г. / вх. № 5482-з от 31.07.2015г.).

Исследовав материалы дела № 84-11754-15/8, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «АльфаСтрахование» нарушения ч. 1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции». При этом Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об ОСАГО» страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов, в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2 выше указанной статьи коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств;

в1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;

г) сезонного использования транспортных средств;

д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Расчет страховой премии по договору ОСАГО осуществляется страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, установленными Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У. Так, приложением № 1 к Указанию Банка России от 19.09.2014 № 3384-У установлены следующие предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) (в ред. Указания Банка России от 20.03.2015 N 3604-У):

№ п/п

Тип (категория) и назначение транспортного средства

Базовая ставка страхового тарифа (рублей)

Минимальное значение ТБ

Максимальное значение ТБ

1

2

3

4

1

Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (транспортные средства категории "A", "M")

867

1579

2

Транспортные средства категории "B", "BE"

 

2.1

юридических лиц

2573

3087

2.2

физических лиц,

индивидуальных предпринимателей

3432

4118

2.3

используемые в качестве такси

5138

6166

3

Транспортные средства категорий "C" и "CE"

 

3.1

с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее

3509

4211

3.2

с разрешенной максимальной массой более 16 тонн

5284

6341

4

Транспортные средства категорий "D" и "DE"

 

4.1

с числом пассажирских мест до 16 включительно

2808

3370

4.2

с числом пассажирских мест более 16

3509

4211

4.3

используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок

5138

6166

5

Троллейбусы (транспортные средства категории "Tb")

2808

3370

6

Трамваи (транспортные средства категории "Tm")

1751

2101

7

Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины <*>, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

1124

1579

В соответствии с ч. 6 ст. 9 Федерального закона «Об ОСАГО» страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 настоящего Федерального закона.

Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Комиссией установлено, что при расчёте НМЦК по запросу котировок №0342300069715000031 ОАО «АльфаСтрахование» допущено нарушение действующего законодательства по ОСАГО.

Так, по транспортному средству «575032» (категория «С»), указанному в приложении № 1 к техническому заданию под № 35, ОАО «АльфаСтрахование» применена базовая ставка в размере 3509 руб. Вместе с тем, указанное минимальное значение ставки применяется для транспортных средств категорий «С» и «СЕ» с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее.

Вместе с тем, согласно ПТС, представленному в материалы дела ГБУЗ Самарской области «Ставропольская центральная районная больница» (Заказчик), разрешенная максимальная масса транспортного средства «575032» (категория «С»), указанного в приложении № 1 к техническому заданию под № 35 - 22 тонны 900 кг.  

Соответственно, ОАО «АльфаСтрахование» должно было применить базовый страховой тариф, установленный для транспортных средств категорий «С» и «СE» с разрешенной максимальной массой более 16 тон, как это и было сделано ГБУЗ Самарской области «Ставропольская центральная районная больница» и остальными участниками рассматриваемого запроса котировок, а именно –               5284  руб.

В результате некорректного расчета страховая премия по вышеуказанному транспортному средству составила 3509 руб., а не 5284 руб. (как если бы было применено минимальное значение базового страхового тарифа - 5284 руб.), а в целом по контракту на 209,92 руб. меньше начальной (максимальной) цены контракта, рассчитанной Заказчиком в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У.

На заседании Комиссии (20.11.2015г.) представитель Ответчика пояснил, что Обществом был применен базовый страховой тариф для транспортных средств категорий «С» и «СЕ» с разрешенной максимальной массой 16 тон и менее, исходя из данных, размещенных в сети Интернет, согласно которым разрешенная максимальная масса данного ТС менее 16 тон.

Данный довод Ответчика Комиссия не принимает в качестве доказательства отсутствия признаков недобросовестной конкуренции, поскольку скриншот Интернет - страницы не является надлежащим доказательством, более того, в нем идет речь о такой характеристики, как грузоподъемность. 

Таким образом, ОАО «АльфаСтрахование», применив неверную ставку базового страхового тарифа, получило преимущество - по результатам участия в запросе котировок, поскольку было признано победителем, как предложившее наиболее низкую цену договора.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что страховой компанией осознанно предложена некорректно рассчитанная цена контракта.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция не допускается.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции» не допускается распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

ОАО «АльфаСтрахование» осуществляет деятельность по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств на основании лицензии С № 2239 77 от 13.12.2006, выданной Федеральной службой страхового надзора.

АО «СК «АстроВолга» и ОАО «Альфастрахование» являются конкурентами, поскольку осуществляют деятельность на одном товарном рынке - рынке услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, имеют лицензии на осуществление страхования ОС № 2616-03 от 28.09.2015г. и С № 2239 77 от 13.12.2006г. соответственно (лицензии с указанными реквизитами были действительны на период участия в рассматриваемом запросе котировок).

Недобросовестная конкуренция со стороны ОАО «АльфаСтрахование» выразилась в некорректном расчёте страховой премии по транспортным средствам ГБУЗ Самарской области «Ставропольская центральная районная больница», что впоследствии привело к занижению итоговой суммы страховой премии, и, следовательно, предложенной Заказчиком цены договора по ОСАГО.

Уменьшение ОАО «АльфаСтрахование» страховых тарифов путем изменения базовых ставок страховых тарифов противоречит порядку расчета страховой премии, установленному Указанием Банка Россииот 19.09.2014 № 3384-У и ч. 6 ст. 9 Федерального закона «Об ОСАГО».

Занизив сумму страховой премии, ОАО «АльфаСтрахование» неправомерно стало победителем рассматриваемого запроса котировок, тем самым получив преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности.

Такие действия страховщика противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота и причинили (могли причинить) убытки другим страховым организациям - участникам запроса котировок, в частности, АО «СК «АстроВолга», что является проявлением недобросовестной конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать действия открытого акционерного общества «АльфаСтрахование», выразившиеся в некорректном расчете цены договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в отношении средств транспорта ГБУЗ Самарской области «Ставропольская центральная районная больница» по запросу котировок № 0342300069715000031 и нарушении порядка расчета страховой премии, установленного Указанием Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», недобросовестной конкуренцией, что является нарушением пункт 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Предписание открытому акционерному обществу «АльфаСтрахование» не выдавать.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской  области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии:                                                                        А.Р. Баженов

 

Члены Комиссии:                                                                                     Е.О. Фомина

 

                                                                                                                      Т.А. Симонова

 

В.А. Билаш

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны