Решение №544/7 РЕШЕНИЕ № 15-10300-20/7 по жалобе ООО «АлтСервис» от 23 января 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
рассмотрев жалобу ООО «АлтСервис» (далее – Заявитель) на действия Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» в лице филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку, монтаж и выполнение пусконаладочных работ гибридных энергокомплексов с системой удаленного мониторинга для службы ЭРТОС базового центра филиала «Аэронавигация Центральной Волги» (Извещение № 31908703739) (далее – Аукцион),
в присутствии представителей от Заказчика – Ереминой Н.А. (доверенность), Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял,
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
17.01.2020 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «АлтСервис» на действия филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» при проведении Аукциона.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы ООО «АлтСервис»:
1) Заказчик в пункте 7.4.1 Технического задания необоснованно установил обязательные требования к составу заявки на участие в закупке, а именно - блок-контейнер должен соответствовать для районов с сейсмичностью до 9 баллов по шкале MSK-64 (при подаче конкурсной документации обязательно предоставление подтверждающих документов – протокол аттестации на сейсмостойкость), так как предоставление сертификата противоречит системе добровольного сертифицирования продукции.
2) ООО «АлтСервис» указывает, что Заказчик в пункте 7.4.1 Технического задания необоснованно установил обязательные требования к составу заявки на участие в закупке, а именно – блок-контейнер должен быть II степени огнестойкости (при подаче конкурсной документации обязательно предоставление подтверждающих документов – сертификат пожарной безопасности), так как продукция, указанная в техническом задании не входит в перечень средств связи подлежащих обязательной сертификации.
3) Заказчик в пункте 7.4.20 Технического задания необоснованно установил обязательные требования к составу заявки на участие в закупке, а именно – дизель-генератор должен иметь сертификат Министерства связи либо декларации Минкомсвязи и рекомендованы к применению в соответствии с действующими в РФ нормативными документами и Правилами (при подаче конкурсного предложения приложить подтверждающий документ), так как продукция, указанная в техническом задании не входит в перечень средств связи подлежащих обязательной сертификации.
Заказчик просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении торгов, представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 29.04.2019 г. № 4170/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. 16.01.2020 г. Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещена действующая редакция извещения № 31908703739 о проведении Аукциона в электронной форме (далее – Извещение) и документация (далее – Аукционная документация).
В соответствии с Извещением предметом Аукциона является поставка, монтаж и выполнение пусконаладочных работ гибридных энергокомплексов с системой удаленного мониторинга для службы ЭРТОС базового центра филиала «Аэронавигация Центральной Волги».
Заказчиком выступил филиал «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупках от 03.10.2019 г. (далее - Положение).
2. В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к участникам закупки; перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, а также порядок и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно подпункту в пункта 2 Положения при формировании требований к закупаемым товарам, работам, услугам структурным подразделением – функциональным заказчиком должны соблюдаться следующие требования: требования к закупаемым товарам, работам, услугам должны должны быть ориентированы на приобретение качественных товаров, работ, услуг, имеющих необходимые структурному подразделению – функциональному Заказчику потребительские свойства и технические характеристики, характеристики экологической и промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Положения Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с настоящим Положением.
3. В пункте 7.4.1 Технического задания Заказчиком установлено требование к составу заявки на участие в закупке, а именно - блок-контейнер должен соответствовать для районов с сейсмичностью до 9 баллов по шкале MSK-64 (при подаче конкурсной документации обязательно предоставление подтверждающих документов – протокол аттестации на сейсмостойкость).
Заказчик пояснил, что предоставление протокола аттестации на сейсмостойкость участниками закупки обусловлено сейсмичностью районов установки гибридного энергокомплекса, а именно согласно карте сейсмического районирования территории Российской Федерации ОСР- 97D возможное превышение сейсмической интенсивности на территории Самарской области - 7-8 баллов).
Так же в регионе установки гибридного энергокомплекса разрабатывались нефтеносные месторождения, что привело к образованию карстовых пустот и непредсказуемым тектоническими возмущениями, а так же расположена разветвлённая сеть газопроводов, что также является фактором риска.
Заказчик в пункте 7.4.1 Технического задания установил обязательные требования к составу заявки на участие в закупке, а именно – блок-контейнер должен быть II степени огнестойкости (при подаче конкурсной документации обязательно предоставление подтверждающих документов).
Заказчик пояснил, что предоставление подтверждающих документов о II степени огнестойкости блок-контейнер обусловлено тем, что:
- блок-контейнер устанавливается непосредственно вблизи аппаратных контейнеров и антенно-фидерных устройств DME, при возникновении пожара необходимо обеспечить работоспособность технологического оборудования.
- в регионе установки гибридного энергокомплекса расположена разветвлённая сеть газопроводов, что является фактором риска.
- согласно пункту 5 статьи 6 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности. Для выполнения пункта 5 статьи 6 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности необходимы подтверждающие документы-сертификаты пожарной безопасности.
Заказчик в пункте 7.4.20 Технического задания установил обязательные требования к составу заявки на участие в закупке, а именно – дизель-генератор должен иметь сертификат Министерства связи либо декларации Минкомсвязи и рекомендованы к применению в соответствии с действующими в РФ нормативными документами и Правилами (при подаче конкурсного предложения приложить подтверждающий документ).
Заказчик пояснил, что предоставление сертификата Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации либо декларации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обусловлено тем, что:
- объект DME для обеспечения дистанционного контроля и управления будет подключен к сети связи общего пользования оператора связи через соответствующее каналообразующее оборудование (п.7.4.1 Технического задания).
- закупаемый дизель-генератор предназначен для резервного электроснабжения всего объекта DME, в том числе и каналообразующего оборудования связи.
- на основании Приказа от 30 января 2018 г. №24 Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об утверждении правил применения оборудования электропитания средств связи» и в соответствии с Правилами применения оборудования электропитания средств связи раздела I Общие положения пункта З оборудование электропитания средств связи, используемое в сети связи общего пользования, технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае их присоединения к сети связи общего пользования, подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования.
- дизель-генераторная установка является резервным источником питания объекта DME и декларирование его соответствия установленным требованиям осуществляется в соответствии с Правилами применения оборудования электропитания средств связи, утверждёнными Приказом Мининформсвязи России от 03.03.2006 г. № 21, которые разработаны в целях обеспечения целостности, устойчивости, функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации.
Как следует из представленных Заказчиком сведений и информации, требования о наличии указанных в аукционной документации сертификатов обусловлено спецификой деятельности филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Целью деятельности Заказчика является координирование использования воздушного пространства с целью его распределения по месту, времени и высоте между всеми заинтересованными пользователями воздушного пространства, а также бесперебойного обеспечения организации потоков воздушного движения.
Закупка на поставку, монтаж и выполнение пусконаладочных работ гибридных энергокомплексов с системой удаленного мониторинга для службы ЭРТОС базового центра филиала «Аэронавигация Центральной Волги» вызвана необходимостью обеспечения бесперебойного электроснабжения оборудования DME/N-2700 (далее - DME).
Оборудование DME (Distance Measuring Equipment - всенаправленный дальномерный радиомаяк), в русской транскрипции - РМД (всенаправленный ультравысокочастотный радиомаяк дальномерный), устанавливается на объектах DME.
В соответствии с п.2.16 Федеральных авиационных правил «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации», утверждённых приказом Минтранса от 20 октября 2014 г. №297 РМА (DME) является средством радионавигации и посадки воздушных судов гражданской и государственной авиации. Объект РМА (DME) является объектом Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (п.7 б Федеральных авиационных правил «Объекты единой системы организации воздушного движения», утв. приказом Минтранса РФ от 18 апреля 2005 г. № 31).
Работоспособность устанавливаемых объектов РМА (DME) должна быть обеспечена при различных ситуациях, в том числе при природных и техногенных катастрофах.
Таким образом, Заказчик заинтересован, чтобы в ходе проведения закупок, в том числе на поставку, монтаж и выполнение пусконаладочных работ гибридных энергокомплексов, был определен поставщик, который в наибольшей степени соответствует и отвечает требованиям Заказчика и способен гарантированно поставить товар надлежащего качества.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Согласно статье 1, 2, 3 Закона о закупках при организации закупок заказчики не связаны императивным перечнем требований к участникам закупок и могут самостоятельно определять такие требования с учетом имеющих правовое значение целей и принципов, в том числе критерия измеримости (п. 4 ч. 1 ст. 3 названного Закона), при этом принципиальное значение приобретают как равные условия для всех претендентов, исключающие признаки дискриминации и несправедливой конкурентной борьбы, так и эффективное использование заказчиками денежных средств и сокращение их издержек (с учетом показателей цены, качества и надежности).
Закон о закупках не содержит запретов на установление заказчиком требований к участникам о необходимости в составе заявки представлять копии документов, подтверждающего добровольную сертификацию. Заказчик самостоятельно в положении о закупке устанавливает критерии и порядок оценки и сопоставления заявок для проведения процедур закупок товаров, работ, услуг и осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые указаны в документации и предусмотрены положением о закупке.
Требование о предоставление сертификатов направлено на привлечение квалифицированных участников закупки. Указанное требование предъявляется в равной степени ко всем участникам закупки без исключений и преференций, что, по мнению комиссии Самарского УФАС России, соответствует пункту 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно пункту 5 статьи 12 Положения все установленные требования к участнику закупки отражаются в документации о закупке.
В соответствии с подпунктом 6, 10 пункта 4 статьи 18 Положения Заказчик вправе установить в документации о закупке требования о наличии в заявке Участника следующих документов: сведения (предложение) о качестве товаров, работ, услуг (качественные характеристики), в том числе техническое предложение, а также иные документы или копии документов, подтверждающие соответствие заявки на участие в закупке требованиям, установленным в документации о закупке.
Так, указанное требование установлено в соответствии с Положением о закупках. Данное требование нельзя назвать неизмеряемым, оно предъявляется в равной степени ко всем участникам закупки и, как следствие, не противоречит принципам и положениям Закона о закупках.
При рассмотрении жалобы заказчик обосновал необходимость наличия сертификатов у участников через важность предмета закупки.
Закупая товары, работы, услуги, к которым предъявляются повышенные и обоснованные требования по качеству, безопасности, заказчики вправе устанавливать требование о наличии сертификатов у участников, так как наличие сертификатов напрямую связано с качеством поставляемого товара.
Таким образом, установленные требования к составу заявки обусловлены потребностями Заказчика и эффективным использованием Заказчиком денежных средств, а также для определения круга участников закупки, которые имеют реальную возможность удовлетворить потребность заказчика в том или ином товаре.
Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие невозможность предоставления им указанных документов.
Запросов разъяснений от потенциальных участников закупки не поступало.
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок № 31908703739-01 от 16.01.2020 г. на участие в аукционе поступило 2 заявки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «АлтСервис» необоснованной.