Решение №544/7 РЕШЕНИЕ № 15-10300-20/7 по жалобе ООО «АлтСервис» от 23 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

рассмотрев жалобу ООО «АлтСервис» (далее – Заявитель) на действия Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» в лице филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (далее – Заказчик) при проведении  аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку, монтаж и выполнение пусконаладочных работ гибридных энергокомплексов с системой удаленного мониторинга для службы ЭРТОС базового центра филиала «Аэронавигация Центральной Волги» (Извещение № 31908703739) (далее – Аукцион),

в присутствии представителей от Заказчика – Ереминой Н.А. (доверенность), Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.01.2020 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «АлтСервис» на действия филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» при проведении Аукциона.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы ООО «АлтСервис»:

1) Заказчик в пункте 7.4.1 Технического задания необоснованно установил обязательные требования к составу заявки на участие в закупке, а именно - блок-контейнер должен соответствовать для районов с сейсмичностью до 9 баллов по шкале MSK-64 (при подаче конкурсной документации обязательно предоставление подтверждающих документов – протокол аттестации на сейсмостойкость), так как предоставление сертификата противоречит системе добровольного сертифицирования продукции.

2) ООО «АлтСервис» указывает, что Заказчик в пункте 7.4.1 Технического задания необоснованно установил обязательные требования к составу заявки на участие в закупке, а именно – блок-контейнер должен быть II степени огнестойкости (при подаче конкурсной документации обязательно предоставление подтверждающих документов – сертификат пожарной безопасности), так как продукция, указанная в техническом задании не входит в перечень средств связи подлежащих обязательной сертификации.

3) Заказчик в пункте 7.4.20 Технического задания необоснованно установил обязательные требования к составу заявки на участие в закупке, а именно – дизель-генератор должен иметь сертификат Министерства связи либо декларации Минкомсвязи и рекомендованы к применению в соответствии с действующими в РФ нормативными документами и Правилами (при подаче конкурсного предложения приложить подтверждающий документ), так как продукция, указанная в техническом задании не входит в перечень средств связи подлежащих обязательной сертификации.

Заказчик просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий  при проведении торгов, представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 29.04.2019 г. № 4170/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

1. 16.01.2020 г. Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещена действующая редакция извещения № 31908703739 о проведении Аукциона в электронной форме (далее – Извещение) и документация (далее – Аукционная документация).

В соответствии с Извещением предметом Аукциона является поставка, монтаж и выполнение пусконаладочных работ гибридных энергокомплексов с системой удаленного мониторинга для службы ЭРТОС базового центра филиала «Аэронавигация Центральной Волги».

Заказчиком выступил филиал «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупках от 03.10.2019 г. (далее - Положение).

 

2. В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к участникам закупки; перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, а также порядок и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно подпункту в пункта 2 Положения при формировании требований к закупаемым товарам, работам, услугам структурным подразделением – функциональным заказчиком должны соблюдаться следующие требования: требования к закупаемым товарам, работам, услугам должны должны быть ориентированы на приобретение качественных товаров, работ, услуг, имеющих необходимые структурному подразделению – функциональному Заказчику потребительские свойства и технические характеристики, характеристики экологической и промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Положения Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с настоящим Положением.

 

3. В пункте 7.4.1 Технического задания Заказчиком установлено требование к составу заявки на участие в закупке, а именно - блок-контейнер должен соответствовать для районов с сейсмичностью до 9 баллов по шкале MSK-64 (при подаче конкурсной документации обязательно предоставление подтверждающих документов – протокол аттестации на сейсмостойкость).

Заказчик пояснил, что предоставление протокола аттестации на сейсмостойкость участниками закупки обусловлено сейсмичностью районов установки гибридного энергокомплекса, а именно согласно карте сейсмического районирования территории Российской Федерации ОСР- 97D возможное превышение сейсмической интенсивности на территории Самарской области - 7-8 баллов).

Так же в регионе установки гибридного энергокомплекса разрабатывались нефтеносные месторождения, что привело к образованию карстовых пустот и непредсказуемым тектоническими возмущениями, а так же расположена разветвлённая сеть газопроводов, что также является фактором риска.

 

Заказчик в пункте 7.4.1 Технического задания установил обязательные требования к составу заявки на участие в закупке, а именно – блок-контейнер должен быть II степени огнестойкости (при подаче конкурсной документации обязательно предоставление подтверждающих документов).

Заказчик пояснил, что предоставление подтверждающих документов о  II степени огнестойкости блок-контейнер обусловлено тем, что:

-          блок-контейнер устанавливается непосредственно вблизи аппаратных контейнеров и антенно-фидерных устройств DME, при возникновении пожара необходимо обеспечить работоспособность технологического оборудования.

-          в регионе установки гибридного энергокомплекса расположена разветвлённая сеть газопроводов, что является фактором риска.

-          согласно пункту 5 статьи 6 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ  "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности. Для выполнения пункта 5 статьи 6 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности необходимы подтверждающие документы-сертификаты пожарной безопасности.

 

Заказчик в пункте 7.4.20 Технического задания установил обязательные требования к составу заявки на участие в закупке, а именно – дизель-генератор должен иметь сертификат Министерства связи либо декларации Минкомсвязи и рекомендованы к применению в соответствии с действующими в РФ нормативными документами и Правилами (при подаче конкурсного предложения приложить подтверждающий документ).

Заказчик пояснил, что предоставление сертификата Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации либо декларации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обусловлено тем, что:

-          объект DME для обеспечения дистанционного контроля и управления будет подключен к сети связи общего пользования оператора связи через соответствующее каналообразующее оборудование (п.7.4.1 Технического задания).

-          закупаемый дизель-генератор предназначен для резервного электроснабжения всего объекта DME, в том числе и каналообразующего оборудования связи.

-          на основании Приказа от 30 января 2018 г. №24 Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об утверждении правил применения оборудования электропитания средств связи» и в соответствии с Правилами применения оборудования электропитания средств связи раздела I Общие положения пункта З оборудование электропитания средств связи, используемое в сети связи общего пользования, технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае их присоединения к сети связи общего пользования, подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования.

-          дизель-генераторная установка является резервным источником питания объекта DME и декларирование его соответствия установленным требованиям осуществляется в соответствии с Правилами применения оборудования электропитания средств связи, утверждёнными Приказом Мининформсвязи России от 03.03.2006 г. № 21, которые разработаны в целях обеспечения целостности, устойчивости, функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации.

 

Как следует из представленных Заказчиком сведений и информации, требования о наличии указанных в аукционной документации сертификатов обусловлено спецификой деятельности филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Целью деятельности Заказчика является координирование использования воздушного пространства с целью его распределения по месту, времени и высоте между всеми заинтересованными пользователями воздушного пространства, а также бесперебойного обеспечения организации потоков воздушного движения.

Закупка на поставку, монтаж и выполнение пусконаладочных работ гибридных энергокомплексов с системой удаленного мониторинга для службы ЭРТОС базового центра филиала «Аэронавигация Центральной Волги» вызвана необходимостью обеспечения бесперебойного электроснабжения оборудования DME/N-2700 (далее - DME).

 Оборудование DME (Distance Measuring Equipment - всенаправленный дальномерный радиомаяк), в русской транскрипции - РМД (всенаправленный ультравысокочастотный радиомаяк дальномерный), устанавливается на объектах DME.

В соответствии с п.2.16 Федеральных авиационных правил «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации», утверждённых приказом Минтранса от 20 октября 2014 г. №297 РМА (DME) является средством радионавигации и посадки воздушных судов гражданской и государственной авиации. Объект РМА (DME) является объектом Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (п.7 б Федеральных авиационных правил «Объекты единой системы организации воздушного движения», утв. приказом Минтранса РФ от 18 апреля 2005 г. № 31).

Работоспособность устанавливаемых объектов РМА (DME) должна быть обеспечена при различных ситуациях, в том числе при природных и техногенных катастрофах.

Таким образом, Заказчик заинтересован, чтобы в ходе проведения закупок, в том числе  на поставку, монтаж и выполнение пусконаладочных работ гибридных энергокомплексов,  был определен поставщик, который в наибольшей степени соответствует и отвечает требованиям Заказчика и способен гарантированно поставить товар надлежащего качества.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Согласно статье 1, 2, 3 Закона о закупках при организации закупок заказчики не связаны императивным перечнем требований к участникам закупок и могут самостоятельно определять такие требования с учетом имеющих правовое значение целей и принципов, в том числе критерия измеримости (п. 4 ч. 1 ст. 3 названного Закона), при этом принципиальное значение приобретают как равные условия для всех претендентов, исключающие признаки дискриминации и несправедливой конкурентной борьбы, так и эффективное использование заказчиками денежных средств и сокращение их издержек (с учетом показателей цены, качества и надежности).

Закон о закупках не содержит запретов на установление заказчиком требований к участникам о необходимости в составе заявки представлять копии документов, подтверждающего добровольную сертификацию. Заказчик самостоятельно в положении о закупке устанавливает критерии и порядок оценки и сопоставления заявок для проведения процедур закупок товаров, работ, услуг и осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые указаны в документации и предусмотрены положением о закупке.

Требование о предоставление сертификатов направлено на привлечение квалифицированных участников закупки. Указанное требование предъявляется в равной степени ко всем участникам закупки без исключений и преференций, что, по мнению комиссии Самарского УФАС России, соответствует пункту 6 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пункту 5 статьи 12 Положения все установленные требования к участнику закупки отражаются в документации о закупке.

В соответствии с подпунктом 6, 10 пункта 4 статьи 18 Положения Заказчик вправе установить в документации о закупке требования о наличии в заявке Участника следующих документов: сведения (предложение) о качестве товаров, работ, услуг (качественные характеристики), в том числе техническое предложение, а также иные документы или копии документов, подтверждающие соответствие заявки на участие в закупке требованиям, установленным в документации о закупке.

Так, указанное требование установлено в соответствии с Положением о закупках. Данное требование нельзя назвать неизмеряемым, оно предъявляется в равной степени ко всем участникам закупки и, как следствие, не противоречит принципам и положениям Закона о закупках.

При рассмотрении жалобы заказчик обосновал необходимость наличия сертификатов у участников через важность предмета закупки.

Закупая товары, работы, услуги, к которым предъявляются повышенные и обоснованные требования по качеству, безопасности, заказчики вправе устанавливать требование о наличии сертификатов у участников, так как наличие сертификатов напрямую связано с качеством поставляемого товара.

Таким образом, установленные требования к составу заявки обусловлены потребностями Заказчика и эффективным использованием Заказчиком денежных средств, а также для определения круга участников закупки, которые имеют реальную возможность удовлетворить потребность заказчика в том или ином товаре.

Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие невозможность предоставления им указанных документов.

Запросов разъяснений от потенциальных участников закупки не поступало.

Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок № 31908703739-01 от 16.01.2020 г. на участие в аукционе поступило 2 заявки.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «АлтСервис» необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны