Решение б/н Решение от 7 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-873/2022 

 

07 декабря 2022 года                                                                                                       г.о. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ….;

            Члены Комиссии –     ….,                                              

                                                 ….,            

рассмотрев дело № 063/05/5-873/2022, возбужденное в отношении  индивидуального предпринимателя … (далее – ИП ...) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»), 

в отсутствии представителей:

заявитель - (…), лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором 80102677179358 с  атрибутом «вручение адресату 02.11.2022», списком внутренних почтовых отправлений № 231 от 28.10.2022 г., чеком ККМ от 28.10.2022 г., а также посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела;

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламеИП …..), лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором 80102677179365 с  атрибутом «неудачная попытка вручения 29.10.2022», списком внутренних почтовых отправлений № 231 от 28.10.2022 г., чеком ККМ от 28.10.2022 г., а также посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела;

эксперта –  ———

переводчика –  ———

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступило заявление … (вх. № 7483/8 от 02.07.2022г.) о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе в СМИ «Газета мой город Новокуйбышевск» (далее – Газета) выпуск от 21.05.2022г. № 20 (313), выразившееся в распространении рекламы «Банкротство граждан 100 % спишем долги или выплатим их за вас…» в указанном выпуске Газеты.

Из заявления следует, что по мнению заявителя рассматриваемая реклама вводит в заблуждение потребителя из-за формулировки о 100% гарантии.

На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом информация «Банкротство граждан 100 % спишем долги или выплатим их за вас…» подпадает под понятие рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, а также имеет объект рекламирования в виде оказания услуг банкротства, следовательно данная реклама должна соответствовать нормам ФЗ «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемой услугой, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть их ожидания, сформированные такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламируемом товаре, услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 08.10.2012г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

Статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) установлено, что несостоятельность (банкротство) признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате трудалиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В рекламе «Банкротство граждан 100 % спишем долги или выплатим их за вас…»  указанно, что 100% произойдет списание долгов.

Исходя из содержания рекламы, банкротство позиционируется как беспроблемное освобождение от большого количества долгов. Используемые в рекламе обороты придают банкротству позитивную окраску («гарантия», «спишем долги», «защитим от банка», «остановим рост долга»). При этом в спорной рекламе не конкретизирован размер задолженности, при наличии которого гражданин обязан обратиться с заявлением о признании его банкротом, не указаны последствия и ограничения после признания гражданина банкротом. Реклама создает впечатление, что, подав заявление о признании банкротом, гражданин освободится от долгов без каких-либо расчетов с кредиторами.

На основании указанного, следует вывод, что реклама «Банкротство граждан 100 % спишем долги или выплатим их за вас…» содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Также, Самарским УФАС Росси в ходе рассмотрения заявления установлено, что в Газете содержится следующая информация: «Слуховые аппараты… 0% Рассрочка…» (стр. 5), «Компания Атмосфера…Рассрочка от фирмы до 6 мес…» (стр. 6), на стр. 7 -  «ГК Вектор… рассрочка без процентов…», «Оконница…Рассрочка 0% без банка…», «Памятники от производителя… Рассрочка без %...», «ООО «Радоница»…рассрочка платежа…», «Цех памяти…Рассрочка без %...»,«Вечная память памятники… Рассрочка без %»,  «Памятники…рассрочка на 4 месяца без %».

При этом, из указанной рекламы четко не следует, какое лицо именно предоставляет такую услугу как «рассрочка», что вводит в заблуждение потребителей рекламы и противоречит требованию части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями, а самой торгующей организацией.

Приобретение товара (услуг) с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца отличается от приобретения товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит.

Указанная информация является существенной, поскольку отсутствие в рекламе сведений о лице, предоставляющем рассрочку, может способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламным предложением, что противоречит положениям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В рамках рассматриваемого заявления у ИП … были запрошены необходимые для рассмотрения данного заявления документы и сведения (исх. № 6294/8 от 28.07.2022г.).

ИП … надлежало до 02.08.2022 представить Самарскому УФАС России запрошенные документы и пояснения.

Запрос был направлен посредством почтовой связи, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 29.07.2022г., а также на электронный адрес: khdmitriy85@mail.ru, указанный в выписке ЕГРИП …

Документы в антимонопольный орган в срок, указанный в запросе, не представлены, ходатайство о продлении срока предоставления документов не заявлено.

Согласно части 1 статьи 34 ФЗ «О рекламе» юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, к которым относятся в том числе материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и носители информации, а также копии таких документов, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, и обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к такой информации.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Самарским УФАС России 02.08.2022г. возбуждено в отношении ИП … дело об административном правонарушении № 063/04/19.8-598/2022  по части 6 статьи 19.8 КоАП РФ, выразившемся в непредставлении сведений (документов) в антимонопольный орган, необходимых для осуществления этим органом его законной деятельности.

На основании пункта 23 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922,  Самарское УФАС России отложило принятие решения по результатам рассмотрения заявления до принятия и вступления в силу соответствующего решения по делу № 063/04/19.8-598/2022, поскольку выводы по данному делу будут иметь значение для результатов рассмотрения заявления. 

18.10.2022 Постановление по делу 063/04/19.8-598/2022 вступило в законную силу.

При этом, 12.10.2022 ИП … были представлены запрашиваемые документы и сведения (вх. № 13620/22 от 12.10.2022).

Из ответа следовало, что ИП … были заключены договоры на размещение рекламы и рекламно-информационных материалов №№ 149 от 02.09.2021, 014, 070, 113, 103, б/н от 14.04.2021, 017 от 01.08.2020, 037 от 01.08.2020, 176 от 17.05.2022.

Согласно пункту 1.1. данных договоров ИП … обязан оказать услугу по производству рекламных материалов.

Из ответа ИП .. следует, что макет изготавливался им, и согласовывался с рекламодателем, что подтверждается скриншотами переписок.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

На основании части 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Таким образом, ИП … является рекламопроизводителем.

Исходя из укаазного, в действиях ИП … содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, а именно: части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

На основании указанного, в соответствии с  пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссией Самарского УФАС России было возбуждено дело № 063/05/5-873/2022 (определение о возбуждении дела № 9771/8 от 26.10.2022).

В ответ на данное определение ИП … были представлены пояснения (вх. № 15428/22 от 15.11.2022) в котором указал, что принял во внимание все нарушения и устранил.

Также указал, что в рекламе «Банкротство граждан 100 % спишем долги или выплатим их за вас…» рекламодатель гарантирует 100% списание долгов, данные условия подтверждаются типовым договором оказания услуг с заказчиком.

Рассмотрев материалы дела № 063/05/5-873/2022, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.

Как ранее было установлено, вся рассматриваемая информация отвечает всем признакам рекламы, следовательно должна соответствовать нормам ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламе «Банкротство граждан 100 % спишем долги или выплатим их за вас…» отсутвует часть существенной информации поскольку, согласно статье 2 Закона о банкротстве установлено, что несостоятельность (банкротство) признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате трудалиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Кроме того, согласно типовому договору об оказании юридических услуг между рекламодателем (исполнитель) указанной рекламы и заказчиком  в пункте 5.2 указано, что в случае, если арбитражный суд по результатам рассмотрения дела о признании заказчика несостоятельным  вынесет в отношении заказчика определение о не освобождении от исполнения обязательств (кредитной задолженности и т.д.), то исполнитель обязуется за свой счет погасить данную задолженность заказчика после вступления судебного акта в законную силу.

При этом, пунктом 5.3 данного договора установлено, что пункт 5.2 договора не применяется при условии установления судом обстоятельств преднамеренного или фиктивного банкротства, а также любых иных обстоятельств, предусмотренных пунктом 4-6 статьи 213.28 Закона о банкротстве.

Таким образом, в рекламе «Банкротство граждан 100 % спишем долги или выплатим их за вас…» отсутствует часть существенной информации об условиях для 100% списания долгов.

Также в рекламах «Слуховые аппараты… 0% Рассрочка…» (стр. 5), «Компания Атмосфера…Рассрочка от фирмы до 6 мес…» (стр. 6), на стр. 7 -  «ГК Вектор… рассрочка без процентов…», «Оконница…Рассрочка 0% без банка…», «Памятники от производителя… Рассрочка без %...», «ООО «Радоница»…рассрочка платежа…», «Цех памяти…Рассрочка без %...»,«Вечная память памятники… Рассрочка без %»,  «Памятники…рассрочка на 4 месяца без %» отсутствует часть существенной информации, поскольку согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

 Товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями, а самой торгующей организацией.

При этом, согласно пункту 6 финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, субъект страхового дела, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

В рекламах «Слуховые аппараты… 0% Рассрочка…» (стр. 5), «Компания Атмосфера…Рассрочка от фирмы до 6 мес…» (стр. 6), на стр. 7 -  «ГК Вектор… рассрочка без процентов…», «Оконница…Рассрочка 0% без банка…», «Памятники от производителя… Рассрочка без %...», «ООО «Радоница»…рассрочка платежа…», «Цех памяти…Рассрочка без %...»,«Вечная память памятники… Рассрочка без %»,  «Памятники…рассрочка на 4 месяца без %» преследуется цель торговли определёнными вещами, услугами, следовательно рекламодатель организатор торговли.

Исходя из указанного, в рассматриваемых рекламах отсутствуют сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит.

ИП ...были заключены договоры на размещение рекламы и рекламно-информационных материалов №№ 149 от 02.09.2021, 014, 070, 113, 103, б/н от 14.04.2021, 017 от 01.08.2020, 037 от 01.08.2020, 176 от 17.05.2022.

Согласно пункту 1.1. данных договоров ИП … обязан оказать услугу по производству рекламных материалов.

В соответствии пунктом 2.1.1. указанных договоров заказчик (рекламодатель) обязуется исполнителю (ИП .. передать макет рекламного и/или информационного материала необходимый для выполнения работ по производству и размещению «материалов».

На основании пункта 2.3.4. данных договоров исполнитель обязан своевременно предупреждать заказчика о возможных нарушениях законодательства о рекламе в части содержания рекламной информации. В том случае, если заказчик настаивает на размещение рекламы, не соответствующей действующему законодательству, то он несет всю ответственность за нарушение законодательства. При этом, подтверждающим документом является предупредительное письмо заказчику.

ИП … не были представлены предупредительные письма заказчикам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

На основании части 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

ИП … является рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

  1. Заявление .. (вх. № 7483/8 от 02.07.2022г.);
  2. Служебной запиской от 26.10.2022г.;
  3. Определение о возбуждении дела № 063/05/5-873/2022 (исх. № 9771/8 от 26.10.2022);
  4. Договоры на размещение рекламы и рекламно-информационных материалов №№ 149 от 02.09.2021, 014, 070, 113, 103, б/н от 14.04.2021, 017 от 01.08.2020, 037 от 01.08.2020, 176 от 17.05.2022;
  5. Ответ ИП .. (вх. № 13620/22 от 12.10.2022г.);
  6. Пояснения ИП .. (вх. № 15428/22 от 15.11.2022).

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

У Самарского УФАС России отсутствуют сведения об устранении нарушений ФЗ «О рекламе», в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о выдачи ИП …предписания. 

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. 42-50 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ИП …., нарушившим требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы в СМИ «Газета мой город Новокуйбышевск» (выпуск от 21.05.2022г. № 20 (313) «Банкротство граждан 100 % спишем долги или выплатим их за вас…», Слуховые аппараты… 0% Рассрочка…» (стр. 5), «Компания Атмосфера…Рассрочка от фирмы до 6 мес…» (стр. 6), на стр. 7 -  «ГК Вектор… рассрочка без процентов…», «Оконница…Рассрочка 0% без банка…», «Памятники от производителя… Рассрочка без %...», «ООО «Радоница»…рассрочка платежа…», «Цех памяти…Рассрочка без %...»,«Вечная память памятники… Рассрочка без %»,  «Памятники…рассрочка на 4 месяца без %».

  2. Выдать ИП … предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП …

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 ноября 2022 г.

Решение изготовлено в полном объеме 07 декабря2022 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          …        

 

Члены Комиссии                                                                                                          …

                                                                                                                            

                                                                                                                                       …

                                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны