Предупреждение №3737-10 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 27 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, рассмотрев информацию прокуратуры Советского района г. Самара, выявило в действиях Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее – Департамент), выразившихся в направлении писем от 28.10.2021 № 15-07-18/46286 в адрес муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 163», а также от 29.10.2021 № 15-07-18/46785 в адрес муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 90»,  признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением «О порядке передачи муниципального имущества в оперативное управление муниципальным казенным предприятиям и муниципальным учреждениям городского округа Самара», утвержденным постановлением Самарской Городской Думы от 01.06.2001 № 75, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, самостоятельно владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно статье 25 Устава городского округа Самара, принятого Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 № 294, функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений городского округа Самара осуществляет Администрация городского округа Самара, состоящая из отраслевых (функциональных) органов.

Органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара, является Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, в том числе осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр; распоряжается иным муниципальным имуществом (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение).

 

На основании письменных обращений муниципальных образовательных учреждений Департаментом были выданы предварительные согласия на предоставление муниципального имущества в аренду. Так, письмом от 28.10.2021 № 15-07-18/46286  Департамент сообщил директору МБОУ «Школа № 163» о том, что не возражает против предоставления нежилого помещения, общей площадью 266,6 кв. м (2 этаж: комната № 14) в здании по адресу: г. Самара, ул. Свободы, д. 2Г, закрепленном на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Школа № 163» городского округа Самара, в пользование Обществу с ограниченной ответственностью «Фабрика баскетбола».

Аналогичное письмо от 29.10.2021 № 15-07-18/46785 было направлено Департаментом в адрес МБОУ № 90.

По результатам рассмотрения писем Департамента муниципальными бюджетными образовательными учреждениями были заключены соответствующие договоры аренды.

 

Вместе с тем, порядок заключения договоров в отношении муниципального имущества установлен статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Так, для бюджетных учреждений Законом «О защите конкуренции» предусмотрена процедура проведения торгов при заключении договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, за исключением случаев, установленных в частях 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно пункту 14 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

Между тем, согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции» исчисление срока установлено в днях.

Таким образом, минимальным сроком предоставления прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является один день (Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ) и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (с учетом изменений, внесенных Приказами ФАС России от 20.10.2011 № 732 и от 30.03.2012 № 203).

 

Срок, на который предоставляется муниципальное имущество, по условиям договоров, заключенных муниципальными бюджетными образовательными учреждениями «Школа № 90» и «Школа № 163», в совокупности превышает тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, а общая площадь передаваемого имущества составляет более чем двадцать квадратных метров.

Тем самым, в указанных случаях заключение договоров, предоставляющих права пользования муниципальным имуществом, не подпадает под исключения, предусмотренные пунктами 11, 14 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Непроведение торгов лишает потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право доступа к земельному ресурсу, что приводит к ограничению конкуренции.

Как указал Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 05.04.2011 № 14686/10 по делу № А13-10558/2008, в тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

 

Письмом от 15.02.2022 № 15-07-18/5907 Департамент управления имуществом городского округа Самара представил сведения по запросу Самарского УФАС России. Между тем, департаментом не представлены доказательства, а также не приведены ссылки на нормативно-правовые акты, позволяющие в указанном случае дать согласие, как собственника муниципального имущества, на предоставление права аренды  муниципального имущества без проведения торгов.

С учетом вышеизложенного, действия Департамента по направлению  письма от 28.10.2021 № 15-07-18/46286 в адрес МБОУ № 163, а также письма от 29.10.2021 № 15-07-18/46785 в адрес МБОУ № 90, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, то есть содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

 

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 

С учетом изложенного, Самарское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции» предупреждает Департамент о необходимости в срок до 01 июня 2022 года устранения причин и условий, способствовавших возникновению признаков нарушения антимонопольного законодательства, путем отзыва (отмены) писем от 28.10.2021 № 15-07-18/46286 в адрес МБОУ № 163, от 29.10.2021 № 15-07-18/46785 в адрес МБОУ № 90, в соответствии с которыми Департаментом выданы предварительные согласия на предоставление муниципального имущества в аренду ООО «Фабрика баскетбола».

 

О выполнении предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

Руководитель

Самарского УФАС России                                                                                                ⟨…⟩

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны