Решение №2907-1/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Гефест Капитал» от 23 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гефест Капитал» (далее – Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный технический университет» (далее – ФГБОУ ВО «СамГТУ», Заказчик) при проведении запроса оферт в электронной форме на право поставки интерактивных панелей (извещение № 32110056381, http://zakupki.gov.ru; закупка № 32110056381, https://www.rts-tender.ru) (далее – Запрос оферт),

в присутствии: представителей от ООО «Гефест Капитал» – <...> (доверенность), <...> (доверенность); представителей от ФГБОУ ВО «СамГТУ» – <...> (доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.03.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Гефест Капитал» на действия ФГБОУ ВО «СамГТУ» при проведении Запроса оферт.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, аукционная документация в нарушение правил описания объекта закупки, установленных законодательством о закупках, содержит требования, необоснованно ограничивающие конкуренцию. Закупаемый Заказчиком товар не представляется возможным поставить с требуемыми характеристиками.

ФГБОУ ВО «СамГТУ» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Запроса оферт. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 17.03.2021г. № 2716/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Заказчика размещена в ЕИС: 27.04.2020г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

05.03.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Запроса оферт. Указанное извещение также размещено Заказчиком на сайте электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер». Актуальная документация по Запросу оферт (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 05.03.2021г.

 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, реализация права Заказчика на самостоятельное установление требований к товарам и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения соответствия товара установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупках принципов.

Из указанного следует, что Закон о закупках, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.

Часть 6 статьи 3 Закона о закупках гласит, что требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Заказчики, осуществляющие закупки по правилам Закона о закупках, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

 

В силу части 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно пункту 1 раздела 1 главы IV Положения о закупке запрос оферт – это неконкурентный способ закупки, при котором:

  • информация о закупке сообщается Заказчиком путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса оферт, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке;
  • описание предмета закупки осуществляется без соблюдения требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках;
  • победителем признается участник закупки, оферта которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и оферта которого по результатам сопоставления оферт на основании указанных в документации о закупке критериев (критерия) содержит лучшие условия исполнения договора.

Пунктом 7 Документации о закупке установлено, что источником финансирования закупки являются средства добровольных пожертвований.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 раздела 1 главы IV Положения о закупке Заказчик вправе провести запрос оферт в случае закупки товаров, работ, услуг за счет целевых пожертвований.

Таким образом, на основании подпункта 6 пункта 2 раздела 1 главы IV Положения о закупке Заказчиком был выбран неконкурентный способ закупки – Запрос оферт. При данном способе закупки описание предмета закупки осуществляется без соблюдения требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках (пункт 1 раздела 1 главы IV Положения о закупке). Одновременно Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлены требования к содержанию документации о конкурентной закупке.

Согласно пункту 2 Документации о закупке предметом договора является поставка интерактивных панелей. Описание предмета закупки представлено в Приложении № 3 Документации о закупке к настоящей документации. Приложением № 3 Документации о закупке является Техническое задание (далее – ТЗ), приложенное в отдельном файле.

 

Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к объекту закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки, а также условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать Документацию о закупке в зависимости от особенности конкретных потребностей, установив при этом требования к необходимому к поставке объекту. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В материалы жалобы Заказчиком представлено письмо ООО «ЭДКОМ» от 18.03.2021г. № 180321-8, согласно которому общество является изготовителем интерактивных панелей «EDFLAT», технические характеристики которых в полном объеме соответствуют требуемым Заказчиком в ТЗ.

Заказчик при рассмотрении жалобы также пояснил, что требования к интерактивным панелям, установленные в ТЗ, определены в соответствии с потребностями ФГБОУ ВО «СамГТУ». Подобранные Заказчиком требования к товару направлены на определение потребностей Заказчика и выявление поставщика, который в наилучшей степени поставит товар, отвечающий требованиям и потребностям ФГБОУ ВО «СамГТУ», что Законом о закупках не запрещено.

Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к предлагаемому ими объекту поставки.

Материалами жалобы подтверждается, что при формировании Документации о закупке Заказчиком получено три коммерческих предложения от потенциальных поставщиков закупаемых панелей.

Вместе с тем, условия ТЗ и требования Документации о закупке допускают поставку эквивалентного оборудования с характеристиками, соответствующими указанным в ТЗ.

 

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

Обязательным условием для признания в действиях (бездействии) Заказчика нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции является наличие последствий в результате действий (бездействии) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции. В том числе запрещается создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

При данных конкретных обстоятельствах в рассматриваемых действиях Заказчика отсутствует необходимая и достаточная совокупность данных, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Возможность осуществления поставки предмета закупки предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар с указанными Заказчиком в ТЗ характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц.

 

Доказательств, указывающих на невозможность поставки оборудования, в полном объеме соответствующего требованиям ТЗ, Заявителем в материалы жалобы не представлено.

Таким образом, ФГБОУ ВО «СамГТУ» не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении запроса оферт в электронной форме на право поставки интерактивных панелей (извещение № 32110056381, http://zakupki.gov.ru; закупка № 32110056381, https://www.rts-tender.ru).

Доводы, указанные в жалобе ООО «Гефест Капитал», признаются Комиссией Самарского УФАС России необоснованными.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Гефест Капитал» необоснованной.

Связанные организации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ИНН 6315800040, ОГРН 1026301167683
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГЕФЕСТ КАПИТАЛ"
ИНН 7717784658, ОГРН 1147746568815