Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 91-11805-15/8 от 1 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Директору

ООО НТЦ «ВНИИТнефть»

П. С.Ю.,

ул. Ленинградская, д. 83, кв. 80, г. Самара, 443020

 

Директору

ООО ТД «ВНИИТнефть»

П.С.А.,

ул. Ново-Садовая, д. 303А, цокольный этаж, ком. 3, г. Самара, 443011

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

09 декабря 2015г.                                                                                                     г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» ноября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено «09» декабря 2015 года

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии -            А.Р. Баженов, заместитель руководитель Управления;

 

Члены Комиссии –                         И.А. Макридина, начальник отдела;               

Е.О. Фомина, главный специалист-эксперт,

в присутствии представителей:

заявителя по делу – ООО «Научно-технический центр внедрения, научные исследования и инновационные технологии в нефтегазовой промышленности» (ООО НТЦ «ВНИИТнефть») (443020, г. Самара, ул. Ленинградская, д. 83, кв/оф 80, ИНН 6311119024, дата регистрации 26.01.2010) – директор согласно выписке из ЕГРЮЛ и паспорту – Платонов Сергей Юрьевич;

 

ответчика по делу – ООО Торговый дом «ВНИИТнефть» (ООО ТД «ВНИИТнефть») (443011, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 303А, цокольный этаж, ком. 3, дата регистрации 14.10.2011г., ИНН 6316168459) — представитель отсутствует. О месте и времени рассмотрения дела лицо извещалось надлежащим образом определением (исх. № 10916/8 от 02.11.2015г.),

 

рассмотрев дело № 91-11805-15/8 по признакам нарушения ООО ТД «ВНИИТнефть» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

   В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) поступило обращение ООО НТЦ «ВНИИТнефть» (исх. № 20 от 20.08.2015г.) о наличии признаков недобросовестной конкуренции в действиях ООО ТД «ВНИИТнефть»  по использованию полного и сокращенного фирменного наименования «ВНИИТнефть», правообладателем которого является ООО НТЦ «ВНИИТнефть».

Согласно заявлению Общество с ограниченной ответственностью Научно-технический центр «Внедрения, научные исследования и инновационные технологии в нефтегазовой промышленности» (далее - ООО НТЦ «ВНИИТнефть»; - Заявитель) зарегистрировано в налоговом органе 26.01.2010г., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ  и свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.

Основным видом деятельности ООО НТЦ «ВНИИТнефть» являются научные исследования и разработки в области естественных наук (код ОКВЭД 73.10). 

ООО НТЦ «ВНИИТнефть» стало известно, что 14.10.2011г. зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «ВНИИТнефть» (далее - ООО ТД «ВНИИТнефть»; - Ответчик), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

 Одним из видов деятельности ООО ТД «ВНИИТнефть» являются научные исследования и разработки в области естественных наук (код ОКВЭД 73.10). 

   Таким образом, по мнению ООО НТЦ «ВНИИТнефть» в действиях ООО ТД «ВНИИТнефть» по использованию в деятельности сходного полного и сокращенного фирменного наименования присутствуют признаки недобросовестной конкуренции, указанные в п. 9 ст. 4 Закона «О защите конкуренции».

Заявитель просил провести проверку соблюдения антимонопольного законодательства ООО ТД «ВНИИТнефть».

22.10.2015г. приказом  руководителя Управления № 355 возбуждено дело в отношении ООО ТД «ВНИИТнефть» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона  «О защите конкуренции» и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела.

Комиссия Самарского УФАС России, рассмотрев все представленные в материалы дела № 91-11805-15/8 о нарушении антимонопольного законодательства доказательства, выслушав представителя Заявителя, пришла к следующим выводам.

  Предметом и целями в соответствии со статьей 1 Закона «О защите конкуренции» являются предупреждение и пресечение:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской  Федерации.

Обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Сфера правового регулирования антимонопольного органа определена частью 1 статьи 3 настоящего Закона  «О защите конкуренции» и распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Статьёй 14 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Кроме того, не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве недобросовестной конкуренции необходимо установить следующее:

- направленность действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ;

- противоречие указанных действий обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- результатом таких действий является причинение убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесение вреда их деловой репутации или лишь угроза наступления перечисленных последствий.

Для признания действий недобросовестной конкуренцией необходимо учитывать совокупность данных обстоятельств. Письмом ФАС России от 22.05.2012 №АК/16098 подтверждено, что для признания действий недобросовестной конкуренцией  должны одновременно учитываться все вышеуказанные условия.

Так, общество с ограниченной ответственностью Научно-технический центр «Внедрения, научные исследования и инновационные технологии в нефтегазовой промышленности» (сокращенное наименование - ООО НТЦ «ВНИИТнефть» (ОГРН11063110002920) 26.01.2010г. зарегистрирован в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району            г. Самару по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, 83,80, о чем внесена соответствующая  запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

14.10.2011г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары осуществлена государственная регистрация вновь созданного юридического лица, ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ВНИИТнефть» (сокращенное наименование - ООО ТД «ВНИИТнефть» (ОГРН 1116316008049) по адресу: г. Самара,                         ул. Ново-Садовая, д. 303А, цокольный этаж, ком. 3, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

ООО НТЦ «ВНИИТнефть» и ООО ТД «ВНИИТнефть»  согласно сведений из ЕГРЮЛ осуществляют деятельность в области естественных и технических наук, действуют на едином экономическом рынке.

Таким образом, экономическим видом деятельности и заявителя и ответчика является – научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.

Данный факт подтвержден договорами об оказании услуг, которые были представлены Заявителем в материалы дела с отметкой «Коммерческая тайна».

В соответствии с частью 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В силу части 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, фирменные наименования являются средствами индивидуализации юридических лиц, которым предоставляется правовая охрана.

Согласно частям 1, 2 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В силу части 1 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

В соответствии с частью 3 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим).

В рамках рассмотрения дела и на основании соглашения о взаимодействии, заключенного 12.04.2010г. ФАС России с Роспатентом, Самарское УФАС России  направила запрос (исх. № 8683/8 от 28.08.2015г.) в ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности», с целью выяснения вопроса: сходно ли до степени смешения сокращенное фирменное наименование Общества с Ограниченной Ответственностью Научно-технический центр «Внедрения, научные исследования и инновационные технологии в нефтегазовой промышленности» - ООО НТЦ «ВНИИТнефть» с полным и сокращенным фирменным наименованием Общества с ограниченной ответственностью  «Торговый дом «ВНИИТнефть».

Согласно справке, данной ФИПС (исх. № 41-4155-12 от 18.09.2015г.) сокращенное фирменное наименование ООО «ТД «ВНИИТнефть» является сходным до степени смешения с сокращенным фирменным наименованием ООО НТЦ «ВНИИТнефть» в силу наличия общих тождественных элементов «ВННИТ» и «нефть»; полное фирменное наименование Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ВННИТнфть» является сходным до степени смешения с сокращенным фирменным наименование ООО НТЦ «ВНИИТнефть» в силу наличия общих тождественных элементов «ВНИИТ» и «нефть».

Таким образом, Комиссией установлено, что полное и сокращенное фирменное наименование ответчика,  тождественно, сходно до степени смешения с сокращенным фирменным наименованием заявителя. Заявитель и ответчик осуществляют аналогичный вид деятельности связанный с научными исследованиями и разработками в области естественных и технических наук на одной и той же территории города  Самары.

Сокращенным наименованием заявителя в соответствии с уставом является – ООО НТЦ «ВНИИТнефть», полное наименование ответчика – общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ВНИИТнефть», сокращенное наименование – ООО ТД «ВНИИТнефть».

Как следует из материалов дела, заявитель широко используют буквенное сочетание «ВНИИТнефть» в процессе хозяйственной деятельности. Буквенное сочетание «ВНИИТнефть» используется и заявителем и ответчиком.

Использование ответчиком в фирменном наименовании буквенного сочетания «ВНИИТнефть» может вводить в заблуждение потребителей и тем самым нарушает исключительное право заявителя на его фирменное сокращенное наименование как средство его индивидуализации.

Комиссией установлено, что осуществляемые заявителем и ответчиком виды экономической деятельности совпадают.

В соответствии со статьей 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»  товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»  конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, исходя из обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств, Комиссия Самарского УФАС России  приходит к выводу о наличии в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ВНИИТнефть», связанных с использованием полного и сокращенного наименования «ВНИИТнефть», ранее зарегистрированного за ООО НТЦ «ВНИИТнефть», всех признаков недобросовестной конкуренции, указанных в пункте 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»:

1) Заявитель и Ответчик являются конкурирующими хозяйствующими субъектами, поскольку осуществляют деятельность, приносящую доход, на основании государственной регистрации на одном товарном рынке;

2) направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом. Указанное выражается в стремлении улучшить положение конкурирующего хозяйствующего субъекта на рынке, в том числе привлечь к своим товарам (работам, услугам) потребительский спрос и увеличить размер получаемой прибыли по отношению к размеру прибыли, которая могла быть получена им в случае добросовестного поведения на товарном рынке.

3) противоречие действующему законодательству, а именно статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, а также статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации;

4) способность причинения убытков конкуренту. Указанное выразилось в том, что Заявитель вследствие регистрации Ответчиком полного и сокращенного фирменного наименования сходного с сокращенным фирменным наименованием Заявителя, лишается возможности эффективно реализовывать свой товар/услуги, так как данные действия Ответчика не позволили Заявителю получить то, на что он был вправе рассчитывать при обычных условиях реализации своих товаров/услуг с использованием принадлежащего ему сокращенного фирменного наименования, что, в свою очередь, не может не сказаться на прибыли Заявителя.

      Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ВНИИТнефть» (ООО «ВНИИТнефть») (443011, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 303А, цокольный этаж, ком. 3, дата регистрации 14.10.2011г., ИНН 6316168459) нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции» путем использования полного и сокращенного фирменного наименования «ВНИИТнефть», ранее зарегистрированного за ООО НТЦ «ВНИИТнефть»;
  2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ВНИИТнефть» (ООО «ВНИИТнефть») (443011, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 303А, цокольный этаж, ком. 3, дата регистрации 14.10.2011г., ИНН 6316168459) предписание  о прекращении недобросовестной конкуренции;
  3. Передать материалы дела № 91-11805-15/8 уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  

 

Председатель Комиссии                                                                           А.Р. Баженов   

Члены Комиссии:                                                                                     И.А. Макридина

                                                                                                                      Е.О. Фомина

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны