Решение №3777-1/7 Решение по жалобе ООО «ЭлектроТехОборудование» от 14 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>(далее – Комиссия),

 рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭлектроТехОборудование» (далее – Заявитель) на действия Куйбышевской дирекции снабжения филиала ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении          запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 741/ЗКТЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки оборудования котельного (извещение № 32110118232, www.zakupki.gov.ru) (далее – Запрос котировок)

в присутствии представителя Заявителя –  <...> (доверенность),  представителя Заказчика – <...>,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

06.04.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «ЭлектроТехОборудование» на действия  Куйбышевской дирекции снабжения филиала ОАО «РЖД» при проведении Запроса котировок.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы:

- требования к объекту закупки по позиции №2 установленные в разделе 2 «Требования к товарам» Технического задания котировочной документации ограничивают конкуренцию;

- Заказчик внес изменения в приложения №1 извещения, вместе с тем не продлил срок подачи запроса на разъяснение положений Котировочной документации.

Заказчиком предоставлены документы, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 07.04.2021 г. № 3485/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО «РЖД», размещена в ЕИС 07.10.2020 г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

24.03.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение №32110118232 о проведении Запроса котировок.

 

В пункте 2 раздела 2  «Требования к товарам» Технического задания установлены требования к техническим и функциональным характеристикам по позиции № 2 «Водонагреватель накопительный»: «ABS PRO ECO 100V 100 л. 1.5 КВТ 220 В 80С 913X470X450».

Согласно доводам Заявителя в Техническом задании указана марка водонагревателя накопительного «ABS PRO ECO 100V», производимого конкретным производителем, вместе с тем отсутствует указание на возможность поставки эквивалента.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках  не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны  требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к предмету закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к необходимому к поставке объекту. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки, или к предлагаемому ими объекту поставки.

Использование Заказчиком характеристик объекта, установленных в ТЗ, не является нарушением, если эти характеристики носят измеряемый характер и соответствие объекта закупки названным требованиям может быть установлено объективно.

Само по себе предъявление Заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на состояние конкуренции.

В силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Вместе с тем, указанное обозначение «ABS PRO ECO 100V» не свидетельствует о том, что документация противоречит пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку не указывает на включение в описание объекта закупки товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам.

Кроме того, отсутствуют доказательства, подтверждающие, что установленные Заказчиком в Техническом задании требования к товару «Водонагреватель накопительный» влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

 

В соответствии с пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках  в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».

Комиссией Самарского УФАС России установлено что, указанное в требованиях Технического задания обозначение водонагревателя накопительного «ABS PRO ECO 100V» не является товарным знаком.

Согласно пояснениям Заказчика и Заявителя данное обозначение указывает на конкретную модель оборудования с определенным характеристиками.

Таким образом, требования пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках не применяются к рассматриваемым положениям документации.

Кроме того, из устных и письменных пояснений Заказчика следует, что по рассматриваемой позиции допускается возможность поставки эквивалента.

На основании изложенного, довод Заявителя признается Комиссией необоснованным.

 

Согласно доводам Заявителя  Заказчик внес изменения в приложения №1 извещения, вместе с тем не продлил срок подачи запроса на разъяснение положений Котировочной документации.

Пунктом 2.4 части 2 котировочной документации при дате окончания срока подачи котировочных заявок – «02» апреля 2021 г. в 09:00 по московскому времени, было установлено, что срок направления участниками запросов на разъяснение положений извещения о проведении запроса котировок: с «24» марта 2021 г. по «29» марта 2021г. (включительно),

После внесения изменений в Извещение 1 апреля 2021 года при дате окончания срока подачи котировочных заявок – «06» апреля 2021 г. в 09:00 по московскому времени, в пункте 2.4 части 2 котировочной документации указано, что срок направления участниками запросов на разъяснение положений извещения о проведении запроса котировок: с «24» марта 2021 г. по «31» марта 2021г. (включительно).

В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

При указанных обстоятельствах, срок окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке установлен в соответствии с требованиями установленными Законом о закупках.

На основании изложенного, довод Заявителя признается Комиссией необоснованным.

 

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ЭлектроТехОборудование» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны