Решение №3777-1/7 Решение по жалобе ООО «ЭлектроТехОборудование» от 14 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>(далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭлектроТехОборудование» (далее – Заявитель) на действия Куйбышевской дирекции снабжения филиала ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 741/ЗКТЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки оборудования котельного (извещение № 32110118232, www.zakupki.gov.ru) (далее – Запрос котировок)
в присутствии представителя Заявителя – <...> (доверенность), представителя Заказчика – <...>,
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
06.04.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «ЭлектроТехОборудование» на действия Куйбышевской дирекции снабжения филиала ОАО «РЖД» при проведении Запроса котировок.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы:
- требования к объекту закупки по позиции №2 установленные в разделе 2 «Требования к товарам» Технического задания котировочной документации ограничивают конкуренцию;
- Заказчик внес изменения в приложения №1 извещения, вместе с тем не продлил срок подачи запроса на разъяснение положений Котировочной документации.
Заказчиком предоставлены документы, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 07.04.2021 г. № 3485/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО «РЖД», размещена в ЕИС 07.10.2020 г.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
24.03.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение №32110118232 о проведении Запроса котировок.
В пункте 2 раздела 2 «Требования к товарам» Технического задания установлены требования к техническим и функциональным характеристикам по позиции № 2 «Водонагреватель накопительный»: «ABS PRO ECO 100V 100 л. 1.5 КВТ 220 В 80С 913X470X450».
Согласно доводам Заявителя в Техническом задании указана марка водонагревателя накопительного «ABS PRO ECO 100V», производимого конкретным производителем, вместе с тем отсутствует указание на возможность поставки эквивалента.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к предмету закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).
В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к необходимому к поставке объекту. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки, или к предлагаемому ими объекту поставки.
Использование Заказчиком характеристик объекта, установленных в ТЗ, не является нарушением, если эти характеристики носят измеряемый характер и соответствие объекта закупки названным требованиям может быть установлено объективно.
Само по себе предъявление Заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на состояние конкуренции.
В силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Вместе с тем, указанное обозначение «ABS PRO ECO 100V» не свидетельствует о том, что документация противоречит пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку не указывает на включение в описание объекта закупки товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам.
Кроме того, отсутствуют доказательства, подтверждающие, что установленные Заказчиком в Техническом задании требования к товару «Водонагреватель накопительный» влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».
Комиссией Самарского УФАС России установлено что, указанное в требованиях Технического задания обозначение водонагревателя накопительного «ABS PRO ECO 100V» не является товарным знаком.
Согласно пояснениям Заказчика и Заявителя данное обозначение указывает на конкретную модель оборудования с определенным характеристиками.
Таким образом, требования пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках не применяются к рассматриваемым положениям документации.
Кроме того, из устных и письменных пояснений Заказчика следует, что по рассматриваемой позиции допускается возможность поставки эквивалента.
На основании изложенного, довод Заявителя признается Комиссией необоснованным.
Согласно доводам Заявителя Заказчик внес изменения в приложения №1 извещения, вместе с тем не продлил срок подачи запроса на разъяснение положений Котировочной документации.
Пунктом 2.4 части 2 котировочной документации при дате окончания срока подачи котировочных заявок – «02» апреля 2021 г. в 09:00 по московскому времени, было установлено, что срок направления участниками запросов на разъяснение положений извещения о проведении запроса котировок: с «24» марта 2021 г. по «29» марта 2021г. (включительно),
После внесения изменений в Извещение 1 апреля 2021 года при дате окончания срока подачи котировочных заявок – «06» апреля 2021 г. в 09:00 по московскому времени, в пункте 2.4 части 2 котировочной документации указано, что срок направления участниками запросов на разъяснение положений извещения о проведении запроса котировок: с «24» марта 2021 г. по «31» марта 2021г. (включительно).
В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
При указанных обстоятельствах, срок окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке установлен в соответствии с требованиями установленными Законом о закупках.
На основании изложенного, довод Заявителя признается Комиссией необоснованным.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ЭлектроТехОборудование» необоснованной.