Постановление №361адм-21/6 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 1 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания по делу № 063/04/14.31-384/2021 об административном правонарушении

«29» июня 2021 г.                                                                                                                 г. Самара

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол и материалы дела № 063/04/14.31-384/2021 об административном правонарушении  в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс» (ул. Победы, д. 14, оф. 1, г. Самара, 443083, ИНН: 6316186232),

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось принятие Самарским УФАС России решения от 15.04.2021 г., которым установлен факт нарушения ООО «ЭкоСтройРесурс» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Событие административного правонарушения и его квалификация.

1. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явились заявления ООО Фемто Клиника, Эксимер Центр «Лазерная коррекция зрения» (далее - ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения»), ООО «Региональный медицинский центр», указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Самарским УФАС России установлено, что установлено, что ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения» осуществляет медицинскую деятельность и оказывает амбулаторные медицинские услуги в нежилом помещении многоквартирного дома на территории Самарской области, а именно по адресу: ул. Фрунзе д. 35, Автозаводский р-н, г. Тольятти.
Вышеуказанное помещение ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения» занимает на основании договора аренды от 12.03.2019 г., заключенного между данным Обществом и ИП <…>, ИП <…>  (далее – Арендодатели).
В соответствии с вышеуказанным договором Арендодатели предоставляет ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения» за плату во временное пользование нежилое помещения общей площадью 272,3 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Фрунзе, д. 35, 1 этаж, пом. № 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 50а, 51, 51а, 52, 52а, 52 б, 53, 53а, 53б, 53в, 54, 55, 55а,55б, 56, 56а, 57, 57а, 57б, 57в, 58.
Как следует из материалов настоящего дела, ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения» направило в адрес регионального оператора заявку на заключение договора по обращению с ТКО от 16.08.2019 г. ООО «ЭкоСтройРесурс» в адрес заявителя направило проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО № ТКО-12369 от 05.11.2019 г., что подтверждается письмом от 23.10.2019 г. исх. №1161. Указанный договор от 05.11.2019 г. был подписан с протоколами разногласий.
Согласно пункту 15 указанного договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505, следующим способом: в соответствии с Приложением №1 к указанному договору. Согласно Приложению № 1 к указанному договору порядок накопления определен исходя из норматива накопления ТКО равному 0,15 м3/год. Расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО – 1 посетитель, количество расчетных единиц указанно 2 412.
Согласно материалам дела, медицинской организацией ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения» в заявке ООО «ЭкоСтройРесурс» предоставлена информация о количестве расчетных единиц (количестве посетителей) за 2018 год для расчета ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО в 2019 году.
В соответствии с представленными данными, за 2018 год ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения» посетило 2 412 человек, что следует из заявки ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения» на заключение договора по обращению с ТКО от 16.08.2019 г.; за 2019 г. ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения» посетило 4 721 человек. Указанные сведения также содержатся в отчете, направленном в орган федеральной службы государственной статистики, представленном в материалы дела.
Самарским УФАС России установлено, что для расчета ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО для ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения» региональным оператором использованы следующие данные:
- предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, утвержденный Приказом № 846, Приказом № 95, Приказом 781, который составляет для всех потребителей (без НДС) 498,47 руб./м3. При этом с учетом НДС 20% данная сумма составляет 598,16 руб./м3. Согласно формуле 9(5), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 данная величина имеет условное обозначение «T»;
- норматив накопления ТКО для медицинских учреждений (поликлиник, лабораторий клинико-диагностических и бактериологических), утвержденный приказом № 804, в размере 0,15 м3/год. Согласно формуле 9(5) данная величина имеет условное обозначение «N»;
- расчетная единица, в отношении которой установлен норматив накопления ТКО, утвержденная Приказом № 804, равная 1 посетителю. 
Согласно материалам дела, ООО «ЭкоСтройРесурс» рассчитывает размер ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО для ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения» следующим образом: 2 412 чел./год. * 1/12 мес. * 0,15 м3/год * 598,16 руб./м3 = 18 034 руб/мес.

Проанализировав указанный расчет, Самарское УФАС России пришло к выводу о том, что ООО «ЭкоСтройРесурс» при расчете размера ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО для ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения»  в качестве расчетной единицы использует количество посетителей медицинской организации за весь год в целом, предшествующий году оказания коммунальной услуги.
Таким образом, согласно применяемому ООО «ЭкоСтройРесурс» расчету, посещаемость ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения» составляет 2412 человек ежемесячно. 
Вместе с тем, указанные данные, не соответствуют сведениям, представленным ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения». Согласно материалам дела, ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения» в целом за весь 2018 год посетило 2412 человек.
Учитывая изложенное, исходя из расчетов, произведенных ООО «ЭкоСтройРесурс», ежемесячная стоимость услуг по обращению с ТКО для ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения» составляет 18 034 руб./мес., что подтверждается соответствующими универсальными передаточными документами от 31.03.2020 г., 30.04.2020 г., 31.05.2020 г. 30.06.2020 г., представленных в материалы дела.

2. Самарским УФАС России при рассмотрении дела № 063/01/10-737/2020 также установлено, что ООО «Региональный медицинский центр» осуществляет медицинскую деятельность и оказывает амбулаторные медицинские услуги в нежилых помещениях многоквартирного дома на территории Самарской области, а именно по адресам: ул. Ново-Садовая д. 369а, г. Самара; проспект Ленина, д.1, г. Самара; 6-я просека, д. 161, г. Самара; ул. Репина, д.11, г. Новокуйбышевск, Самарская область; пр-т Королева, д. 15, г. Сызрань, Самарская область.
Вышеуказанное помещение ООО «Региональный медицинский центр» занимает на основании договора аренды от 01.07.2020 г., заключенного между данным Обществом и ИП <…>, ИП <…>  (далее – Арендодатели).
В соответствии с вышеуказанным договором Арендодатели предоставляет «Региональный медицинский центр» за плату во временное пользование нежилые помещения:
- нежилые помещения № 1, Самарская область, г. Самара, Промышленный р-н, Просека 6, д. 161, площадью 402,1 кв.м. 2 этаж, поз. №7-44, кадастровый №63:01:0000000:0:1602/5,
- нежилое помещение. Самарская область, г. Самара, Промышленный р-н, Шестая просека, д. 161, площадью 135,76 кв.м., кадастровый №63:01:0255009:1676,
- нежилое помещение № НЗ, цокольный этаж, Самарская область, г. Самара, Промышленный р-н, Шестая просека, д. 161, площадью 80,40 кв.м., поз. №16-17+ коридор и места общего пользования, кадастровый №63:01:0000000:0:1602/62,
- нежилое помещение N н 10, Самарская обл., г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 371, квартира 1, площадью 67,1 кв.м, этаж №1, кадастровый № 63:01:0709002:1319,
- нежилое помещение, Самарская область. г.Самара, Промышленный район Просека 6, д. 161, площадью 60,3 кв.м. 2 этаж, поз. №1-5, 50, 51, кадастровый №63:01:0255009:1031,
- жилое помещение, Самарская область, г.Самара, Промышленный р-н, ул. Ново- Садовая, д. 371, кв.2, 1 этаж, площадью 68,60 кв.м, кадастровый № 63-63-01/039/2013-357;
- жилое помещение, Самарская область, г.Самара, Промышленный р-н, ул. Ново- Садовая, д. 371, кв.4, 1 этаж, площадью 69,40 кв.м, кадастровый № 63:01:0000000:0:4440/11,

Как следует из материалов дела № 063/01/10-737/2020, ООО «Региональный медицинский центр» направило в адрес регионального оператора заявку на заключение договора по обращению с ТКО от 16.08.2019 г. ООО «ЭкоСтройРесурс» в адрес заявителя направило проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО № ТКО-10081 от 05.11.2019 г. Указанный договор от 05.11.2019 г. был подписан с протоколами разногласий.
Согласно пункту 15 указанного договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505, следующим способом: в соответствии с Приложением №1 к указанному договору. Согласно Приложению № 1 к указанному договору порядок накопления определен исходя из норматива накопления ТКО равному 0,15 м3/год. Расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО – 1 посетитель, количество расчестных единиц указанно 8335.
Согласно материалам дела, медицинской организацией ООО «Региональный медицинский центр» в заявке ООО «ЭкоСтройРесурс» предоставлена информация о количестве расчетных единиц (количестве посетителей) за 2018 год для расчета ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО в 2019 году.
В соответствии с представленными данными, за 2018 год ООО «Региональный медицинский центр» посетило 8 335 человек, что следует из Общества на заключение договора по обращению с ТКО от 16.08.2019 г.; за 2019 г. ООО «Региональный медицинский центр» посетило 12 669 человек. Указанные сведения также содержатся в отчете, направленном в орган федеральной службы государственной статистики, представленном в материалы дела.
Самарским УФАС России установлено, что для расчета ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО для ООО «Региональный медицинский центр» региональным оператором использованы следующие данные:
- предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, утвержденный Приказом № 846, приказом № 95, приказом № 781, который составляет для всех потребителей (без НДС) 498,47 руб./м3. При этом с учетом НДС 20% данная сумма составляет 598,16 руб./м3. Согласно формуле 9(5), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 данная величина имеет условное обозначение «T»;
- норматив накопления ТКО для медицинских учреждений (поликлиник, лабораторий клинико-диагностических и бактериологических), утвержденный приказом № 804, в размере 0,15 м3/год. Согласно формуле 9(5) данная величина имеет условное обозначение «N»;
- расчетная единица, в отношении которой установлен норматив накопления ТКО, утвержденная Приказом № 804, равная 1 посетителю. 
При этом ООО «ЭкоСтройРесурс» в качестве показателя Ki характеризующего число расчетных единиц для i-го нежилого помещения, предусмотренного формулы 9(5), берет в расчет количество посетителей медицинской организации в целом за весь 2018 год. 
Согласно материалам дела, ООО «ЭкоСтройРесурс» рассчитывает размер ежемесячной платы за услугу. по обращению с ТКО для ООО «Региональный медицинский центр» следующим образом: 8 335 чел./год. * 1/12 мес. * 0,15 м3/год * 598,16 руб./м3 = 62 320 руб/мес.
Проанализировав указанный расчет, Самарское УФАС России пришло к выводу о том, что ООО «ЭкоСтройРесурс» при расчете размера ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО для ООО «Региональный медицинский центр» в качестве расчетной единицы использует количество посетителей медицинской организации за весь год в целом, предшествующий году оказания коммунальной услуги.
Таким образом, согласно применяемому ООО «ЭкоСтройРесурс» расчету, посещаемость ООО «Региональный медицинский центр» составляет 8335 человек ежемесячно. 
Вместе с тем, указанные данные, не соответствуют сведениям, представленным ООО «Региональный медицинский центр». Согласно материалам дела, ООО «Региональный медицинский центр» в целом за весь 2018 год посетило 8335 человек.
Учитывая изложенное, исходя из расчетов, произведенных ООО «ЭкоСтройРесурс», ежемесячная стоимость услуг по обращению с ТКО для ООО «Региональный медицинский центр» составляет 62 320 руб./мес., что подтверждается соответствующими универсальными передаточными документами от 31.03.2020 г., 30.04.2020 г., 31.05.2020 г., представленных в материалы дела.

3. Самарское УФАС России, изучив материалы дела № 063/01/10-737/2020, пришло к выводу о том, что действия регионального оператора по расчету размера стоимости услуги по обращению с ТКО для Клиник с применением значения показателя, характеризующего количество расчетных единиц (количество посетителей) в целом за весь календарный год, не соответствуют требованиям, установленным Правилами № 354.
В данной ситуации при расчете ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО для рассматриваемой категории потребителей в качестве показателя Ki, содержащегося в формуле 9(5), утвержденной Правилами предоставления коммунальных услуг, следует использовать данные о количестве посетителей за месяц, предшествующий месяцу начисления платы за коммунальную услугу. 
Указанный подход обусловлен нормами действующего жилищного законодательства и Правилами № 354. В соответствии с разделом II(1) Правил № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю, определяется за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире.
При этом расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37 Правил № 354).
В соответствии с разделом II(1) Правил № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю, определяется за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире.
Таким образом, под количеством расчетных единиц в формуле 9(5), утвержденной вышеуказанными Правилами, понимается количество посетителей в месяц.
Исходя из анализа действующего законодательства, Самарское УФАС России пришло к выводу, что ежемесячная плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО для Клиник рассчитывается как произведение количества посетителей в месяц, норматива накопления ТКО для объектов общественного назначения (поликлиники, лаборатории клинико-диагностические и бактериологические) и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс:
количество посетителей в месяц * 1/12 мес. * 0,15 м3/год на 1 посетителя * 598,16 руб./м3
Аналогичные выводы относительно порядка расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО для указанной категории потребителей содержатся в письме ФАС России от 29.01.2020 г. № ВК/5811/20, представленном в ответ на запрос Самарского УФАС России о разъяснении применения норм действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах в случае отсутствия у медицинской организации данных о количестве посетителей за год, в том числе предшествующий году начисления платы (например, если организация образована в текущем году), подход ООО «ЭкоСтройРесурс» к расчету платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, практически, не может быть применен.
Вышеуказанные выводы в своей совокупности опровергают доводы ООО «ЭкоСтройРесурс», изложенные в рамках рассмотрения дела № 063/01/10-737/2020, о том, что норматив накопления ТКО для медицинских учреждений, утвержденный приказом № 804, установлен как количество м3/год, и в качестве единицы для осуществления расчетов следует использовать количество посетителей за год. Данный поход регионального оператора по расчету ежемесячной платы за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО противоречит установленному порядку. 

4. В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа) проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.
С учетом целей исследования и особенностей рынка услуг по обращению с ТКО, временным интервалом исследования являются 2019-2020 гг.
Продуктовые границы товарного рынка определены, как услуги по обращению с ТКО. Данная услуга является комплексной и включает в себя несколько подуслуг: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов.
Географическими границами исследуемого рынка следует признать границы, в которых осуществляет деятельность региональный оператор по обращению с ТКО, которые совпадают с границами Самарской области. 
Действующее законодательство в сфере обращения с ТКО, имеющиеся документы и сведения свидетельствуют о том, что единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по обращению с ТКО в Самарской области в пределах срока исследования рынка, является ООО «ЭкоСтройРесурс» (ул. Победы, д. 14, оф. 1, ИНН: 6316186232), имеющее статус регионального оператора.
Указанное Общество является победителем конкурсного отбора, проведенного министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, по результатам конкурса между сторонами заключено соглашение от 01.11.2018 г.
С учетом целей исследования, положений нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности обращения с ТКО, обстоятельств, рассматриваемых антимонопольным органом, имеющихся документов и сведений покупателями, приобретающими у ООО «ЭкоСтройРесурс» услуги по обращению с ТКО, являются медицинские учреждения (поликлиники, лаборатории клинико-диагностические и бактериологические).
По результатам анализа установлено, что рынок услуг по обращению с ТКО в Самарской области является высококонцентрированным и характеризуется неразвитой конкуренцией. На рынке с 01.01.2019 г. по настоящее время осуществляет деятельность единственный хозяйствующий субъект ООО «ЭкоСтройРесурс», доля которого составляет 100%. Таким образом, ООО «ЭкоСтройРесурс» занимает доминирующее положение на изученном товарном рынке. 
  
5. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, признаки нарушения антимонопольного законодательства могут быть установлены в случае злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в результате которого наступают или могут наступить неблагоприятные последствия в виде ограничения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действия (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей). Самостоятельным итогом злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением может быть ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности.
Самарским УФАС России установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс», совершая вышеизложенные действия в отношении ООО «Региональный медицинский центр», ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения» по необоснованному расчету ежемесячной платы за оказание услуг по обращению с ТКО, злоупотребляет своим доминирующим положением на товарном рынке, в результате чего наступают неблагоприятные последствия в виде ущемления интересов заявителей в сфере предпринимательской деятельности.
В качестве злоупотребления доминирующим положением, повлекшим ущемление интересов медицинских организаций, антимонопольным органом квалифицированы действия, связанные с начислением ежемесячной платы за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО путем необоснованного применения значения показателя Ki, отражающего количество посетителей за год, которые не соответствуют требованиям экономической обоснованности, имеющие своим результатом значительное увеличение цены за коммунальную услугу.
Указанные действия совершаются ООО «ЭкоСтройРесурс» именно в силу обладания особым статусом – региональный оператор по обращению с ТКО. Доминирующее положение ООО «ЭкоСтройРесурс» на товарном рынке и его статус регионального оператора обуславливают возможность Общества оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке – услуги по обращению с ТКО. На территории Самарской области, включая территории г. Самары, г. Тольятти, г. Новокуйбышевск, г. Сызрань,  где осуществляют предпринимательскую деятельность ООО «Региональный медицинский центр», ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения», ООО «ЭкоСтройРесурс» является единственным региональным оператором, с которым в силу положений Закона об отходах заявители могут заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Таким образом, у заявителей отсутствует возможность обратиться за получением услуги по обращению с ТКО к какому-либо иному лицу, кроме ООО «ЭкоСтройРесурс». 
Вместе с тем, Самарское УФАС России отмечает, что действия ООО «ЭкоСтройРесурс» по расчету платы за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО не имеют экономического обоснования и противоречат положениям нормативных правовых актов. В результате произведенного ООО «ЭкоСтройРесурс» расчета размера платы за услугу по обращению с ТКО, сумма, подлежащая уплате за данную коммунальную услугу, оказалась завышена в 12 раз. При осуществлении заявителями своей хозяйственной деятельности они вынуждены нести расходы на оплату коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО. Следовательно, предъявление ответчиком платежных документов с указанием к оплате за коммунальную услугу суммы, исчисленной с нарушениями действующего законодательства, ущемляет интересы Клиник при осуществлении основного вида деятельности по оказанию медицинских услуг. При этом оплата услуг, предоставляемых ООО «ЭкоСтройРесурс», в данном размере, безусловно, негативно влияет на финансово-экономические результаты деятельности Клиник. 
Исходя из материалов дела и пояснений, данных лицами, участвующими в деле, ООО «ЭкоСтройРесурс», начиная с 01.01.2019 г. продолжает осуществлять начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО для заявителей с нарушением требований действующего законодательства.
Материалами дела подтверждается причинно-следственная связь между действиями ООО «ЭкоСтройРесурс» и наступившими последствиями в виде ущемления интересов заявителей.
Учитывая вышеизложенные, рассматриваемые действия ООО «ЭкоСтройРесурс» являются результатом злоупотребления доминирующим положение Общества на рынке по оказанию услуг по обращению с ТКО и ущемляют интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности, что подтверждает наличие в действиях регионального оператора нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

6. Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и  недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Таким образом, действия ООО «ЭкоСтройРесурс» указывают на состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

    Принимая во внимание необходимость осуществления процессуальных действий, требующих значительных временных затрат по определению обстоятельств и причин совершения указанного административного правонарушения, руководствуясь частью 4 статьи 28.3, статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ, Приказом ФАС России от 19 ноября 2004 г. № 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении», начальником отдела Самарского УФАС России вынесено определение о возбуждении дела от 29.04.2021 г. № 063/04/14.31-384/2020 об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс» (исх. № 4312/6 от 29.04.2021 г.). Указанным определением у ООО «ЭкоСтройРесурс» были запрошены документы и сведения, необходимые для производства по настоящему делу. Письмом от 30.04.2021 г. № ЭСР-31758/21 ООО «ЭкоСтройРесурс» были представлены истребуемые материалы.
ООО «ЭкоСтройРесурс» также представлены письменные пояснения, в которых Общество выражает несогласие с вменяемым правонарушением. Согласно доводам ООО «ЭкоСтройРесурс», антимонопольным органом ошибочно сделан вывод о том, что при расчете ежемесячной платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по формулы 9(5), годовое количество посетителей медицинских учреждений и годовой норматив ТКО необходимо делить на 12, так как данный расчет противоречит установленной формуле 9(5):
 
Вместе с тем, указанные доводы ООО «ЭкоСтройРесурс» основаны на неверном толковании норм материального права и опровергаются совокупностью документов и сведений, полученных Самарским УФАС России при рассмотрении настоящего дела. В связи с чем, Самарское УФАС России пришло к выводу о том, что данные доводы не свидетельствуют об отсутствии в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства. 
Данные обстоятельства свидетельствуют об ущемлении интересов Клиник, являются злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и указывают на наличие в действиях регионального оператора события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Составление протокола по делу № 063/04/14.31-384/2021 об административном правонарушении назначено на 24.05.2021 г в 15 ч. 00 мин. Общество надлежащим образом извещено о времени и месте составлении протокола, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44312358042910.
 На составление протокола явился защитник ООО «ЭкоСтройРесурс» Яковлева Ирина Анатольевна (доверенность от 19.01.2021 г. №63АА6357805). Копия протокола вручена защитнику ООО «ЭкоСтройРесурс».
Определением Самарского УФАС России от 24.05.2020 г. № 5105/6 рассмотрение дела назначено на 07.06.2021 г. в 10 часов 00 минут. Копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела вручена защитнику ООО «ЭкоСтройРесурс». 
07.06.2021 состоялось рассмотрение дела № 063/04/14.31-384/2021. Определением об отложении рассмотрения дела № 063/04/14.31-384/2021 об административном правонарушении в соответствии со статьями 29.1, 29.4, 29.7 КоАП РФ дело отложено на 29.06.2021 г. в 14 часов 30 минут. Определением от 07.06.2021 г. №5741/6 в соответствии с частью 2 статьи 29.6 КоАП РФ срок рассмотрения дела № 063/04/14.31-730/2020 об административном правонарушении в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс» продлен до «07» июля 2021 г. 
Указанные определения получены Обществом, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44312358448699. Следовательно ООО «ЭкоСтройРесурс» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела. 
На рассмотрение дела об административном правонарушении явился защитник ООО «ЭкоСтройРесурс Яковлева Ирина Анатольевна (доверенность от 19.01.2021 г. №63АА6357805). В ходе рассмотрения дела указанный защитник представил в адрес Самарского УФАС России дополнительные возражения, приобщенные к материалам дела, которые содержат аналогичные доводы, изложенные в представленных ранее пояснениях. Как указывает ООО «ЭкоСтройРесурс» в своих пояснениях, в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения и событие административного правонарушения.

6. В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ (статья 2.2 КоАП РФ) формы вины не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению. 
Материалы дела свидетельствуют о том, что административное правонарушение было совершено ООО «ЭкоСтройРесурс» виновно, поскольку у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований антимонопольного законодательства, в материалы дела не представлено.

Частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении. 
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ. Указанные обстоятельства при рассмотрении настоящего дела не установлены.
Факт совершения ООО «ЭкоСтройРесурс» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ (событие административного правонарушения) подтверждается:
- материалами дела № 063/04/14.31-384/2021 об административном правонарушении;
- протоколом об административном правонарушении от 24.05.2021 г.;
- решением Самарского УФАС России от 15.04.2021 г. по делу № 063/01/10-737/2020.
Срок давности привлечения ООО «ЭкоСтройРесурс» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

При принятии постановления по настоящему делу и назначении ООО «ЭкоСтройРесурс» административного наказания рассмотрена возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Обстоятельства конкретного совершенного административного правонарушения и роль правонарушителя в нем свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае действия ООО «ЭкоСтройРесурс» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ не формально. Данные действия содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области антимонопольного законодательства, что не позволяет признать совершенное правонарушение малозначительным и освободить юридическое лицо от административной ответственности по данному основанию.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При расчете штрафа в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс» установлено следующее обстоятельство, отягчающее административную ответственность. Из материалов дела следует, что расчеты ежемесячной платы за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами производились ООО «ЭкоСтройРесурс» с нарушением действующего законодательства путем необоснованного применения значения показателя Ki для ООО «Региональный медицинский центр», ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения» с 31.03.2020 г. по 17.05.2021 г. 
Таким образом, указанное свидетельствует о наличии предусмотренного пунктом 1 примечания 3 к статье 14.31 КоАП РФ отягчающего административную ответственность обстоятельства: совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год.
При расчете штрафа в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс» установлено следующее обстоятельство, смягчающее административную ответственность. Из материалов дела следует, что в адрес ООО «Региональный медицинский центр», ООО ФК, ЭЦ «Лазерная коррекция зрения» 17.05.2021 г. направлены универсальные корректировочные документы, в соответствии с которыми осуществлен перерасчет платы за услуги по обращению с ТКО.
Таким образом, указанное свидетельствует о наличии предусмотренного пунктом 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ смягчающего административную ответственность обстоятельства.
Сумма штрафа, подлежащего применению при назначении ООО «ЭкоСтройРесурс» административного наказания, рассчитана исходя из положений статьи 14.31 КоАП РФ, а также примечаний к ней.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, 29.10 КоАП РФ,     

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «ЭкоСтройРесурс» (ул. Победы, д. 14, оф. 1, г. Самара, 443083, ИНН: 6316186232, ОГРН: 1136316004747), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 650 000 (шестисот пятидесяти тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 08.12.2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере защиты конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Получатель: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области г. Самара.

ИНН 6315802344
КПП 631601001
Номер казначейского счета 03100643000000014200
БИК ТОФК 013601205
ЕКС 40102810545370000036
Наименование банка: ОТДЕЛЕНИЕ САМАРА БАНКА РОССИИ//УФК по Самарской области г. Самара
Л/с 04421188490 в УФК по Самарской области
КБК 161 1 16 01141 01 0032 140
ОКТМО 36701000
УИН 16100500000001022174

Назначение платежа: административный штраф в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ за нарушение Закона о защите конкуренции согласно постановлению Самарского УФАС России от 01.07.2021 г. по делу № 063/04/14.31-384/2021.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление по адресу электронной почты to63@fas.gov.ru.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя
Самарского УФАС России                                                                                       <…>
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны