Решение №2365-1/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «ЧОП «Гарантия-Волгоград» от 9 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Гарантия-Волгоград» (далее – Заявитель) на действия публичного акционерного общества «Сбербанк России» в лице Поволжского банка ПАО Сбербанк (далее – Поволжский банк ПАО Сбербанк, Банк, Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право оказания охранных услуг с использованием ТСО (ЗП-8100054468) (извещение № 32109965265, http://zakupki.gov.ru; процедура № ПВБ2021-0008(АСМП), https://utp.sberbank-ast.ru) (далее – Аукцион),

в присутствии представителей: от ООО «ЧОП «Гарантия-Волгоград» – <...> (доверенность); от Поволжского банка ПАО Сбербанк – <...> (доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.02.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «ЧОП «Гарантия-Волгоград» и 04.03.2021г. дополнения к жалобе на действия Поволжского банка ПАО Сбербанк при проведении Аукциона.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, аукционная документация составлена с нарушением законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Банк просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 02.03.2021г. № 2096/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Заказчика размещена в ЕИС: 05.06.2020г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

05.02.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона. Указанное извещение также размещено Заказчиком на сайте электронной торговой площадки акционерного общества «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (АО «Сбербанк – АСТ»). Актуальная документация по Аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 17.02.2021г.

 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, реализация права Заказчика на самостоятельное установление требований к товарам, работам, услугам и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения соответствия товаров, работ, услуг установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупках принципов.

Из указанного следует, что Закон о закупках, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.

Часть 6 статьи 3 Закона о закупках гласит, что требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Требования к содержанию извещения и документации о конкурентной закупке определены частями 9, 10 статьи 4 Закона о закупках.

Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки установлены частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках заказчик должен руководствоваться в том числе следующим правилом: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что заказчики, осуществляющие закупки по правилам Закона о закупках, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими показателями, которые им необходимы, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к объекту закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

 

Разделом 1 Документации о закупке установлена Информационная карта закупки (далее – ИК).

Согласно пункту 3 ИК предметом закупки является выбор организации на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации объектов Волгоградского отделения № 8621 ПАО Сбербанк.

 

ООО «ЧОП «Гарантия-Волгоград» в своей жалобе указывает на необоснованное объединение Заказчиком товаров, технически и функционально не связанных между собой, что, по его мнению, нарушает статью 17 Закона о защите конкуренции.

Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет, согласно которому наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Закон о закупках не устанавливает требований и ограничений при формировании заказчиками лотов при проведении закупок. При этом, Поволжским банком ПАО Сбербанк указано, что весь комплекс услуг/работ необходим для оказания охранных услуг с использованием ТСО, что указывает на функциональную и технологическую связь закупаемых услуг/работ.

При этом признаки нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в рассматриваемом случае не усматриваются, поскольку данная норма не регулирует отношения, связанные с проведением процедур в соответствии с Законом о закупках.

 

В Документации о закупке указано, что оборудование ПЦО участника должно обеспечивать прием сигнала от ПКП «Норд GSM».

В Документации о закупке также в табличной форме дан перечень специального оборудования – пульта централизованного наблюдения типа (любого из перечисленного в Таблице 3 Документации о закупке), совместимого с используемым Банком ПКП «Норд GSM».

Таким образом, пультовое оборудование участника должно обеспечивать возможность применения на объектах Заказчика охранного оборудования производства ООО НТКФ «СИ-Норд».

При этом из письменных возражений Банка следует, что Поволжским банком ПАО Сбербанк предусмотрено условие о том, что в случае несовместимости ТСО комплекса и оборудования собственного ПЦО исполнителя – исполнитель производит замену оборудования на собственное, без затрат со стороны Заказчика (пункт 3.4.1 Документации о закупке).

На основании изложенного, в материалы жалобы не представлено доказательств, указывающих на нарушение Банком законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в части установления требований, предусмотренных пунктом 3.4.1 Документации о закупке.

Заказчиком также указано, что выполнение требований о совместимости ТСО Банка и ПЦО исполнителя необходимо для возможности осуществления исполнителем услуги пультового централизованного наблюдения с ПЦО за состоянием технических средств охраны на объектах Заказчика и реагирования ГБР при поступлении на ПЦО исполнителя сигнальной информации. Оказание охранных услуг невозможно без подключения оборудования Банка к ПЦО исполнителя, поскольку включает в себя в том числе контроль исполнителем технического состояния средств охраны и реагирование на тревожные сообщения.

Довод жалобы в части несоответствии обязанностей исполнителя, определённых договором, с обязанностями исполнителя, определёнными техническим заданием, также являются безосновательными, поскольку указанный довод сводится к несогласию ООО «ЧОП «Гарантия-Волгоград» с условием о необходимости подключения исполнителем оборудования Банка к ПЦО исполнителя.

Документацией о закупке также предусмотрены дополнительные требования, необходимые для исполнения договора оказания услуг, одним из которых является необходимость обеспечить принятие всех объектов Волгоградского отделения №8 621 ПАО Сбербанк (согласно перечня объектов) под охрану, согласно план-графика, разработанного Банком, но не позднее 1 (одного) месяца с даты заключения договора.

Банк указывает, что план-график переключения объектов не может быть определен заранее, без согласования с исполнителем, и составляется Заказчиком в том числе с учетом определенных обстоятельств (даты заключения сторонами договора, режима работы подразделений Банка, режима обслуживания клиентов и сохранения условия непрерывности бизнес-процессов).

Таким образом, план-график не может быть включен на этапе проведения процедуры в договор в виде отдельного приложения.

В соответствии с условиями Документации о закупке переключение объектов на собственный ПЦН исполнителем выполняется до включения их в «Перечень объектов, сдаваемых под охрану и техническое обслуживание» (Приложение № 1 к договору), при настройке/замене ТСО комплекса без затрат со стороны Заказчика. В Приложении № 1 к договору указывается дата, по состоянию на которую указанные в приложении объекты считаются принятыми под охрану и техническое обслуживание Исполнителем.

Доказательств, указывающих на несоответствие положений Документации о закупке и проекта договора требованиям законодательства о закупках, Заявителем в материалы жалобы не представлено.

При рассмотрении жалобы Заявителем не доказаны заявленные доводы, согласно которым положения проекта договора противоречит требованиям Документации о закупке. Указанные в жалобе Заявителем доводы сводятся к оспариванию условий проекта договора, установленных Заказчиком, что из представленных материалов и сведений не указывает на нарушение законодательства о закупках.

Также, разъяснение доводов, аналогичных доводам жалобы, было размещено Банком 17.02.2021г. в ответ на поступивший запрос.

На участие в Аукционе поступило две заявки, обе допущены до следующего этапа.

Таким образом, Поволжским банком ПАО Сбербанк не нарушен установленный действующим законодательством порядок проведения закупки при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право оказания охранных услуг с использованием ТСО (ЗП-8100054468) (извещение № 32109965265, http://zakupki.gov.ru; процедура № ПВБ2021-0008(АСМП), https://utp.sberbank-ast.ru).

Доводы, указанные в жалобе и дополнениях ООО «ЧОП «Гарантия-Волгоград», признаются Комиссией Самарского УФАС России необоснованными.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ЧОП «Гарантия-Волгоград» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны