Определение №6080/6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 063/01/10-550/2021 О НАРУШЕН... от 11 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 063/01/10-550/2021
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
К РАССМОТРЕНИЮ

11.06.2021 г.                                                                                                                       г. Самара
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…>.

УСТАНОВИЛ:

В Самарское УФАС России поступило заявление ООО «Рубин» (исх. от 05.03.2021 № ис-238/2, а также дополнения к заявлению (исх. от 31.03.2021 г. № ис-354, от. 04.06.2021 г. № 590/3) о действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» (далее также региональный оператор) при оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
Самарским УФАС России при рассмотрении заявления в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции запрошены дополнительные документы и сведения как у ООО «Рубин», так и у ООО «ЭкоСтройРесурс». По результатам рассмотрения полученной информации установлено следующее.
Между ООО «Рубин» и ООО «ЭкоСтройРесурс» заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО № ТКО-6 037.
В соответствии с пунктом 12 договора № ТКО-6 037 способ коммерческого учета объемов ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО, выраженного в количественных показателях объема. В Приложении № 1 к договору указано, что местом накопления ТКО является контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Самара, ул. проспект Кирова, д.147. Периодичность вывоза ТКО – ежедневно.
ООО «ЭкоСтройРесурс» отказано ООО «Рубин» в определении коммерческого способа учета объемов ТКО расчетным путем исходя из количества и объемов контейнеров для накопления ТКО. Из представленных документов следует, что в связи с наличием разногласий по указанному условию договора заявитель обратился в Арбитражный суд Самарской области, который урегулировал между сторонами разногласия и принял указанное условие договора в редакции регионального оператора. Суд указал на отсутствие правовых оснований для определения условия о коммерческом учете объемов ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, поскольку место накопления ТКО по адресу: г. Самара, ул. проспект Кирова, д.147 не внесено в Территориальную схему обращения с отходами Самарской области и потребителем не осуществляется раздельное накопление ТКО.
Вместе с тем, согласно представленным документам, контейнерная площадка, принадлежащая ООО «Рубин», указана как место накопления ТКО в договорах между ООО «ЭкоСтройРесурс» и другими контрагентами, например, ООО «Икс 5 Гипер» (договор № ТКО - 3445 от 12.08.2019 г.). Порядок учета по указанному договору определен в соответствии с Приложением № 1. Место нахождения объекта недвижимости: г. Самара, ул. проспект Кирова, д.147. 
При этом в указанном договоре способ коммерческого учета объемов ТКО определен расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, несмотря на то, что данная контейнерная площадка не внесена в территориальную схему обращения с отходами, а раздельное накопление отходов на территории Самарской области не организовано.
Заявитель так же указывает на то, что для хозяйствующих субъектов, действующих с ООО «Рубин» на рынке управления торгово-развлекательными комплексами (центрами) на территории Самарской области, также определен способ коммерческого учета объемов ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Кроме того, при определении норматива накопления ТКО для ООО «Рубин» региональный оператор посчитал объект, который является источником образования ТКО, магазином универсальным. Данная категория объекта установлена Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 № 804 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области». Однако из свидетельства о праве собственности на объект следует, что ООО «Рубин» принадлежит торгово-офисный и развлекательный центр. 
Указанные действия ООО «ЭкоСтройРесурс», выразившиеся в различном подходе при определении способа коммерческого учета объемов ТКО для потребителей, использующих контейнерную площадку ООО «Рубин», а также для потребителей, осуществляющих деятельность с ООО «Рубин» на одном товарном рынке, свидетельствуют о признаках злоупотребления ООО «ЭкоСтройРесурс» своим доминирующим положением и ущемлении интересов ООО «Рубин» в сфере предпринимательской деятельности.
В заявлении ООО «Рубин» также содержатся доводы о неоказании ООО «ЭкоСтройРесурс» услуг по обращению с ТКО. 
Обязанность ООО «ЭкоСтройРесурс» оказывать услуги по обращению с ТКО всем потребителям на территории Самарской области вытекает из взаимосвязанного анализа положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156, Соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018 г., заключенного между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства и ООО «ЭкоСтройРесурс». 
Из указанных положений действующего законодательства следует, что услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором собственнику ТКО на основании заключенного договора, а в его отсутствие – на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156. 
Таким образом, до момента заключения договора № ТКО-6 037 между ООО «Рубин» и ООО «ЭкоСтройРесурс» региональный оператор был обязан оказывать услугу по обращению с ТКО в соответствии с типовым договором, а после заключения договора № № ТКО-6 037 в соответствии с согласованными условиями. Местом накопления ТКО, откуда ООО «ЭкоСтройРесурс» обязан осуществлять вывоз ТКО, является контейнерная площадка, принадлежащая ООО «Рубин», расположенная по адресу: г. Самара, ул. проспект Кирова, д.147. Из условий договора следует, что потребителю запрещается складировать ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, что опровергает довод ООО «ЭкоСтройРесурс» о том, что ООО «Рубин» имело право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО. Аналогичные положения содержатся в форме типового договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156.
Заявителем предоставлены доказательства, подтверждающие факт неоказания услуг по обращению с ТКО. Из представленных документов следует, что ООО «Рубин» в адрес регионального оператора регулярно направлялись акты о нарушении ООО «ЭкоСтройРесурс» обязательств, касающихся оказания услуги по обращению с ТКО. Региональный оператор, как следует из имеющихся документов, принимал указанные акты и уведомлял потребителя о нецелесообразности их подписания со стороны регионального оператора, считая, что он оказал потребителю услуги по обращению с ТКО. Несоответствие указанных актов форме, предусмотренной действующим законодательством, не изменяет их сути, которая сводится к неоказанию региональным оператором услуг по обращению с ТКО. Более того, ООО «Рубин» представлены документы, подтверждающие, что с 25.12.2017 г. по настоящее время услуги по вывозу ТКО с контейнерной площадки, указанной в договоре с ООО «ЭкоСтройРесурс» оказывались иным хозяйствующим субъектом ООО «СВЕМ» в соответствии с заключенным договором (№ МА18-251 от 25.12.2017 г.). 
Самарским УФАС России у регионального оператора запрошены дополнительные доказательства, подтверждающие факт оказания услуг ООО «Рубин», в том числе материалы фото и видеофиксации оказания услуг, иные документы и сведения (выписки из маршрутных журналов мусоровозов, информация из системы ГЛОНАСС и т.д.).  Перечисленные доказательства принимаются судами при рассмотрении вопроса об оказании региональным оператором по обращению с ТКО потребителю. Однако ООО «ЭкоСтройРесурс» не представлены какие-либо документы и сведения, подтверждающие факт оказания услуг. 
При таких обстоятельствах, учитывая, что региональный оператор является субъектом, обладающим рыночной властью, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, довод ООО «ЭкоСтройРесурс» о том, что у него отсутствует бремя доказывания факта оказания услуг нельзя признать обоснованным. Самарским УФАС России установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО в Самарской области, начиная с 01.01.2019 г. Общество является единственным региональным оператором по обращению с ТКО на территории региона. Потребители не имеют возможности обратиться за получением данной услуги к какому-либо иному лицу, кроме ООО «ЭкоСтройРесурс». 
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Имеющиеся документы и сведения свидетельствуют о том, что вышеуказанные действия ООО «ЭкоСтройРесурс», указывают на признаки злоупотребления доминирующим положением, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.
При указанных обстоятельствах Самарским УФАС России в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39, частями 8, 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан приказ от 09.06.2021 г. № 71 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 063/01/10-550/2021 к рассмотрению на «14» июля 2021 года в 15 часов 00 минут по адресу: Самарское УФАС России, г. Самара, ул. Ерошевского, 3А, 4 этаж.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 063/01/10-550/2020 в качестве:
- заявителя – ООО «Рубин» (ул. Водников, д. 119, г. Самара, 443099, ИНН:6317053443);
- ответчика – ООО «ЭкоСтройРесурс» (ул. Победы, д. 14, оф. 1, г. Самара, 443083, ИНН: 6316186232).  

3. ООО «ЭкоСтройРесурс» представить в срок до «02» июля 2021 года следующие документы и сведения:
3.1. Надлежащим образом заверенные копии договоров на оказание услуг по обращению с ТКО (в том числе проекты договоров) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, заключенных ООО «ЭкоСтройРесурс» с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность по адресу: г. Самара, ул. проспект Кирова, д.147. 
3.2. Надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих оказание ООО «ЭкоСтройРесурс» услуг по обращению с ТКО для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность по адресу: г. Самара, ул. проспект Кирова, д.147 (акты оказанных услуг, акты сверки расчетов, фотоматериалы, видеоматериалы, распечатки средств объективного контроля «Глонасс-GPS», выписки из путевых журналов и т.д.);
3.3. Письменные обоснованные пояснения относительно действий ООО «ЭкоСтройРесурс», выразившихся в различном подходе при определении способа коммерческого учета объемов ТКО для потребителей, использующих контейнерную площадку ООО «Рубин», а также для потребителей, осуществляющих деятельность с ООО «Рубин» на одном товарном рынке;
3.3. Надлежащим образом заверенные копии договоров на оказание услуг по обращению с ТКО (в том числе проекты договоров) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, заключенных ООО «ЭкоСтройРесурс» с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность по управлению  торгово-офисными и развлекательными центрами (где источником образования ТКО является ТРЦ, ТРК и т.п.) в границах г.о. Самара; 
3.4. Надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих оказание ООО «ЭкоСтройРесурс» услуг по обращению с ТКО для хозяйствующих субъектов, укзанных в пункте 3.4. настоящего запроса (акты оказанных услуг, акты сверки расчетов, фотоматериалы, видеоматериалы, распечатки средств объективного контроля «Глонасс-GPS», выписки из путевых журналов и т.д.);
3.5. Надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих оказание ООО «ЭкоСтройРесурс» услуг по обращению с ТКО для ООО «Рубин» (акты оказанных услуг, акты сверки расчетов, фотоматериалы, видеоматериалы, распечатки средств объективного контроля «Глонасс-GPS», выписки из путевых журналов и т.д.); ;
3.6. Иные документы и сведения, необходимые, по мнению ООО «ЭкоСтройРесурс», для рассмотрения дела по существу.

4. ООО «Рубин» предлагается представить в срок до «02» июля 2021 года документы и сведения, имеющие значения для рассмотрения дела по существу.

Примечание. Согласно статье 43 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
В силу части 2 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией.
Обращаем внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Обращаем внимание, что решение о явке на заседание Комиссии по рассмотрению дела следует принимать с учетом сложившейся в регионе санитарно-эпидемиологической ситуации.
При этом сообщаем, что в соответствии с частью 2.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции заседание Комиссии по ходатайству лиц, участвующих в деле, а также по инициативе Комиссии может быть проведено посредством видео-конференц-связи. 
В связи с этим сообщаем о порядке подключения лиц, участвующих в деле, их представителей к видеоконференции.
Для подключения необходимо с помощью браузера «Google Chrome» перейти по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/7097267439 в строке «Имя пользователя» – указать наименование организации, интересы которой Вы представляете, выбрать способ подключения к конференции «Браузер Web RTC», проверить настройки звука и видео и подключиться к конференции.

В случае участия в заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи, лицам, участвующим в деле, также необходимо направить на адреса электронной почты Самарского УФАС России, исполнителя (не более 10 Мб): to63@fas.gov.ru, to63-<…>@fas.gov.ru, либо представить в канцелярию до заседания Комиссии следующие документы и сведения:
- номера телефонов контактных лиц для оперативного выяснения организационных вопросов, возникающих до и в ходе заседания Комиссии;
- скан-копии надлежащим образом оформленных доверенностей лиц, имеющих право подписывать, направлять документы, представлять интересы в Самарском УФАС России (во время проведения видео-конференц-связи участвующим лицам при себе необходимо иметь оригиналы данных документов и документ, удостоверяющий личность);
- при наличии ходатайства, заявления, документы и пояснения по делу в письменном виде. 
В случае решения о проведении заседания Комиссии посредством видеоконференции либо поступления соответствующих ходатайств все лица, участвующие в деле, будут заблаговременно проинформированы. При возникновении вопросов, связанных с участием в заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи, можно обратиться к исполнителю по делу <…> – контактный телефон 8 (846) 200-15-63.
Лица, участвующие в деле, также вправе принять решение о проведении заседания Комиссии в их отсутствие, для чего в адрес Самарского УФАС России может быть направлено соответствующее ходатайство.
Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.


Председатель Комиссии                                                                                        <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны