Решение б/н Решение от 6 апреля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Линкорн»
06.04.2022г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России ..., начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов Самарского УФАС России ..., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов .... (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Линкорн» (далее - Заявитель) на действия Государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключить договора на поставку и установку спортивно – технологического оборудования с целью создания малых спортивных площадок, монтируемых для центров тестирования Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (извещение № 32211244280, https://zakupki.gov.ru/ ) (далее – Конкурс),
в присутствии представителей от Заказчика – ... (доверенность № 63АА 6683604 от 12.07.2021г.), Заявитель участия в видеоконференцсвязи не принял, надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял,
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
30.03.2022г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Линкорн» на действия Государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» при проведении Конкурса.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, установленные в подпунктах 2,3 пункта 9.3 Документации дополнительные требования (квалификация) приводят к ограничению конкуренции.
Заказчиком предоставлены документы, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 01.04.2022 г. № 2645/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» в ЕИС 06.09.2021г.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
22.03.2022г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 32211244280 о проведении Конкурса. Актуальная документация по Конкурсу (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 22.03.2022г.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 3.9.3 Положения о закупке 3.9.3. Заказчик вправе устанавливать к участникам закупок товаров, работ, услуг единые дополнительные требования, в том числе к наличию:
- оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;
- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.
Пунктом 9.3. Документации установлены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, в частности:
2) наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов. Наличие у участника закупки охраняемого складского помещения, необходимого для хранения оборудования с момента заключения договора поставки до момента установки оборудования (срок владения указанным помещением должен составлять не менее 5 месяцев с момента заключения договора поставки),
3) наличие трудовых ресурсов (наличие в штате и (или) работающих на основании гражданско-правовых договоров специалистов с соответствующей квалификацией, в количестве не менее 10 (десяти) сотрудников.
Приложение № 4 к Документации содержит Методику сопоставления и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право заключить договор поставки и установки спортивно – технологического оборудования с целью создания малых спортивных площадок, монтируемых для центров тестирования Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее – Методика).
Согласно пункту 1.2. Методики сопоставление и оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
- цена договора; максимальное количество баллов – «20»,
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров; максимальное количество баллов – «5»,
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, максимальное количество баллов – «5»,
- квалификация участника закупки, в том числе:
- наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов, максимальное количество баллов – «5»;
- наличие опыта работы, связанного с предметом закупки, максимальное количество баллов – «6»;
- деловая репутация, максимальное количество баллов – «4»;
- обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация), максимальное количество баллов – «5».
В соответствии с подпунктом е пункта 4.1.3.2 Положения о закупке при наличии в конкурсной документации такого критерия оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника, отсутствие подтверждающих квалификацию участника документов не является основанием для отказа в допуске к участию в Конкурсе.
Кроме того, вопреки доводам Заявителя, указанные в подпунктах 2,3 пункта 9.3 Документации дополнительные требования не являются условием допуска к участию в Конкурсе и в случае непредставления участником в составе заявки подтверждающих документов, заявка участника не подлежит отклонению.
Согласно представленным в материалы жалобы пояснениям, Заказчик обосновывает свою потребность в установлении дополнительных требований связанных с наличием на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов и наличием трудовых ресурсов тем, что с 2019 года Заказчиком в 15 различных муниципальных образованиях установлено 17 спортивных площадок, монтируемых для центров ГТО. Заказчик производит монтаж спортивного оборудования на основания (основания для установки спортивного оборудования), которые в свою очередь создаются муниципальными образованиями. В ходе работы Заказчик неоднократно сталкивался с ситуацией, когда подготовка оснований для установки спортивного оборудования не была осуществлена в срок, при этом спортивное оборудование уже было отгружено, находилось в пути к месту установки и было необходимо в короткие сроки обеспечить хранение такого оборудования. Во избежание складирования оборудования в неохраняемом месте, порчи или хищения несмонтированного оборудования Заказчик считает необходимым наличие соответствующих ресурсов, которые позволят обеспечить возможность хранения большого количества оборудования на всем сроке действия договора. Дополнительное требование о наличии трудовых ресурсов установлено с целью выявления лучших условий исполнения договора, что позволяет судить о способности участника осуществить работы в объеме и сроки, предусмотренные Документацией. В свою очередь, выполнение работ с лицами, не обладающими соответствующим профильным опытом, неизбежно увеличивают риски Заказчика, связанные с неспособностью подрядчика обеспечить качественное выполнение работ.
Выбор победителя Конкурса, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные критерии оценки предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Закон о закупках не обязывает Заказчика исключать из критериев оценки заявок участников такие критерии, как нестоимостные, а также допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.
Установленные Заказчиком подкритерии оценки заявок, связанные с наличием на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов, с обеспеченностью кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация), в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.
Сама по себе невозможность набрать участником закупки по установленным критериям и порядку оценки заявок максимального количества баллов также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Использование Заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.
Само по себе предъявление Заказчиком указанных критериев не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.
При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке Заказчика согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
В связи с чем, использование Заказчиком указанных дополнительных требований не может быть признано необоснованным.
Из материалов жалобы следует, что на участие в Конкурсе было подано 3 заявки.
Кроме того, при наличии вопросов относительно условий документации и проекта договора участники Конкурса вправе направить запрос о даче разъяснений. Вместе с тем, Заявитель жалобы данным правом не воспользовался.
При указанных обстоятельствах, довод Заявителя признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Линкорн» необоснованной.