Решение б/н Решение от 14 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

///

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-963/2023

 

14 декабря 2023 года                                                                                                    г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ..

            Члены Комиссии –   …,

                                         …,                                             

рассмотрев дело № 063/05/5-963/2023, возбужденное в отношении ООО «ДИАНА» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно части 10.1 статьи 5Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»)

 в отсутствии представителя:

заявителя Управление Роскомнадзора по Самарской области (443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 198), лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80092390776517 с пометкой «вручение адресату почтальоном 15.11.2023», реестром внутренних почтовых отправлений № 197 от 14.11.2023;

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «ДИАНА» (….), представитель ООО «ДИАНА» - Елисеева К.В. была уведомлена надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80092390776500 с пометкой «вручение адресату почтальоном 17.11.2023», реестром внутренних почтовых отправлений № 197 от 14.11.2023; (направило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ООО «ДИАНА» вх. № 15644-ЭП/23 от 06.12.2023)                                             

заинтересованного лица – ———

эксперта –  ———

переводчика –  ———

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступили материалы планового систематического наблюдения (вх. № 12844/23 от 12.10.2023г.), проведенного Управлением Роскомнадзора по Самарской области в рамках проверки соблюдения лицензионных и обязательных требований в сфере телерадиовещания в отношении ООО «Диана», являющегося держателем лицензии № Л033-00114-77/00067504 от 15.03.2019.

В соответствии с частью 3 статьи 56 Федерального закона №248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее – контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

2) выездное обследование.

Материалы планового систематического наблюдения Управления Роскомнадзора по Самарской области являются наблюдением за соблюдением обязательных требований - проверкой.

В ходе проведения данной проверки Управлением Роскомнадзора по Самарской области в период с 00:00 18.09.2023 до 00:00 25.09.2023 отслежена следующая реклама: "27 сентября ДК «Россия» неповторимый вечер с золотым тенором России – Евгением Южиным. Новая программа, посвященная великим певцам 20 века…», содержащая нарушение части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования, в силу пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Размещенная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к мероприятию-концерту тенора Евгения Южина, исполняющего песни Магомаева, Мартынова и Обозинского, на формирование и поддержание интереса к нему и является рекламой.

Под информационной продукцией согласно статье 2 Федерального закона от 29.10.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Согласно статье 2 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;

Планируемый к проведению 27 сентября 2023 года в ДК «Россия» концерт являлся зрелищно-развлекательным мероприятием и подлежал классификации, предусмотренной ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Согласно части 3 статьи 6 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Исходя из текста рекламы следует, что мероприятие носит массовый характер, направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к концерту, при этом не соблюдены требования категорирования в соответствии с действующим законодательством о рекламе.

Согласно части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.

 Исходя из указанных норм следует, что данная реклама нарушает часть 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24-26 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Управление Самарского УФАС России возбудило производство по делу                                  № 063/05/5-963/2023 от 13.11.2023 по признакам нарушения рекламного законодательства, назначило рассмотрение дела на 06.12.2023 года.

ООО «ДИАНА» предоставило письменные пояснения (вх. № 15292/23 от 29.11.2023) где сообщило, что реклама: «27 сентября ДК «Россия» неповторимый вечер с золотым тенором России – Евгением Южиным. Новая программа, посвященная великим певцам 20 века…» была изготовлена ООО «ДИАНА», заказчиком являлся ДК «Россия». Возрастная маркировка на ролике присутствовала, однако по ошибке в эфир попала версия без маркировки.

Рассмотрев письменные пояснения, всесторонне рассмотрев, полно и объективно изучив и проанализировав материалы дела № 063/05/5-963/2023, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Признаки рекламы установлены пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»:

1. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Объектом рекламирования в указанном сюжете является мероприятие-концерт тенора Евгения Южина, исполняющего песни Магомаева, Мартынова и Обозинского.

2. Информация направлена на неопределенный круг лиц, поскольку распространена средством массовой информации.

3. Содержащаяся информация, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и продвижению его на рынке.

Согласно части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.

Согласно пункту 2 статьи 2 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» под знаком информационной продукции понимается графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 данного закона.

Под информационной продукцией согласно статье 2 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Соответственно, информация, размещаемая на сайтах в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», подпадает под понятие информационной продукции.

Согласно пунктом 3 статьи 2 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» зрелищное мероприятие - это демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

В силу пунктом 12 статьи 2 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» под оборотом информационной продукции понимается предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Согласно части 3 статьи 6 ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

В эфире радиоканала «Радио Апрель» размещены материалы по рекламированию мероприятия-концерта тенора Евгения Южина, исполняющего песни Магомаева, Мартынова и Обозинского без указания категории данной информационной продукции, что является нарушением рекламного законодательства.

Действия ООО «ДИАНА» содержат признаки нарушения части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

ООО «ДИАНА» является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

  1. Справкой о результатах систематического наблюдения по лицензии № Л033-00114-77/00067504;
  2. Служебной запиской от 13.11.2023 года;
  3. Определением о возбуждении дела № 063/05/5-963/2023 и назначении дела к рассмотрению от 13.11.2023 года;
  4. Пояснениями ООО «ДИАНА» на определение о возбуждении дела № 063/05/5-963/2023.

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

У Самарского УФАС России имеются сведения о том, что нарушение прекращено в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу не выдавать предписание ООО «ДИАНА» о прекращении нарушения рекламного законодательства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36                                         ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-50 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

  РЕШИЛА:

  1. Признать ООО «ДИАНА», нарушившим требования части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
  2. Предписание ООО «ДИАНА» о прекращении нарушения рекламного законодательства не выдавать.

3.          Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ДИАНА».

 

Резолютивная часть решения оглашена 6 декабря 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме 14 декабря 2023 года.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                …

 

Члены Комиссии                                                                                               …

 

                                                                                               ….

Связанные организации

Связанные организации не указаны