Решение №2093/7 Решение от 2 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО Аудиторская компания «Бизнес Актив»

 

02.03.2021г.

г.о. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов  <...>(далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Аудиторская компания «Бизнес Актив» (далее – Заявитель, ООО АК «Бизнес Актив») на действия ГУП СО институт «ТеррНИИгражданпроект» (далее - Заказчик) при проведении         открытого конкурса в электронной форме на заключение договора на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП СО институт «ТеррНИИгражданпроект» за 2020 год (извещение № 32109935718, https://zakupki.gov.ru/, www.rts-tender.ru ) (далее – Конкурс),

в присутствии представителей Заказчика – <...> (доверенность); Заявителя – <...> (доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.02.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО АК «Бизнес Актив» на действия ГУП СО институт «ТеррНИИгражданпроект» при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы:

1. Заказчик разместил информацию о проведении Конкурса с нарушением действующего законодательства в разделе закупок по 223-ФЗ, в связи с чем данная закупка была скрыта от неопределенного круга лиц, являющихся потенциальными участниками данного Конкурса, что привело (могло привести) к ограничению круга участников Конкурса.

2. Извещение №32109935718, размещенное в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru не содержит информации, предусмотренной подпунктами 4,5,6 части 3 статьи 54.2. Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

3. Заказчиком в Разделе 3 Конкурсной Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок.

Заказчик просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Конкурса. Заказчиком предоставлены документы, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 24.02.2021 г. № 1859/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках установлено, что настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

В части 1 статьи  5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности) установлены основания проведения обязательного аудита.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Согласно письму Минфина России №24-04-06/3691, ФАС России №РП\4072\18 от 24.01.2018  учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ) применяются положения Закона N 44-ФЗ исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с частью 1.1 раздела 1 Документации открытый конкурс в электронной форме проводится в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов и Постановлений Правительства Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере закупок услуг, для обеспечения государственных нужд.

Таким образом, при проведении Конкурса, Заказчик обязан был руководствоваться положениями Закона о контрактной системе в части определения поставщика.

 

1. Согласно доводам Заявителя, Заказчик разместил закупку о проведении Конкурса с нарушением действующего законодательства в разделе закупок по 223-ФЗ, в связи с чем данная закупка была скрыта от неопределенного круга лиц, являющихся потенциальными участниками данного Конкурса, что привело (могло привести) к ограничению круга участников Конкурса.

Заказчик является Государственным унитарным предприятием, осуществляющим свою деятельность в соответствии с нормами Закона о закупках, который в силу требований Закона об аудиторской деятельности проводит закупку в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии со статьей 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.

При этом нормативными правовыми актами не устанавливается требование о размещении извещения о проведении рассматриваемой закупки в конкретном разделе ЕИС.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Из пункта 10 статьи 16 Закона о контрактной системе следует, что не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

В соответствии с письмом с Минфина России №24-04-06/3691, ФАС России №РП\4072\18 к юридическим лицам, поименованным в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности не подлежат применению положения Закона N 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

Таким образом, в действиях Заказчика не усматривается нарушений положений Закона о контрактной системе.

Комиссией Самарского УФАС установлено, что 28.01.2021г. Заказчиком на официальном сайте сети интернет zakupki.gov.ru, а также на сайте Единой электронной торговой площадки (ООО «РТС-тендер») размещено извещение № 32109935718 о проведении открытого конкурса в электронной форме на заключение договора на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП СО институт «ТеррНИИгражданпроект» за 2020 год. Указанная информация доступна для ознакомления неопределенному кругу лиц.

На основании изложенного, довод Заявителя признается Комиссией Самарского УФАС необоснованным.

 

2. В соответствии с пунктами 4,5,6 части 3 статьи 54.2. Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются:

- дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;

- дата подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта;

          - дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

          Согласно доводам жалобы, Извещение №32109935718, размещенное в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru не содержит вышеуказанную информацию.

          Из устных пояснений Заказчика следует, что функционал раздела ЕИС, в котором размещаются извещения о проведении закупок субъектами 223-ФЗ, не позволяет разместить информацию, предусмотренную пунктами 4,5,6 части 3 статьи 54.2. Закона о контрактной системе.

          Вместе с тем, Комиссией Самарского УФАС установлено, что информация, предусмотренная пунктами 4,5,6 части 3 статьи 54.2. Закона о контрактной системе, содержится в Конкурсной Документации, размещенной в ЕИС.

Часть 15 Информационной карты открытого конкурса в электронной форме (Раздел 2 Конкурсной Документации) содержит следующую информацию:

Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок: 19.02.2021 10:00 (МСК)

Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок: 24.02.2021 12:00 (МСК).

Кроме того, частью 10 Информационной карты установлен порядок подачи окончательных предложений о цене договора, согласно которому днем подачи окончательных предложений о цене договора является рабочий день, следующий после истечения одного рабочего дня с даты рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

При указанных обстоятельствах у Заказчика отсутствовала возможность размещения информации, предусмотренной пунктами 4,5,6 части 3 статьи 54.2. Закона о контрактной системе, по извещении №32109935718 на сайте zakupki.gov.ru в разделе закупок по 223-ФЗ.

Таким образом, Заказчик не может быть признан нарушившим положения Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признается комиссией самарского УФАС необоснованным.

 

3. В соответствии с Конкурсной Документацией (Раздел 3. Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе) оценка заявок на участие в конкурсе проводилась конкурсной комиссией в соответствии с правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением  Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085 в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения Договора при проведении закупки.

Пунктами 1,2 Раздела 3 Конкурсной Документации установлены критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:

- Цена договора, со значимостью 30%.

- Квалификация участников закупки, опыт работы, связанный с предметом договора и деловая репутация специалистов со значимостью 70%.

Оценка заявок участников по критерию «Квалификация участков закупки» производится по следующим подкритериям:

2.1. Наличие опыта работы на рынке аудиторских услуг (аудит отчетности организации аналогичного масштаба деятельности и отраслевой принадлежности);

2.2. Опыт и квалификация руководящего персонала;

2.3. Опыт и квалификация специалистов;

2.4. Сведения, подтверждающие деловую репутацию.

Оценка по подкритерию 2.1. выставляется в соответствии со следующими требованиями:

30 баллов- выставляется в случае, если участник закупки одновременно удовлетворяет следующим требованиям:

  -имеет опыт аудита ГУП 20 лет  и более ;

 - имеет опыт аудита организаций аналогичной отраслевой принадлежности 3 года и более.

15 баллов  - выставляется в случае, если участник аудита одновременно удовлетворяет следующим требованиям:

  -имеет опыт аудита ГУП  менее 20 лет ;

 - имеет опыт аудита организаций аналогичной отраслевой принадлежности  менее 3 лет .

0 баллов – если участник не имеет опыта аудита аналогичных компаний.

 

Опыт аудита организаций аналогичной отраслевой принадлежности-представление документов (копии договоров (контрактов) и актов выполненных работ аудиторских проверок (аудита) государственных унитарных предприятий Самарской области за 2007 – 2019 гг., где исполнителем является участник закупки).

Количество лет работы на рынке аудиторских  услуг, подтверждается – копии лицензий, свидетельств члена СРО, копия Выписки из ЕГРЮЛ.

Отсутствие сведений  в Реестре аудиторских организаций о применении мер дисциплинарного характера в отнощении участника закупки

 

Таким образом, из приведенного порядка оценки участника по подкритерию 2.1. раздела 3 Конкурсной документации следует, что к участнику закупки при оценке по рассматриваемому подкритерию одновременно применяются требования о наличии опыта аудита ГУП 20 лет и более, а также о наличии опыта аудита организаций аналогичной отраслевой принадлежности 3 года и более.

Из буквального толкования вышеуказанных положений документации следует что, участник должен подтвердить соответствие каждому из указанных показателей подкритерия в совокупности.

 

Вместе с тем, в качестве документов, представляемых участниками для оценки по данному подкритерию, Заказчиком установлено требование о представлении копий договоров (контрактов) и актов выполненных работ аудиторских проверок (аудита) только государственных унитарных предприятий. При этом Заказчик ограничил круг государственных унитарных предприятий только предприятиями Самарской области, а период, за который можно представить договоры (контракты) -  периодом 2007 – 2019 гг.

При этом Заказчик не обосновал целесообразность и обоснованность установления указанного перечня документов, для оценки по подкритерию 2.1. раздела 3 Конкурсной документации, ограничивающего участников в возможности подтверждения опыта выполнения аудиторских проверок не только организаций с организационно-правовой формой - государственное унитарное предприятие, но и организаций с другой организационно-правовой формой, а также организаций, зарегистрированных на территории других субъектов.

Кроме того, установленный период – 2007-2019гг. (12 лет), не позволяет участникам представить документы, подтверждающие наличие опыта аудита ГУП 20 лет и более.

Так же Заказчиком не пояснено в связи с чем участник с опытом аудита ГУП более 20 лет, а также с опытом аудита организаций аналогичной отраслевой принадлежности более 3 лет является более предпочтительным по сравнению с организацией, также имеющие значительный опыт аудита (10 и более лет), но который не превышает 20 лет.

Статьей 6 Закона о контрактной системе установлены принципы контрактной системы в сфере закупок. К числу указанных принципов относятся открытость, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков.

При этом, исходя из статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В отсутствие надлежащего обоснования установленных подкритериев оценки квалификации, содержащийся в Конкурсной документации порядок оценки не отвечает и не соответствует вышеуказанным принципам, установленным федеральным законодательством

 

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Конкурсная Документация не содержит перечень документов, которые должны быть представлены участником в качестве подтверждения отсутствия сведений в Реестре аудиторских организаций о применении мер дисциплинарного характера в отношении участника закупки.

При этом, Заказчик не обосновал каким образом отсутствие сведений в Реестре аудиторских организаций о применении мер дисциплинарного характера в отношении участника закупки, копии лицензий, свидетельств члена СРО, выписки из ЕГРЮЛ могут подтвердить наличие опыта работы на рынке аудиторских услуг.

Заказчик не пояснил и Конкурсная Документация не содержит информации, о том каким образом конкурсная комиссия осуществляет присвоение баллов в зависимости от представления или не представления в составе заявки копии лицензий, свидетельств члена СРО, копия выписки из ЕГРЮЛ, а также документа, подтверждающего отсутствие сведений в Реестре аудиторских организаций о применении мер дисциплинарного характера в отношении участника закупки.

При указанных обстоятельствах, содержащиеся в Конкурсной документации критерии (подкритерии), а также порядок оценки заявок, не могут считать установленными надлежащим образом.

 

В соответствии с частью 9 пункта 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 

          С учетом вышеизложенного, содержащийся в Конкурсной документации порядок оценки заявок не соответствует пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются нарушение положений Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия признает довод Заявителя обоснованным.

Вместе с тем, согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 24.02.2021г. заявке ООО Аудиторская компания «Бизнес Актив» по оспариваемому подкритерию «наличие опыта работы на рынке аудиторских услуг (аудит отчетности организации аналогичного масштаба деятельности и отраслевой принадлежности)» присвоено максимальное количество баллов (30).

С учетом установленных обстоятельств, Комиссией Самарского УФАС России принято решение предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.

 

 

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО Аудиторская компания «Бизнес Актив» обоснованной в части.

Связанные организации

Связанные организации не указаны