Решение б/н № 063/01/15-108/2022 от 14 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                               г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «14» марта 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено «14» марта 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: председателя комиссии Б.А.Р., членов комиссии - начальника отдела контроля органов власти и торговли Ш. О.В., главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торговли С. С.В.,

 

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области  () части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

без участия представителей. Участвующие лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте заседания, представителей для участия в данном рассмотрении дела не направили, МУП «Жилищно-коммунальная служба муниципального района Алексеевский Самарской области» заявлено ходатайство от 15.02.2022 исх. № 144 о рассмотрении дела в отсутствие представителей,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 Самарское УФАС России, рассмотрев материалы, направленные администрацией сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области  (далее – Администрация), письмами исх. № 356 от 16.12.2021 и № 359 от 16.12.2021, выявило в действиях Администрации, выразившихся в передаче объектов водоснабжения   по договору аренды муниципальной собственности от 01.05.2020, в нарушение порядка, установленного Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

 

Самарским УФАС России на основании статьи 39.1  Закона  «О защите конкуренции» было выдано предупреждение от 22.03.2021 № 2847/10 Администрации о необходимости прекращения действий, выразившихся в передаче объектов водоснабжения по договору аренды муниципальной собственности от 01.05.2020, в нарушение порядка, установленного Законом «О водоснабжении и водоотведении», которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения действий, направленных на прекращение правоотношений по поименованному договору и возврат в муниципальную казну переданного по договору имущества в срок до 01 июня 2021 года.

31.05.2021 письмом исх. № 125, направленным в адрес Самарского УФАС России, Администрация уведомила о проведении работ по оформлению в собственность водопроводной сети и заявила ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения до 01 августа 2021 года. Указанное ходатайство антимонопольным органом было удовлетворено.

30.07.2021 письмом исх. № 163 Администрация заявила ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения до 01 февраля 2022 года в связи с проведением работ по оформлению в собственность водопроводной сети. Указанное ходатайство Самарским УФАС России было удовлетворено, срок исполнения предупреждения продлен до 01 февраля 2022 года.

Вместе с тем, письмом от 26.01.2022 № 10 Администрация обратилась в Самарское УФАС России с ходатайством о продлении срока исполнения предупреждения на 1 год.

В обоснование необходимости продления срока исполнения выданного Самарским УФАС России предупреждения Администрацией были приведены доводы о  дефиците бюджета сельского поселения на 2022 год, который не позволяет проведение процедуры оформления в собственность объектов водоснабжения и о смене в ноябре 2021 года главы сельского поселения, повлиявшей на сроки исполнения предупреждения.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

При этом приведенные в письме Администрации от 26.01.2022 № 10 доводы  не являются  основанием для продления срока исполнения предупреждения.

При указанных обстоятельствах Самарским УФАС России принято решение об отказе в продлении срока исполнения предупреждения от 22.03.2021 № 2847/10.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения. Документы, подтверждающие выполнение предупреждения, Администрацией в адрес Самарского УФАС России не представлены.

Таким образом, предупреждение Самарского УФАС России не было исполнено.

 

На основании изложенного был издан приказ Самарского УФАС России от 11.02.2022                 59 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Комитетом части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела №  063/01/15-108/2022 к рассмотрению к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве ответчика: администрация сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области  (); в качестве заинтересованного лица –  муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальная служба муниципального района Алексеевский Самарской области» ().

 

В ходе рассмотрения дела Комиссией Самарского УФАС России установлено следующее.

 

1. Статьей 130 Конституции Российской Федерации  установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления.

Согласно статье 132 Конституции органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые основы, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации определены  Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

2. Самарской Губернской Думой 25.01.2005 принят Закон Самарской области № 6-ГД «Об образовании сельских поселений в пределах муниципального района Алексеевский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ».

Статьей 1 указанного закона принято решение об образовании в пределах муниципального района Алексеевский Самарской области и наделении соответствующим статусом сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области, включающее село Горяйновка, село Калашиновка, село Летниково, село Ореховка, село Пушкарка, село Самовольно-Ивановка, село Славинка, с административным центром в селе Летниково.

Законом Самарской области от 27.12.2006 № 187-ГД «О разграничении муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального района Алексеевский Самарской области»,  принятым Самарской Губернской Думой 26.12.2006, утверждены перечни имущества, подлежащего передаче в собственность сельских поселений, входящих в состав муниципального района Алексеевский Самарской области, из собственности муниципального района Алексеевский Самарской области (далее – Закон № 114-ГД).

В соответствии со статьей 2 Закона № 114-ГД право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Законом, возникает с момента подписания передаточного акта органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Согласно приложению № 3 к Закону № 114-ГД в перечень имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность сельского поселения Летниково  из собственности муниципального района Алексеевский Самарской области, включены следующие объекты:

- сеть водопроводная села Летниково инв. № 125;

- артезианская скважина с. Летниково инв. № 18;

- артезианская скважина с. Летниково  инв. № 12;

- насос ЭЦВ 6-10-110 инв. №№ 302, 303;

- водонапорный подземный железобетонный резервуар село Летниково;

- сеть водопроводная село Славинка инв. № 15356;

- артезианская скважина № 1 село Славинка инв. № 15358;

- артезианская скважина № 2 село Славинка инв. № 15359;

- водонапорная башня Рожновского село Славинка инв. № 15361;

- насос ЭЦВ 6-10-110 село Славинка инв. № 15363;

-  сеть водопроводная село Калашиновка, село Пушкарка;

- артезианская скважина № 1 село Калашиновка;

- насос ЭЦВ 6-10-110 село Калашиновка;

- насос ЭЦВ 6-10-110 село Пушкарка;

- водонапорный подземный резервуар село Калашиновка.

23.01.2009 муниципальным районом Алексеевский Самарской области (передающая сторона) и сельским поселением Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области (принимающая сторона) подписан акт приема-передачи поименованного выше имущества.

01.07.2009  муниципальным районом Алексеевский Самарской области (передающая сторона) и сельским поселением Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области (принимающая сторона) подписан акт приема-передачи артезианской скважины № 2 село Пушкарка.

 

3. Решением Собрания представителей сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский  Самарской области от 12 мая 2014 года № 97 принят Устав сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области (далее - Устав).

В соответствии со статьей 33 Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом поселения и входит в структуру органов местного самоуправления.

Согласно статье 43 Устава Администрация наделена настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Самарской области.

Согласно статье 46 Устава Глава администрации поселения принимает решения о передаче муниципального имущества в оперативное управление, хозяйственное ведение, аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, о продаже и обмене муниципального имущества, в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящим Уставом и решениями Собрания представителей поселения.

Таким образом, в рамках осуществления полномочий Администрация обязана соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе, антимонопольного законодательства.

 

4. 01.05.2020 между администрацией сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области  и МУП «Жилищно-коммунальная служба муниципального района Алексеевский Самарской области» (далее – МУП «ЖКС») был заключен договор аренды муниципальной собственности.

В соответствии с указанным договором арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду муниципальное имущество - объекты водоснабжения с. Летниково, с. Славинка, с. Калашиновка, с. Пушкарка, находящиеся на территории  сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области: 

- сеть водопроводная села Летниково инв. № 125;

- артезианская скважина с. Летниково инв. № 18;

- артезианская скважина с. Летниково  инв. № 12;

- насос ЭЦВ 6-10-110 инв. №№ 302, 303;

- водонапорный подземный железобетонный резервуар село Летниково;

- сеть водопроводная село Славинка инв. № 15356;

- артезианская скважина № 1 село Славинка инв. № 15358;

- артезианская скважина № 2 село Славинка инв. № 15359;

- водонапорная башня Рожновского село Славинка инв. № 15361;

- насос ЭЦВ 6-10-110 село Славинка инв. № 15363;

-  сеть водопроводная село Калашиновка, село Пушкарка;

- артезианская скважина № 1 село Калашиновка;

- артезианская скважина № 2 село Пушкарка;

- насос ЭЦВ 6-10-110 село Калашиновка;

- насос ЭЦВ 6-10-110 село Пушкарка;

- водонапорный подземный резервуар село Калашиновка.

Из материалов дела следует, что вышеуказанный договор аренды по настоящее время не расторгнут и являются действующим.

Таким образом, с 01 мая 2020 года по настоящее время эксплуатацию объектов водоснабжения, поименованных выше, осуществляет МУП «ЖКС муниципального района Алексеевский Самарской области».

 

5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Согласно п.п. «и» п. 34 Правил, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с п.п. 66, 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

 

Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 17.12.2021 № 771 «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения МУП «ЖКС муниципального района Алексеевский Самарской области», сельское поселение Летниково, муниципальный район Алексеевский» (вместе с «Производственной программой в сфере водоснабжения и водоотведения») муниципальному предприятию на 2022 год были установлены тарифы на водоснабжение, согласно приложению к настоящему приказу.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что МУП «ЖКС муниципального района Алексеевский Самарской области» оказывал услуги водоснабжения на территории сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области, осуществлял выставление квитанций на оплату поставленных услуг абонентам, а также сбор денежных средств.

 

6. Важными конституционными положениями являются положения, установленные частью 2 статьи 34 Конституции РФ, о недопущении экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, которые должны учитываться при взаимодействии публичных образований с хозяйствующими субъектами.

Подробные правила о конкурентных взаимоотношениях на товарном рынке содержатся в Законе «О защите конкуренции».

Закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения - недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями Закона «О защите конкуренции» являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Помимо изложенного, Закон «О защите конкуренции» регламентирует основы недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в том числе органами местного самоуправления.

Статья 4 Закона «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Вышеуказанные нормы законодательства приняты в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

 

7. В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» целью настоящего закона является обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Федерального закона о концессионных соглашениях от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях), а в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения также случаев, предусмотренных статьей 51 Закона о концессионных соглашения.

 

Отношения в сфере водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

 Согласно части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон «О водоснабжении и водоотведении») передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В силу части 2 статьи 41.1 Закона «О водоснабжении и водоотведении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетыо инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Частью 5 статьи 41.1 Закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что конкурс на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются системы и (или) объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, является открытым.

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 6 статьи 41.1 Закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур (Разъяснения ФАС России от 18.11.2013).

 

С учетом изложенного, с момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 10З-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Исходя из изложенного, передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Единственное исключение законодатель установил для передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Следовательно, с 08.05.2013 передача органом местного самоуправления прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, возможна только по договорам аренды или концессионным соглашениям, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 41.1 Законом «О водоснабжении и водоотведении».

Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 26.01.2017 по делу № А03-12362/2016, Постановлении Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 по делу № А13- 9749/2016, Постановлении Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016     по делу № А05-1617/2016.

 

Исходя из перечня имущества, переданного на праве аренды МУП «ЖКС муниципального района Алексеевский Самарской области», являющегося приложением к заключенным договорам аренды, объекты водоснабжения, являющиеся предметом данного договора, введены в эксплуатацию более 5 лет до момента передачи их на праве аренды.

Следовательно, передача указанных объектов возможна лишь по концессионному соглашению, заключенному в порядке, установленном Законом «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении от 05.04.2011 № 14686/10 по делу № А13-10558/2008, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции»является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

 Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в передаче объектов   водоснабжения МУП «ЖКС» по договору аренды муниципальной собственности от 01.05.2020, совершены в нарушение требований, установленных Законом «О водоснабжении и водоотведении», что приводит или может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.

 

8. Согласно части 5 статьи 48.1. Закона «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Администрация письмом от 16.02.2022 исх. № 37 представила информацию о том, что  допущенные нарушения антимонопольного законодательства при заключении договора аренды сложились вследствие тяжелого материального положения сельского поселения. В настоящее время Администрацией заключены договоры на проведение кадастровых работ с последующим оформлением права собственности на водопроводные сети с. Летниково, с. Калашиновка, с Пушкарка.

Вместе с тем, вышеуказанные доводы не свидетельствуют об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в передаче объектов   водоснабжения без проведения торгов.

 

9. В целях выявления случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

  В соответствии с пунктом 10.7 Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции» анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке должен включать следующие этапы:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка;

- оценку изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка № 220, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Анализ ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то есть проводился ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

С учетом фактических обстоятельств дела временной интервал исследования товарного рынка следует определить с 01.05.2020 по 21.02.2022.

 

Продуктовые границы товарного рынка определяются, исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220, предварительное определение товара проводится на основе:

-  нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

-  товарных словарей и справочников товароведов.  

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий относится водоснабжение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Согласно пункту 1 части 1, пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона «О водоснабжении и водоотведении»  тарифы на водоснабжение подлежат государственному регулированию.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 17.02.2016) «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)», услуги по водоснабжению и водоотведению относятся к разделу Е - «водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений». Услуга водоснабжения содержится в подразделе 36.00.2 - распределение воды для питьевых и промышленных нужд. Услуга водоотведения содержится в подразделе 37.00 - сбор и обработка сточных вод.

 Исходя из материалов дела, продуктовые границы рынка можно определить как рынок оказания услуг водоснабжения на территории сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области.

 

Согласно пункту 10.7. Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает  определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие).

Рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным. Предоставление права пользования объектами водоснабжения и водоотведения обуславливает получение возможности доступа на рынок водоснабжения и водоотведения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.

Географическими границами товарного рынка являются границы присоединенных сетей.

 

Согласно имеющимся материалам дела, МУП «ЖКС» являлось единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим в указанный период услуги водоснабжения обратившимся абонентам на территории муниципального образования – сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области.

Применительно к рынку водоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.

Действия Администрации по предоставлению муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без торгов являются административным барьером для входа на указанный товарный рынок, что создаёт условия для негативных изменений конкурентной среды.

 

Непринятие органом местного самоуправления своевременных и достаточных мер, направленных на определение лица, в пользование которого может быть передано рассматриваемое муниципальное имущество с соблюдением требований действующего законодательства, привело к тому, что МУП «ЖКС» был получен доступ на рынок водоснабжения сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области в приоритетном порядке с нарушением требований передачи такого имущества, установленных Законом «О водоснабжении и водоотведении».

Рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным. Предоставление права пользования объектами водоснабжения обуславливает получение возможности доступа на рынок водоснабжения и водоотведения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами водоснабжения ведет к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции на рынке водоснабжения.

Вместе с тем, при публичном объявлении конкурса на право пользования объектами в установленном порядке могли быть выявлены потенциальные желающие оказывать услуги по водоснабжению на территории поименованного сельского поселения.

 

10. Предоставление муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества. Такие действия органа местного самоуправления препятствуют развитию конкуренции, поскольку создают для хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении муниципального имущества для оказания услуг по водоснабжению и лишают иных лиц, осуществляющих аналогичную хозяйственной деятельность, возможности получить права на эти объекты.

 

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Признаки ограничения конкуренции определены пунктом 17 статьи 4 Закона «О защите конкуренции».  К признакам ограничения конкуренции относится: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Из изложенного следует, что Закон «О защите конкуренции» устанавливает обязательные требования к актам и действиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» под товаром понимается   объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Товарный рынок определяется количеством и размерами действующих на рынке хозяйствующих субъектов, степенью сходства или отличий товаров разных предпринимателей, доступностью рыночной информации, наличием или отсутствием барьеров при вхождении на рынок.

Определить круг потенциальных желающих оказать работы по водоснабжению возможно лишь проведением публичных процедур.

 

Удовлетворяя муниципальные нужды, посредством передачи Администарцией муниципального имущества без осуществления процедур, установленных законодательством, МУП «ЖКС» создаются преимущества, в то время как иные хозяйствующие субъекты, работающие на рассматриваемом рынке, лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что свидетельствует об ограничении конкуренции.

Деятельность органов местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Одной из форм устранения конкуренции является принятие актов и (или) совершение действий, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

 

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции на рынке.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов органов власти, части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», необходимо учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Администрацией не представлены доказательства, а также не приведены ссылки на нормативно-правовые акты, позволяющие осуществлять рассматриваемые комиссией Самарского УФАС России в рамках настоящего дела действия (бездействие), в результате которых создаются дискриминационные условия для деятельности хозяйствующих субъектов, на рынке оказания услуг по водоснабжению.

Комиссия Самарского УФАС России установила, что Администрация вышла за пределы осуществления своих гражданских прав, предоставленных им нормативными правовыми актами.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Администрации, выразившиеся в передаче объектов   водоснабжения и водоотведения МУП «ЖКС» по договору аренды муниципальной собственности от 01.05.2020, совершены в нарушение требований, установленных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», содержат нарушение части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

    • соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.
        •           На момент принятия Комиссией решения по настоящему делу нарушение антимонопольного законодательства не устранено, в связи с чем, Комиссией принято решение о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
    • статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

    •  

 

1. Признать в действиях Администрации сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области нарушение  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в передаче объектов водоснабжения МУП «ЖКС» по договору аренды муниципальной собственности от 01.05.2020 в нарушение  порядка, установленного Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

2. Основания для прекращения рассмотрения дела в отношении Администрации сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области, указанные в статье 48 Закона «О защите конкуренции», не установлены.

3. Выдать Администрации сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер, направленных на возврат муниципального имущества, указанного в договоре аренды муниципальной собственности от 01.05.2020, в срок до 01 ноября 2022 года.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства не установлены.

 

Председатель Комиссии:                                                                                                  А.Р. Б.

Члены Комиссии:                                                                                                            О.В. Ш.

                                                                                                                                           С.В. С.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны