Предупреждение №1302/10 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ УСТРАНЕНИИ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВОВАВ... от 11 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ОБ УСТРАНЕНИИ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВОВАВШИХ ВОЗНИКНОВЕНИЮ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 27-9383-18/10 выявило в действиях Департамента транспорта Администрации городского округа Самара, связанных с предоставлением ООО «Самара Авто Газ» преимущественных условий при организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам г.о. Самара путем заключения муниципальных контрактов № 10-18 от 04.04.2018, № 13-18 от 17.04.2018 и № 14-18 от 17.04.2018, признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), поскольку указанные действия могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

1. В Самарское УФАС России из Прокуратуры г. Самары поступили материалы, содержащие информацию о действиях органов местного самоуправления г.о. Самара, Муниципального предприятия г.о. Самара «Пассажирский автомобильный транспорт» (далее – МП г.о. Самара «Пассажиравтотранс»), ООО «Самара Авто Газ» при передаче муниципального имущества, заключении муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемы тарифам.
В целях установления наличия/отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства Самарским УФАС России были запрошены необходимые документы и сведения.
По результатам анализа представленных документов Самарским УФАС России возбуждено дело № 27-9383-18/10 по признакам нарушения Главой г.о. Самара, Департаментом управления имуществом г.о. Самара, Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара, МП г.о. Самара «Пассажиравтотранс», ООО «Самара Авто Газ» статьи 16 Закона «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения настоящего дела, Самарским УФАС России в действиях Департамента транспорта Администрации г.о. Самара были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» при следующих обстоятельствах.

Решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 N 682 утверждено положение о Департаменте транспорта Администрации г.о. Самара (далее – Положение).
Согласно пункту 1.1. Положения Департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара обеспечивает создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа Самара.
Положением установлены основные задачи и полномочия Департамента транспорта Администрации г.о. Самара.
В соответствии с Разделом 2 Положения основными задачами Департамента являются, в том числе формирование и реализация единой политики в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа Самара (пункт 2.1), обеспечение эффективного и устойчивого функционирования городского пассажирского транспорта и повышение качества оказания услуг в сфере перевозок населения пассажирским автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования (пункт 2.3).
Таким образом, вопросы, связанные с предоставлением транспортных услуг населению и организацией транспортного обслуживания населения в границах городского округа Самара относятся к компетенции Департамента.
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами наделяется полномочиями по выполнению функции заказчика по муниципальным контрактам в пределах компетенции Департамента, в том числе полномочий заказчика, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 3.12 Положения).
Таким образом, Департамент транспорта Администрации г.о. Самара является лицом, уполномоченным на заключение муниципальных контрактов в целях организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Исходя из установленных Положением задач и полномочий, Департамент транспорта Администрации г.о. Самара является организацией, осуществляющей функции органа местного самоуправления в сфере предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа Самара.

В рамках имеющихся полномочий Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара с ООО «Самара Авто Газ» заключены муниципальный контракт № 10-18 от 04.04.2018 как с единственным подрядчиком, № 13-18 от 17.04.2018 и № 14-18 от 17.04.2018 по результатам запроса котировок (извещения от 02.04.2018 № 0142300048518000641 и 0142300048518000642). Предметом указанных муниципальные контракты является выполнение ООО «Самара Авто Газ» работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам.
Исходя из положений муниципальных контрактов, цена контрактов составляет 0 (ноль) рублей.
При этом положениями контрактов предусмотрено сохранение ООО «Самара Авто Газ» платы за проезд пассажиров и провоз багажа в собственном распоряжении и предоставление Обществу субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ.

2. Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об организации перевозок).
Под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (пункт 17 статьи 3 Закона об организации перевозок).
Порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам установлен статьей 14 Закона об организации перевозок.
Согласно части 1 статьи 14 Закона об организации перевозок в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В силу части 2 указанной статьи осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.
Таким образом, исходя из положений части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе, победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Статьей 93 Закона о контрактной системе установлены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

При этом Законом об организации перевозок установлены особенности порядка заключения государственного или муниципального контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам, а также определения начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, или цены государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком.
Согласно части 3 статьи 14 Закона об организации перевозок предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
Частью 4 статьи 14 Закона об организации перевозок предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт может предусматривать использование билетов, выданных от имени государственного или муниципального заказчика и подтверждающих право проезда пассажиров по всем маршрутам регулярных перевозок, в отношении которых государственный или муниципальный заказчик заключил государственные или муниципальные контракты.
В силу части 5 статьи 14 Закона об организации перевозок документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) могут устанавливаться:
1) обязанность подрядчика перечислять полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа заказчику или оставлять ее в своем распоряжении;
2) назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ;
3) порядок оплаты государственного или муниципального контракта исходя из фактически выполненного объема таких работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом, по цене единицы работы, предусмотренной контрактом.
Согласно части 6 статьи 14 Закона об организации перевозок если в соответствии с документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо в соответствии с государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются без учета указанной платы.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Закона об организации перевозок если документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, или государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий.
Исходя из вышеизложенного, порядок проведения отбора перевозчика на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, осуществляется в порядке Закона о контрактной системе, но с учетом требований и особенностей Закона об организации перевозок.
Начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, или цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируется с учетом положений частей 6 и 7 статьи 14 Закона об организации перевозок.
Таким образом, заключение муниципального контракта по результатам запроса котировок и с единственным подрядчиком должно осуществляется с учетом требований, установленных Законом об организации перевозок.

Как следует из извещений от 02.04.2018 № 0142300048518000641 и 0142300048518000642 на проведение запроса котировок начальная (максимальная) цена контракта составляет 0,01 рублей.
При этом обоснование начальной (максимальной) цены контрактов по данным запросам котировок, размещенное в единой информационной системе в сфере закупок, предусматривает размер цены – 0 (ноль) рублей.
Согласно письму Департамента транспорта Администрации г.о. Самара от 31.08.2018 г. исх. № 1-03/3-02-01/4732 несовпадение начальной (максимальной) цены контрактов, содержащейся в обосновании – 0 рублей и указанной в извещении о проведении закупки – 0,01 рублей, обусловлено функционалом сайта «Единой информационной системы в сфере закупок».
В последующем муниципальные контракты как с единственным подрядчиком, так и по результатам запроса котировок заключены по цене 0 (ноль) рублей.

Порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) установлен Законом о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Согласно части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). 
Согласно письмам Департамента транспорта Администрации г.о. Самара от 31.08.2018 г. исх. № 1-03/3-02-01/4732, от 04.02.2019 исх. № 1-03/3-02-01/519/16 при установлении начальной (максимальной) цены контрактов, а также цены контракта заключаемого с единственным подрядчиком, Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара был применен метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
При этом условиями запроса котировок, а также положениями муниципальных контрактов от 04.04.2018 № 10-18, от 17.04.2018 № 13-18 и № 14-18 предусмотрено осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Частью 8 статьи 22 Закона о контрактной системе предусмотрено применение тарифного метода определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно указанной статье Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Исходя из вышеизложенных положений, в случае если цены, закупаемые на товары, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд, установлены муниципальными правовыми актами при формировании начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, применяется тарифный метод.
Согласно части 21.2 статьи 22 Закона о контрактной системе особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Таким образом, для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, заказчик применяет метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (в случае если не установлены соответствующие тарифы) или тарифный метод с учетом положений частей 6 и 7 статьи 14 Закона об организации перевозок.
Указанные выводы подтверждаются позицией Минэкономразвития России, содержащиеся в письмах от 15.10.2015 N Д28и-3083 и от 06.02.2017 N Д28и-435.
Таким образом, при формировании начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам должен применяться тарифный метод с учетом особенностей Закона об организации перевозок.

Постановлением Администрации г.о. Самара от 09.03.2016 N 181 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков с Управлением организации торгов Администрации городского округа Самара (далее – Порядок).
Указанный документ определяет порядок взаимодействия заказчиков и Управления организации торгов Администрации городского округа Самара в процессе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд городского округа Самара и муниципальных нужд внутригородских районов городского округа Самара, а также в случаях, предусмотренных муниципальными правовыми актами городского округа Самара.
Исходя из положений пунктов 2.2.11 и 2.2.12 Порядка, формирование начальной (максимальной) цены контракта возложено на заказчика.
В соответствии с пунктом 3.11 Порядка заказчик несет ответственность за определение условий контракта, в том числе за определение начальной (максимальной) цены контракта, и установление их в заявке на осуществление закупки.

3. Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Аналогичные положения содержатся в пункте 7 части 1 статьи 7 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294.
Законом Самарской области от 18.01.2016 N 14-ГД «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Самарской области, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Самарской области» определены полномочия органа местного самоуправления в части установления регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Самарским УФАС России установлено, что на момент заключения муниципальных контрактов от 04.04.2018 г. № 10-18 и от 17.04.2018 № 14-18 и 13-18 регулируемые тарифы на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок были установлены Постановлением Администрации городского округа Самара от 26.09.2016 N 1322.
В соответствии с Приложением № 1 к указанному Постановлению Администрации тариф за перевозку одного пассажира (тариф за наличную оплату проезда) и тариф за перевозку одной единицы багажа (тариф за наличную оплату провоза багажа) составляет 25 рублей.
Кроме того, указанным Постановлением установлены льготные тарифы на перевозки пассажиров и багажа.

Согласно положениям муниципальных контрактов, плата за проезд пассажиров и провоз багажа сохраняется в распоряжении ООО «Самара Авто Газ».
Кроме того, из имеющихся в материалах дела документов следует, что в 2018 году ООО «Самара Авто Газ» представлялись субсидии в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по перевозке граждан городским пассажирским транспортом по тарифам в размере 88 956 705,47 тыс. рублей.
Таким образом, исходя из положений Закона о контрактной системе и Закона об организации перевозок при формировании начальной (максимальной) цены муниципальных контрактов от 17.04.2018 № 14-18 и 13-18, а также цены контракта от 04.04.2018 г. № 10-18 заказчику необходимо было использовать тарифный метод, с учетом условий Закона об организации перевозок относительно сохранения перевозчиком платы за проезд пассажиров и багажа в своем распоряжении и предоставления перевозчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ.

Из материалов дела следует, что в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара в адрес МП «Пассажиравтотранс», ООО «Самара Авто Газ», ООО «Шоссе», ООО «Рейс»  направлялось коммерческое предложение (письма от 03.04.2018 исх. № 1-03/3-02-01/1696, от 23.03.2018 №1-03/3-02-01/1514 и №1-03/3-02-01/1515).
Из указанных писем следует, что одним из условий осуществления перевозок является оставление платы за проезд пассажиров и провоз багажа в распоряжении перевозчика.
В своих коммерческих предложениях перевозчики указали о готовности осуществления перевозок с ценой контракта 0 (ноль) рублей при условии оставления платы за проезд пассажиров и провоз багажа в распоряжении перевозчика, а также предоставления субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение работ.
Таким образом, за оказанные услуги перевозчики получают плату за проезд пассажиров и провоз багажа, а также субсидии в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ.
При указанных обстоятельствах, начальная (максимальная) цена контракта в размере 0 рублей является экономической необоснованной.
Кроме того, применение тарифного метода при осуществлении перевозок по регулируемым тарифам предусматривает определения расчетной величины по установленной формуле.
Порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта тарифным методом установлен разделом 5 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567.
Так установленный Методическими рекомендациями порядок расчета определения начальной (максимальной) цены контракта предусматривает умножение объема работы (товара, услуги) на установленный тариф.
Таким образом, цена работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам не может составлять 0 рублей.
Кроме того, по условиям муниципальных контрактов ООО «Самара Авто Газ» оставляет плату за проезд и провоз багажа в своем распоряжении и получает субсидии в целях возмещения части затрат на выполнение работ.
При указанных обстоятельствах, установленные начальная (максимальная) цена контракта, а также цена контракта, заключенного с единственным поставщиком, в размере 0 рублей не соответствует фактическим обстоятельствам перевозок и является экономически необоснованной.
Таким образом, начальная (максимальная) цена контракта, а также цена контракта, заключенного с единственным подрядчиком, в размере 0 рублей определены без соблюдения требований, установленных Законом о контрактной системе и Законом об организации перевозок.

Исходя из положений части 1 статьи 72 Законе о контрактной системе, победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
При этом действия Департамента транспорта Администрации г.о. Самара по формированию начальной (максимальной) цены контракта в размере 0 (ноль) рублей не соответствует цели запроса котировок, поскольку не предполагает дальнейшего снижения цены контракта.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).

Исходя из вышеизложенного, применение неправильного метода определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключенного с единственным подрядчиком, привело (могло привести) к неверному способу определения подрядчика на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Таким образом, действия Департамента по заключению муниципального контракта с ООО «Самара Авто Газ» как с единственным подрядчиком и в дальнейшем необоснованное проведение котировок с объявлением начальной (максимальной) цены 0 рублей, привели к предоставлению ООО «Самара Авто Газ» преимущественных условий при организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам г.о. Самара.
При этом регулярные перевозки по регулируемым тарифам ООО «Самара Авто Газ» осуществляются по цене не равной 0 (ноль) рублей, а с учетом сохранения платы за проезд и провоз багажа в своем распоряжении и получения субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение работ.
Таким образом, в результате указанных действий Департамента транспорта Администрации г.о. Самара ООО «Самара Авто Газ» созданы преимущественные условия на соответствующем товарном рынке.

4. Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции определены Законом «О защите конкуренции».
Согласно части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Императивно установленный статьей 15 Закона «О защите конкуренции» запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Необходимым условием для признания в действиях указанных лиц признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является наступление (угроза наступления) в результате указанных действий последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции определены пунктом 17 статьи 4 Закона «О защите конкуренции». К признакам ограничения конкуренции относится: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов органов власти, части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», необходимо учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
При рассмотрении настоящего дела Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара не были представлены пояснения со ссылками на нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми хозяйствующему субъекту предоставлены преимущественные условия при организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам г.о. Самара.
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
С учетом изложенного, Самарское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, путем издания акта Департамента транспорта Администрации г.о. Самара (приказа, распоряжения или иного акта), направленного на обеспечение соответствия деятельности Департамента требованиям антимонопольного законодательства в сфере организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории г.о. Самара и профилактики нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Департамента в указанной сфере, в рамках предоставленных полномочий, в срок до «15» марта 2019 года.
О выполнении предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения. 


Председатель Комиссии                                        <…> 

Члены Комиссии                                                     <…>
                                                                                   <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны