Решение №2050/7 РЕШЕНИЕ по жалобе АО «Сорбент» от 4 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <…>, исполняющей обязанности начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <…>, специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа <…> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу акционерного общества «Сорбент» (далее – Заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «РН-Пожарная безопасность» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право поставки самоспасателей фильтрующего типа (АХО-28/18) (извещение № 31807345800, http://zakupki.gov.ru, http://rn.tektorg.ru) (далее – Запрос предложений),

в присутствии представителей от АО «Сорбент» – <…> (доверенность); от ООО «РН-Пожарная безопасность» – <…> (доверенность), <…> (доверенность), <…> (доверенность), <…> (доверенность), <…> (доверенность); от ООО «Центр Управления Поставками» – <…> (доверенность), <…> (паспорт),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.02.2019г. в Самарское УФАС России посредством электронной почты поступила жалоба АО «Сорбент» на действия ООО «РН-Пожарная безопасность» при проведении Запроса предложений.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Конкурсной комиссией необоснованно отклонена заявка АО «Сорбент».

Заявитель считает, что действия Заказчика нарушили его права, создали препятствия к участию в закупке.

ООО «РН-Пожарная безопасность» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Запроса предложений. Представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России № 1451/7 от 14.02.2019г.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

22.12.2018г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 31807345800 о проведении Запроса предложений. Актуальная документация по Запросу предложений размещена 22.12.2018г. (далее – Документация о закупке).

Согласно данному извещению заявки подавались до 15.01.2019г. 09:00 по местному времени Заказчика. Порядок подачи заявок и подведения итогов в соответствии с Документацией о закупке. Дата рассмотрения заявок: 30.01.2019г. Дата подведения итогов: 06.02.2019г. Место рассмотрения заявок и подведения итогов: 443013, Российская федерация, город Самара, улица Мичурина, дом 25.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке ООО «РН-Пожарная безопасность», утвержденного Решением Совета директоров ПАО «НК «Роснефть» 30 ноября 2018г. Протоколом от 03 декабря 2018г. № 11, введенным в действие 28 декабря 2018г. Приказом ПАО «НК «Роснефть» от 13 декабря 2018г. № 799, введенным в действие в ООО «РН-Пожарная безопасность» 28 декабря 2018г. Приказом от 19 декабря 2018г. № 536-П (№ 1130012852 (присоединено к положению № 1120010387)), размещена в ЕИС 19.12.2018г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

04.02.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол Закупочной комиссии об утверждении результатов отборочной, оценочной стадии рассмотрения заявок на участие в закупке и переторжке № ЗК-02-19-АХО-28/18/1 от 01.02.2019г. (№ 31807345800-01), согласно которому к установленному в извещении и Документации о закупке сроку поступили четыре (4) заявки участников с порядковыми номерами: № 1 <…>, № 2 <…>, № 3 <…>, № 4 <…>. Закупочной комиссией по результатам отбора заявок принято решение допустить к дальнейшему участию в закупке 2 (две) заявки участников с порядковыми номерами: 2, 3. В соответствии с пунктом 11.3.3.1 Положения о закупке по результатам отбора заявок в связи с выявленными несоответствиями критериям отбора, установленным в Документации о закупке, Закупочной комиссией принято решение отказать в допуске к дальнейшему участию в закупке 2 (двум) заявкам участников с порядковыми номерами: 1 (основание для отказа в допуске – подпункт «б» пункта 10.5.6.2 Положения о закупке (несоответствие требованиям пункта 4 Блока 7, пункта 19 (3.8.2) Блока 2 Документации о закупке)), 4 (основание для отказа в допуске – подпункт «е» пункта 10.5.6.2 Положения о закупке (несоответствие требованиям пункта 4 Блока 7, пункта 19 (3.8.2) Блока 2 Документации о закупке)).

12.02.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол Закупочной комиссии об утверждении итогов оценки заявок после переторжки, итогов закупки и выборе победителя закупки № ЗК-04-19-АХО-28/18/2 от 08.02.2019г. (№ 31807345800-02), согласно которому к установленному в протоколе от 01.02.2019г. № ЗК-02-19-АХО-28/18/1 сроку на переторжку поступила одна (1) обновленная заявка участника с порядковым номером: 3. Закупочной комиссией принято решение признать участника под порядковым номером 3 победителем закупки (основное предложение) и заключить с ним договор для ООО «РН-Пожарная безопасность».

Договор по результатам Запроса предложений с победителем не заключен.

 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Для указанного предмета руководящими техническими регламентами являются: «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. № 878 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (далее – ТР ТС 019/2011) и Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ТР ПБ 123/2008).

Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009г. № 32-ст «Об утверждении национального стандарта» утвержден для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53261-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний» (далее – ГОСТ Р 53261-2009).

В Документацию о закупке включен Блок 2 «Информационная карта» (далее – ИК) – представлен отдельным томом. Блок 2 содержит реквизиты и условия конкретной закупки, дополняет и уточняет положения Блока 3 «Инструкция для Участника закупки».

Пунктом 19 ИК установлено, что критерии отбора заявок Участников закупки следующие:

  • соответствие Участника закупки (в том числе коллективного Участника закупки) и заявленных субподрядчиков (соисполнителей) предъявленным требованиям;
  • соответствие предлагаемой продукции предъявленным требованиям;
  • соответствие предлагаемых договорных условий предъявленным требованиям;
  • соответствие заявки по составу и/или оформлению (кроме правильности оформления конверта) предъявленным требованиям, в том числе по объему и содержанию представляемых документов, а также по подписанию уполномоченным лицом;
  • соответствие технической части заявки по составу, содержанию требованиям Технического задания и условиям договора к оказываемым услугам/выполняемым работам/поставляемым товарам;
  • соответствие коммерческой части заявки по составу и содержанию условиям технической части заявки.

В Документацию о закупке включен Блок 7 «Техническое задание» (далее – ТЗ) – представлен отдельным томом. Блок 7 содержит требования Заказчика к функциональным, техническим, качественным и прочим характеристикам поставляемых товаров, выполняемых работ и/или оказываемых услуг; положения технического задания являются неотъемлемой частью условий Договора, заключаемого по результатам закупки.

Пункт 4 ТЗ гласит, что в подтверждение требований к безопасности, безопасность самоспасателей должна быть подтверждена:

  • Сертификатом соответствия требованиям «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» (ФЗ от 22.07.08г. № 123-ФЗ) на соответствие ГОСТ Р 53261-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсических продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний» по п. 4.1, 4.3-4.7.
  • Сертификатом на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011».

Самарским УФАС России установлено, что АО «Сорбент» в составе своей заявки на участие в закупке были приложены следующие копии:

  • Сертификат соответствия № C-RU.ПБ01.В.02818 от 16.09.2014г. (действителен до 16.09.2019г.) подтверждающий, что газодымозащитный комплект ГДЗК-У соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» по ГОСТ Р 53261-2009 в целом, включая установленные Заказчиком пункты 4.1, 4.3-4.7 указанного стандарта.
  • Сертификат соответствия № TC RU C-RU.AE44.B.00733 от 06.10.2014г. (действителен до 14.09.2019г.) подтверждающий, что газодымозащитный комплект ГДЗК-У соответствует требованиям, установленным ТР ТС 019/2011.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификат соответствия – это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

Исходя из вышеприведенного определения и содержания представленного Заявителем Сертификата соответствия № C-RU.ПБ01.В.02818 от 16.09.2014г. у Заказчика отсутствовали законные основания утверждать о несоответствии самоспасателя ГДЗК-У требованиям пунктов 4.1, 4.3-4.7 ГОСТ Р 53261-2009 и отстранять от участия на этом основании АО «Сорбент».

Согласно пункту 11.3.2.1 Положения о закупке в ходе рассмотрения заявок Заказчик вправе уточнять заявки следующим образом:

  • запрашивать у Участника закупки отсутствующие, представленные не в полном объеме или в нечитаемом виде разрешающие/подтверждающие документы или их копии при условии наличия в документации о закупке условия о представлении таких документов;
  • исправлять выявленные в заявке арифметические и грамматические ошибки и запрашивать исправленные документы в порядке, установленном в документации о закупке;
  • запрашивать у Участника закупки разъяснения параметров заявки; уточнения не должны изменять предмет закупки, объем, номенклатуру и цену предлагаемой Участником закупки продукции; при формировании документации о закупке Заказчик вправе установить допустимое количество запросов на разъяснения параметров заявки у Участника закупки.

От Заказчика письмом от 25.01.2019г. № ИЖ-09/0189 поступил запрос Заявителю, согласно которому: «Согласно записям реестра аккредитованных лиц, орган сертификации «ПожТест» ФГБУ ВНИИПО МЧС России прекратил свою деятельность 31.05.2015г. Согласно пунктам 2, 53 и 54 статьи 147 ТР ПБ 123/2008 орган сертификации обязан производить инспекционный контроль за сертифицированной продукцией не менее 3-х раз за время действия сертификата. Прошу представить подтверждающие документы».

Документация о закупке, включая ее техническую часть, не содержала требования о предоставлении в составе заявки протоколов испытаний предлагаемых самоспасателей, в том числе документов о прохождении инспекционного контроля.

В ответ на указанный запрос АО «Сорбент» были представлены документы, подтверждающие законность действий органа по сертификации (действующий аттестат аккредитации № RA.RU.10ЧС13), а также протоколы испытаний при инспекционном контроле самоспасателей ГДЗК-У за 2015, 2016 и 2017 годы.

Понятия протоколов инспекционного контроля (не обязан включать испытания по продуктам горения) и протоколов инспекционных испытаний (включает испытания по продуктам горения) не тождественны друг другу и не подлежат взаимозамене. Вместе с тем, ни Документация о закупке, ни вышеуказанный запрос Заказчика не содержат требований о предоставлении протоколов сертификационных испытаний.

ООО «РН-Пожарная безопасность» нарушены требования, установленные пунктом 11.3.3.3 Положения о закупке и частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции в части отказа в допуске АО «Сорбент» к участию в открытом запросе предложений в электронной форме на право поставки самоспасателей фильтрующего типа (АХО-28/18) (извещение № 31807345800, http://zakupki.gov.ru, http://rn.tektorg.ru).

В указанных действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ).

Заявителем в своей заявке предложена минимальная стоимость предложения.

Учитывая установленные нарушения порядка организации и проведения закупки, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о выдаче предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу АО «Сорбент» обоснованной.
  2. Признать в действиях ООО «РН-Пожарная безопасность» нарушение требований, установленных пунктом 11.3.3.3 Положения о закупке, части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции.
  3. Выдать предписание об устранении нарушений.
  4. Передать материалы жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

Связанные организации

ООО «РН-Пожарная безопасность»
ИНН 6316130984, ОГРН 1086316002486
АО «Сорбент»
ИНН 5908001417, ОГРН 1025901602770