Решение №8707/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Русские пилы» от 6 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Русские пилы» (далее – Заявитель) на действия ПАО «ОДК-Кузнецов» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на право поставки, монтажа, пуско-наладки и ввода в эксплуатацию отрезных станков, а также инструктаж персонала работе на оборудовании, по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение участка металлургического производства, 2 Этап Публичного акционерного общества «Кузнецов», г. Самара» Публичное акционерное общество «Кузнецов» г. Самара, Самарская область» (извещение № 0742000000220000027, https://zakupki.gov.ru) (далее – Аукцион),

в присутствии представителей Заказчика – <...> (доверенность), <...>(доверенность), представители Заявителя в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи не участвовали, надлежащим образом извещены, ходатайств не заявляли,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

08.06.2020г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Русские пилы» на действия ПАО «ОДК-Кузнецов» при проведении Аукциона.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Заказчик разместил документацию об электронном аукционе с нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и исключил применение эквивалента к требуемому оборудованию в техническом задании. На основании изложенного, ООО «Русские пилы» просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

 ПАО «ОДК-Кузнецов» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 11.06.2020г. № 7821/7.

Изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

29.05.2020г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 0742000000220000027 о проведении Аукциона. Актуальная документация по Аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 29.05.2020г.

Начальная (максимальная) цена контракта составила: 40 732 646,81 руб.

Аукцион проведен в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Заказчик является обществом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которое заключает гражданско-правовые договоры, применяя нормы Закона о контрактной системе, в случаях, установленных действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Описание объекта закупки подготовлено Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе и сформулировано в части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, а также путем включения в документации об электронном аукционе проектной документации Раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании и о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений».  

В Техническом задании установлено, что объектом закупки является реализация Государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» до 2027 года и предполагает поставку необходимого оборудования в рамках реконструкции и технического перевооружения участка металлургического производства, 2 Этап Публичного акционерного общества «Кузнецов», г. Самара» Публичное акционерное общество «Кузнецов» г. Самара, Самарская область», проводимой на основании проектной документации, получившей положительное заключение ФАУ «ГЛАВКОСЭКСЕРТИЗА РОССИИ» от 15.10.2019г. № 63-1-1-3-028211-2019 (проект) и от 18.10.2019г. № 00461-19/КГЭ-01993/05 (сметы).

Указанная проектная документация согласована Минпромторгом России (письмо от 04.12.2019г. № БО-86874/18 «О согласовании проектной документации»).

В размещенной в составе документации об электронном аукционе проектной документации содержится указание на поставку отрезного станка с указанием на товарный знак, а именно отрезной станок Gator G20 (позиция 111 проектной документации).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям Заказчика в Техническом задании.

Согласно Техническому заданию к поставке требуется отрезной станок Gator G20.

Статьей 14 Закона о контрактной системе предусмотрено применение национального режима при осуществлении закупок.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 (далее - Постановление № 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства.

Согласно пункту 3 Постановления № 616 запрет не применяется в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается наличием разрешения Минпромторга России на закупку происходящего из иностранного государства товара.

Порядок выдачи разрешения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на закупку происходящего из иностранного государства товара станкоинструментальной промышленности предусмотрен Приказом Минпромторга России от 25.04.2019 № 1486 (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка заказчик подает в Министерство заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) и прилагаемые к нему сведения, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.

В соответствии с подпунктами «б», «е» пункта 4 Порядка в заявлении среди прочего указывается наименование закупаемого товара станкоинструментальной промышленности, происходящего из иностранного государства, в отношении которого запрашивается разрешение (далее - товар), а также наименование инвестиционного проекта, в рамках которого закупается товар.

Также, согласно пункту 5 Порядка, к заявлению прилагаются оформленные в табличном виде (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку) сведения о параметрах закупаемого товара, касающиеся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования (длительность гарантийного срока, надежность, энергоемкость, экологичность, физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду товара и существенным образом влияющие на функциональное назначение, область применения или качественные характеристики), а также стоимостных характеристиках закупаемого товара, в том числе одной единицы товара и совокупности таких товаров, для определения отличий параметров заявленного товара от параметров производимого в Российской Федерации товара.

Согласно материалам жалобы, до объявления рассматриваемой закупки Заказчиком в адрес Минпромторга России было направлено соответствующие заявление (от 20.03.2019г. № 239/1567/2019) о выдаче разрешения на закупку происходящего из иностранного государства товара станкоинструментальной промышленности.

В данном заявлении, во исполнение требований пунктов 4, 5 Порядка, Заказчиком указаны сведения о планируемой к закупке продукции, конструктивных и дополнительных требованиях  к оборудованию. В заявлении также Заказчик в качестве планируемой к закупке продукции указал: наименование инвестиционного проекта, в рамках которого закупается товар, а именно: «Реконструкция и техническое перевооружение участка металлургического производства, 2 Этап Публичного акционерного общества «Кузнецов», г. Самара; модель – Gator G20, фирма производитель – Triplex Systems.

Порядок рассмотрения заявлений установлен пунктами 11-17 Порядка.

Согласно пункту 17 Порядка, по итогам рассмотрения заявления ответственный департамент Минпромторга России либо выдает разрешение (если аналогичность товара не подтверждена), либо, в случае подтверждения выявленного аналогичного товара - уведомление об отказе в выдаче разрешения (далее - уведомление) с указанием выявленного аналогичного товара.

При этом, согласно подпункту «б» пункта 20 Порядка, в разрешении указывается в том числе и наименование товара, в отношении которого оно выдано.

По результатам рассмотрения заявления Заказчика Минпромторгом России, исходя из того, что аналогичность заявленного Заказчиком оборудования не подтверждена,  ПАО «ОДК-Кузнецов» было выдано разрешение исх. № 83865/05 от 26.11.2019г. на закупку заказчиком отрезного станка Gator G20.

Иного вывода из буквального толкования содержания разрешения Минпромторга России в данном случае сделать невозможно.

Согласно пункту 19 Порядка разрешение действительно в течение 18 месяцев со дня его выдачи и распространяется только на одну закупку.

Таким образом, на момент объявления рассматриваемой закупки на поставку оборудования, проводимой Заказчиком в рамках инвестиционного проекта «Реконструкция и техническое перевооружение участка металлургического производства, 2 Этап Публичного акционерного общества «Кузнецов», г. Самара, Заказчик имел действующие, выданные Минпромторгом России в соответствии с пунктом 3 Постановления № 616 разрешения на закупку конкретной модели товара, происходящего из иностранного государства, определенного производителя.

 

Целью законодательства о контрактной системе в сфере закупок является не обеспечение максимального широкого круга участников закупки, а достижение целей закупки и наиболее эффективное удовлетворение государственных и муниципальных нужд.

Как указано в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), по  общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников.

В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

В рассматриваемом случае, отсутствуют доказательства того, что указание Заказчиком требования к объекту закупки являются необоснованными и повлекло  ограничение количества участников закупки. Из представленного Заявителем технико-коммерческого предложения группы компаний КОСКО на дисковый отрезной станок МСК D-170 не представляется возможным сделать однозначный вывод об эквивалентности данного станка оборудованию, требуемому Заказчику. Указанные обстоятельства, в совокупности с информацией, содержащейся в разрешении Минпромторга (исх. № 83865/05 от 26.11.2019г.) на закупку заказчиком отрезного станка Gator G20, не позволяют сделать вывод о необоснованном  ограничении количества участников закупки.

 

 Учитывая изложенное, с учетом конкретных обстоятельств закупки, указание конкретного производителя (товарного знака) без уточнения возможности поставки эквивалентного товара не противоречит принципам и положениям Закона о контрактной системе и обусловлено спецификой использования товара, необходимостью соблюдения требований Постановления № 616 и направлено на достижение цели инвестиционного проекта.

Объектом закупки является поставка товара, а не его производство. Заявитель, как любой иной потенциальный участник закупки, не ограничен в своем праве приобрести, с целью выполнения обязательств, оборудование именно с теми характеристиками и товарным знаком, которые определены потребностью Заказчика и установлены в Техническом задании. Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар само по себе не свидетельствует о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Русские пилы» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны