Решение б/н Решение и предписание по делу №5216-09/7 в отношении ОАО "РЖ... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ
 
11 февраля 2010                                                                       г. Самара
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <…>, главного специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов <…>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов <…>, рассмотрев дело 5216-09/7 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Самарское УФАС России поступило заявление ОАО «Военно-страховая компания», в лице Самарского филиала (далее – Заявитель) на действия Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» при проведении открытого конкурса на право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» на период с ноября 2009 года по октябрь 2012 года.
Согласно доводам Заявителя, конкурсная документация на проведение вышеуказанного конкурса не содержит начальной цены контракта, а также точное указание на объем требуемых услуг. В связи с чем, ОАО «Военно-страховая компания» было лишено возможности определить страховой тариф для страхования автомобилей ОАО «Российский железные дороги» и предложить наилучшие условие для заключения договора. Кроме того, информация о проведении данного конкурса и конкурсная документация были размещены на официальном сайте ОАО «РЖД» (www.rzd.ru), а не на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru), что существенным образом нарушает право участника конкурса получить достоверную конкурсную документацию.
 На основании изложенного, Заявитель просит признать действия ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Куйбышевская железная дорога» при проведении вышеуказанного открытого конкурса нарушающими требования законодательства о размещении заказов и выдать предписание об отмене протокола № 53 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 27.10.2009г.
 
По результатам рассмотрения указанного заявления, Самарским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.  
 
11 декабря 2009 г. в Самарское УФАС России поступило ходатайство от Заявителя об отзыве направленного в адрес Самарского УФАС России заявления (вх. № 11852 от 11.12.2009 г.).
Между тем, в соответствии с Законом о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (утвержден приказом ФАС России от 25.12.2007 г. № 447), отзыв заявления не является основанием прекращения дела, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
 
С доводами Заявителя ОАО «РЖД» не согласно и считает их необоснованными по основаниям, изложенным в письменных пояснениях (вх. № 12001 от 15.12.2009г., № 1177 от 09.02.2010г.).
     
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия установила следующее.
ОАО «РЖД» в лице филиала «Куйбышевская железная дорога» проведен открытый конкурс на право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» на период с ноября 2009 года по октябрь 2012 года (далее – Открытый конкурс).
 
Согласно части 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальное печатное издание для опубликования информации о размещении государственных или муниципальных заказов, а также официальный сайт определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией.
Печатное издание и сайт в сети "Интернет" для опубликования субъектами естественных монополий сведений, предусмотренных статьями 16, 21, 23, 24, 28 Закона о размещении заказов, при проведении в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции открытого конкурса/аукциона не определены.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о размещении заказов и пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектами естественных монополий должно быть сделано извещение о проведении открытого конкурса/аукциона.
Таким образом, ОАО «РЖД», разместив извещение о проведении Открытого конкурса на официальном сайте ОАО «РЖД» (www.rzd.ru), выполнило требование части 1 статьи 21 Закона о размещении заказов.
 
В соответствии с подпунктом 1.1.8 пункта 1.1 раздела I Конкурсной документации, начальная (максимальная) цена Договора (размер тарифа, уплачиваемого Заказчиком по договору страхования КАСКО) составляет 3,95 % от страховой стоимости транспортного средства в год. Расчет страховой премии по ОСАГО производится строго в соответствии с тарифами и правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункта 1.1.9 пункта 1.1 раздела I Конкурсной документации, начальная (максимальная) цена Договора (размер тарифа, уплачиваемого Заказчиком по договору страхования КАСКО) формируется исходя из общего объема передаваемых на страхование автомобилей, а также с учетом фактических размеров применяемых в настоящее время страховых тарифов.
В соответствии с подпунктами 4.2.1., 4.2.2. Конкурсной документации, страхуемый парк автомобилей по страхованию ОСАГО – парк автотранспортных средств Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в количестве 2 350 штук с условием допуска неограниченного числа водителей к управлению данными автотранспортными средствами. По страхованию КАСКО – все автомобили иностранного производства, в том числе те, чье производство налажено на территории Российской Федерации (иностранный бренд), в количестве не более 30 штук стоимостью от 400 000 рублей до 4 500 000 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны сведения, в частности о предмете контракта с указанием объема оказываемых услуг и начальную (максимальную) цену контракта.
Также, согласно пункта 4.1. части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта.
 
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой тариф – ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска.
Следовательно, в конкурсной документации обязательно определяется начальная (максимальная) цена контракта, а начальная (максимальная) цена за единицу товара только в ряде случаев, к которым не относится закупка услуг по ОСАГО и КАСКО.
Таким образом, определение цены контракта исходя из размера страхового тарифа как ставки страховой премии с единицы транспортного средства, подлежащего добровольному страхованию (на условиях КАСКО), не соответствует статье 22 Закона о размещении заказов.
Таким образом, информация, содержащаяся в конкурсной документации, относительно предмета конкурса не позволяет участникам размещения заказа определить ни объем оказываемых услуг, ни начальную (максимальную) цену контракта, что не соответствует части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов, в отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
Между тем, в соответствии с Конкурсной документацией, предметом Открытого конкурса является один лот, который предусматривает оказание услуг КАСКО и ОСАГО.
В соответствии с пунктом 1.11.1 Конкурсной документации победитель Конкурса должен подписать проекты Договоров в установленном законодательством порядке по формам Приложения № 4 к настоящей Конкурсной документации в течение 10 (десяти) календарных дней со дня передачи Заказчиком победителю Конкурса проектов Договоров.
Приложением № 4 Конкурсной документации являются проекты договоров ОСАГО и КАСКО.
Таким образом, по результатам проведенного Открытого конкурса по одному лоту заключается два договора, что противоречит части 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов.
 
Пунктом 1.10.4 Конкурсной документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Открытом конкурсе:
1.                 Цена договора:
1.1.           Размер страхового тарифа, в соответствии с которым определяется размер страховой премии, уплачиваемой Заказчиком по договору КАСКО, в % (участник размещения заказа должен предложить тариф по КАСКО, единый для всех транспортных средств);
1.2.           Размер страховой премии по договору ОСАГО.
Значимость критериев – 50%.
2.                 Качество услуг и квалификация Участника конкурса. Данный критерий содержит 8 подкритериев, их суммарная значимость составляет 20%;
3.                 Сроки оказания услуг (в рабочих днях) – значимость 30%.
3.1.           Срок перечисления страхового возмещения со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов;
3.2.           Срок выдачи направления транспортного средства на восстановительный ремонт со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов.
Часть 6 статьи 28 Закона о размещении заказов предусматривает, что значимость критериев, указанных в пунктах 1 и 1.1 части 4 настоящей статьи, а имен:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг
не может составлять более двадцати процентов.
Статья 10 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривает, что срок действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств составляет один год.
Вместе с тем, оценка подкритериев по критерию «срок оказания услуг» - «срок перечисления страхового возмещения со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов» и «срок выдачи направления транспортного средства на восстановительный ремонт со дня получения от потерпевшего полного пакета необходимых документов» в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов возможна только по критерию «качество услуг».
Таким образом, суммарное значение критериев, отражающих функциональные характеристики (потребительские свойства), качество услуг и квалификацию участника конкурса составляет 50%, что противоречит части 6 статьи 28 Закона о размещении заказов.
 
ОАО «РЖД», являясь субъектом естественной монополии, в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции обязано осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания определенных финансовых услуг, в том числе для страхования имущества и страхования ответственности.
 
Действия ОАО «РЖД» при проведении Открытого конкурса привели к нарушению положений Закона о размещении заказов, а следовательно, к нарушению статьи 18 Закона о защите конкуренции.
 
Таким образом, ОАО «РЖД» в лице филиала «Куйбышевская железная дорога» нарушило пункты 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, в части нарушения положений Закона о размещении заказов при проведении Открытого конкурса.
 
Руководствуясь статьей 23, статьи. 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
 
РЕШИЛА:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                
1. Признать в действиях ОАО «Российские железные дороги» нарушение пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ОАО «Российские железные дороги» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 ПРЕДПИСАНИЕ

 
11 февраля 2010 г.                                                                       г. Самара
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя <…>, главного специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов <…>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов <…>,                                                                                           
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 02 декабря 2009 г. по делу № 5216-09/7 о нарушении Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции,
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» прекратить нарушение пунктов 8, 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении положений Федерального закона от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) при проведении открытого конкурса на право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» на период с ноября 2009 года по октябрь 2012 года (далее – Открытый конкурс).   
 
Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»:
-  не  заключать  договоры  с  победителем  Открытого  конкурса,  определенном на
 основании оценки и сопоставлении заявок (протокол оценки и сопоставления заявок от 27.10.2009 № 53).
 
В срок до 15 марта 2010г.:
- отменить протокол вскрытия конвертов с заявками от 13.10.2009 № 47;
- отменить протокол рассмотрения заявок от 20.10.2009 № 50;
- отменить протокол оценки и сопоставления заявок от 27.10.2009 № 53;
- привести конкурсную документацию по Открытому конкурсу в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, внеся в неё соответствующие изменения.
 
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 15 марта 2010г., направив в адрес Самарского УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих исполнение Предписания.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны