Решение №12597/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ИП З.Р.В. от 30 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя З.Р.В. (далее – Заявитель) на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (далее – Заказчик, Самарский университет) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право оказания клининговых услуг (извещение № 31908366996, http://zakupki.gov.ru; процедура № 31908366996, https://www.roseltorg.ru) (далее – Конкурс),

в присутствии представителей: от Самарского университета – <...> (доверенность), <...> (доверенность); Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.10.2019г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ИП З.Р.В. на действия Самарского университета при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, установление Самарским университетом неаргументированных критериев оценки заявок приводит к ограничению конкуренции при проведении Конкурса.

Заявитель считает, что требование Заказчика о предоставлении справки об отсутствии судимости штатных сотрудников, планируемых к привлечению при оказании услуг, является незаконным и необоснованным.

Самарский университет просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Конкурса. Представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 23.10.2019г. № 12319/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

03.10.2019г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 31908366996 о проведении Конкурса. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС: 11.10.2019г. Актуальная документация по Конкурсу (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 11.10.2019г.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупках товаров, работ, услуг Самарского университета (№ 1140045220), утвержденного Наблюдательным советом Самарского университета (Протокол от 18.12.2019г. № 20), размещена в ЕИС 25.12.2018г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

25.10.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе № ЭОК-02/19-МСП от 25.09.2019г. (№ 31908366996-01), согласно которому до окончания указанного в извещении времени о проведении Конкурса подано 6 (шесть) заявок: № 241069, № 233948, № 241683, № 241786, № 241378, № 241905. Закупочной комиссией принято решение допустить всех участников закупки к участию в Конкурсе.

28.10.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе № ЭОК-02/19-МСП от 28.09.2019г. (№ 31908366996-02), согласно которому Закупочной комиссией приняты решения: 1. отказать в допуске к участию в Конкурсе участнику № 241683 (на основании подпункта 1 пункта 9.1.4 главы 9 раздела 1 Документации о закупке – в заявке не представлено решение об одобрении или о совершении крупной сделки (подпункт 2 пункта 17 Информационной карты)); 2. допустить к участию в Конкурсе участников закупки №№ 241069, 233948, 241786, 241378, 241905.

 

Согласно пункту 1.1 части 1 раздела I Документации о закупке конкурс в электронной форме – это форма торгов, при которой: победителем признается участник закупки, заявка на участие в конкурсе которого соответствует требованиям, установленным Документацией о закупке, и заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Разделом II Документации о закупке установлена информационная карта конкурса в электронной форме (далее – ИК).

Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены претендентами в составе заявки на участие в Конкурсе, указан в пункте 17 ИК. Данный перечень не содержит требования о предоставлении справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования штатных сотрудников исполнителя.

Отсутствие документов, прилагаемых в составе заявки для проведения оценки и сопоставления заявок участников по критериям (в том числе справок о наличии (отсутствии) судимости), в составе заявки на участие в Конкурсе не является основанием для отклонения заявки участника процедуры.

В силу пункта 2.2 части 2 раздела I Документации о закупке квалификационные требования, предъявляемые к участникам закупки (предъявляются в случае, если данные требования указаны в разделе II (Информационная карта) настоящей документации):

  1. наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;
  2. положительная деловая репутация, наличие опыта выполнения работ или оказания услуг.

Разделом III Документации о закупке установлены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме (далее – Критерии).

В соответствии с пунктом 18 ИК документы, прилагаемые в составе заявки для проведения оценки и сопоставления заявок участников по критериям, представляются в соответствии с разделом III Документации о закупке «Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме».

Согласно критериям и порядку оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, установленным разделом III Документации о закупке, критерии следующие:

 

№ п/п

Критерии оценки заявок

Значимость критерия

1

Предполагаемая цена договора,

включая все необходимые платежи и налоги

45 %

Порядок оценки по критерию:

Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по данному критерию (Rai), определяется по формуле:

 

где:

 – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

 – начальная цена договора. Если в извещении и документации о закупке Заказчиком не установлена начальная цена договора, то за  принимается максимальная цена из предложенных участниками закупки;

 – цена договора, предложенная i-м участником

 

Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

2

Квалификация участника

55 %

Порядок оценки по критерию:

Значения в баллах, присвоенные участнику закупки по подкритерию, скорректированные на коэффициент значимости подкритерия, являются рейтингом заявки:

РЗк = С123, где:

РЗк- рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия

С1- оценка в баллах по подкритерию 2.1

С2- оценка в баллах по подкритерию 2.2

С3- оценка в баллах по подкритерию 2.3

С4- оценка в баллах по подкритерию 2.4

Рейтинг заявки корректируется на коэффициент значимости критерия с целью получения рейтинга заявки по критерию «Квалификация участника» по формуле:

РЗКк=РЗкхКЗКк, где:

РЗКк- рейтинг заявки по критерию «Квалификация участника»

РЗк- рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки

КЗКк – коэффициент значимости критерия «Квалификация участника» (Коэффициент значимости конкретного критерия равен величине значимости такого критерия в процентах, деленному на 100)

Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

 

Подкритерии

Макс. балл

2.1

Наличие* опыта успешного оказания клининговых услуг (услуг уборки) в помещениях общей площадью 20 000 кв.м и более, с ценой таких договоров (контрактов) не менее 10 % начальной (максимальной) цены договора каждый.

* Подтверждается представлением копий заключенных и исполненных в полном объеме договоров (контрактов) в период с 01.01.2016 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом все договоры (контракты) должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Надлежащее исполнение по предоставленным договорам (контрактам) подтверждается копиями актов оказанных услуг.

40

документы не представлены или представлены не в полном объеме

0

представлены копии 1-2 договоров, подтвержденных актами оказанных услуг

20

представлены копии 3-4 договоров, подтвержденных актами оказанных услуг

30

представлены копии 5 и более договоров, подтвержденных актами оказанных услуг

40

2.2

Наличие* у участника закупки сертификатов соответствия:

- ГОСТ Р 51870-2014;

- ГОСТ 12.0.230-2007;

- ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001-2015);

- ГОСТ Р ИСО 14001-2016 (ISO 14001-2015);

- ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2017

* подтверждается представлением копий сертификатов.

За каждый предоставленный сертификат начисляется 2 балла

10

2.3

Наличие* у участника закупки документа, подтверждающего членство в саморегулируемой организации в области клининговых услуг (услуг профессиональной уборки)

* подтверждается представлением копии свидетельства

10

документ представлен

10

документ не представлен

0

2.4.

Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами

Оценивается наличие* штатных сотрудников (занимающих должность уборщика помещений или аналогичной), планируемых к привлечению при оказании услуг

* подтверждается предоставлением комплекта копий всех перечисленных документов на каждого сотрудника:

- трудовая книжка и/или трудовой договор;

- личная медицинская книжка;

- справка о несудимости;

- согласие на обработку персональных данных.

Весь комплект документов на каждого сотрудника предоставляется отдельным файлом, наименование файла – фамилия сотрудника (при отсутствии в комплекте одного из перечисленных документов сведения о данном сотруднике к оценке не принимаются).

40

документы не представлены или представлены не в полном объеме

0

представлены копии документов на 1-20 сотрудников

10

представлены копии документов на 21-50 сотрудников

20

представлены копии документов на 51-80 сотрудников

30

представлены копии документов на 81 и более сотрудников

40

         

 

Для подтверждения обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами по подкритерию 2.4 критерия 2 «Квалификация участника» участнику закупки в составе комплекта документов на каждого сотрудника предлагается представить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Представление вышеуказанных документов у участника закупки не является требованием Заказчика и установлено в целях оценки по критериям для определения лучших условий исполнения договора, что также позволяет судить о квалификации участника для оказания услуг, являющихся предметом закупки.

Выбор победителя Конкурса, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные критерии оценки предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

При указанных обстоятельствах установление и применение Заказчиком подкритерия 2.4 критерия 2 «Квалификация участника» не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает Заказчика исключать из критериев оценки заявок участников такие критерии, как нестоимостные, а также допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки.

В рассматриваемом случае представление участником Конкурса по подкритерию 2.4 критерия 2 «Квалификация участника» в составе комплекта документов на каждого сотрудника справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования позволяет судить, что у персонала участника закупки на момент окончания подачи заявок уже есть опыт работы по оказанию клининговых услуг, в том числе в образовательных учреждениях, что позволит качественно и полно выполнить объем работ, предусмотренный Документацией о закупке. Следовательно, справки персоналом участника уже получены и их не нужно заказывать специально для участия в данной закупочной процедуре.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований или применения различных критериев оценки заявок к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные Заказчиком критерии оценки заявок, связанные с представлением справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования штата персонала, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.

Сама по себе невозможность набрать участником закупки по установленным критериям и порядку оценки заявок максимального количества баллов также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Использование Заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Само по себе предъявление Заказчиком указанных критериев не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

Как указано выше, при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке критериев оценки заявок могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемые критерии включены в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности проводимой Заказчиком процедуры. Данный довод Заявителем ИП З.Р.В. при рассмотрении жалобы не доказан.

В связи с чем, использование Заказчиком оспариваемого подкритерия 2.4 критерия 2 «Квалификация участника» оценки и сопоставления заявок участников Конкурса не может быть признано необоснованным.

Заявителем направлен запрос разъяснений положений Документации о закупке относительно требований Заказчика о представлении копий справок о несудимости.

Между тем, Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что действующее законодательство не устанавливает требования о наличии у персонала организаций, оказывающего услуги клининга, в том числе в учреждениях в сфере образования, справок о несудимости.

Стоит отметить, что согласно Критерию 2 (значимость которого составляет 55%) квалификация участника закупки определяется по четырем подкритериям, максимальное количество баллов по которым составляет 100 баллов. Из них 40 баллов начисляется по подкритерию 2.4 «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами». При этом установленные Заказчиком требования, связанные с оценкой наличия штатных сотрудников (занимающих должность уборщика помещений или аналогичной), планируемых к привлечению при оказании услуг, что должно подтверждаться предоставлением комплекта копий всех перечисленных документов на каждого сотрудника (в том числе справки о несудимости), в равной мере применяются ко всем участникам процедуры. Не имея указанных в подкритерии 2.4 критерия 2 «Квалификация участника» документов, участник закупки допускается к участию в Конкурсе и может быть признан победителем при получении более высоких баллов при оценке по другим критериям по сравнению с другими участниками закупки.

Опровергающих данный довод доказательств Заявителем не представлено.

 

При рассмотрении жалобы Самарским УФАС России установлено, что на участие в Конкурсе подано шесть заявок, в составе трех из которых присутствуют справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования сотрудников организации.

Таким образом, Самарским университетом не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право оказания клининговых услуг (извещение № 31908366996, http://zakupki.gov.ru; процедура № 31908366996, https://www.roseltorg.ru).

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП З.Р.В. необоснованной.

Связанные организации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П.КОРОЛЕВА"
ИНН 6316000632, ОГРН 1026301168310