Решение №№ 063/01/10-76/2019 Решение и предписание по делу № 063/01/10-76/2019 от 4 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «24» сентября 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено «04» октября 2019 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:……

рассмотрев дело № 063/01/10-76/2019 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Энерго» (443035, г. Самара, ул. Минская, д. 25, комната 1, ИНН 6312038138) (далее – ООО «Энерго») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем неуведомления ИП Туманова И.Ю. о требованиях к срокам восстановления учета электрической энергии путем установки и допуска в эксплуатацию расчетного прибора учета и направления в его адрес письма об установке конкретного прибора учета,

в присутствии на заседании представителей ООО «Энерго»:……;

представителя…..;

представителя ООО «Сбыт-Энерго» - ……..

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области поступило обращение Т.И.Ю. (вх. №78-гр от 24.01.2019 г.) о привлечении ООО «Энерго» к ответственности в связи с нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Основаниями для обращения в Самарское УФАС России послужили следующие обстоятельства.

Между ООО «Сбыт-Энерго» и Т. И.Ю. заключен договор от 01.01.2007г. №1223 на электроснабжение и потребление электрической энергии (далее - Договор), в соответствии с которым, ООО «Сбыт-Энерго» оказывает Т. И.Ю. услуги по купле-продаже электрической энергии, качество которой соответствует требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов – обязательным требованиям государственных стандартов, на условиях, предусмотренных настоящим Договором.

Актом б/н от 18.07.2016 г. ввода в эксплуатацию прибора учета  ООО «Энерго» установило контрольный прибор учета РиМ 384.02/2 (зав. № 000528, 000527) на границе балансовой принадлежности воздушная линия ВЛ-10 кВ, Ф-1, ПС «Выползово» опора № 67.

Письмом (вх. № 469 от 14.02.2018 г.), направленным в адрес ООО «Энерго», Т. И.Ю. просил подтвердить технические условия на организацию учета электроэнергии № 1161 от 17.05.2011 г., либо выдать новые технические условия.

В ответ на указанное письмо ООО «Энерго» направило Т.И.Ю. письмо (исх. № 433 от 13.03.2018 г.), в котором указало на то, что «ранее на границе балансовой принадлежности был установлен прибор учета электрической энергии марки РиМ 384.02, для которого на опоре ВЛ-10 кВ была установлена специальная техническая конструкция, для возможности монтажа данного прибора учета, в связи с этим, с целью упрощения монтажных работ по установке прибора учета на границе балансовой принадлежности, и исключения выхода из строя измерительного комплекса при превышении максимальной мощности, ввиду отсутствия ограничивающего устройства по превышению мощности, ООО «Энерго» рекомендует установить прибор учета типа Рим 384.02. на ранее смонтированной конструкции».

По мнению заявителя, в результате неправомерных действий сетевой организации ООО «Энерго», выраженных в затягивании процесса замены прибора учета, неисполнения положений, содержащихся в Основных положениях № 442 и выставлении необоснованных требований, им были понесены большие убытки.

ООО «Энерго» считает свои действия правомерными, указывая, что обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Приказом руководителя Управления № 33 от 22.03.2019 в отношении ООО «Энерго» было возбуждено дело № 063/01/10-76/2019.

К участию в рассмотрении дела было привлечено ООО «Сбыт-Энерго», которое пояснило, что действия по замене прибора учета осуществлялись в соответствии с решением Ленинского районного суда от 22.03.2010 года.

Рассмотрев имеющиеся в деле документы (материалы), заслушав объяснения сторон, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

ООО «Энерго» является сетевой организацией, которая владеет объектами электросетевого хозяйства, осуществляет выдачу технических условий о технологическом присоединении энергопринимающих устройств (электрических установок) юридических и физических лиц к объектам электросетевого хозяйства и оказывает услуги по передаче электрической энергии.

Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27 декабря 2017 г. № 892 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области», установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области с 01.01.2018г.

Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27 декабря 2018 г. № 986 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области», установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области с 01.01.2019г.

Данными приказами установлены тарифы для ООО «Энерго» для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В письме (исх. № 675 от 11.04.2019г.) ООО «Энерго» пояснило, что основным видом деятельности Общества является передача электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Следовательно, ООО «Энерго» является субъектом естественной монополии.

В части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ООО Энерго» включено в реестр субъектов естественных монополий приказом ФСТ России от 10.05.2001 г. № 29/6.

В соответствии с пунктом 12.5 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно аналитическому отчету, подготовленному в ходе рассмотрения дела, географические границы товарного рынка определяются в пределах Самарской области п. Выползово в границах электрических сетей ООО «Энерго». Продуктовыми границами являются услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, находящимся в  собственности ООО «Энерго».Временной интервал исследования товарного рынка определен периодом 2017, 2018гг.

ООО «Энерго», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии в границах точек присоединения к электрическим сетям, принадлежащим ООО «Энерго» на праве собственности или ином установленном нормативными правовыми актами основании, на территории п. Выползово Самарской области.

В рамках дела установлено, что ООО «Энерго» осуществляет передачу электрической энергии по адресу: п. Выползово, правый берег реки Волга, туристическая турбаза «Зумурские ключи» и «Тихий плес» для осуществления коммерческой деятельности ИП Т. И.Ю.

Т.И.Ю. является индивидуальным предпринимателем и зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за номером …. 

Между ООО «Сбыт-Энерго» и Т. И.Ю. заключен договор от 01.01.2007 г. №1223 на электроснабжение и потребление электрической энергии (далее - Договор), в соответствии с которым, ООО «Сбыт-Энерго» оказывает Т. И.Ю. услуги по купле-продаже электрической энергии, качество которой соответствует требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов – обязательным требованиям государственных стандартов, на условиях, предусмотренных настоящим Договором.

В соответствии с пунктом 4.1 договора № 1223 от 01.01.2007 г., заключенного между ООО «Сбыт-Энерго» и Т. И.Ю., величины отпущенной электрической энергии за расчетный период определяются в соответствии с договорной величиной электропотребления по показаниям расчетных электросчетчиков: место установки прибора учета – щит учета, трансформатор тока – 200/5, тип электросчетчика ЦЭ6803В, номер электросчетчика – 3201611.

В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электросетей, эксплуатационной ответственности сторон и схемой учета между ООО «Энерго» и т/б «Зумурские ключи» от 2004 года, границей ответственности между электроустановками являются контакты присоединения проводов на опоре № 100/63 ЛЭП-10 кВ питающий турбазы «Зумурские ключи», «Тихий плес». Прибор учета обозначен в КТПН-400 – электроустановки абонента.

Необходимо обратить внимание, что согласно акту разграничения балансовой (имущественной) принадлежности электросетей, эксплуатационной ответственности сторон между ООО «Энерго» и Т. И.Ю. от 2010г. границей ответственности являются отпайки провода на опоре № 67 ВЛЭП-10 кВ Ф-1 ПС-35/10кВ «Выползово», сетевая организация несет ответственность за состоянием контактов на опоре № 67, за данную опору, а Т. И.Ю. за прибор учета, установленный на ТП-400/10/0,4 кВа. 

Только впоследствии, в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электросетей, эксплуатационной ответственности сторон и схемы учета между ООО «Энерго» и Т. И.Ю. б/н от 30.08.2019г. границей ответственности между электроустановками являются контакты отпайки провода на опоре № 67 ВЛЭП-10 кВ Ф-1 ПС-35/10 кВ «Выползово» в сторону ТП-400/10/0,4 кВ Т. И.Ю.

ООО «Энерго» представило распоряжение № 75/06 от 20.09.2006г. о переименовании опор и введении новой нумерации № 67, в пункте 2 которой сказано о необходимости переоформления актов разграничения балансовой (имущественной) и эксплуатационной ответственности сторон с потребителями, подключенными к опорам.

 Согласно пункту 16.1 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правил ТП), заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

В соответствии с пунктом 144 Основных положений розничных рынков, функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении граждан, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении гражданина, осуществляющего ведение садоводства или огородничества на земельном участке, расположенном в границах территории садоводства или огородничества, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении гражданина, осуществляющего ведение садоводства или огородничества на земельном участке, расположенном в границах территории садоводства или огородничества, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Таким образом, действующими нормами установлен порядок определения лицами границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

В соответствии с актом совершения исполнительных действий от 22.08.2014 г. «по адресу: «с. Выползово, на границе балансовой принадлежности электросетей в месте отпуска электроэнергии туристических баз «Зумурские ключи» и «Тихий плес» представителями ООО «Энерго» ввиду того, что доступ к опоре был ограничен припаркованной техникой и автомобилями, был осуществлен спил двух деревьев для подъезда к опоре крана «манипулятора». Затем работниками монтажной группы была изготовлена монтажная рама под прибор учета электроэнергии. После этого, монтажная рама была закреплена на опоре 67, впоследствии, на нее был поставлен прибор учета электроэнергии РИМ 384/2 заводской номер <...> , 000173 2014 г. Для правильной работы прибора учета электроэнергии необходимо провести пусконаладочные работы».

В акте совершения исполнительных действий от 22.08.2014 г. было указано, что при совершении исполнительных действий присутствовал представитель ООО «Энерго» - К. М.Ю.

В соответствии с актом совершения исполнительных действий от 09.09.2014 г. «на границе балансовой принадлежности электросетей туристических баз «Зимурские ключи» и «Тихий плес» в с. Выползово провести пусконаладочные работы не представилось возможным, ввиду того, что установленные приборы учета электроэнергии РИМ 384/2, заводской номер <...> , 000173 (согласно акту совершения исполнительных действий от 22.08.2014 г. повреждены и приведены в негодность путем механического повреждения (предположительно расстрелян)».

При совершении исполнительных действий в соответствии с актом от 09.09.2014 г. присутствовал Б. А.П. – представитель ООО «Энерго», а также сотрудники УФССП по с/о Ж. А.С.; Г. А.Е.; Ю. Ю.М.

В соответствии с локальной сметой № ЛС-618, монтажные работы по установке прибора учета Т. А.Ю. составили 293 707 (Двести девяносто три тысячи семьсот семь рублей) 90 коп.

Согласно договору поставки № 02 от 01.02.2016 г.,  заключенному между ООО «Энерго» и ООО «ЭТК Волгаэнергоучет», поставщик (ООО «ЭТК Волгаэнергоучет») обязуется поставлять покупателю (ООО «Энерго») электротехническую продукцию, счетчики воды, и газа с сопутствующим оборудованием не бывшую в употреблении, продукцию бывшую в употреблении – по согласованию сторон, надлежащего качества и пригодную для целей,  для которых товар используется, свободным от прав третьих лиц (залог, арест, запрещения аренда и пр.) с паспортами и сертификатами качества, инструкциями по эксплуатации (при их наличии), а покупатель обязуется принять и оплатить поставляемую по настоящему договору продукцию.

В соответствии с пунктом 6.1 указанного договора, на продукцию, поставляемую по настоящему договору действуют цены, указанные в спецификации или счете на оплату. В соответствии со счетом на оплату № 154 от 14.03.2016 г. прибор учета РИМ 384.02/2 стоит 248 000 (Двести сорок восемь тысяч) руб. 00 коп.

Согласно акту о совершении исполнительных действий от 18.07.2016г. к опоре № 67 монтажной группой ООО «Энерго» в составе трех человек с использованием спецтехники проведены необходимые для установки прибора учета виды работ: ионтж комплекса высоковольтного счетчика РиМ 384.02\2, высоковольтный счетчик РИМ 384.02/2 заводской номер <...> , 000528 введен в эксплуатацию, о чем составлен акт б/н от 18.07.2016 г. ввода в эксплуатацию прибора учета».

На основании калькуляции расходов по совершению исполнительных действий по исполнительному производству № 47255/13/07/63 в отношении должника Т. И.Ю. в пользу взыскателя ООО «Энерго» были совершены расходы, связанные с совершением других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа, которые составили 293 707 (Двести девяносто три тысячи семьсот семь) руб. 90 коп.

Впоследствии, ООО «Энерго» направило в адрес судебных приставов заявление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий с Т. И.Ю., в соответствии с которым ООО «Энерго» также указало, что самостоятельно приобрело прибор учета электроэнергии РиМ 384.02/2 заводской номер <...> , 00528 по договору поставки № 02 от 01.02.2016 г. и спецификации стоимостью 248 000 (Двести сорок восемь тысяч) руб. 00 коп.

Кроме того, письменными пояснениями (вх. №5781-з от 20.06.2019 г.) ООО «Сбыт-Энерго», также указало, что «18.07.2016 г. сетевой организацией ООО «Энерго» совместно с судебными приставами был установлен и введен в эксплуатацию высоковольтный прибор учета РиМ 384.02/2 заводской № 000527, 000528, что подтверждается актом о совершении исполнительных действий от 18.07.2016 г.».

После осуществления исполнительных действий и ввода прибора учета электрической энергии РиМ 384.02/2 в эксплуатацию в соответствии с актом № б/н от 18.07.2016 г., ООО «Сбыт-Энерго» в адрес Т. И.Ю. было направлено дополнительное соглашение № 3 от 18.07.2016 г., в соответствии с которым было указано: место установки прибора учета – п. Выползово, т/б «Замурские ключи» и «Тихий плес», тип электросчетчика – РиМ 384.02/2, номер электросчетчика -  000528, 000527».

Однако указанное дополнительное соглашение № 3 к договору на энергоснабжение и потребления электроэнергии от 18.07.2016 года об изменении п.1.4 подписано потребителем не было.

Таким образом, прибор учета электрической энергии типа РиМ 384.02/2 и место установки указанного прибора учета было выбрано ООО «Энерго» самостоятельно.

Дополнительное оглашение № 6 к договору на электроснабжение и потребление электрической энергии № 1223 подписано между ООО «Сбыт-Энерго» и Т. И.Ю. 03.09.2018г., где расчетным прибором учета указан был Меркурий 234 АRT-00P, установленный на опоре 67/1. В соответствии с пунктом 4 данного дополнительного соглашения «Остальные пункты договора № 1223 от 01.01.2007 на электроснабжение и потребление электрической энергии, остаются неизменными и стороны подтверждают по ним обязательства».

 В соответствии с представленными документами, указанный прибор учета электрической энергии РиМ 384.02/2  является дорогостоящим.

Письмом (вх. № 469 от 14.02.2018г.) Т. И.Ю. просил подтвердить технические условия на организацию учета электроэнергии, либо выдать новые технические условия, в связи с окончанием срока периодической поверки (декабрь 2018 г.).

Письмом (исх. № 433 от 13.03.2018 г.) ООО «Энерго» сообщило, что «ранее на границе балансовой принадлежности был установлен прибор учета электрической энергии марки РиМ 384.02, для которого на опоре ВЛ-10 кВ была установлена специальная техническая конструкция, для возможности монтажа данного прибора учета, в связи с этим, с целью упрощения монтажных работ по установке прибора учета на границе балансовой принадлежности, и исключения выхода из строя измерительного комплекса при превышении максимальной мощности, ввиду отсутствия ограничивающего устройства по превышению мощности, ООО «Энерго» рекомендует установить прибор учета типа РиМ 384.02 на ранее смонтированной конструкции».

Вместе с тем, согласно пункту 180 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства № 442 (далее – Основные положения № 442), лицо, являющееся собственником расчетного прибора учета или энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), в границах которых установлен расчетный прибор учета, принадлежащий другому лицу, при выявлении фактов его неисправности или утраты, истечения межповерочного интервала обязано немедленно сообщить об этом другой стороне по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии).

Абзацем 4 пункта 180 Основных положений № 442 установлено, что лицо, к которому обращается потребитель, обязано уведомить его о требованиях к срокам восстановления учета электрической энергии путем установки и допуска в эксплуатацию расчетного прибора учета, а также о последствиях нарушения таких сроков.

Т. И.Ю. письмом сообщил об окончании срока периодической поверки (декабрь 2018 г.), однако, в ответном письме (исх. № 433 от 13.03.2018г.) ООО «Энерго» указало на необходимость установки прибора учета электрической энергии типа РиМ 384.02/2, не указав процедуру установки и допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, а также о последствиях нарушения таких сроков.

           Заявитель указал, что ранее им были получены технические условия от 17.05.2011г. № 1161, которые не были отозваны, в соответствии с которыми необходимо было подготовить проект реконструкции опоры № 67 и организации коммерческого учета электроэнергии. Проект согласовать со службой РЭС и отделом контроля учета ООО «Энерго». В целях выполнения с ООО «Стройальянс» заключен договор на разработку технической документации. Подрядной организацией подготовлен проект и направлен на согласование в ООО «Энерго» (вх. № 1437 от 28.04.2018г.), однако письмом от 16.05.2018г. ООО «Энерго» сообщило, что проект не принимает и направляет со своей стороны список замечаний.

При этом Управление отмечает, что указанными замечаниями (исх. № 822 от 16.05.2018г.) предусмотрены такие замечания, как: «в общих пунктах присутствуют ссылки на нормы, утратившие силу.», «непонятно как обеспечивается доступ к ТН для замены предохранителей», «необходимо провести расчет на устойчивость выбранного оборудования к токам КЗ», «приложить расчет механической нагрузки стойки на прочность и устойчивость при установке на нее ПКУ».

Документов, подтверждающих направление в адрес Т. И.Ю. уведомлений в соответствии с пунктом 180 Основных положений № 442 в адрес Самарского УФАС России не представлено. 

Кроме того, не представлено документов, подтверждающих факт направления ООО «Энерго» в адрес ООО «Сбыт-Энерго» уведомления об истечении межповерочного интервала.

На основании вышеизложенного ООО «Энерго» был нарушен пункт 180 Основных положений № 442.

В письменных пояснениях (вх. №3132-з от 11.04.2019 г.) ООО «Энерго» пояснило, что «в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и не допускает нарушений в сфере антимонопольного законодательства, в том числе по вопросу направления письма (исх. № 433 от 13.03.2018 г.) Т. И.Ю., в котором было рекомендовано о необходимости установки прибора учета типа РиМ 384.02. Данная рекомендация была обусловлена технической необходимостью, с целью упрощения монтажных работ при установке прибора учета на границе балансовой принадлежности. По общему правилу деловое письмо не является прямо обязывающим документом, не носит нормативный характер, не несет в себе инструкцию к обязательному выполнению, а носит лишь информационно-рекомендательный характер».

С указанными доводами ООО «Энерго» нельзя согласиться по следующим основаниям.

Главой X Основных положений № 442, установлены правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Согласно пункту 139 Основных положений № 442, для учета электрической энергии, потребляемой потребителями, не указанными в пункте 138 настоящего документа, с максимальной мощностью менее 670 кВт, подлежат использованию приборы учета класса точности 1,0 и выше - для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 35 кВ и ниже и класса точности 0,5S и выше - для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 110 кВ и выше.

 

 

Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт, подлежат использованию приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 0,5S и выше, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более или включенные в систему учета.

Следовательно, указанным разделом X Основных положений предъявляются требования исключительно к классу точности приборов учета электрической энергии.

В соответствии с пунктом 3.1 Правил учета электрической энергии, утвержденных  Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996 (зарегистрировано в Минюсте РФ 24 октября 1996 г. N 1182), организация учета электроэнергии на действующих, вновь сооружаемых, реконструируемых электроустановках должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативно - технических документов в части:

- мест установки и объемов средств учета электроэнергии на электростанциях, подстанциях и у потребителей;

- классов точности счетчиков и измерительных трансформаторов;

- размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним.

Таким образом, указанными Правилами учета электрической энергии также не предъявляются требования к марке и типу устанавливаемого прибора учета электрической энергии.

Следовательно, в письме ООО «Энерго» (исх. № 433 от 13.03.2018 г.) содержатся необоснованные указания о необходимости установки прибора учета определенного типа, что не соответствует и противоречит действующему законодательству.

Согласно письменным пояснениям (вх.  4112-з от 13.05.2019 г.), ООО «Энерго» пояснило, что «прибор учета РиМ 384.02/2 выбран сетевой организацией по причине его технических возможностей к установке на высоковольтной линии электропередач, являющейся границей балансовой принадлежности, а также как экономически доступный, удобный к монтажу и отвечающий требованиям к их установке».

Вместе с тем, как было указано выше, прибор учета типа РиМ 384.02/2 является достаточно дорогостоящим.

Т. И.Ю. в материалы дела были представлены документы, подтверждающие стоимость прибора учета Меркурий 234 ART-00, на данный момент установленного на объекте, принадлежащем Т. И.Ю. В стоимость пункта коммерческого учета ПКУ-10 входит: кабель КВВГ 10х2,5; Меркурий 234 ART-00 Р; ОПН-П-10/12,7/10/400 УХЛ1; модуль высоковольтный; модуль низковольтный; комплект частей для установки на опору высоковольтного модуля; комплект частей для установки на опору низковольтного модуля; Х-8 Хомут; Х-3 Хомут; кронштейн ОПН (универсальный).

Совокупная стоимость пункта коммерческого прибора учета ПКУ-10, с входящим в него Меркурий 234 ART-00 Р, который на данный момент установлен на объекте, принадлежащем Т. И.Ю. стоит 153 600 (Сто пятьдесят три тысячи шестьсот) руб. 00 коп., что существенно отличается от цены прибора учета РиМ 384.02/2, который ООО «Энерго» в письме (исх. №433 от 13.03.2018 г.) указало в качестве прибора учета, который необходимо установить на объекте, принадлежащем Т. И.Ю.

Необходимо отметить, что пунктом 40 Основных положений № 442 перечислены существенные условия договора энергоснабжения, в том числе условия о порядке учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета и порядке взаимодействия сторон договора в процессе такого учета, указанные в пункте 42 настоящего документа, характеристики приборов учета, имеющихся на дату заключения договора, а также обязанность потребителя (покупателя) по обеспечению оборудования точек поставки по договору приборами учета и условия о порядке определения объема потребления электрической энергии (мощности) в случае отсутствия приборов учета и в иных случаях, когда в соответствии с настоящим документом подлежат применению расчетные способы.

Пунктом 42 Основных положений № 442 установлено, что договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) должен содержать порядок учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета и порядок взаимодействия сторон договора в процессе такого учета, соответствующие требованиям раздела X настоящего документа.

Согласно пункту 76 Основных положений № 442, гарантирующий поставщик не вправе устанавливать в договорах энергоснабжения с гражданами, указанными в пункте 71 настоящего документа, иные требования к приборам учета электрической энергии, чем требования, предусмотренные разделом X настоящего документа и иными нормативными правовыми актами. При этом установка приборов учета электрической энергии более высокого класса точности и (или) обладающих дополнительными функциями осуществляется за счет потребителя только при его согласии.

Из системного толкования вышеназванных пунктов Основных положений № 442 можно сделать вывод, что Основными положениями № 442 не предъявляется требований к типу прибора учета электрической энергии, который потребитель устанавливает на принадлежащем ему объекте. Следовательно, исходя из вышеназванных пунктов Основных положений № 442, потребитель самостоятельно выбирает прибор учета любого типа и марки по своему волеизъявлению.

ООО «Энерго» пояснило, что прибор учета был предложен к установке как рекомендуемый, но не обязывал Т. И.Ю. к обязательному установлению именно этого прибора учета.

Данное утверждение нельзя принять во внимание, учитывая всю совокупность действий ООО «Энерго» по установке данного типа и марки прибора учета потребителю и вводу в эксплуатацию 18.07.2016г., принимая о внимание доминирующее положение ООО «Энерго» и направление ООО «Энерго» ответа на запрос Т. И.Ю. о подтверждении ранее выданных технических условий от 17.05.2011г., в которых также были указаны конкретные приборы учета, либо выдаче новых технических условий.

Таким образом, указание ООО «Энерго» в письме (исх. № 433 от 13.03.2018 г.) конкретного типа, марки прибора учета электрической энергии, производимого конкретным производителем, противоречит действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - постановление ВАС РФ № 30) для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из последствий, указанных в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Таким образом, антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Согласно пункту 4 Постановления ВАС РФ № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

ООО «Энерго» на основании действующего законодательства не вправе указывать потребителю какой конкретно тип и марку прибора учета электрической энергии необходимо установить на объекте потребителя.

По общим правилам, установленным разделом X Основных положений № 442, сетевая организация может предъявлять требования исключительно к классу точности прибора учета электрической энергии.

Обладая рыночной властью в силу своего доминирующего положения, хозяйствующий субъект имеет возможность оказывать влияние на потребителей, на условия обращения товара, такого, например, как приборы учета, которые не могли бы быть получены в условиях конкуренции.

Учитывая совокупность действий ООО «Энерго» ограничивает право выбора потребителем прибора учета электрической энергии путем указания прибора учета электрической энергии конкретного типа, а также, указанные действия ООО «Энерго» могут привести к устранению, ограничению конкуренции и созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, которые осуществляют реализацию приборов учета электрической энергии иных типов и марок.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ООО «Энерго» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции», в том числе, не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Следовательно, являясь субъектом естественной монополии, осуществляя допуск приборов учета в эксплуатацию, занимая доминирующее положение, ООО «Энерго» не вправе ограничивать право выбора потребителя электрической энергии иного прибора учета электрической энергии, а также создавать препятствия доступу на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, которые осуществляют реализацию приборов учета электрической энергии.

Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлены пределы осуществления гражданских прав, согласно которым не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия Самарского УФАС России установила, что в действиях ООО «Энерго» содержится нарушение антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением путем неуведомления Т. И.Ю. о требованиях к срокам восстановления учета электрической энергии путем установки и допуска в эксплуатацию расчетного прибора учета, а также о последствиях нарушения таких сроков, а также указания в письме (исх. № 433 от 13.03.2018 г.) о необходимости установки прибора учета конкретного типа и марки, а именно, РиМ 384.02/2, что ущемляет права Т. И.Ю., ограничивает его право выбора как потребителя прибора учета иного типа и марки, что в свою очередь может привести к устранению, ограничению конкуренции и созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, которые осуществляют реализацию иных приборов учета электрической энергии.

В связи с тем, что нарушение не устранено, Комиссия Самарского УФАС России считает целесообразным выдать предписание ООО «Энерго» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции».

 

РЕШИЛА:

1. Признать наличие нарушения в действиях ООО «Энерго» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением путем неуведомления Т. И.Ю. о требованиях к срокам восстановления учета электрической энергии путем установки и допуска в эксплуатацию расчетного прибора учета, а также о последствиях нарушения таких сроков, а также, указания в письме (исх. № 433 от 13.03.2018 г.) о необходимости установки прибора учета конкретного типа и марки, а именно, РиМ 384.02/2, что ущемляет права Т. И.Ю., ограничивает его право выбора как потребителя прибора учета иного типа и марки, что в свою очередь может привести к устранению, ограничению конкуренции и созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, которые осуществляют реализацию иных приборов учета электрической энергии.

2. Выдать ООО «Энерго» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, выразившегося в указании в письме (исх. № 433 от 13.03.2018 г.) о необходимости установки прибора учета конкретного типа и марки, а именно, РиМ 384.02/2 путем осуществления отзыва данного письма.

ПРЕДПИСАНИЕ № 063/01/10-76/2019

 

 

        «04» октября 2019г.                                                                                      г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:….

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «04» октября 2019г. по делу № 063/01/10-76/2019 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Энерго» (44035, г. Самара, ул. Минская, 25) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ООО «Энерго» в срок до «01» ноября 2019г.  прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем указания в письме (исх. № 433 от 13.03.2018г.) о необходимости установки прибора учета конкретного типа и марки, а именно, РиМ 384.02/2, что ущемляет права Т.И.Ю., ограничивает его право выбора как потребителя прибора учета иного типа и марки, что в свою очередь может привести к устранению, ограничению конкуренции и созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, которые осуществляют реализацию иных приборов учета электрической энергии.

а именно:

- путем осуществления отзыва письма ООО «Энерго»  (исх. № 433 от 13.03.2018г.), направленного Т. И.Ю.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Связанные организации

ООО "Энерго"
ИНН 7719764463, ОГРН 1107746934790