Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/16-155/2024 от 18 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/16-155/2024
18 апреля 2023 года г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии – ...
Члены Комиссии – ...,
...,
рассмотрев дело № 063/05/16-155/2024, возбужденное в отношении ООО «Горизонт Медиа» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно статьи 16 и части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»)
в отсутствии представителя:
заявителя – Управление Роскомнадзора по Самарской области (443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 198), лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80103694708088 с пометкой «вручение адресату почтальоном 26.03.2024», реестром внутренних почтовых отправлений № 334 от 22.03.2024;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Горизонт Медиа» (443084, ш. Московское, д. 149, помещ. Н10-10, г. Самара, Самарская область, ИНН 6350013568, ОГРНИП 1096350000361), лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80103694708101 с пометкой «вручение адресату почтальоном 28.03.2024», реестром внутренних почтовых отправлений № 334 от 22.03.2024;
заинтересованного лица – ———
эксперта – ———
переводчика – ———
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступили материалы планового систематического наблюдения (вх. № 2484/24 от 21.02.2024г.), проведенного Управлением Роскомнадзора по Самарской области в рамках планового систематического наблюдения в отношении периодического печатного издания журнала «Здоровье. Медицина. Красота» (ООО «Горизонт Медиа», регистрационный номер серии ПИ № ФС 77-64007 от 09.12.2015 (далее – Заявление).
В соответствии с частью 3 статьи 56 Федерального закона №248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее – контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
Материалы планового систематического наблюдения Управления Роскомнадзора по Самарской области являются наблюдением за соблюдением обязательных требований - проверкой.
В ходе проведения систематического наблюдения проанализированы выпуски № 5 (49) от 05.10.2023, № 6 (50) от 08.11.2023, № 7 (51) от 11.12.2023 периодического печатного издания журнала «Здоровье. Медицина. Здоровье» (далее – Журнал).
Из материалов Заявления следует, что в выпуске Журнала № 6 (50) от 08.11.2023 на странице 23, на материалах рекламного характера отсутствует пометка «реклама» или пометка «на правах рекламы», в выпусках № 5 (49) от 05.10.2023, № 6 (50) от 08.11.2023, № 7 (51) от 11.12.2023 объем рекламы составляет более чем сорок пять процентов объема одного номера.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная информация в данных выпусках Журнала подпадает под понятие рекламы, так как адресована неопределённому кругу лиц, следовательно должна соответствовать требованиям ФЗ «О рекламе».
Согласно статье 16 ФЗ «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке, и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
В соответствии с регистрационными документами примерная тематика и (или) специализация Журнала: информационная, медицинская, спортивная, культурно-просветительская, научная. Журнал не специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера, на обложке и в выходных данных не содержится информации о такой специализации, следовательно, информация, указанная на странице 23 Журнала № 6 (50) от 08.11.2023 должна содержать пометку «реклама» или «на правах рекламы».
Из материалов заявления также следует, что объем рекламы в Журналах № 5 (49) от 05.10.2023, № 6 (50) от 08.11.2023, № 7 (51) от 11.12.2023 составляет более чем сорок пять процентов объема одного номера, что также является нарушением ст. 16 ФЗ «О рекламе».
В ходе рассмотрения заявления выяснилось, что объектом рекламирования на странице 23 Журнала № 6 (50) от 08.11.2023 являются контактные линзы, линзы для очков, оправы, реализуемые медицинским центром «Оптика lux», которые в соответствии с приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий», являются офтальмологическими медицинскими изделиями.
В силу части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Исходя из указанных норм следует, что реклама в Журналах № 5 (49) от 05.10.2023, № 6 (50) от 08.11.2023, № 7 (51) от 11.12.2023 нарушает ст. 16, ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24-26 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Управление Самарского УФАС России возбудило производство по делу № 063/05/16-155/2024 от 21.03.2024 по признакам нарушения рекламного законодательства, назначило рассмотрение дела на 16.04.2024 года.
Всесторонне рассмотрев, полно и объективно изучив и проанализировав материалы дела № 063/05/16-155/2024, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Признаки рекламы установлены пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»:
1. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
2. Информация направлена на неопределенный круг лиц, поскольку распространена средством массовой информации.
3. Содержащаяся информация, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и продвижению его на рынке.
Согласно статье 16 Федерального закона «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
В соответствии с регистрационными документами примерная тематика и (или) специализация СМИ: информационная, медицинская, спортивная, культурно-просветительская, научная.
СМИ не специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера.
Информация, указанная на странице 23 Журнала № 6 (50) от 08.11.2023 должна содержать пометку «реклама» или «на правах рекламы».
Из материалов заявления также следует, что объем рекламы в Журналах № 5 (49) от 05.10.2023, № 6 (50) от 08.11.2023, № 7 (51) от 11.12.2023 составляет более чем сорок пять процентов объема одного номера, что также является нарушением статьи 16 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 4 и пунктом 10 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга».
Согласно части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и от 13.10.2017 № 804н (ред. от 24.09.2020, с изм. от 26.10.2022).
Согласно пункту 22 Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.
ООО «ОПТИКА ЛЮКС» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии ЛО-63-01-004993, но при этом ООО «ОПТИКА ЛЮКС» прямо не указывает, что осуществляет медицинскую деятельность, следовательно, спорная реклама не должна содержать предупреждение о наличии противопоказаний и получения консультаций специалистов.
Таким образом, рассматриваемые рекламные материалы не содержат признаков нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
Действия ООО «Горизонт Медиа» содержат признаки нарушения статьи 16 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 16 ФЗ «О рекламе».
ООО «Горизонт Медиа» является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:
- Справкой о результатах систематического наблюдения в отношении периодического печатного издания журнала «Здоровье. Медицина. Красота» (реестровая запись от 09.12.2015 серия ПИ № ФС 77-64007);
- Служебной запиской от 21.03.2024 года;
- Определением о возбуждении дела № 063/05/16-155/2024 и назначении дела к рассмотрению от 21.03.2024 года;
Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
У Самарского УФАС России имеются сведения о том, что нарушение прекращено в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу не выдавать предписание ООО «Горизонт Медиа» о прекращении нарушения рекламного законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-50 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать ООО «Горизонт Медиа», нарушившим требования статьи 16 ФЗ «О рекламе».
- Предписание ООО «Горизонт Медиа» о прекращении нарушения рекламного законодательства не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Горизонт Медиа».
Резолютивная часть решения оглашена 16 апреля 2024 года.
Решение изготовлено в полном объеме 18 апреля 2024 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии …
Члены Комиссии …
…