Постановление №б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 30 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания по делу № 063/04/14.31-730/2020
об административном правонарушении
 
«30» октября 2020 г.                                                                                                           г. Самара

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол и материалы дела № 063/04/14.31-730/2020 об административном правонарушении  в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс» (ул. Победы, д. 14, оф. 1, г. Самара, 443083, ИНН: 6316186232),

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось принятие Самарским УФАС России решения от 15.04.2020 г., которым установлен факт нарушения ООО «ЭкоСтройРесурс» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Событие административного правонарушения и его квалификация.

1. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения дела № 063/01/10-446/2019 явились заявления ООО «Клиника доктора Коренченко в Новом городе», ООО «Клиника доктора Кравченко», указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Самарским УФАС России установлено, что ООО «Клиника доктора Коренченко в Новом городе» осуществляет медицинскую деятельность и оказывает амбулаторные медицинские услуги по специальности «оториноларингология» в нежилом помещении многоквартирного дома на территории Самарской области, а именно по адресу г. Тольятти, ул. Офицерская, д.6.
Вышеуказанное помещение ООО «Клиника доктора Коренченко в Новом городе» занимает на основании договора аренды от 12.02.2013 г., заключенного между данным Обществом и ООО «Аптека 245».
 В соответствии с вышеуказанным договором, ООО «Аптека 245» передает, а Клиника принимает в аренду нежилые помещения общей площадью 106,6 кв.м, лит. А, 1 этаж, комнаты 36-42, расположенные по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Офицерская, д. 6А (многоквартирный жилой дом).

Как следует из материалов дела № 063/01/10-446/2019, ООО «ЭкоСтройРесурс» направило в адрес заявителя проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО № ТКО-6 113 от 01.01.2019 г., что подтверждается письмом от 18.03.2019 г. №5350.
Согласно пункту 12 указанного договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505, следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО. Расчет ежемесячного платежа согласно информации, указанной в приложениях № 1 к договорам, производится по следующей формуле: 

количество (Кi)*(норматив(N)/12)*тариф(T).

Согласно материалам дела № 063/01/10-446/2019, медицинской организацией ООО «Клиника доктора Коренченко в Новом городе» по запросу ООО «ЭкоСтройРесурс» предоставлена информация о количестве расчетных единиц (количестве посетителей) за 2018 год для расчета ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО в 2019 году.
В соответствии с представленными данными за 2018 год ООО «Клиника доктора Коренченко в Новом городе» посетило 4 000 человек, что следует из письма ООО «Клиника доктора Коренченко в Новом городе» от 01.03.2019 г. б/н.

Самарским УФАС России установлено, что для расчета ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО для ООО «Клиника доктора Коренченко в Новом городе» региональным оператором использованы следующие данные:
- предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, утвержденный Приказом № 846, который составляет для всех потребителей (без НДС) 498,47 руб./м3 (с учетом НДС 20% данная сумма составляет 598,16 руб./м3). Согласно формуле 9(5), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, данная величина имеет условное обозначение «T»;
- норматив накопления ТКО для медицинских учреждений (поликлиник, лабораторий клинико-диагностических и бактериологических), утвержденный приказом № 804, в размере 0,15 м3/год. Согласно формуле 9(5) данная величина имеет условное обозначение «N»;
- расчетная единица, в отношении которой установлен норматив накопления ТКО, утвержденная Приказом № 804, равная 1 посетителю. 
При этом ООО «ЭкоСтройРесурс» в качестве показателя Ki, характеризующего число расчетных единиц для i-го нежилого помещения, предусмотренного формулой 9(5), использует показатель, характеризующий количество посетителей медицинской организации в целом за весь 2018 год. 
Исходя из изложенного, расчет ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО для ООО «Клиника доктора Коренченко в Новом городе» осуществляется ООО «ЭкоСтройРесурс» следующим образом:

4000 чел./год. * 1/12 мес. * 0,15 м3/год * 598,16 руб./м3 = 29 908 руб/мес.

Из указанного следует, что ООО «ЭкоСтройРесурс» при расчете ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО в 2019 г. для ООО «Клиника доктора Коренченко в Новом городе» в качестве объема расчетных единиц использует количество посетителей медицинской организации за весь год в целом, предшествующий году оказания коммунальной услуги.
Из расчета платы, указанного в вышеприведенной формуле, следует, что посещаемость ООО «Клиника доктора Коренченко в Новом городе» составляет 4000 человек ежемесячно, что не соответствует фактическим обстоятельствам и опровергается сведениями, представленными Клиникой. 
По результатам расчетов, произведенных ООО «ЭкоСтройРесурс», ежемесячная стоимость услуг по обращению с ТКО для ООО «Клиника доктора Коренченко в Новом городе» составила 29 908 руб./мес., что подтверждается соответствующим документом на оплату №12545 от 28.02.2019г.

2. Как следует из материалов дела № 063/01/10-446/2019, аналогичным образом ООО «ЭкоСтройРесурс» рассчитало плату за услугу по обращению с ТКО для ООО «Клиника доктора Кравченко».
Согласно представленным материалам ООО «Клиника доктора Кравченко», осуществляет медицинскую деятельность и оказывает амбулаторные медицинские услуги в нежилых помещениях многоквартирных домов на территории Самарской области, а именно по адресу г. Самара, ул. Георгия Димитрова, 18.
Вышеуказанное помещение ООО «Клиника доктора Кравченко» занимает на основании договора аренды от 01.01.2019 г., заключенного между данным Обществом и ИП Кравченко А.В.
 В соответствии с данным договором ИП <…> передает, а Клиника принимает в аренду нежилые помещения общей площадью 241,6 кв.м, литер IV, 1 этаж, пом.2,4,5,6-8,16,19,30-33,34-37,40,41,76,80,81,82,83,84,85, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Георгия Димитрова, 18.

Как следует из материалов дела № 063/01/10-446/2019, ООО «ЭкоСтройРесурс» направило в адрес заявителя проект договора на оказание услуг по обращению с № ТКО-1 631 от 01.01.2019 г., что подтверждается письмом от 04.02.2019 г. №2432.
Согласно пункту 12 указанного договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505, следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО. Расчет ежемесячного платежа согласно информации, указанной в приложениях № 1 к договорам, производится по следующей формуле: 

количество (Кi)*(норматив(N)/12)*тариф(T).
Согласно материалам дела, медицинской организацией ООО «Клиника доктора Кравченко» по запросу ООО «ЭкоСтройРесурс» предоставлена информация о количестве расчетных единиц (количестве посетителей) за 2018 год для расчета ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО в 2019 году.
В соответствии с представленными данными за 2018 год ООО «Клиника доктора Кравченко» посетило 18 000 человек, что следует из письма ООО «Клиника доктора Кравченко», направленным в адрес ООО «ЭкоСтройРесурс».

Самарским УФАС России установлено, что для расчета ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО для ООО «Клиника доктора Кравченко» региональным оператором использованы следующие данные:
- предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, утвержденный Приказом № 846, который составляет для всех потребителей (без НДС) 498,47 руб./м3. При этом с учетом НДС 20% данная сумма составляет 598,16 руб./м3. Согласно формуле 9(5), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 данная величина имеет условное обозначение «T»;
- норматив накопления ТКО для медицинских учреждений (поликлиник, лабораторий клинико-диагностических и бактериологических), утвержденный приказом № 804, в размере 0,15 м3/год. Согласно формуле 9(5) данная величина имеет условное обозначение «N»;
- расчетная единица, в отношении которой установлен норматив накопления ТКО, утвержденная Приказом № 804, равная 1 посетителю. 
При этом ООО «ЭкоСтройРесурс» в качестве показателя Ki, характеризующего число расчетных единиц для i-го нежилого помещения, предусмотренного формулы 9(5), использует показатель, характеризующий количество посетителей медицинской организации в целом за весь 2018 год. 
Исходя из изложенного, расчет ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО для ООО «Клиника доктора Кравченко» осуществляется ООО «ЭкоСтройРесурс» следующим образом:

18000 чел./год. * 1/12 мес. * 0,15 м3/год * 598,16 руб./м3 = 134 586руб/мес.

Из указанного следует, что ООО «ЭкоСтройРесурс» при расчете ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО в 2019 г. для ООО «Клиника доктора Кравченко» в качестве объема расчетных единиц использует количество посетителей медицинской организации за весь год в целом, предшествующий году оказания коммунальной услуги.
Из расчета платы, указанного в вышеприведенной формуле, следует, что посещаемость ООО «Клиника доктора Кравченко» составляет 18 000 человек ежемесячно, что не соответствует фактическим обстоятельствам и опровергается сведениями, представленными Клиникой. 
По результатам расчетов, произведенных ООО «ЭкоСтройРесурс», ежемесячная стоимость услуг по обращению с ТКО для ООО «Клиника доктора Кравченко» составила 134 586руб/мес., что подтверждается соответствующим документами на оплату № 1209 от 31.01.2019 г., №3982 от 28.02.2019 г., № 11119 от 31.03.2019 г., №ООБП-017788 от 30.04.2019 г., №ООБП-0267228 от 31.05.2019 г.

Самарское УФАС России, изучив материалы дела № 063/01/10-446/2019, пришло к выводу о том, что действия регионального оператора по расчету размера стоимости услуги по обращению с ТКО для Клиник с применением значения показателя, характеризующего количество расчетных единиц (количество посетителей) в целом за весь календарный год, не соответствуют требованиям, установленным Правилами № 354.
В данной ситуации при расчете ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО для рассматриваемой категории потребителей в качестве показателя Ki, содержащегося в формуле 9(5), утвержденной Правилами предоставления коммунальных услуг, следует использовать данные о количестве посетителей за месяц, предшествующий месяцу начисления платы за коммунальную услугу. 
Указанный подход обусловлен нормами действующего жилищного законодательства и Правилами № 354. В соответствии с разделом II(1) Правил № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю, определяется за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире.
При этом расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37 Правил № 354).
В соответствии с разделом II(1) Правил № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю, определяется за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире.
Таким образом, под количеством расчетных единиц в формуле 9(5), утвержденной вышеуказанными Правилами, понимается количество посетителей в месяц.
Исходя из анализа действующего законодательства, Самарское УФАС России пришло к выводу, что ежемесячная плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО для Клиник рассчитывается как произведение количества посетителей в месяц, норматива накопления ТКО для объектов общественного назначения (поликлиники, лаборатории клинико-диагностические и бактериологические) и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс:

количество посетителей в месяц * 1/12 мес. * 0,15 м3/год на 1 посетителя * 598,16 руб./м3

Аналогичные выводы относительно порядка расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО для указанной категории потребителей содержатся в письме ФАС России от 29.01.2020 г. № ВК/5811/20, представленном в ответ на запрос Самарского УФАС России о разъяснении применения норм действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах в случае отсутствия у медицинской организации данных о количестве посетителей за год, в том числе предшествующий году начисления платы (например, если организация образована в текущем году), подход ООО «ЭкоСтройРесурс» к расчету платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, практически, не может быть применен.
Вышеуказанные выводы в своей совокупности опровергают доводы ООО «ЭкоСтройРесурс», изложенные в рамках рассмотрения дела № 063/01/10-446/2019, о том, что норматив накопления ТКО для медицинских учреждений, утвержденный приказом № 804, установлен как количество м3/год, и в качестве единицы для осуществления расчетов следует использовать количество посетителей за год. Данный поход регионального оператора по расчету ежемесячной платы за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО противоречит установленному порядку.

3. Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа) был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.
С учетом целей исследования и особенностей рынка услуг по обращению с ТКО, временным интервалом исследования является срок существования указанного рынка с 01.01.2019 г. по 15.07.2019 г. Следует отметить, что данный период включает период, в который региональным оператором по обращению с ТКО ООО «ЭкоСтройРесурс» совершались действия, рассмотренные в рамках дела № 063/01/10-446/2019. 
Продуктовые границы товарного рынка определены, как услуги по обращению с ТКО. Данная услуга является комплексной и включает в себя несколько подуслуг: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов.
Географическими границами исследуемого рынка следует признать границы, в которых осуществляет деятельность региональный оператор по обращению с ТКО, которые совпадают с границами Самарской области. 
Действующее законодательство в сфере обращения с ТКО, полученные в ходе проведения анализа документы и сведения свидетельствуют о том, что единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по обращению с ТКО в Самарской области в пределах срока исследования рынка, является ООО «ЭкоСтройРесурс» (ул. Победы, д. 14, оф. 1, ИНН: 6316186232), имеющее статус регионального оператора.
С учетом целей исследования, положений нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности обращения с ТКО, обстоятельств, рассматриваемых антимонопольным органом, имеющихся документов и сведений покупателями, приобретающими у ООО «ЭкоСтройРесурс» услуги по обращению с ТКО, являются юридические и физические лица (население), в процессе деятельности которых образуются ТКО. При этом с учетом обстоятельств дела № 063/01/10-446/2019, группой покупателей, приобретающей услугу по обращению с ТКО у ООО «ЭкоСтройРесурс» являются медицинские учреждения (поликлиники, лаборатории клинико-диагностические и бактериологические).
По результатам настоящего анализа установлено, что рынок услуг по обращению с ТКО в Самарской области является высококонцентрированным и характеризуется неразвитой конкуренцией.
Исходя из мнения покупателей услуги, а также информации, имеющейся в распоряжении антимонопольного органа, установлен ряд экономических и административных ограничений, препятствующих входу хозяйствующих субъектов на товарный рынок. 
Указанная ситуация сложилась в связи с тем, что с 01.01.2019 г. согласно действующему законодательству в сфере обращения с ТКО у потребителей отсутствует возможность выбора хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по обращению с ТКО, включающему сбор и транспортирование ТКО. Таким хозяйствующим субъектом является региональный оператор по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого находится потребитель (ООО «ЭкоСтройРесурс»). Иных региональных операторов в границах Самарской области не имеется. Следовательно, собственники ТКО имеют возможность вступить в договорные отношения, предметом которых является обращение с ТКО только с ООО «ЭкоСтройРесурс». 
Вышеизложенные факты позволяют сделать вывод о том, что на региональном рынке услуг по обращению с ТКО в пределах срока его существования осуществляет деятельность единственный хозяйствующий субъект ООО «ЭкоСтройРесурс», доля которого составляет 100%.
Таким образом, ООО «ЭкоСтройРесурс» занимает доминирующее положение на изученном товарном рынке. Самарским УФАС России установлено, что на момент принятия решения по делу положение ООО «ЭкоСтройРесурс» на данном товарном рынке не изменилось.
По результатам анализа состояния конкуренции на рынке обращения с ТКО, Самарским УФАС России подготовлен аналитический отчет, который приобщен к материалам дела.  

4. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действия (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей). Самостоятельным итогом злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением может быть ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности.
Самарским УФАС России установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс», совершая вышеизложенные действия в отношении ООО «Клиника доктора Коренченко в новом городе», ООО «Клиника доктора Кравченко» по необоснованному расчету ежемесячной платы за оказание услуг по обращению с ТКО, злоупотребляет своим доминирующим положением на товарном рынке, в результате чего, наступают неблагоприятные последствия в виде ущемления интересов заявителей в сфере предпринимательской деятельности.
В качестве злоупотребления доминирующим положением, повлекшим ущемление интересов медицинских организаций, антимонопольным органом квалифицированы действия, связанные с начислением ежемесячной платы за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО путем необоснованного применения значения показателя Ki, отражающего количество посетителей за год, которые не соответствуют требованиям экономической обоснованности, имеющие своим результатом значительное увеличение цены за коммунальную услугу.
Указанные действия совершаются ООО «ЭкоСтройРесурс» именно в силу обладания особым статусом – региональный оператор по обращению с ТКО. Доминирующее положение ООО «ЭкоСтройРесурс» на товарном рынке и его статус регионального оператора обуславливают возможность Общества оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке – услуги по обращению с ТКО. На территории Самарской области, включая территории г.о. Самары, г.о. Тольятти, где осуществляют предпринимательскую деятельность Клиники, ООО «ЭкоСтройРесурс» является единственным региональным оператором, с которым в силу положений Закона об отходах заявители могут заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Таким образом, у заявителей отсутствует возможность обратиться за получением услуги по обращению с ТКО к какому-либо иному лицу, кроме ООО «ЭкоСтройРесурс». 
Вместе с тем, Самарское УФАС России отмечает, что действия ООО «ЭкоСтройРесурс» по расчету платы за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО не имеют экономического обоснования и противоречат положениям нормативных правовых актов. В результате произведенного ООО «ЭкоСтройРесурс» расчета размера платы за услугу по обращению с ТКО, сумма, подлежащая уплате за данную коммунальную услугу, оказалась завышена в 12 раз. При осуществлении заявителями своей хозяйственной деятельности они вынуждены нести расходы на оплату коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО. Следовательно, предъявление ответчиком платежных документов с указанием к оплате за коммунальную услугу суммы, исчисленной с нарушениями действующего законодательства, ущемляет интересы Клиник при осуществлении основного вида деятельности по оказанию медицинских услуг. При этом оплата услуг, предоставляемых ООО «ЭкоСтройРесурс», в данном размере, безусловно, негативно влияет на финансовые- экономические результаты деятельности Клиник. 
Исходя из материалов дела и пояснений, данных лицами, участвующими в деле, ООО «ЭкоСтройРесурс», начиная с 01.01.2019 г. продолжает осуществлять начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО для заявителей с нарушением требований действующего законодательства.
Материалами дела подтверждается причинно-следственная связь между действиями ООО «ЭкоСтройРесурс» и наступившими последствиями в виде ущемления интересов заявителей.
Учитывая вышеизложенные, рассматриваемые действия ООО «ЭкоСтройРесурс» являются результатом злоупотребления доминирующим положение Общества на рынке по оказанию услуг по обращению с ТКО и ущемляют интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности, что подтверждает наличие в действиях регионального оператора нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

5. Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и  недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
    Таким образом, рассматриваемые действия ООО «ЭкоСтройРесурс» указывают на события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
    Принимая во внимание необходимость осуществления процессуальных действий, требующих значительных временных затрат по определению обстоятельств и причин совершения указанного административного правонарушения, руководствуясь частью 4 статьи 28.3, статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ, Приказом ФАС России от 19 ноября 2004 г. № 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении», начальником отдела Самарского УФАС России вынесено определение о возбуждении дела от 27.08.2020 г. № 063/04/14.31-730/2020 об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс» (исх. № 11036/6 от 17.08.2020 г.). Указанным определением у ООО «ЭкоСтройРесурс» были запрошены документы и сведения, необходимые для производства по настоящему делу. Письмом от 04.09.2020 № ЭСР-46041/20 ООО «ЭкоСтройРесурс» были представлены истребуемые материалы.
ООО «ЭкоСтройРесурс» также представлены письменные пояснения, в которых Общество выражает несогласие с вменяемым правонарушением и просит прекратить производство по настоящему делу в связи отсутствием события указанного правонарушения. В обоснование своей позиции ООО «ЭкоСтройРесурс» ссылается на письмо Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее – ГЖИ Самарской области) от 08.07.2020 г. № 018359, а также письмо Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный технический университет»  (далее – СамГТУ) от 13.07.2020 г. №02.01/1900, в котором количество расчетных единиц Ki в указанной формуле должно учитываться за год.
Вместе с тем, из содержания норм действующего федерального и регионального законодательства следует, что расчетная единица для категории объектов медицинских учреждений (поликлиник, лабораторий клинико-диагностических и бактериологических) установлена как 1 посетитель исходя из годового расчетного периода. Вместе с тем, согласно пункту 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 расчетным периодом для их оплаты является календарный месяц. В связи с этим правовых оснований для применения при начислении ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО количества посетителей, которые посещают Клиники за весь календарный год, не имеется. Данные обстоятельства свидетельствуют об ущемлении интересов Клиник, являются злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и указывают на наличие в действиях регионального оператора события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Позиция ГЖИ Самарской области и СамГТУ, на которую ссылается ООО «ЭкоСтройРесурс», также не подтверждает отсутствие в действиях Общества события административного правонарушения. В письмах ГЖИ Самарской области и СамГТУ не имеется выводов относительно наличия/ отсутствия в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» нарушения антимонопольного законодательства. Указанные лица не имеют полномочий на дачу разъяснения по применению норм действующего, в том числе антимонопольного, законодательства. 
При этом в материалах дела содержится письмо ФАС России от 29.01.2020 г. № ВК/5811/20, которая является государственным органом, уполномоченным на дачу разъяснений по применению антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции. В данном письме ФАС России указано на правильность применения Самарским УФАС России положений антимонопольного законодательства.
Составление протокола по делу № 063/04/14.31-730/2020 об административном правонарушении было назначено на 24.09.2020 г в 10 ч. 00 мин. 
Общество было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте составления протокола, что подтверждается почтовым отправлением № 44312347259593. 
На составление протокола явился защитник ООО «ЭкоСтройРесурс <…> по доверенности №176 от 23.09.2020 г. В ходе составления протокола указанный защитник поддержал доводы, ранее изложенные ООО «ЭкоСтройРесурс в письменных пояснениях, приобщенных к материалам настоящего дела. Как указывает ООО «ЭкоСтройРесурс в своих пояснениях, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения и событие административного правонарушения.
Вместе с тем, ООО «ЭкоСтройРесурс в материалы дела об административном правонарушении» не представлено доказательств, опровергающих факт нарушения ООО «ЭкоСтройРесурс» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, который образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ. 
Определением Самарского УФАС России от 24.09.2020 г. № 119298/6 рассмотрение дела назначено на 01.10.2020 г. в 14 часов 30 минут. На рассмотрение дела об административном правонарушении явился защитник ООО «ЭкоСтройРесурс <…>, действующий на основании доверенности от 30.09.2020 № 179. 
В ходе рассмотрения дела защитником Общества представлено ходатайство о передаче дела по подведомственности, так как рассмотрение дел об административных правонарушениях, по мнению Общества, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, является исключительной подсудностью районных судов в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ. Вместе с тем, правовых оснований для передачи на рассмотрение районных судов настоящего дела Самарским УФАС России не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ. Согласно части 2 статьи 23.48 рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководители структурных подразделений федерального антимонопольного органа, их заместители. 
Определением Самарского УФАС России от 01.10.2020 г. № 12202/6 рассмотрение дела было отложено в соответствии со статьями 29.1, 29.4, 29.7 КоАП РФ, очередное рассмотрение назначено на 30.10.2020 г. в 11 часов 00 минут. 
Определением Самарского УФАС России от 01.10.2020 г. № 12203/36 срок рассмотрения дела продлен до 01.11.2020 г. в соответствии с частью 2 статьи 29.6 КоАП РФ. 
Определением Самарского УФАС России от 01.10.2020 г. № 12201/36 истребованы у ООО «ЭкоСтройРесурс» материалы и сведения, характеризующие текущее имущественное и финансовое положение Общества. 07.10.2020 г. ООО «ЭкоСтройРесурс представлены истребуемые документы и сведения. 
30.10.2020 г. на рассмотрение дела об административном правонарушении явился защитник <…> по доверенности №176 от 23.09.2020. В ходе рассмотрения дела указанный защитник представил в адрес Самарского УФАС России дополнительные возражения, приобщенные к материалам дела, которые содержат аналогичные доводы, изложенные в представленных ранее пояснениях. Как указывает ООО «ЭкоСтройРесурс» в своих пояснениях, в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения и событие административного правонарушения.

6. В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ (статья 2.2 КоАП РФ) формы вины не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению. 
Материалы дела свидетельствуют о том, что административное правонарушение было совершено ООО «ЭкоСтройРесурс» виновно, поскольку у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований антимонопольного законодательства, в материалы дела не представлено.

Частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении. 
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ. Указанные обстоятельства при рассмотрении настоящего дела не установлены.
Факт совершения ООО «ЭкоСтройРесурс» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ (событие административного правонарушения) подтверждается:
- материалами дела № 063/04-14.31-730/2020 об административном правонарушении;
- протоколом об административном правонарушении от 24.09.2020 г.;
- решением Самарского УФАС России от 15.04.2020 г. по делу № 063/01-10-446/2019.

Срок давности привлечения ООО «ЭкоСтройРесурс» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

При принятии постановления по настоящему делу и назначении ООО «ЭкоСтройРесурс» административного наказания рассмотрена возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Обстоятельства конкретного совершенного административного правонарушения и роль правонарушителя в нем свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае действия ООО «ЭкоСтройРесурс»образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ не формально. Данные действия содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области антимонопольного законодательства, что не позволяет признать совершенное правонарушение малозначительным и освободить юридическое лицо от административной ответственности по данному основанию.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Самарским УФАС России установлено, что в настоящее время ООО «ЭкоСтройРесурс» ежемесячно начисляет плату ООО «Клиника доктора Коренченко в Новом городе», ООО «Клиника доктора Кравченко» за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из данных о количестве посетителей за год. Данный факт свидетельствует о наличии отягчающего административную ответственность обстоятельства: продолжение противоправного деяния, не смотря на требование уполномоченного лица прекратить его (пункт 1 часть 1 статьи 4.3 КоАП РФ).
Из материалов дела также следует, что административное правонарушение, совершенное ООО «ЭкоСтройРесурс», является длящимся, его продолжительность превышает один год, что свидетельствует о наличии в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» отягчающего обстоятельства, предусмотренного пунктом 1 примечания 3 к статье 14.31 КоАП РФ.
Самарским УФАС России при расчете административного штрафа в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс» не установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность. 
Сумма штрафа, подлежащего применению при назначении ООО «ЭкоСтройРесурс» административного наказания, рассчитана исходя из положений статьи 14.31 КоАП РФ, а также примечаний к ней.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, 29.10 КоАП РФ,     

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «ЭкоСтройРесурс» (ул. Победы, д. 14, оф. 1, г. Самара, 443083, ИНН: 6316186232), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 825 000 (восьмиста двадцати пяти тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 02.12.2019 г. № 380-ФЗ  «О Федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере защиты конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.
Реквизиты для уплаты административного  штрафа:
Получатель: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области г. Самара.

ИНН 6315802344
КПП 631601001
Р/с 40101810822020012001 в Отделение Самара г. Самара.
КБК 161 1 16 01141 01 0032 140
БИК 043601001
Л/с 04421188490 в УФК по Самарской области.
ОКТМО 36701000
УИН 16100500000000738540

Назначение платежа: административный штраф в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ за нарушение Закона о защите конкуренции согласно постановлению Самарского УФАС России от 30.10.2020 г. по делу № 063/04/14.31-730/2020.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление по адресу электронной почты to63@fas.gov.ru.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.


Заместитель руководителя
Самарского УФАС России                                                                                           <…>
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны